Статья ( из опыта работы) «Использование проектной деятельности в учебном процессе»
статья

Дейнега Лилия Сергеевна

Аннотация: в работе рассматривается обоснованность применения метода проекта в учебной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование проектной деятельности в учебном процессе»

Аннотация: в работе рассматривается обоснованность применения метода проекта в учебной деятельности. Представлена структура проектной деятельности, специфика применения проекта на уроках обществознания и финансовой грамотности. Представлен педагогический опыт реализация  проекта  для учащихся среднего звена.

Ключевые понятия: метод проекта, исследовательская деятельность, продукт, проблема, проектирование, поиск информации.

Мышление начинается с проблемной ситуации        и

направленное  на ее разрешение

С.Л. Рубинштейн

Введение

Система  обучения должна способствовать развитию свободного и системного мышления, формировать  у учащихся умения и навыки  исследования, самообразования.

Всем известно, что новые знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, обычно, самые прочные. Использование сетевого анализа на уроках предметов обществоведческого цикла  помогает при решении "качественных задач, в проектной и исследовательской деятельности. Несколько лет  использую в урочной и внеурочной деятельности проектный метод. Сейчас на уроках финансовой грамотности, обществознания стараюсь создавать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта. Вместо объяснения как решить проблему, поощряю учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для этого  им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление.

Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания, финансовой грамотности  состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.

Результативность подобной работы проявляется в том, что учащиеся познают  приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, делать выводы. У ребят воспитываются такие качества, как инициативность, самостоятельность, ответственность, развивается критическое мышление. Проектные работы учащиеся защищаются различных конкурсах, муниципальных и краевых конференциях. Учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места.

В настоящее время я нахожусь на этапе творческого освоения метода учебного проекта. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на  применение и приобретение новых знаний, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов  дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.

Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно  приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Задачи:

- теоретически  обосновать необходимость внедрения проектного метода в школьное обучение;

- определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательном пространстве;

- выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;

- апробировать методику работы над проектом в условиях среднего звена и старшего звена.

Гипотеза.

Предполагаю, что система формирования основ проектной деятельности будет эффективной, если  направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью , характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. Проект – это  проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – портфолио,  т. е. папка, в которой собраны все материалы проекта. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен имеет конкретный продукт!

Цель любого проекта – это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Поэтому вполне грамотный путь формулировки целей проекта – выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков.

Метод проектов позволяет формировать и  личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат) труда: умение работать в коллективе,  способность ощущать себя членом команды.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта –  убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Из личного опыта могу назвать наиболее удачные примеры продуктов проектной деятельности: листовка, буклет, Web-сайт, журнал (брошюра), публикации, анализ социологического опроса, презентации, бизнес-план, макет, видеоролик, программа.

Виды презентаций проектов, которые учащиеся выбирают чаще всего: демонстрация видеофильма, выполненного на основе информационных технологий, воплощение  в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа, иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций, реклама, путешествие, экскурсия.

Проблемы, которые возникают  у учащихся при создании  проекта: превращение проекта в реферат, переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

С точки зрения учащегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. С точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

Технология метода учебного проекта в преподавании   имеет четкую организационную структуру, которая состоит из этапов: вовлечение ученика в данную поисковую деятельность, выбор проблемы, постановка цели, задач, сбор и переработка информации, составление « Портфолио» своей работы, защита. Уроки обществознания, финансовой грамотности позволяют широко применять данную технологию

Приведу примеры исследовательских тем, которые возникали после изучения материала на уроке: «Как в России чаще всего используется материнский капитал?» 8 класс, «Делают ли нас социальные сети больными? «Легко ли быть подростком?»  - 8 класс, «Что бы вы хотели изменить в школьной системе?» - 9 класс, «Разработка проекта собственной компании»-8 класс, « Можно ли выиграть, размещая деньги в валюте?»-9 класс, « Как инфляция повлияла на доходы населения?»-8 класс  и т. д.

Выполнение проектной деятельности  основано на следующих принципах:

вариативности (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы, изучение материалов, составление таблиц,  диаграмм, карт, анкет);

решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит – учиться);

самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);

создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед ответом помогает лучше усваивать трудные темы программы);

учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится);

личностного фактора (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);

адаптации заданий (нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом).

 Вопросы самоанализ проекта  я ставила перед собой заранее и отвечала после завершения проекта:

  1. Каковы цели и задачи проекта, насколько были они реализованы?
  2. Чем был обоснован выбор проектного метода именно на данных темах курса, при изучении именно этих тем?
  3. На сколько времени рассчитан проект?
  4. Какие этапы проекта будут представлены на уроках?
  5. Насколько четко структурирована деятельность учащихся на уроке?
  6. Какие исследовательские методы будут использоваться в ходе работы над проектом, и на каких этапах?
  7. Как будут учитываться индивидуальные особенности учащихся в ходе работы над проектом?
  8. Будет ли использоваться метод работы в группах сотрудничества, т.е. будут ли работать учащиеся в группах
  9. Лежит ли в основе проекта актуальная цель?
  10. Достаточна ли глубина анализа проблемы, который проводился учащимися?
  11. В чем продвинутся учащиеся в ходе выполнения проекта?
  12. Достигнуты ли в ходе выполнения проекта, поставленные учителем цели?

Нельзя сказать, что проектная деятельность – решение многих проблем в обучении обществознания, но она очень важное средство, спасающее уроки от однообразия,  способствует развитию общего уровня учащихся, расширению их кругозора и знаний.

Особенно популярен и востребован данный метод в основной школе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Поэтому важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям, формировать умение к проявлению самостоятельности и креативности. На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.

Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Следует отметить, что проекты в 8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не снижает их значимости, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.

Общеизвестно, что в среднем звене интерес учащихся к урокам резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету.

Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к предмету  именно в этом возрасте. Проекты в старших классах усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.

При обучении обществознания и финансовой грамотности наиболее популярными видами проектов являются исследовательские, информационные, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По содержанию проекты в значительной мере межпредметные.

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность”, т.к. это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

Проект оценивают не только по результатам практической работы. Не менее важно и то, как сами ребята оценивают работу; что получилось, а что нет; чему научились в ходе проекта; что не удалось сделать; перспективы улучшения своего проекта. Я придаю особое значение этому этапу проектной деятельности на уроках. Происходит осмысление детьми сделанного, формируется их критическое мышление к деятельности.

Метод проектной деятельности предполагает, что после проведения исследования, результат должен быть представлен в виде завершенной работы  и презентации полученных результатов. Очень важно, чтобы работы учеников  приняли участие в каком- либо конкурсе,  конференции, научном марафоне. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны.

Практика показывает, что проект действительно “не вписывается” в классно-урочную систему урока продолжительностью 40 минут.

Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует несколько больше времени, хотя бы несколько уроков (“мини-проект”, например, “Разработка рекомендаций о вреде курения табака”).

Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально  или в группах) выполняют тот или иной  этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе на следующем уроке. Два урока (спаренные) используются для презентации подготовленных проектов.

Приведу пример реализации представлен проекта  для учащихся среднего звена. Ребята, восьмиклассники, подготовили  презентаций, которые имели разное качество, как в содержании, так и в оформлении. Ниже перечислены те работы, которые заслуживают внимания, потому что сделаны качественно, но их главное достоинство состоит в том, что они являются самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся.

 «Разработка проекта собственной компании»

Данный проект ориентирован на изучение темы:

«Предпринимательство», « Как создать свое дело?» на уроках обществознания и финансовой грамотности в 8 классе.

Проект позволяет разделить программу на тематические модули, создать учебно-методический комплект по данной теме, предусмотреть задания для учащихся с различным уровнем подготовки.

“Визитная карточка” учебного проекта

Тема проекта: «Разработка проекта собственной компании»

 Типология проекта: бизнес-план

Категория учащихся: учащиеся 8-х классов.

Продолжительность проекта: 2 урока, самостоятельная домашняя работа – 2 учебных недели.

Предметная область: обществознание (экономика).

Учебные темы: «Что такое предпринимательство»

Ключевые понятия: бизнес-план, прибыль, выручка, издержки.

Образовательные цели: вывести на проектный уровень представления о структуре  бизнес-плана, об основных правилах ведения бизнеса.

Развивающие цели: способствовать развитию критического мышления.

Воспитательные цели: способствовать выявлению и осмыслению собственной позиции.

Основополагающий вопрос: Легко ли создать свое дело?

Проблемные вопросы:

С чего начать, если вы решили стать предпринимателем?

Где взять первоначальный капитал для создания семейной фирмы?

Какие риски несет ведения бизнеса в нашем городе?

Темы исследований:  

В чем преимущества и недостатки семейного бизнеса?

Какие бизнесы можно создать в нашем городе?

Как создать свое дело?

Методические материалы, созданные в ходе работы над проектом:  

Разработка бизнес-плана. Работы учащихся по проекту: Презентации:  «IT –технологии», «Автосервис по ремонту машин»,        «Компьютерный клуб»  и.т.д.

Публикации: создание и ведение информационного канала.

В ходе работы над проектами стало видно, что такая форма деятельности  увлекает детей, они  стали осознавать свои возможности, интересы, отыскивать новые источники информации, шла перегруппировка ранее созданных групп, кто-то захотел работать индивидуально, ребята делились информацией, литературой, материалами друг с другом.

В использовании технологии существуют и ограничения: низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии; низкая мотивация учащихся к участию в проекте; недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; нечеткость определения критериев оценки отслеживания  результатов работы над проектом.

Мне, как учителю проект позволил построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах. Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому необходим выход на внеклассную деятельность по предмету, на научно-исследовательскую деятельность ребят. На мой взгляд, проектный метод – это хорошая альтернатива классно – урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят тем, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.

 Список литературы.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2011.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.- М., 2010.
  3. Сальникова Т.П.  Педагогические технологии. - М.,2015.
  4. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.
  5. Intel. Обучение для будущего: Учебное пособие. – М., 2015.
  6. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.//Директор школы, 1998, № 4.
  7. Масленникова А. Образовательные системы – обзор исторически сложившихся подходов. //Директор школы, 2014,№8.
  8. Гузеев В.В. Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. //Завуч, 2014,№6.
  9. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе, 2013, №6.
  10. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». //Практика административной работы в школе, 2014, №5.
  11. Землянская Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников.// Народное образование, 2016, №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Возможности использования интерактивных досок в учебном процессе"

Данный материал содержит статью о возможности использования интерактивных досок в учебном процессе и презентацию, подтверждающую их использование...

Школьный семинар-практикум "Проектная деятельность в учебном процессе"

Школьный семинар-практикум "Проектная деятельность в учебном процессе"...

Статья на тему «Особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы»

В данной статье описывается сущность понятия «медиасредства» в психолого-педагогической литературе, определяются особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе нача...

Статья из опыта работы: «Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ».

Статья из опыта работы:«Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада  в работе учителя-логопеда  с родителями детей с ОВЗ»....

Внедрение проектной деятельности в учебный процесс

Тема педагогического опыта: «Создание условий для формирования в учащихся 5-7 классов учебно-практической самостоятельности путём проектной деятельности в процессе преподавания изобразительного ...

Проектная деятельность в учебном процессе Проект «Египетские пирамиды»

Проектная деятельность в учебном процессеПроект «Египетские пирамиды»...