ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА Scrum
статья

В мире создано множество различных методов управления проектами под практически любые нужды. Главное понять, что самое важное для Вашего проекта –предельные сроки, ресурсы, соблюдение процесса, конечный результат или сразу несколько факторов – а затем выбрать метод управления проектом, ориентированный на достижение этого показателя.

Наиболее очевидный способ сделать свой проект более управляемым – это разбить процесс его исполнения на последовательные этапы. Именно на такой линейной структуре базируется традиционное проектное управление. Данный подход ориентирован на проекты, в которых есть строгие ограничения по последовательности выполнения задач. Обычно выделяют 5 этапов классического проектного управления (инициация, планирование, разработка, мониторинг и завершение проекта, реализация и тестирование),   но можно добавлять и дополнительные этапы, если того требует проект. Классический подход позволяет избежать стрессов ввиду наличия запасного времени на каждом этапе, заложенного на случай каких-либо осложнений и реализации рисков. Основная слабая сторона классического проектного менеджмента –недостаток гибкости. Не все проекты могут быть структурированы таким образом, чтобы быть реализованными по классическому проектному подходу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

  Т.А.Филиппова, С.В. Ланина, И.К. Шаронова

МБОУ «СОШ №34», г.Братск

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА Scrum

Ключевые слова:.

Беклог, спринт, мониторинг, ретроспектива, продукт

В статье рассматривается возможность использования метода Scrum в проектной деятельности в рамках образовательного процесса.

The PROJECT APPROACH IN the LEARNING PROCESS using the Scrum

The article discusses the possibility of using the Scrum method in project activities within the educational process.

                                              Filippova, T. A., Lanina, S. V., Sharonova I. K.

MBOU "SOSH №34», Bratsk

«Проектный подход в учебном процессе с использованием  метода Scrum»

Высшее искусство учителя –
пробуждать радость познания и

творческого самовыражения…

Альберт Эйнштейн

В мире создано множество различных методов управления проектами под практически любые нужды. Главное понять, что самое важное для Вашего проекта –предельные сроки, ресурсы, соблюдение процесса, конечный результат или сразу несколько факторов – а затем выбрать метод управления проектом, ориентированный на достижение этого показателя.

Наиболее очевидный способ сделать свой проект более управляемым – это разбить процесс его исполнения на последовательные этапы. Именно на такой линейной структуре базируется традиционное проектное управление. Данный подход ориентирован на проекты, в которых есть строгие ограничения по последовательности выполнения задач. Обычно выделяют 5 этапов классического проектного управления (инициация, планирование, разработка, мониторинг и завершение проекта, реализация и тестирование),   но можно добавлять и дополнительные этапы, если того требует проект. Классический подход позволяет избежать стрессов ввиду наличия запасного времени на каждом этапе, заложенного на случай каких-либо осложнений и реализации рисков. Основная слабая сторона классического проектного менеджмента –недостаток гибкости. Не все проекты могут быть структурированы таким образом, чтобы быть реализованными по классическому проектному подходу.

И тут возможно применение и использование  Agile – набора гибких методов  управления проектами, их основных ценностей и принципов,  в основе которых – командная работа и адаптация, даже «любовь» к изменениям. Это скорее набор идей, как нужно реализовывать проекты. Самое главное достоинство Agile – его гибкость и адаптивность. Он может подстроиться под практически любые условия и процессы организации. Именно это обуславливает его популярность и то, сколько систем для различных областей было создано на его основе. Один из принципов Agile: «Реакция на изменения важнее следования плану». Согласно данному подходу, проект разбивается не на последовательные фазы, а на маленькие подпроекты, которые затем «собираются» в готовый продукт. Таким образом, инициация и верхнеуровневое планирование проводятся для всего проекта, а последующие этапы: разработка, тестирование и прочие проводятся для каждого мини-проекта отдельно.  Это позволяет получать результаты этих мини-проектов быстрее, а приступая к новому подпроекту можно вносить изменения без больших затрат и влияния на остальные части проекта. Команде придётся самостоятельно составлять свою систему управления, руководствуясь принципами Agile. Это непростой и длительный процесс, который потребует изменений всей организации, начиная процедурами и заканчивая базовыми ценностями. Одним из возможных современных методов управления проектами, основанных на принципах тайм-менеджмента, является Scrum. Scrum – методология, позволяющая правильно формировать ресурсы и максимально использовать потенциал команды

Это методика командной работы, которая  позволяет легко изменять и корректировать продукт в процессе его создания, это универсальная система управления проектами, где при минимальных затратах ресурсов можно получать необходимый эффект. Широкую популярность метод получил при разработке программного обеспечения. На сегодняшний день Scrum  применяют в различных сферах производства, на многих предприятиях, где предпочитают не только работать, но и наблюдать результат собственного трудового процесса. Scrum консолидирует людские ресурсы и усилия независимо от сферы деятельности.

Scrum — это процесс, с помощью которого команда может разбить на части крупный проект и выполнять его постепенно, по одному фрагменту, при этом позволяя себе отклониться от намеченного пути, чтобы внести в продукт возможные усовершенствования. Это отличный инструмент, который помогает справиться с большим количеством дел, поскольку принцип его работы вынуждает команды заниматься только ближайшими приоритетными задачами. Если разбить огромный проект на небольшие кусочки, с ним вполне можно будет справиться. Таким образом, после проведения очередного обучающего семинара, где коллектив был ознакомлен с технологией,  было создано несколько команд, которые занимались проектной деятельностью, применяя технологию Scrum. . Несколько команд занимались разработкой  различных проектов. Руководство всеми этими командами осуществлялось администрацией школы, а именно директором, заместителями директора по УВР, ВР, НМР. Наши действия регулярно обсуждались, намечались и планировались  беклоги,  спринты (итерации), оценивалась эффективность работы команды (ретроспектива), строилась диаграмма сгорания задач, отображающая  процесс работы над проектом. По ней легко отследить, насколько команда приблизилась к выполнению задачи. Использование магнитной доски и стикеров помогало ориентироваться в текущих заданиях. Составлялась таблица из трёх колонок: запланировано, выполняется, готово. По этим колонкам расклеивались  стикеры, на которых кратко изложена суть подзадачи. Стикеры постепенно переходили из «запланировано» в «выполняется», а из «выполняется» в «выполнено». Таким образом ясно было видно, что уже сделано, а что ещё в процессе, о каких делах участники либо забывают, либо недостаточно уделяют внимание некоторым вопросам. Способ визуализации обязателен в Scrum. Desk — статистика и мотивация для команды. Однако применять такие инструменты можно и без перехода к гибким методикам: они отлично покажут эффективность любого рабочего коллектива.

Основная структура процессов Scrum вращается вокруг 5 основных шагов: упорядочивания беклога (список задач, выполнение которых команда прогнозирует на один спринт), планирования спринта (рабочий цикл), ежедневного мониторинга, подведения итогов спринта и ретроспективы спринта. В Scrum спринт  длится от недели до месяца, в ходе которого создаётся рабочая версия продукта или его элемент, представляющий ценность для проекта. Scrum Мастер (менеджер, руководитель) призван помочь участникам проекта лучше понять и принять ценности, принципы и нормы практики Scrum. Его задача — следить, чтобы никто не мешал команде самостоятельно и комфортно работать над поставленными задачами. Команда же отвечает за то, чтобы в конце спринта все необходимые задачи были выполнены. Scrum был разработан для проектов, в которых необходимы «быстрые победы» в сочетании с толерантностью к изменениям. Кроме того, этот метод подходит для ситуаций, когда не все члены команды имеют достаточный опыт в той сфере, в которой реализуется проект. Постоянные коммуникации между членами команды позволяют восполнять недостаток опыта или квалификации одних сотрудников за счёт информации, опыта и помощи от коллег. Scrum очень требователен к команде проекта. Она должна быть небольшой (5-9 человек) и кроссфункциональной – то есть члены команды должны обладать более чем одной компетенцией, необходимой для реализации проекта. Делается это для того, чтобы часть команды не «простаивала» на разных этапах проекта, а также для того, чтобы сотрудники могли помогать и подменять друг друга. Члены команды должны быть «командными игроками», активно брать на себя ответственность и уметь самоорганизовываться.

Об одной из команд, где представлены проекты по  совершенно разных направлениям работы, хочу поделиться опытом. В состав команды вошли учителя математики, истории, русского языка и литературы, химии, биологии.

О взаимодействии участников команды, о применении метода Scrum рассказывается в вводной части нашего продукта. Далее следует практический, на наш взгляд, ценный, материал, который позволит сплотить не только сотрудников в каком- либо проекте, но в целом коллективе произойдут важные изменения: весь коллектив станет единой командой, живым организмом, где на первый план выходят важнейшие ценности мироздания, патриотизм, взаимовыручка, взаимопонимание, умение управлять своими эмоциями, чувствами, понимание важности порученного дела.

 Продукт «Внедрение метода СКРАМ как проектного подхода в учебном процессе» представляет собой сборник материалов, в который входит:

 - Особенности подготовки обучающихся по математике к  ОГЭ и ЕГЭ в условиях индивидуализации;

- Индивидуализация процесса подготовки к ЕГЭ по русскому языку посредством  технологии модульного обучения и индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

- Индивидуализация процесса подготовки учащегося к участию в научно - практических конференциях;

- Подготовка ученика к защите индивидуального проекта.

 А если подобные процессы происходят в педагогической среде, то они переносятся на среду ученическую, родительскую. Каждый участник образовательного процесса станет важной и значимой его частью.

Scrum-команды мы попробовали создать сначала среди педагогов, а затем перенесли их в классные коллективы, взяв учеников разных параллелей . Школьники сами определяют план, что должны изучить. Работает это по такой схеме: размещается Scrum – доска, ученики переставляют стикеры с задачами из бэклога «Все задачи» в графу «Необходимо выполнить» – и принимаются за дело, приступают к освоению новой темы. Далее следуют все необходимые и возможные этапы работы в рамках данного метода. При этом все понимают, что необходимо не только справляться с заданиями и хорошо воспринимать учебный материал, но и научиться получать удовольствие от этого. Теперь имеется совершенно иная система отношений с учениками. Они практически всю работу выполняют самостоятельно. Даже домашнее задание они определяют самостоятельно. Каждый класс, каждый ученик знает, насколько они продвинулись и закрепили материал, как срочно нужно выполнить следующие задания, в какие сроки уложиться для закрепления, необходимо ли планировать внеурочное время для подготовки темы к заданному сроку. Они обладают прекрасной самоориентировкой. Сами разрабатывают быстрые и увлекательные способы самообучения, обретают не только информацию по определенным предметам, но и активнее социализируются и адаптируются в социуме, учатся принимать чужое мнение, спорить, оценивать и ценить человеческие качества, чувствовать талант другого человека, считаться с чужим мнением, отличным от собственного.Наиболее выгодно применять эту гибкую методологию при создании инновационных продуктов. Также методология эффективна, когда продукт нуждается в постоянных обновлениях, чтобы быть удобным и конкурентоспособным.

Преимущества:

  • Большая эффективность рабочей команды: каждый человек постоянно занят своим делом, не тратит время на лишние разговоры, при этом постоянно взаимодействует с членами команды.
  • Готовый проект  выполняется в быстрые сроки.
  • Возрастает мотивация к получению новых знаний, на которые может опираться ученик или сотрудник, работая в команде, а также рождается  стремление к здоровому лидерству, личному вкладу в общее дело, самостоятельности в выборе путей решения той или иной задачи, самоорганизованность каждого участника проекта.

Особенности подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ОГЭ в условиях индивидуализации.

На сегодняшний день проблема обучения и подготовки  к ОГЭ детей с ограниченными возможностями здоровья  признана на государственном уровне. «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…», чтобы дети могли обучаться и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества, беспомощными во время сдачи экзаменов.  Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования – неотъемлемое условие их успешной социализации и адаптации в обществе, возможность полноценного участия в жизни общества, возможность самореализации и профессионального роста.

Учреждение образования создает им для этого необходимые условия.

В связи с этим возрастает роль и значение педагога во время подготовки  обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ.

Для этого необходима  система подготовки и работы с детьми  с ограниченными возможностями здоровья.

Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении.

Наша школа согласно приказу муниципалитета является базовой для обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и для детей с нарушением речевого развития. В связи с этим  проанализированы имеющиеся возможности школы  и созданы условия для обучения детей с учетом их особых потребностей.

Индивидуализация в образовательном процессе – это построение индивидуальных образовательных программ.                                                                          

В процессе индивидуализации рождается  тот, кто может сам что-то создать.

Актуальность индивидуализации подчеркивается новыми федеральными государственными образовательными стандартами на всех ступенях образования.

Создание условий для становления необходимых компетентностей может быть обеспечено  установлением необходимого баланса теоретической и практической составляющих содержания образования.

В нашей школе были отработаны  и  систематизированы следующие  механизмы подготовки обучающихся с ОВЗ  к экзаменам по математике в условия индивидуализации:

1.Практика сравнения величин.                            

(Практические работы, выполненные с использованием программы «Живая математика», смотри диск).

Основной учебной задачей является задача опосредствованного сравнения величин, которая приводит к открытию числа и действию измерения величин:

  • Открытие сложения и вычитания чисел, отражающих предметные преобразования величин (увеличение и уменьшение) в связи с задачей уравнивания величин.
  • Открытие составных именованных чисел в связи с задачей измерения величины с помощью нескольких мерок.
  • Открытие умножения и деления чисел в связи с задачей измерения с помощью промежуточной мерки (переход от одной единицы измерения к другой).
  • Открытие прямой пропорциональной зависимости величин в связи с задачей косвенного измерения величин.

 Алгоритм создания индивидуального проекта

Создание индивидуального проекта – процесс достаточно сложный и многогранный. Ученику необходимо научиться мыслить, находить и решать проблемы, используя знания из разных областей, коммуникативные и информационно - технологические умения. Задача образования – сформировать способность к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативность. Приступая к работе над проектом обучающийся должен представлять конечный продукт своей деятельности, этапы проектирования и рефлексию результатов деятельности.

Этапы проекта:

  1. Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач
  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов
  3. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя
  4. Продумывание хода деятельности
  5. Исследование, решение конкретных задач
  6. Обобщение результатов, выводы
  7. Реализация проекта
  8. Анализ успехов и ошибок.

Функции учителя при работе учащихся над проектом:

  1. Помогает ученикам в поиске нужной информации
  2. Координирует весь процесс
  3. Поддерживает непрерывную обратную связь.

Проектирование сегодня - важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна. В настоящее время востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.

Выбор темы проекта  открывает перед каждым школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность, определить для себя что-то близкое  и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности.

Активность, интерес, сознательная самореализация – основа индивидуального проекта.

Несмотря на широкий выбор тем проектов, различия в уровне сложности и глубине ученического исследования, проекты характеризуются единым подходом к их осуществлению, которую  можно назвать системой проектирования с определенными принципами составления проекта:

  1. Структурность - материал проекта выстраивается в строгой логической последовательности
  2. Наглядность - должна четко просматриваться главная идея темы.
  3. Лаконичность – минимум изображений, перегрузка недопустима.

В настоящее время важнейшей задачей школы является обеспечение высокого уровня образования учащихся, всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке  современной научной информации. Создание проекта это любая деятельность учащихся по решению задачи с заранее неизвестным результатом, направленная  на получение материального результата (продукта), который имеет учебное, методическое или эстетическое значение, а также может быть использован в качестве объективного критерия оценки успешности самой деятельности.

На этапе подготовки к индивидуальному проекту ученик  начинает поиск и отбор информации по выбранной им теме, работая в команде с учителем. Данный этап достаточно длительный и при возникновении трудностей ученик вынужден возвращаться на исходную позицию и при этом  помощь учителя наиболее актуальна.

Особые трудности вызывает постановка проблемы или выдвижение гипотезы, требующие в дальнейшем обоснованности и  доказательства.

Определение актуальности и значимости проекта один из сложнейших этапов. Ученик собрал необходимую информацию, но ему необходимо овладеть методикой исследования, основными инструментами которой являются: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Сложным является для учеников анализ хода работы, выводы и перспективы. Небольшое количество детей может дать исчерпывающий анализ ситуаций и наметить перспективы работы. Личная заинтересованность и творческий подход – одно из условий создания проекта. На данном этапе учитель оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников информации, возможность продолжения работы, качество продукта, его полезность и востребованность. При положительной оценке проекта ученик продолжает работу и приступает к его защите. Если же на данном этапе дети не смогли завершить проект, или он имеет ряд недостатков, то целесообразно вернуться в начало и пересмотреть этапы работы над проектом, конкретизируя цели и задачи, возможности доработки с источниками информации, исследованиями опросами и т.д.

Защита проекта - это такое построение доклада, в котором должны быть раскрыты тема и содержание проекта, представлен анализ ситуаций, сделаны необходимые выводы. Очень важно сформировать у учащихся четкость речи,  лаконизм, убедительность, умение отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения.  Если автор проекта проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения – это высокий уровень защиты, цель достигнута.

Список литературы

  1. Сазерленд Д. Scrum.Революционный метод управления проектами. 2017.онлайн.
  2. Ширшина Н.В. Проектная деятельность учащихся. Учитель. 2008.
  3. Шохова З. Путь скрам-мастера. 2018. Онлайн.
  4. Чередниченко И.П. Пректная деятельность как основа предпрофильной подготовки. Учитель. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода в учебном процессе на отделении Экономика и бухучет в ВПК

В статье отражается реализация компетентностного подхода в преподавании предметов общеобразовательного и профессионального цикла по специальности Экономика и бухгалтерский учет во Владимирском политех...

Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».

1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...

Формы и методы организации учебного процесса при использовании технологии разноуровневой дифференциации на уроках географи

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИНА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»В условиях традиционной системы обучения выявляется противоречие между требованиями программы обеспечить обязательную подготовку к...

Обучение двигательным умениям и навы-кам на основе использования технологии личностно-ориентированного подхода в учебном процессе

Обучение двигательным умениям и навыкам на основе использования технологии личностно-ориентированного подхода в учебном процессе...

Обучение двигательным умениям и навыкам на основе использования технологии личностно-ориентированного подхода в учебном процессе

Данный подход позволяет ученику почувствовать себя таким как все, возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателя становится сти...

Статья ( из опыта работы) «Использование проектной деятельности в учебном процессе»

Аннотация: в работе рассматривается обоснованность применения метода проекта в учебной деятельности....