"Организация работы с родителями"
статья
Предварительный просмотр:
Организация работы с родителями в рамках ФГОС
Слайд 2
Права и обязанности родителей определены:
- ст. 38. ст. 43 Конституции РФ;
- гл. 12 Семейного кодекса РФ;
- ст. 44 Закона РФ «Об образовании»;
- ФГОС. 18.2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (далее – Программа) должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Слайд 3
Программа должна обеспечить: развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье
Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.
Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер… Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чёрствыми, злыми и жестокими. Поэтому работа с семьёй – одна из главных задач школы.
Слайд 4
Чтобы воспитательные результаты школы не «стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает в первую очередь ученик и его развитие, требуется тесное воспитательное взаимодействие, достижение которого может быть затруднено по нескольким объективным причинам:
Слайд 5
1. Отсутствие во многих случаях единых нравственно-педагогических позиций.
Практика показывает очень большой разрыв в моральных установках школы и семьи. Родителей учеников, например, чаще всего волнуют такие качества характера и поведения своих детей, как неорганизованность, неусидчивость, повышенная нервная возбудимость, отсутствие интереса к учению, грубость, капризность, своеволие и т. д. Обратим внимание на то, что в этом перечне фактически отсутствуют категории нравственного и духовного плана. А в ответах учителей, которые учат и воспитывают тех же детей, явно преобладают следующие категории: уважение к окружающим людям, трудолюбие, бережное отношение к природе, милосердие, честность и т. д. Приведенные результаты показывают важное направление в нашей профессиональной деятельности — сближение духовных, нравственно-педагогических позиций школы и семьи. Задача весьма сложная, но выполнимая, если педагогический коллектив её перед собой ставит. Пути здесь возможны разные: педагогический всеобуч, индивидуальная работа с семьями, групповые беседы и консультации, «круглые столы», совместная внеурочная деятельность учащихся и родителей.
Слайд 6
2. Родители ждут от педагогов постоянной квалифицированной помощи в воспитании и развитии своих детей. И в этом они совершенно правы. Чтобы представить, как школы на практике выполняет эту важную социальную функцию, зададим себе несколько вопросов.
- Всегда ли мы достаточно внимательны и добры к своим ученикам и их ближайшим родственникам? Часто ли советы учителей родителям бывают вполне профессиональными и конкретными?
- Не носят ли они, как правило, слишком общий и назидательный характер?
- Какие чувства испытывают отцы и матери «трудных» ребят, когда классный руководитель заканчивает неприятную беседу с ними словами: «Не знаю, что с вашим сыном делать?».
Слайд 7
3. Серьезной трудностью во взаимодействии школы и семьи является родительская любовь. Это самое сильное, нежное и сложное человеческое чувство. В жизни оно проявляется прежде всего в том, что родители стремятся оградить своего ребенка от всего неблагоприятного, что может с ним произойти, в том числе и в школе. Всякое отрицательное действие или бездействие (реальное или мнимое), недоброжелательность, равнодушие или бестактность педагога, отсутствие в школе комфортных условий и заботы взрослых о детях, естественно, вызывают у родителей неудовлетворенность, негативное отношение к учителям и к школе, вплоть до возмущения и гнева. И наоборот, повседневная забота учителей и руководителей школы о детях, уважительное, тактичное и справедливое к ним отношение вызывают у матерей и отцов чувства признательности, симпатии, уважения. Только такие отношения могут быть надежной основой сотрудничества школы и семьи.
С другой стороны, сильное чувство кровного родства делает позицию родителей по отношению к своим детям крайне субъективной, особенно в сложных и конфликтных ситуациях. Психологически это закономерно, но часто мешает взаимопониманию между родителями и учителями. Дело в том, что отношение родителей к учителям формируется в значительной мере через взгляды и настроения школьников. Однако оценка учащимися различных школьных ситуаций не всегда бывает достаточно объективной, так как в их восприятии преобладает эмоциональная сторона. Будучи в чем-то неправым, ребенок нередко представляет в отрицательном плане действия учителя даже тогда, когда понимает их обоснованность. В этих случаях информация детей приводит к неправильной оценке родителями поступков и позиций педагога, мешает взаимопониманию школы и семьи. Это обстоятельство стимулирует учителей не только повышать этическую обоснованность и убедительность своих действий в общении с учащимися, но и укреплять личные контакты с семьями воспитанников.
Амбициозные родители — не самые плохие родители, ведь они, как правило, совершенно искренне хотят сделать все от них зависящее не столько для себя, сколько именно для блага своего ребенка. Однако при этом они, к сожалению, слишком сильно перегибают палку.
У родительской амбициозности есть несколько причин. Выделим две из них.
Первая причина – стремление к статусу
Родители изо всех сил стараются сделать все для счастья своего ребенка. Хотят, чтобы он занял высокое положение, был богат, знаменит и т.д., считая все это гарантией его будущего счастья. Достижения ребенка тешат их больное честолюбие. Для таких родителей ребенок — это собственность, им можно без конца хвастаться как друзьям, так и врагам: он прекрасно играет на скрипке, учится в английской спецшколе, ездит на каникулы во Францию, занимается в элитарном спортклубе и так далее и тому подобное. Но при этом, как ни странно, сам ребенок, его чувства, наклонности и желания родителей интересуют меньше всего.
Вторая причина – нереализованные мечты
Мамы и папы считают, что ребенок должен вырвать у жизни все то, что в свое время не удалось им. Родителей захлестывает спортивный азарт: ребенок должен лучше всех учиться, кататься на коньках лучше ребенка соседа, рисовать не хуже Даши, играть на пианино лучше Миши, прославиться, неважно в чем — в спорте ли, науке или музыке. Их ребенок должен быть лучше всех! Родители ориентируют ребёнка на бой с жизнью, причём по всем линиям без исключения! Свои нереализованные в детстве мечты родители, став взрослыми, стремятся воплотить в жизнь за счёт своих же детей.
Такие родители выливают на чадо океан своей любви, в котором он рискует захлебнуться.
Нездоровые амбиции родителей могут подтолкнуть ребёнка к лжи и изворотливости.
Часто родители идеализируют ребёнка, безосновательно приписывая ему несуществующие совершенства, не хотят видеть и скрывают его недостатки.
Ребёнок следует их примеру, его самооценка становится завышенной. И однажды это может привести к плачевному результату: обязательно найдётся тот, кто укажет на недостатки и спустит с небес на землю. Причём сделает это в грубой форме. Результатом могут стать психические расстройства.
Задача школы, научить родителей, видеть в ребёнке личность. Показать, что родительская любовь должна выражаться в любви к личности ребёнка, уважении к его жизненному выбору, даже если он совершенно не совпадает с выбором родителей.
Уважение родительских чувств, бережное к ним отношение, знание индивидуальных особенностей каждого ребенка и семьи — все это помогает нам определить в общении с родителями учащихся правильную тактику: не допускать отношений командования и подчинения, строить общение на основе равенства, сотрудничества и взаимопомощи, не приказывать, но убеждать и советовать.
Слайд 8
Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения.
В наши дни выделяют много стилей общения, мы остановимся на основных:
Совместное творчество
В основе совместного творчества лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск.
Авторитарный стиль
Согласно авторитарному стилю педагог все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.
Попустительский стиль
Характерной чертой попустительского стиля общения является незначительная активность педагога, проблемы с родителями обсуждаются формально. Педагог подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
Стиль - дистанция
Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение - дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение - дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
Стиль - устрашение
Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.
Стиль - заигрывание
По существу, тип общения–заигрывания отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые педагоги, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.
Менторский стиль
Менторский стиль общения появляется в случае, когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя "бывалым" человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника. Назидательно-покровительственный тон присутствует не только в диалоге, но и во всем его внешнем облике.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- дни творчества детей и их родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.
Слайд 10
Заключение
Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.
Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:
- в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
- в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
- в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
- в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
- в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.
Видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=h8A8KdYjnhQ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация работы с родителями в УДОД"
Содержание работы с родителями, её значение в учреждении дополнительного образования детей....
Формы организации работы с родителями.
Презентация "Формы организации работы с родителями.Основные направления в работе.Функционирование деятельности"....
"Организация работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению"
Организация работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению в условиях современной школы....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...
Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)
Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...
Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»
Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...