Разработка классных часов (поездок) в 8 классе по теме "Профориентация"
методическая разработка (8 класс)
Настоящая методическая разработка предназначена для проведения серии познавательных путешествий, посвященных профориентационной работы в 8 классе. Поездки направлены на знакомство учеников с некоторыми профессиями, условиями работы и возможностями успешного построения профессиональной карьеры на предприятиях города Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 276.52 КБ |
приложение2 | 99.17 КБ |
приложение4 | 12.68 КБ |
приложение5 | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация. Настоящая методическая разработка предназначена для проведения серии познавательных путешествий, посвященных профориентационной работы в 8 классе. Поездки направлены на знакомство учеников с некоторыми профессиями, условиями работы и возможностями успешного построения профессиональной карьеры на предприятиях города Санкт-Петербурга.
Содержание Стр.
Пояснительная записка ……………………………………………………………..………. 2
Разработка познавательного путешествия «Мой путь в профессию»:
Поездка в Экспофорум на открытый региональный чемпионат
«Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»,
Городской конкурс профессионального мастерства
«Шаг в профессию – 2017» ………………………………………………..………….…… 3
Экскурсия «ProКосмос» ……………………………………………………....……………. 5
Экскурсия на предприятия Санкт-Петербурга в рамках проекта
«Рабочая молодежь Санкт-Петербурга» ………………………………………..…..……... 8
Интернет-ресурсы. …………………………………………………………………………. 11
Приложение 1 (презентация «Экспофорум»)
Приложение 2 («Интересные факты о космосе»)
Приложение 3 (презентация ProКосмос)
Приложение 4 (лист-опросник ProКосмос)
Приложение 5 (фотоотчет экскурсии на предприятия)
Приложение 6 (ролик WorldSkills Russia, выполнил учитель информатики ГБОУ СОШ №404 Соцкий Дмитрий Викторович)
Пояснительная записка.
Многие ученики, приблизившиеся к получению неполного среднего образования, сталкиваются с проблемой выбора дальнейшего образовательного пути и профессионального самоопределения. Некоторые учащиеся стабильно показывают низкую заинтересованность в получении качественного образования, предпочитая всё своё время и силы тратить на общение со сверстниками и развлечения. Как следствие, такие ученики имеют весьма низкое качество знаний по большинству предметов. В лучшем случае они прилагают минимальные усилия для получения удовлетворительной оценки, чтобы «не иметь проблем с преподавателями и родителями», а в худшем — вообще перестают учиться и проявляют полное равнодушие ко всем увещеваниям со стороны педагогов и родителей. Это происходит из-за недостатка жизненного опыта, неумения применять полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе. В результате выпускники слабо подготовлены и неконкурентоспособны на рынке труда.
По данным ИСМО РАО 67% старшеклассников не имеют представления об особенностях выбранной профессии, её сущности, у 46% учеников на выбор профессии влияет мнение родителей и родственников, а 50% учащихся не соотносят выбор будущей профессии со своими реальными способностями и возможностями.
Данная методическая разработка является пособием, направленным на решение следующих задач:
- Формирование личной заинтересованности в приобретении познавательного опыта;
- Развитие тяги к профессиональной деятельности;
- Развитие представления о собственных интересах и возможностях;
- Помощь в выявлении и формировании адекватного решения о выборе профиля обучения, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям;
- Формировании универсальных компетенции (коммуникативность, умение работать в команде, самоорганизация);
- Ознакомление с современными требованиями ВУЗов и колледжей к своим абитуриентам.
Эти мероприятия должны побудить школьников ответственнее относиться к учебе.
Разработка включает в себя несколько этапов.
Первый этап. Введение в профориентацию. Классификация профессий. Сравнение требований к профессиям со стороны работодателя, работника и выпускника.
Второй этап. Занятия по профориентации со специалистом из Колпинского психолого-педагогического центра. Разные методики тестирования.
Третий этап. Ознакомление с основными понятиями профориентации: профессия, специальность, должность, условия труда, профессиограмма. Работа с интернет-источниками, поиск необходимой информации. Составление своих профессиограмм.
Четвертый этап. Ознакомление с наиболее популярными группами профессий.
Пятый этап (опциональный). Экскурсии на близлежащие предприятия региона и экскурсии, связанные со знакомством с профессиями.
Данная методическая разработка посвящена проведению серии познавательных экскурсий с целью познакомить учащихся с имеющимися вблизи города Колпино предприятиями, востребованными там специальностями, условиями труда, а также с некоторыми передовыми наукоемкими специальностями.
Поездка в «Экспофорум» на открытый региональный чемпионат
«Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»,
Городской конкурс профессионального мастерства
«Шаг в профессию – 2017»
Цель:
- личностная: формирование ценностного отношения к выбору профессии.
- предметная: ознакомление с требованиями к интересующей учащихся профессии, колледжами и техникумами г.Санкт-Петербурга, дающими данную специальность и условиями поступления в них.
- метапредметная: умение добывать интересующую информацию в условиях широкого выбора.
Задачи:
- Научить учащихся находить интересующую их информацию;
- Ознакомить учащихся с имеющимися учебными заведениями Санкт-Петербурга, условиями поступления и перспективами работы;
- Создать информационный ролик, знакомящий учащихся с особенностями некоторых профессий и образовательными учреждениями Санкт-Петербурга, в которых эту профессию можно приобрести.
Используемые методические приемы:
Рассказ
Интервью
Наблюдение
Ход экскурсии:
1. Этап подготовки.
Формируется группа детей, заинтересованных в поездке в Экспофорум. С ними проводится краткая беседа, на которой объясняется, что это за мероприятие, и как оно проводится.
III Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», Городской конкурс профессионального мастерства «Шаг в профессию – 2017», а также соревнования юниоров WorldSkills Junior организованы Комитетом по образованию Санкт-Петербурга и проводился в период с 15 по 17 ноября 2017 года в павильоне G конгрессно-выставочного комплекса «Экспофорум» по 86 востребованным на рынке труда Санкт-Петербурга профессиям, специальностям и компетенциям, в том числе по 40 юниорским компетенциям.
Учащиеся-участники разбиваются по секторам, посвященным той или иной специальности, и в течение трех дней под руководством своих наставников выполняют конкурсное задание. Школьники Санкт-Петербурга могут познакомиться с содержанием профессиональной деятельности, принять участие в мастер-классах, понаблюдать за работой конкурсантов, получить информацию о деятельности их образовательных учреждений из первых рук.
Кроме того, был разработан список вопросов для репортажей, которые будут записываться на камеру для дальнейшего создания информационного ролика. Для решения технической стороны вопроса мы заручились помощью учителя информатики Сотского Дмитрия Викторовича, который обеспечил как запись на камеру, так и дальнейшую обработку отдельных интервью в единый ролик.
Этап проведения.
1. Регистрация в «Экспофоруме».
2. Планомерный осмотр представленных профессиональных секций, включающий в себя:
- ознакомление с конкурсными заданиями;
- наблюдение за работой участников конкурса;
- беседа с мастерами-представителями колледжей и техникумов о достоинствах и недостатках данной профессии, условиях поступления, месте расположения учебного заведения и способах туда добраться (что тоже является важным фактором при выборе учебного заведения);
- Запись краткого репортажа на камеру.
Более подробный отчет о ходе экскурсии представлен в презентации в Приложении1.
3. Завершение экскурсии и обмен мнениями в беседе.
Финальный этап.
1. Создание презентации-отчета.
2. Создание информационного ролика с целью демонстрации учащимся старших классов. (Сотский Д.В., учитель информатики).
Экскурсия «ProКосмос»
Выставка экспонатов Московского музея космонавтики в Санкт-Петербурге при поддержке Роскосмоса.
Цель:
- личностная: формирование интереса к исследованию космоса, профессии космонавта и наукоемким профессиям.
- предметная: углубление знаний об истории развития космонавтики; биографии и вклад людей, стоявших у истоков космонавтики; современные направления развития космонавтики.
- метапредметная: умение добывать интересующую информацию в условиях широкого выбора.
Задачи:
- Углубить знания учащихся об исследовании космоса, рассказать о профессии космонавта, а также о важности сопутствующих профессий, без которых полеты в космос невозможны;
- Ознакомить учащихся с основными вехами развития космонавтики, осмотреть образцы реально существующей космической техники, раскрыть перспективы исследования космоса;
Используемые методические приемы:
Рассказ
Наблюдение
Вопрос-ответ
Написание краткого отзыва по вопросам.
Этап подготовки.
1. Набор группы заинтересованных детей.
2. Подбор интересных фактов о космосе для небольшого введения в тему во время поездки к месту выставки в автобусе.
3. Подготовка бланков-опросников для проведения рефлексии.
Проведение экскурсии.
1. Актуализация знаний (проводится во время поездки).
а) Вопросы детям во время поездки:
- Что вы знаете об истории развития космонавтики? Каков клад России в дело освоения космоса?
- Какие знаменитые ученые сделали возможными полеты в космос?
- Имена каких космонавтов вы знаете? Каковы их достижения?
- Как называется действующая космическая станция? Как называлась станция, которая была до этого?
- Какие планеты посетили люди на данный момент? Какие планеты люди исследовали с помощью аппаратов?
б) Небольшое сообщение об интересных фактах о космосе, некоторых деталях о полете Гагарина в космос и тех тяжелейших тренировках, что он проходил, а также о действующих космодромах мира. (Приложение 2)
2. Проведение экскурсии по маршруту. (Приложение 3)
Экскурсия проходила по следующему маршруту:
1. Люди космоса. Мечты о космосе. - Общий рассказ об истории возникновения космонавтики. Работы художников «Мечты о космосе».
2. «Человек — творец, создатель, гений инженерной мысли». Знакомство с работами основоположника космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского.
3. «Пилотируемая космонавтика». Рассказ и демонстрация первых испытательных капсул с животными, модель капсулы Белки и Стрелки, модель в натуральную величину посадочного модуля, разные модели скафандров с рассказом об особенностях их использования. Рассказы о тех трудностях, с которыми космонавты сталкиваются в лишенном гравитации пространстве и путях их решения (демонстрация космических тренажеров). Демонстрация космической лаборатории, где выращиваются растения. Космическая пища. Рассказ о тех трудностях, с которыми столкнулись ученые в попытках запускать ракеты разных конструкций в космос.
4. «Луна. Венера. Марс. Звезды». Демонстрация уменьшенных моделей луноходов, марсохода и проекта венерохода с подробным рассказом о тех технических сложностях, которые приходится преодолевать ученым при проектировании, а также история реального применения этих машин. Перспективы развития космонавтики в будущем. Проекты полетов к другим планетам. Результаты, полученные с отправленных несколько лет назад исследовательских беспилотных кораблей.
5. «VR-зона». Учащимся предоставлялась возможность надеть очки виртуальной реальности и совершить виртуальную прогулку в космос, посмотреть на Землю с высоты орбиты и возможностью обзора 360º.
Рефлексия.
На обратном пути в автобусе целесообразно обсудить впечатления от выставки.
Наводящие вопросы:
- Что нового для себя вы узнали?
- Благодаря каким профессиям стали возможны полеты в космос?
- Что произвело на вас наибольшее впечатление?
Также учащимся предлагается заполнить небольшой лист-опросник (Приложение 4)
Экскурсия на Ижорские Заводы и Средне-Невский судостроительный завод в рамках проекта «Рабочая молодежь Санкт-Петербурга»
Цель:
- личностная: формирование интереса к рабочим специальностям.
- предметная: знакомство со специальностями, востребованными на близлежащих предприятиях Санкт-Петербурга, условиями труда, необходимым для получения специальности образованием. Ознакомление со спектром работ, выполняемых совремнными производственными предприятиями.
- метапредметная: умение задавать вопросы, умение наблюдать и слушать.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с ближайшими производственными предприятиями, с востребованными на них профессиями. Воочию посмотреть условия труда на современных предприятиях. Показать перспективы работы и профессионального роста.
Используемые методические приемы:
Рассказ
Наблюдение
Вопрос-ответ
Этап подготовки.
1. Набор группы заинтересованных детей.
2. Подготовка пакета документов для проезда на режимные предприятия под руководством координаторов проекта «Рабочая молодежь Санкт-Петербурга».
3. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на предприятии. Уведомление о запрете на фотографирование.
Проведение экскурсии.
1. Ижорские заводы.
А. Общий инструктаж по технике безопасности. Выдача участникам экскурсии касок и жилетов.
Б. Посещение цеха, где проектируется и изготавливается оборудование для атомных электростанций. Уникальность завода состоит в том, что весь процесс работы начиная от проектирования чертежей до сервисного обслуживания проходит непосредственно у них.
Экскурсию провёл Котов Виктор, ведущий специалист по сварочным работам цеха №34 и Ушаков Сергей, начальник сборочно-сварочного отделения №1 цеха №34. Учащимся показали токарные станки, работающие по заданной оператором программе и способные вытачивать детали мелких средних размеров из специальных заготовок, поставляемых со сталелитейных заводов. Также показали гигантские токарные станки, способные вытачивать детали габаритами до нескольких метров. Один из таких станков ребята наблюдали в работе, причем процесс выточки идет непрерывно в течение недели! Учащимся также показали контейнеры, в которые собирают металлическую стружку по маркам стали для дальнейшей переработки и новой отливки в формы.
Также во время экскурсии мы посетили зону, где вытачивают детали вручную. Многим детям было интересно узнать, что выточенные вручную детали обладают большей точностью, чем детали, изготовленные автоматически по программе.
Ребятам показали шахту, в которой собранную крышку реактора испытывают на прочность и соответствие ГОСТам. Перед отправкой заказчику каждое изделие проходит 4 проверки на качество.
Ребята побывали внутри атомного реактора, узнали об этапах его конструирования, о сварочных работах, которые проводятся для его создания.
Очень интересно было узнать о том, каким же образом происходит транспортировка таких огромных объектов — с помощью машины, имеющей 138 колес. А дальше используются водные пути. Также вызывает гордость то, что продукция завода используется не только для строительства новой атомной станции в Ленобласти, но и для экспорта в Индию.
Ребята задавали вопросы об организации труда, о том, какие специальности востребованы на заводе, о перспективах роста по специальностям.
2. Экскурсия на АО «Средне-Невский судостроительный завод».
Экскурсия началась с посещения цеха, где по новейшим и даже экспериментальным технологиям производят и тестируют детали для кораблей из композитных материалов. Главный технолог по композитным технологиям Безруков Александр рассказал, что что завод производит продукцию гражданского и военного назначения, а также проводит её ремонт. Основой для кораблей служат детали из композитных материалов, получаемых пропиткой слоев минеральной ткани эпоксидными смолами. Ребятам продемонстрировали несколько методов, которыми может производится пропитка, а также рассказали о достоинствах и недостатках каждого. Особенностью композитных материалов является то, что они не обладают магнитными свойствами, а значит, незаметны для мин. Также композитные материалы значительно легче стальных, но обладают той же прочностью. В качестве примера, учащимся продемонстрировали судовую дверь и позволили испробовать её на вес.
В конце экскурсии было рассказано о проведении испытаний на прочность отремонтированных элементов, и о сравнении их прочности с прочностью неповрежденных деталей.
Ребята смогли своими глазами увидеть условия работы в данной области, а также задавали вопросы о том, какие именно предметы надо изучать в школе, чтобы работать в этом направлении.
В самом конце экскурсии нас провели на строящуюся площадку, где происходит финальная сборка корабля из композитных материалов, предназначенного для Черноморского флота. Спуск корабля на воду запланирован на май, и нас пригласили на церемонию.
После посещения цеха композитных ластиков мы посетили музей истории завода. Экскурсию провел директор музея. Он рассказал ребятам об истории образования завода, об участии завода в Великой Отечественной Войне, о современных направлениях и перспективах завода.
В июле 1912 года была заложена Усть-Ижорская верфь (ныне — Средне-Невский судостроительный завод), а уже к концу 1913 года строительство верфи завершилось. Первым директором завода был Корневой Виктор Николаевич. С течением времени завод менялся и развивался. В периоды Великой Отечественной войны завод, находясь в пяти километрах от линии фронта, продолжал свою работу. За самоотверженный труд и поставку военной техники фронту Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1985 года завод награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
В настоящее время завод модернизируется и повышает свои мощности.
Также нам показали ещё один цех, где ведется грандиозный международный проект по созданию первого в мире термоядерного реактора. Россия в этом проекте взялась поставлять полоидальные катушки, и Средне-Невский завод является ответственным за их производство. Ребятам показали уже готовую катушку, ждущую отправки во Францию, где будет проходить строительство реактора.
В целом, экскурсия вызвала у учащихся очень большой интерес, поскольку ребята увидели современные, наукоемкие производства, где требуются специалисты разной направленности, имеющие как высшее, так и среднеспециальное образование.
3. Рефлексия. Обмен мнениями и впечатлениями на следующем классном часе.
Фотоотчет об экскурсии — Приложение 5.
Интернет-ресурсы:
1. Карта выставочного зала с сайта выставки ProКосмос
2. Использованы материалы статей со страницы «Форум Работающей молодежи» ВКонтакте:
https://vk.com/forumrm2017?w=wall-155007850_282%2Fall
https://vk.com/forumrm2017?w=wall-155007850_281%2Fall
https://vk.com/forumrm2017?w=wall-155007850_279%2Fall
3. Сайт «Форум Работающей Молодежи»:
форумработающеймолодежи.рф
В разделе «Медиа галерея» выложены фотографии с экскурсии, сделанные утвержденным предприятиями фотографом. Наш маршрут «Маршрут V — 29.11.2017».
Предварительный просмотр:
Неизвестное и самое интересное о космосе.
Космос – самая обсуждаемая и, вместе с этим, самая загадочная тема на всей планете Земля. С одной стороны человечество много узнало о нем, с другой – мы знаем мизерный процент от того, что на самом деле происходит во Вселенной.
Сегодня мы рассмотрим несколько самых интересные фактов о космосе.
1. Оказывается, что наш спутник – Луна – удаляется от нас каждый год примерно на 4 см. Это зависит от уменьшения периода вращения планеты на 2 мили секунды в день.
2. Ежегодно только в нашей Галактике рождается сорок новых звезд. Сложно даже представить, сколько их появляется во всей Вселенной.
3. Вселенная не имеет границ. Кажется, что с этим утверждением знаком каждый. На самом деле ни один человек не знает, является ли космос бесконечным или он просто гигантский.
4. Наша Солнечная система ужасно скучная. Если подумать о наших соседях, то все они не примечательные газовые шары и куски камня. От ближайшей звезды нас отделяют множественные световые пустоты. А между этим, в других системах полно всякой удивительной всячины.
а) В просторах Вселенной есть очень удивительная вещь – гигантский газовый пузырь. Его длина составляет около 200 миллионов световых лет, а находится он от нас в 12 миллиардах этих же лет! Эта интересная штука сформировалась всего-то через два миллиарда лет после Большего взрыва.
б) Солнце больше Земли где-то в 110 раз. Оно даже больше гиганта нашей системы – Юпитера. Однако если сравнить его с другими звездами во Вселенной, наше светило займет место в яслях детского сада, вот настолько оно мало.
Теперь давайте представим звезду, которая больше нашего Солнца раз в 1500. Если даже взять всю Солнечную систему, то она не займет более пикселя этой звезды. Этого гиганта имеют VY Большой пёс, диаметр которого составляет около 3х миллиардов км. Как и почему эту звезду разнесло до таких габаритов, никто не знает.
в) Авторы-фантасты нафантазировали около пяти разных типов планет. Оказывается, что этих видов в сотни раз больше. Ученые открыли уже около 700 типов планет. Одна из них – это алмазная планета, причем во всех смыслах этого слова. Как известно, углероду нужна совсем малость, что бы превратиться в алмаз в этом случае условия совпали так, что одна из планет затвердела, и превратилось в драгоценность вселенского масштаба.
5. Черная дыра – самый яркий объект во всей Вселенной.
Внутри черной дыры сила гравитации настолько велика, что из неё невозможно вырваться даже свету. По логике вещей, дыра должна быть не заметна на небе вовсе. Однако, во время вращения дыры кроме космических тел поглощают еще и газовые облака, которые и начинают светиться, закручиваясь по спирали. Так же метеоры, попадая в черные дыры, загораются от неимоверно резкого и быстрого движения.
6. Свет нашего Солнца, который мы видим каждый день, имеет возраст около 30 тысяч лет. Энергия, получаемая нами от этого небесного светила, образовалась в ядре Солнца около 30 тыс. лет назад. Именно вот столько времени и не меньше необходимо фотонам, что бы пробиться из центра на поверхность. А вот после «освобождения» им надо всего лишь 8 минут, что бы добраться до поверхности Земли.
7. Мы летаем в пространстве космоса со скоростью около 530 км в секунду. Внутри Галактики планета движется со скоростью около 230 км в секунду, сам Млечный Путь летит в космосе со скоростью 300 км в секунду.
8. Нам на головы каждый день «падает» около 10 тонн космической пыли.
9. Во всей Вселенной существует более 100 миллиардов галактик. Есть шанс, что мы не одиноки.
10. Интересный факт: каждый день на нашей планете падает около 200 тысяч метеоритов!
11. Средняя плотность веществ Сатурна в два раза меньше, чем плотность воды. Это значит, что, если опустить эту планету в стакан с водой, то она будет плавать на поверхности. Вы можете это проверить, только, конечно, если найдете соответствующий стакан.
12. Солнце «худеет» на миллиард килограммов в секунду. Это связано с солнечным ветром – потоком частиц, которые двигаются с поверхности этой звезды в разные направления.
13. Если бы захотели на машине добраться до ближайшей звезды после Солнца – Проксима Центавра, то нам, при скорости 96 км/ч, понадобилось бы около 50 миллионов лет.
14. Даже на Луне происходят землетрясения, которые именуются как лунотрясения. Но, все же, в сравнении с земными они ничтожны слабые. Ежегодно подобных лунотрясений насчитывается более 3 000, однако этой совокупной энергии хватило бы только на небольшой салют.
15. Сильнейшим магнитов во всей Вселенной считается нейтронная звезда. Её магнитное поле в миллионы миллиардов раз больше, чем поле нашей планеты.
16. Оказывается, что в нашей Солнечной системе существует тело, напоминающее нашу планету. Его именуют Титаном, и он является спутником планету Сатурн. Он также имеет реки, моря, вулканы, плотную атмосферу, как и наша планета. Удивительно, но даже расстояние между Титаном и Сатурном равно расстоянию между нами и Солнцем, и даже соотношение веса этих небесных светил равно соотношению веса Земли и Солнца.
Все же разумной жизни на Титане даже не стоит искать, потому, как его водоемы подвели: они состоят в основном из пропана и метана. Но все же, если последнее открытие получит подтверждение, то можно будет утверждать, что на Титане существуют примитивные формы жизни. Под поверхностью Титана существует океан, который состоит на 90% из воды, остальные 10% могут быть сложными углеводородами. Есть предположение, что именно эти 10% могут дать начало простейшим бактериям.
17. Если бы Земля вращалась вокруг Солнца в обратную сторону, то год был бы на два дня короче.
18. Продолжительность полного лунного затмения составляет 104 минуты, в то время, когда продолжительность полного солнечного – всего-то не более 7,5 минут.
19. Исаак Ньютон впервые изложил физические законы, которым подчиняются искусственные спутники. Впервые они были опубликованы в работе «Математические начала натуральной философии» летом 1687 года.
20. Самый смешной факт! Американцы потратили не один миллион долларов, что бы изобрести такую ручку, которая писала бы в космосе. Русские же пользовались в невесомости карандашом, не внося никаких изменений в него.
Космос – величайшая тайна, которую человечество будет всегда желать разгадать. Он тянет своими необычайными свойствами и загадками. Сегодня мы раскрыли всего ничего, но, надеюсь, что Вселенная стала для вас более доступной и интересной.
Как готовился Гагарин?
Ровно 56 лет назад человечество сделало первые шаги к освоению космоса. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин впервые облетел Землю на корабле "Восток" и успешно вернулся обратно.
Корабль "Восток" с Юрием Гагариным на борту провел в околоземном космическом пространстве 108 минут, выполнив за это время один оборот вокруг планеты. Затем спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР.
На высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и приземлился на парашюте в 10 часов 55 минут по московскому времени на пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.
Как готовили Гагарина
Претендентами на первый полет в космос были двадцать человек. Они не были лучшими пилотами страны. Их отбирал сам руководитель полета Сергей Королев, важен был рост, вес и здоровье.
В 1959 году в научном институте авиационной медицины был создан отдел по отбору и подготовке космонавтов.
Первого космонавта обследовали долго и множеством способов. В частности, проводились вестибулярные пробы на вращающемся кресле и специальных качелях.
Возможности организма Гагарина были отличные. На всех нагрузочных функциональных пробах у него были высокие результаты, свидетельствующие о хорошей приспосабливаемости к различным воздействиям - вибрация, перегрузки, гипоксия.
Также Гагарину пришлось пройти сложнейшую антиортостатическую пробу. Его плотно пристегнули к столу ремнями, и в течение 10 минут он спокойно лежал в горизонтальном положении. Лаборантка записывала физиологические показатели. Затем стол вместе с Гагариным перевернули в вертикальное положение и 20 минут регистрировали показатели организма. А потом перевернули его вниз головой (наклон 60°). Испытывали Гагарина на вибростенде, поднимали в барокамере, вращали на центрифуге, проверяли память и способность сосредоточиться. Также проверяли устойчивость к гипоксии – нехватке кислорода. И один из важнейших тестов – центрифуга. Первый этап испытания — воздействие перегрузок в направлении от головы к тазу в три, пять, семь единиц (в течение 30 с каждая). В последней серии обследований на центрифуге создавались поперечные перегрузки в направлении грудь — спина при угле наклона спинки от вертикали в 65°.
Проводилось и психологическое обследование. Гагарину пришлось работать с таблицами, аппаратурой, психологическими тестами, ответить на множество вопросов, подвергнуть проверке память, сообразительность, быстроту интеллектуальной и эмоциональной реакций, находчивость, предприимчивость. Гагарин проявил отличную способность оценивать имеющееся время и планировать свои действия, способность принимать решения при недостатке информации и времени. Также проводились испытания в камере тишины. Будущий космонавт 10 суток находился в изоляции. Он делал зарядку, вел дневник, читал, а врачи наблюдали за его состоянием.
12 апреля в 8:55 медики еще раз провели запись физиологических показателей. Гагарин доложил, что к старту готов. В 9:07 "Восток" вышел на легендарную гагаринскую орбиту. В 9:48 Гагарин передал: "Самочувствие хорошее, настроение бодрое". В эти минуты мир уже слышал голос Юрия Левитана: "12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник “Восток” с человеком на борту".
Интересные факты о полете
Известные кадры съемки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королева на командном пункте – это имитация, сделанная в более поздний период. В реального старта было не до съемок. Позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королева повторять те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года. Во время заключительной стадии полета Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: "Я горю, прощайте, товарищи!". Дело в том, что до Гагарина никто не имел четкого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблем плотных слоев атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, увидев в иллюминаторе огонь, предположил, что корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу – рабочий момент, который происходит при каждом полете.
За два дня до полета в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдет катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передали после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.
7 самых крупных космодромов мира
1. Байконур (Россия, Казахстан)Старейшим и крупнейшим и поныне является «Байконур», открытый в степях Казахстана в 1957 году. Его площадь составляет 6717 кв.км. В лучшие – 60-е годы – на нем производилось до 40 запусков в год. И действовало 11 пусковых комплексов. За весь период существования космодрома с него было произведено более 1300 пусков.
По этому параметру «Байконур» лидирует в мире и поныне. Ежегодно здесь запускаются в космос в среднем два десятка ракет. Юридически космодром со всей его инфраструктурой и громадной территорией принадлежит Казахстану. А Россия арендует его за $115 млн. в год. Договор на аренду должен закончиться в 2050 году.
Однако еще раньше большинство российских запусков должно быть перенесено на ныне строящийся в Амурской области космодром «Восточный».
2. База ВВС США на мысе Канаверал (США)
Существует в штате Флорида с 1949 года. Первоначально на базе проходили испытания военных самолетов, а позже - запуски баллистических ракет. Как полигон для космических запусков используется с 1957 года. Не прекращая военных испытаний, в 1957 году часть стартовых площадок предоставили в распоряжение NASA.
Здесь стартовали первые американские спутники, отсюда уходили в полет первые американские астронавты — Алан Шепард и Вирджил Гриссом (суборбитальные полеты по баллистической траектории) и Джон Гленн (орбитальный полет). После чего программа пилотируемых полетов переместилась на вновь отстроенный Космический центр, которому в 1963 году после гибели президента присвоили имя Кеннеди.
С этого момента база стала использоваться для запуска беспилотных кораблей, которые доставляли космонавтам на орбиту необходимые грузы, а также отправляли автоматические исследовательские станции на другие планеты и за пределы Солнечной системы.
Также с мыса Канаверел запускали и запускают спутники — как гражданские, так и военные. В связи с многообразием решаемых на базе задач, здесь было построено 28 стартовых площадок. В настоящее время действующими являются 4. Еще две поддерживаются в рабочем состоянии в ожидании начала производства современных челноков Boeing X-37, которые должны «отправить на пенсию» ракеты «Дельта», «Атлас» и «Титан»
3. Космический Центр им. Кеннеди (США)
Был создан во Флориде в 1962 году. Площадь – 557 кв.км. Количество сотрудников – 14 тыс. человек. Комплексом безраздельно владеет NASA. Именно отсюда стартовали все пилотируемые корабли, начиная с полета в мае 1962 года четвертого астронавта Скотта Карпентера. Здесь была реализована программа «Аполлон», увенчавшаяся высадкой на Луне. Отсюда улетали и сюда же возвращались все американские корабли многоразового действия – челноки.
Сейчас все пусковые площадки находятся в режиме ожидания новой техники. Последний пуск состоялся в 2011 году. Однако Центр продолжает напряженно работать и по управлению полетом МКС, и над разработкой новых космических программ.
4. Куру (Франция, Европейское космическое агентство)
Находится в Гвиане – заморском департаменте Франции, расположенном на северо-востоке Южной Америки. Площадь – около 1200 кв.км. Космодром Куру был открыт Французским космическим агентством в 1968 году. За счет небольшого удаления от экватора отсюда можно запускать космические корабли со значительной экономией топлива, поскольку ракету «подталкивает» большая линейная скорость вращения Земли вблизи нулевой параллели.
В 1975 году французы пригласили Европейское космическое агентство (ESA) использовать Куру для реализации своих программ. В результате сейчас на содержание и развитие космодрома Франция отпускает 1/3 часть необходимых средств, все остальное лежит на ESA. При этом ESA является собственником трех из четырех пусковых установок.
Отсюда в космос уходят европейские узлы МКС и спутники. Из ракет здесь преобладает производящаяся в Тулузе евроракета «Ариан». Всего было произведено более 60 пусков. В то же время пять раз с космодрома стартовали наши «Союзы» с коммерческими спутниками.
5. Цзюцюань (Китай)
КНР владеет четырьмя космодромами. Два из них решают только военные задачи, производя испытания баллистических ракет, запуск спутников-шпионов, испытания техники перехвата иностранных космических объектов. Два имеют двойное назначение, обеспечивая не только реализацию милитаристских программ, но и мирное освоение космического пространства.
Крупнейший и старейший из них – космодром Цзюцюань. Действует с 1958 года. Занимает площадь в 2800 кв.км.
Первое время на нем советские специалисты обучали китайских «братьев навек» премудростям военно-космического «ремесла». В 1960 году отсюда была запущена первая ракета ближнего действия — советская. Вскоре удачно стартовала ракета китайского производства, в создании которой также участвовали советские специалисты. После того, как произошел разрыв дружеских отношений между странами, деятельность космодрома застопорилась.
Лишь в 1970 году с космодрома был успешно запущен первый китайский спутник. Через 10 лет стартовала первая межконтинентальная баллистическая ракета. А в конце столетия отправился в космос первый спускаемый космический корабль без пилота. В 2003 году на орбите оказался первый тайквонавт.
Сейчас на космодроме действуют 4 из 7 стартовых площадок. 2 из них отведены исключительно для нужд министерства обороны. Ежегодно с космодрома Цзюцюань стартует 5-6 ракет.
6. Космический центр Танэгасима (Япония)
Основан в 1969 году. Управляется Японским агентством аэрокосмических исследований. Расположен на юго-восточном побережье острова Танэгасима, на юге префектуры Кагосима.
Первый примитивный спутник был выведен на орбиту в 1970 году. С тех пор Япония, владея мощной технологической базой в области электроники, сильно преуспела в деле создания как эффективных орбитальных спутников, так и гелеоцентрических исследовательских станций.
На космодроме две пусковые площадки отведены под запуски суборбитальных геофизических аппаратов, две обслуживают тяжелые ракеты H-IIA и H-IIB. Именно эти ракеты доставляют на МКС научное оборудование и необходимое снаряжение. Ежегодно производится до 5 пусков.
7. Морской старт «Одиссей» (Международный)
Этот уникальный плавучий космодром, базирующийся на океанской платформе, был введен в действие в 1999 году. За счет того, что платформа базируется на нулевой параллели, запуски с нее наиболее выгодны энергетически за счет использования максимальной линейной скорости Земли на экваторе. Деятельность «Одиссея» контролирует консорциум, в который вошли Boeing, РКК «Энергия», украинское КБ «Южное», украинское ПО «Южмаш», производящий ракеты «Зенит», и норвежская судостроительная компания Aker Kværner.
«Одиссей» состоит из двух морских судов – платформы с пусковой установкой и судна, играющего роль центра управления полетами.
Стартовая площадка прежде была японской нефтедобывающей платформой, которую отремонтировали и переоборудовали. Ее размеры: длина - 133 м, ширина - 67 м, высота - 60 м, водоизмещение - 46 тыс. тонн.
Ракеты «Зенит», которые используются для запуска коммерческих спутников, относятся к среднему классу. Они способны выводить на орбиту более 6 тонн полезного груза.
За время существования плавучего космодрома на нем произведено около 40 пусков.
Предварительный просмотр:
Вопросы для размышления:
1. Кто стоял у истоков развития космонавтики?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, мечтающий стать космонавтом?
____________________________________________________________________
3. Люди каких профессий связаны с космонавтикой?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие экспонаты выставки произвели на вас наибольшее впечатление и почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Можно ли сказать, что космонавт — это сугубо мужская профессия? Кто из женщин опроверг это утверждение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие планеты человечество намерено посетить в ближайшем будущем? Какие шаги для этого принимаются? Хотел бы ты принять участие в такой экспедиции?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Хотел бы ты связать своё будущее с космонавтикой? Почему? Какую из «космических» профессий ты бы избрал?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вот такие детали вытачивают из заготовок на программируемых станках
А вот станок для выточки деталей габаритами в несколько метров
Нам было интересно!
Наша большая группа
Владимир Ефимович , директор музея истории Средне-Невского судостроительного завода
Корабль из композитных материалов
Полоидальная катушка для экспериментального термоядерного реактора
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка классного часа для 5 класса " Школа -дружная семья"( День знаний"
цель проведения данного мероприятия -адаптация учащихся к новой образовательной среде; формирование коллектива учителей, учащихся, родителей...
Методическая разработка классного часа в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида на тему "Юные защитники отечества"
Методическая разработка содержит презентацию и план-конспект классного часа. Классный час проводится в конкурсно - игровой форме с учащимися 9 класса....
Разработка классного часа в 9 классе "Самая прекрасная из женщин - женщина с ребенком на руках..."
Разработка классного часа в 9 классе, посвященная Дню Матери...
Разработка классного часа в 7 классе на тему «Жить- здорово! Или главные заповеди здорового образа жизни»
Многие задают себе вопрос: "Как прожить, чтобы не стареть?" И себе отвечают: "Так не бывает". Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой ...
Разработка классного часа в 9 классе в рамках всероссийской акции «Здоровые дети в здоровой семье»
Форма проведения: тренинг «Я и моё здоровье»Интернет-ресурс: www.apruo.ru...
разработка классного часа для 6 класса "Спорт в моей жизни"
Классный час посвящен Зимней олимпиаде, предназначен для учащихся 6 класса...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...