7. Самоанализ работы учителя
материал
Предварительный просмотр:
Учитель XXI века… Какой он?
Еще в XIX веке в словаре Даля слово учитель имело такое толкование: «Учитель – это преподаватель, наставник». В любое время, в любом веке, в любой стране всегда почитали наставника, учителя. Профессия учителя – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.
Увлечь за собой с первых мгновений урока, приоткрыть тайну и зажечь страстное желание разгадать её, поддерживать познавательный интерес – ступенька к достижению целей и задач современного урока. Способность к тщательному перспективному планированию отличает учителя 21 века. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-РУКОВОДИТЕЛЬ)
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, помогать выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Быть рядом с учеником, направлять, помогать, стать старшим наставником, уважать личные достоинства каждого ученика, давать возможность самовыражения - так формируется позитивный имидж современного учителя и один из путей к успеху образовательного процесса. (ЭТО УЧИТЕЛЬ - ПОДСКАЗЧИК)
Каждый класс – своеобразен, каждый ученик в нём неповторим и уникален. Только учитель, зная всё своеобразие и оригинальность класса, индивидуальность своих учеников может написать эффективный и продуктивный сценарий своего урока. Даже простая формулировка «выполнение программно-методических требований к уроку» скучна и официальна, но в силах учителя добиться этого выполнения яркими, творческими, личностными, запоминающимися и действенными технологиями и приёмами! (ЭТО УЧИТЕЛЬ-ОРГАНИЗАТОР)
Одним из принципов работы по новым технологиям является то, что на уроке учитель и ученик сотрудничают на равных. Однако практически добиться этого очень сложно, поэтому по-прежнему сохраняется исторически сложившаяся роль учителя на уроке, когда он выступает как источник знаний, которые необходимо донести до учеников. При этом учитель уже не является единственным источником правильных знаний, а его мнение существует на уроке наряду с мнениями учащихся. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-ИСТОЧНИК)
Прежде всего, учитель должен быть другом и наставником ребенку. Его основная задача – не заставить выучить необходимый материал, а проявить у ребенка интерес, вызвать любопытство. Любопытство – двигатель прогресса. Здесь я не могу не согласиться с древним философом Дарием, который утверждал, что "человеческое любопытство должно направлять к разумным познаниям". А как учитель может вызвать любопытство ребенка? На мой взгляд, один из самых верных способов – это личный пример. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-УЧАСТНИК)
Дети любознательны, они любят учиться, но немаловажно добавить: хорошо учиться. Однако стоит помнить о том, что способности у детей разные: кто-то прирожденный математик, а другой – перспективный спортсмен. В современной школе учитель должен уметь организовывать условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Распознать скрытые способности и помочь им раскрыться в полном объеме – это еще один аспект моей педагогической философии. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-ТЬЮТОР)
Задача учителя – не дать ребенку объем знаний, актуальный и соответствующий сегодняшнему дню, а научить добывать информацию и пополнять свои знания самостоятельно, ориентироваться в стремительном потоке информации и перерабатывать ее. Вот поэтому я и должна научить своих учеников учиться. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-КООРДИНАТОР)
Сегодня речь идет о создании новой культуры образования, в пространстве которой ребенок развивает себя, опираясь на школу. В этой культуре формируется способность к конструированию собственного знания, необходимого для перехода от понимания условий учебной задачи к ее самостоятельному решению. Инструкционизм («делай как я») в отношениях «учитель – ребенок» заменился конструкционизмом, при котором учитель выполняет иную роль – роль предметного эксперта. Это уже другой тип отношений, «конструктор – эксперт». Из источника и транслятора знания, учитель стал превращаться в эксперта по учебной деятельности. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-ЭКСПЕРТ)
Все мы родом из детства. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность, понимание – вот что нужно современному ученику. Великий древнегреческий философ Сократ говорил, что все профессии в мире от людей и только три от Бога. Судья, педагог и врач, по определению мудреца, получают свой дар свыше.
Сейчас много пишут и говорят о необходимости превращать каждый урок в процесс активного творческого познания, во время которого наши дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Поэтому работу на каждом уроке я стараюсь организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Тема моего самообразования: «Активизация мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания». Активно использую в работе современные педагогические технологии: тестовые, технология развития критического мышления, развивающего, личностно-ориентированного обучения, метод проектов, проблемное обучение; осуществляет их отбор в зависимости от конкретных условий деятельности. Применение педагогических технологий способствует достижению личностной значимости учебного материала для учащихся, способствует повышению качества образования и воспитания детей, успешной их адаптации в окружающей среде и происходящим изменениям в обществе, наличие элементов состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность. На протяжении нескольких лет добиваюсь высокого качества обучения учащихся. Это объясняется использованием новых технологий, разнообразных форм учебных занятий, методов, приемов, внеурочных форм обучения. Качественная успеваемость по предмету, в среднем, составляет 62%, общая успеваемость -100%. Ежегодно привлекаю учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах, принимаю участие в профессиональных конкурсах различного уровня.
Выступаю с диссеминацией опыта, участие в работе международной экспериментально - творческой группе педагогов ЦПТ им. К.Д. Ушинского по теме «Инновационные решения в преподавании отдельных предметов», в социально-образовательных проектах.
В моем представлении учитель XXI века – это не только профессионал своего дела, идущий в ногу с прогрессом, но это, прежде всего, человек, живущий по нравственным законам, не отступающий от моральных принципов, своего рода эталон порядочности, пример для подражания. Только формируя у себя подобные качества, учитель способен работать в современном учебном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ работы учителя за 2011-12 учебный год
Уважаемые коллеги ! Представляю Вашему вниманию краткий самоанализ своей работы в 2011-2012учебном году....
Самоанализ работы учителя истории и обществознания
Рефлексия работы....

Учебно - методический материал. Самоанализ работы учителя.
Материал в помощь для создания портфолио учителя....