Внеурочное мероприятие по математике
методическая разработка (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»
Внеурочное занятие по математике
«Игра- мир математики»
Учитель математики: Троянова К. А.
“Сделать учебную работу
настолько интересной для ребёнка
и не превратить эту работу
в забаву – это одна из труднейших
и важнейших задач дидактики”.
К.Д.Ушинского
Цель урока-игры: Воспитание интереса к предмету математики через использование игровых форм. Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.
Задачи проведения урока- игры по математике:
Учебные:
- Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения урока.
- Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
- Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
- Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развивающие:
- Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
- Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
- Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
- Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
- Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.
Принципы организации занятия:
- Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
- Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
- Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).
- Принцип соревновательности (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов).
Ожидаемые результаты:
- Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики.
- Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
- Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
- Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
- Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.
- Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.
Формы поощрения активных и успешных участников:
- Награждение индивидуальных победителей грамотами образовательного учреждения и призами.
- Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие по математике, а игра “Мир математики”. И начать его я хочу стихотворением М.Борзаковского “Математика повсюду!”:
Математика повсюду. Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое. Прежде чем его начать,
Нужно всё ещё подробно начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом, потолок провалится.
А кому, друзья скажите, это может нравится?
Ох, скажу я вам, ребята, все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно, что математику нам
надо знать.
Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле, иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе, добросовестно учись!
1-й конкурс. Математическая разминка
Сколько хвостов у семи котов? (7)
Сколько носов у двух псов? (2)
Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)
Сколько ушей у пяти малышей? (10)
Сколько ушек у трёх старушек? (6)
Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)
На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)
Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)
В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему? (Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)
Что тяжелее : килограмм сена или килограмм железа? (Одинаковый вес)
2-й конкурс. Расшифровать ребусы.
МЕ100; 40А (место; сорока)
3БУНА; И100РИЯ (трибуна; история)
3-й конкурс. Весёлое умножение.
Учитель: Кто умеет перемножать в столбик два двузначных числа? Все умеют?! Проверим! Я приглашаю к доске по одному участнику от каждой команды. (После того, как дети вышли, учитель продолжает.) Вот только я забыла вас предупредить, что умножать вы будете с завязанными глазами! Итак, 18 * 12 =
4-й конкурс. Математика + Литература.
Команде предлагается написать как можно больше пословиц, содержащих числа. Например, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
5-й конкурс. Блицтурнир.
Командам предлагается заполнить таблицы поочерёдно с помощью всех членов команды. Таблицы даются равнозначные. В таблицах заполнена колонка “Словесная запись”, а ребятам необходимо заполнить колонку “Символическая запись”.
1-я команда | 2-я команда | ||
Словесная запись | Символьная запись | Словесная запись | Символьная запись |
а на 70 больше, чем в | а – в = 70 | в на 4 меньше, чем а | а – в = 4 |
а в 3 раза больше, чем в | а : в = 3 или а = 3в | а в 5 раз меньше, чем в | в : а = 5 или |
Сумма чисел а и 18 равна 25 | а + 18 = 25 | Разность чисел в и 23 равна 14 | в – 23 = 14 |
6-й конкурс. Пантомима.
Командам предлагается придумать и показать пантомиму на тему “ Двоечник у доски”. А пока команды готовятся к соревнованиям. Предлагается ещё один конкурс для болельщиков.
7-й конкурс. БЛИЦТУРНИР.
Командам решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.
- 1-й ученик – расставляет порядок действий.
- 2-й ученик – выполняет первое действие.
- 3-й ученик – выполняет второе действие.
- 4-й ученик – выполняет третье действие.
- 5-й ученик – выполняет четвертое действие.
- 6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.
Ряд 1: 14 + (36*18 – 522:87) – 21= 635
36*18=648; 2) 522:87=6; 3) 648 – 6 = 642; 4) 14+642=656; 5) 656 -21 = 635
Ряд 2: 23 + (468: 78 + 46 * 24) – 157 = 976
1) 468:78=6; 2) 46*24=1104; 3) 1104+6=1110; 4) 23+ 1110 = 1133;
5) 1133 – 157= 976
Ряд 3: 689 – (621: 69 + 35*18) + 57=107
621: 69 = 9; 2) 35*18=630; 4) 630 +9 = 639; 5) 689 -639 = 50: 6) 50+57=107
8-й конкурс. Математический футбол.
Какое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?
(Ответ: число ноль)
Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?
(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)
Когда делимое и частное равны между собой?
(Ответ: когда делитель равен одному)
Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит весь кирпич? (Ответ: 4 кг)
Три кошки за три минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (Ответ: 100 кошек)
Не производя никакой записи, увеличьте число 86 на 12?
(Ответ: перевернуть число и получить 98)
От трёхзначного числа отняли один и получили двузначное? Что это за числа? (Ответ: 100 – 1 = 99)
Применяя знаки действий, запишите число 1 тремя двойками.
(Ответ: 2 + 2 : 2 = 1)
Как нужно расставить знаки “+” в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ: 1 + 2 + 34 + 56 + 7 = 100)
Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?
(Ответ: число ноль)
Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?
(Ответ: Число ноль)
Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?
(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)
Когда делимое и частное равны между собой? (Ответ: Когда делитель равен одному)
Шоколадка стоит 10 рублей и ещё половина шоколадки. Сколько стоит вся шоколадка? (Ответ: 20 рублей)
Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (Ответ: 5 кг)
Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 5 до 87? (Ответ: Нулём)
Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (Ответ: Сумма,0*1*2*3*4*5*6*7*8*9=0, 1+2+3+4+5+6+7+8+9 = 45)
Как нужно расставить знаки “+” в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ: 1+2+34+56+7 = 100)
9-й конкурс. Найди лишнее слово
ПРЯМАЯ, ЛУЧ, ОТРЕЗОК, ПЕРИМЕТР
(Периметр, это не геометрическая фигура)
ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД (параллелепипед, это объёмная фигура)
10-й конкурс. Грамотеи.
К доске приглашаются по одному представителю команд, которые записывают под диктовку слова: УРАВНЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ, ЧАСТНОЕ, СУММА, ДЛИНА, КООРДИНАТА.
11-й конкурс. Решите кроссворд
- Некоторое число (миллион)
- То, что надо знать наизусть (правило)
- Геометрическая фигура (треугольник)
- Арифметическое действие (деление)
- Единица измерения длины (метр)
- Равенство, содержащее неизвестную величину (уравнение)
- Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой (точка)
- Математический инструмент (циркуль)
- Геометрическая фигура, у которой все углы прямые (квадрат)
- Деления на измерительных приборах (шкала)
Кроссворд “Математика”
12-й конкурс. У кого лучше глазомер?
Одной команде вручается стакан с конфетами-горошинами, а другой – кружка с такими же горошинами. Побеждает та команда, которая даст ответ, наиболее близкий к правильному. Количество конфет известно учителю заранее. Можно предложить командам назвать длину карандаша, ширину тетради, толщину учебника и т.д., но предварительно эти предметы необходимо измерить самому и знать точные ответы.
Замечание. Для удобства и быстроты подведения итогов использовать жетоны. В конце занятия подсчитать количество жетонов у каждого обучающегося и выставить оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное мероприятие по математике ,, Игра по станциям" для учащихся 5 классов
,,Игра по станциям" для учащихся 5 классов позволяет проверить навыки и умения , полученные на уроках математики, а также логическое мышление и сообразительность детей при решении нестандартных задач....
Внеурочное мероприятие по математике: ""Математическая эстафета, посвященная ХХ11 зимним Олимпийским играм" 9 класс
Развитие интереса к математике и пропоганда здорового образа жизни...
Внеурочное мероприятие по математике для 8 класса "Турнир смекалистых и любознательных"
Внеурочное мероприятие по математике для 8 класса "Турнир смекалистых и любознательных" содержит кроссворд, ребус, задания творческого и познавательного характера...
Разработка внеурочного мероприятия "Вкусная математика"(в рамках Недели математики)
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Вкусная математика» разработана для проведения мероприятия в рамках недели математики для студентов 1...
внеурочное мероприятие по математике.
математический калейдаскоп "в гостях у сказки" прошел в рамках единого методического дня в школе....
Презентация к внеурочному мероприятию по математике в 8 классе
В презентации содержатся вопросы из школьного курса алгебры, геометрии и занимательные задания....
Разработка внеурочного мероприятия по математике на тему "Решение неравенств с одной переменной"
Внеурочное мероприятие по математике, соревнавательного типа с применением активных методов обучения....