Оценка личностных и метапредметных результатов
учебно-методический материал
Положение об оценке личностных и метапредметных результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_ob_otsen._lichnostnyh_i_metapredmetnyh_rezultatov.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на Педагогическом Совете Директор __________ Н.Г. Кычаков
Протокол № ______ Приказ № _________
от «___» ________ 20____г. от «____» _________20____г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
- Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным стандартом начального общего образования и Уставом МАОУ СОШ № 43 г. Улан – Удэ.
Положение основывается на программах О.Б. Логиновой «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий» и А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли».
1.2. Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм и способов оценки личностных и метапредметных результатов.
1.3. Под личностными результатами понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
1.4 Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности (познавательные, коммуникативные) и способы регуляции своей деятельности, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
- Механизмы оценивания личностных и метапредметных результатов
- Личностные результаты выпускников в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы. Однако индивидуальная траектория уровня сформированности планируемых личностных результатов строится, исходя из психологических и психолого-педагогических мониторинговых исследований (мониторинговые исследования сформированности отдельных личностных качеств, тестирование, наблюдение, анкетирование).
- Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три блока:
- самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
- смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивация достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей; сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении , умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- морально- этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости, сформированность морально-этических суждений, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Технологическая карта мониторинга сформированности личностных УУД представлена в Приложении 1.
- Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью:
- коммуникативные УУД - умение строить монолог, вести диалог, ориентация на позицию других людей, умение работать в группе, предотвращать и преодолевать конфликты;
- познавательные УУД - отличать новое от уже известного, ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы и делать выводы, сравнивать и группировать предметы, умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач
- регулятивные УУД - умение принимать и сохранять заданную цель, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение выдвигать версии, умение сравнивать результат с целью, умение планировать и работать по плану, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, умение видеть указанную ошибку и исправлять её.
2.4. Для оценки метапредметных результатов в начальной школе используется балльная шкала оценивания, в которой высокий уровень владения – 3 балла, средний – 2, низкий – 1 балл, не воспринимает – 0 баллов.
Оценка метапредметных результатов учащихся проводится учителем, классным руководителем совместно с психологом 2 раза в год (стартовая и итоговая диагностические работы) методом встроенного наблюдения.
Примерная технологическая карта мониторинга уровня сформированности УУД ученика начальной школы представлена в Приложении 2.
2.4.1. Основным объектом оценки метапредметных результатов на ступени основной школы является:
− способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
− способность к сотрудничеству и коммуникации;
− способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
− способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
− способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
2.4.2. Для организации оценивания личностных и метапредметных результатов учащихся на ступени среднего (полного) общего образования (с 5 класса) наиболее оптимален механизм бинарного оценивания. Бинарная оценка позволяет фиксировать состояние оцениваемого объекта на уровне «Да-Нет», «Есть – нет», «Проявлено – не проявлено» и т.п.
2.5. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников могут отслеживаться с помощью следующих оценочных процедур:
∙ домашней самостоятельной работы учащихся по отдельным учебным дисциплинам с целью формирования учебной самостоятельности и ответственности младших школьников;
∙ текущей проверочной работы с целью определения уровня самостоятельности в выполнении текущей домашней самостоятельной работы учащихся;
∙ решение системы проектных задач с первого по пятый класс (два раза в год);
∙ итоговой комплексной проверочной работы, нацеленной на оценку уровня метапред метных образовательных результатов;
∙ проведение анкетирования, опросов, фокус-групп с учащимися и их родителями;
∙ написание рефлексивных сочинений учащимися;
∙ проведение рефлексий по итогам проведения отдельных общеклассных, общешкольных мероприятий;
∙ психолого-педагогическая диагностика;
∙ встроенное наблюдение классного руководителя, психолога в ходе образовательного процесса;
∙ публичная презентация учебных и внеучебных достижений учащихся.
3. Ведение документации
3.1. Учитель совместно с педагогом-психологом ведет мониторинг
4. Права и обязанности субъектов образовательного процесса
4.1. Права и обязанности учащихся
4.1.1. Учащиеся имеют право:
- на собственную оценку своих достижений и трудностей;
- участвовать в разработке критериев оценки работы;
- на самостоятельный выбор сложности и количество проверочных заданий;
- на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, так же как и на оценку навыковой стороны обучения;
- представить результаты своей деятельности в форме "портфолио" и публично их защитить;
- на ошибку и время на ее ликвидацию;
4.1.2. Учащиеся обязаны:
- по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
- овладеть способами оценивания, принятыми в начальной, основной и средней школе;
- иметь специальные тетради ("Мои достижения…, рабочие тетради) в которых бы отражалась контрольно-оценочная деятельность ученика;
- освоить обязательный минимум УУД в соответствии с Федеральным государственным стандартом.
4.2. Права и обязанности учителя
4.2.1. Учитель имеет право:
- иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся;
- оценивать работу учащихся по их запросу и по своему усмотрению. Оценка учащихся должна предшествовать оценке учителя;
- оценивать учащихся только относительно его собственных возможностей и достижений;
- оценивать деятельность учащихся только после совместно выработанных критериев оценки данной работы.
4.2.2. Учитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности;
- работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся;
- оценивать не только навыковую сторону обучения, но также творчество и инициативу во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;
- вести учет продвижения учащихся в классном и электронном журнале в освоении УУД;
- доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся за полугодие и учебный год.
4.3. Права и обязанности родителей:
4.3.1. Родитель имеет право:
- знать о принципах и способах оценивания в данной школе;
- на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
- на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.
4.3.2. Родитель обязан:
- знать основные моменты данного Положения;
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
- посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей.
Приложение 1
Технологическая карта мониторинга сформированности личностных УУД
Виды УУД | Основные характеристики | Уровни сформированности | Показатели сформированности | Методы, методики и типовые задачи |
Самоопределение | Внутренняя позиция школьника | 1 уровень | отрицательное отношение к школе | Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А. Л. Венгера) |
2 уровень | положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности | |||
3 уровень | возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика» | |||
4 уровень | сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни | |||
Самооценка | 1уровень | низкая самооценка | Методика «Лесенка» «Волшебные линеечки» (Г.А. Цукерман) | |
2 уровень | адекватная самооценка | |||
3 уровень | завышенная самооценка | |||
Смыслообразование | Учебно-познавательный интерес | 1 уровень | негативное отношение к школе, школьная дезадаптация | Анкета (Н.Лускановой) |
2 уровень | низкая школьная мотивация | |||
3 уровень | положительное отношение к школе | |||
4 уровень | хорошая школьная мотивация | |||
5 уровень | максимально высокий уровень школьной мотивации | |||
Нравственно-этическая ориентация | 1 уровень | низкий уровень развития эмпатии; ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости); учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости | Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» | |
2 уровень- | правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое Ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости);частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм | |||
3 уровень | имеет начальное представление о нравственных нормах Неправильное представление о моральных нормах |
Приложение 2
Технологическая карта мониторинга сформированности метапредметных результатов
Высокий уровень – 3 Средний уровень – 2 Низкий уровень – 1 Не воспринимает -0 | Екатерина А. | Валерий Б. | Максим В. | Борис Г. | Анастасия Д. | ||||||||
Коммуникативные УУД | - умение строить монолог | ||||||||||||
- объяснять смысл отдельных слов | |||||||||||||
- вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде | |||||||||||||
- определять главную мысль | |||||||||||||
- демонстрировать понимание текста | |||||||||||||
- умение вести диалог | |||||||||||||
- ориентация на позицию других людей | |||||||||||||
- работать в группе | |||||||||||||
- предотвращать и преодолевать конфликты / среднее значение – | |||||||||||||
Познавательные УУД | - отличать новое от уже известного | ||||||||||||
- ориентироваться в учебнике | |||||||||||||
- находить ответы на вопросы | |||||||||||||
- делать выводы | |||||||||||||
- сравнивать и группировать предметы | |||||||||||||
- анализ объектов с целью выделения признаков | |||||||||||||
- находить закономерности | |||||||||||||
- пересказывать | |||||||||||||
- моделировать - среднее значение - | |||||||||||||
Регулятивные УУД | - умение принимать и сохранять заданную цель | ||||||||||||
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу | |||||||||||||
- умение выдвигать версии | |||||||||||||
- умение сравнивать результат с целью | |||||||||||||
- умение планировать | |||||||||||||
- умение работать по плану | |||||||||||||
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника | |||||||||||||
- умение видеть указанную ошибку и исправлять её / среднее значение - | |||||||||||||
Личностные УУД | - положительное отношение к школе | ||||||||||||
- чувство необходимости учения | |||||||||||||
- интерес к новому | |||||||||||||
- оценивать ситуации и поступки | |||||||||||||
- умение объяснять смысл своих оценок, мотивов. целей | |||||||||||||
- самоопределяться в жизненных ценностях / среднее значение - | |||||||||||||
Средние значения |
Общий балл - Учитель:
Сводная таблица
Мониторинг уровня сформированности УУД
Высокий уровень 3 | Средний уровень 2 | Низкий уровень 1 | ||||||||||
1 кл. | 2 кл | 3 кл. | 4 кл. | 1 кл. | 2 кл | 3 кл. | 4 кл. | 1 кл. | 2 кл | 3 кл. | 4 кл. | |
Коммуникативные УУД | ||||||||||||
Познавательные УУД | ||||||||||||
Регулятивные УУД | ||||||||||||
Личностные УУД | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижения личностных и метапредметных результатов обучения на уроках географии
Географические знания также способствуют социализации учащихся, т.е. формированию компетентностей в гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовой сферах....
Требования ФГОС: начальная школа Личностные и метапредметные результаты
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования...
Использование личностно-ориентированного обучения на уроках географии для достижения личностных и метапредметных результатов в обучении
Текст выступления на педагогических чтениях...
Методические аспекты урока физики, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов
В новом образовательном стандарте результат образования сформулирован не только как знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении....
«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)
Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...
Проведение конкурса в детском объединении дополнительного образования, как инструмент стимулирования стремления учащихся к более высоким личностным и метапредметным результатам.
Дорогие коллеги! Перед Вами методическая разработка конкурсного мероприятия для детского объединения дополнительного образования - Кружка росписи по дереву «Русские узоры». Она является неотъемлемой ч...
Внеурочная проектная деятельность на иностранных языках, как средство достижения предметных, личностных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы)
В статье рассматривается опыт проектной деятельности на английском и французском языках в основной школе. Учащиеся создавали информационно-исследовательские и практико-ориентированные проекты по следу...