Профессиональный стандарт педагога: аспекты введения и реализации
материал
Презентация предназначена для ознакомления педагогов с особенностяи рофессионального стандарта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profstandart.ppt | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
-Постепенное введение ФГОС общего образования; -реализация ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» определили , что на современном этапе необходимы руководители и педагоги с новыми компетенциями Необходимость введения профстандарта
Новые компетенции Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Профстандарт и квалификационные характеристики «Профессиональный стандарт»-это характеристика квалификации: навыков, умений, прав и обязанностей. Необходим при организации обучения педагогов, аттестации, разработке должностных инструкций, присвоении тарификационных разрядов и установлении систем оплаты труда.
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями , учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории. Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки
Вид профессиональной деятельности В общих сведениях определен вид профессиональной деятельности, что является новизной . К виду профессиональной деятельности отнесены: дошкольное образование, начальное общее, основное общее, среднее общее образование
Новые специальности Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности : педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы
Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык , обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка . В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя , неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Профессиональный стандарт педагога в
Профстандартом определены обобщенные трудовые функции Обязательными для включения в трудовой договор (ст.57 ТК) являются трудовые функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности, с указанием квалификации; конкретный вид поручаемый работнику работы); Стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. От вводимых им требований к учителю зависит исчисление трудового стажа, начисление пенсий и другие материальные блага педагогов.
В отношении каждого работника в эффективном контракте должны быть уточнены и конкретизированы: -его трудовая функция; -показатели и критерии оценки эффективности деятельности; -установлен размер вознаграждения; -размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Профессиональный стандарт строится как совокупность обобщенных трудовых функций, выполнение которых ведет к общей цели деятельности. Каждая из обобщенных функций интегрирует комплекс трудовых функций, трудовая функция, в свою очередь, декомпозируется на трудовые действия, умения и знания, необходимые для ее реализации. Такой подход позволяет и дать развернутую характеристику педагогической деятельности, и сформулировать объективные и диагностируемые критерии ее качества деятельности.
ОТФ включаются в должностные инструкции При указании в должностной инструкции информации относительно необходимых знаний и умений работника работодатель руководствуется подразделами "Трудовая функция" и блоками "Необходимые умения", "Необходимые знания", "Другие характеристики".
Профстандартом определены 2-е ОТФ 1ОТФ-педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса; 2 ОТФ-педагогическая деятельность по проектированию и реализации ООП.
1-я ОТФ включает 3 трудовые функции: -Общепедагогическая функция, обучение; Воспитательная деятельность; Развивающая деятельность. Все три функции относятся к 6 уровню квалификации
Система критериев дифференциации уровней стандарта профессиональной деятельности педагога включает: описание особенностей выполнения тех или иных трудовых действий педагогом на каждом уровне профессионального развития; описание компетенций, требуемых для выполнения трудовых функций и трудовых действий педагогом; описание технологии оценки соответствия педагога одному из уровней.
2-я ОТФ включает 5 трудовых функций: Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования (5 ур.кв.); Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования (6 ур.кв.); Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования (6 ур.кв.); Модуль «Предметное обучение. Математика» (6 ур.кв.); Модуль «Предметное обучение. Русский язык» (6 ур.кв.)
Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки профессиональных стандартов» Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности. Уровни квалификации содержат описание следующих показателей: "Полномочия и ответственность", "Характер умений", "Характер знаний", "Основные пути достижения уровня квалификации". Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.
В состав ОТФ входят трудовые функции педагога: -разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках ООП; -осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; -участие в разработке программ развития ОО; -планирование и проведение учебных занятий; -систематический анализ эффективности учебных занятий; -организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений текущих и итоговых результатов освоения ООП; -формирование УУД; -развитие навыков, связанных с ИКТ технологиями; -совершенствование мотивации обучения
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся . Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня. По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.)
Позиция общероссийского профсоюза образования Перенос срока введения в действие и обязательное применение Профстандарта с 1 января 2018 г., т.к. на уровне правительства разработаны: -Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.; -Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников на 2014-2020 гг.
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников Подпрограмма 1: Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель); Подпрограмма 2: Модернизация педагогического образования; Подпрограмма 3: Переход к эффективному контракту; Подпрограмма 4: Повышение престижа профессии.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы реализации проекта Профессионального стандарта педагога
Материал для проведения педсовета по изучению ппрофессионального стандарта педагога с использованием презентации...
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...
Модель «Петербургская звезда» реализации регионального компонента профессионального стандарта педагога
Статья о профессиональном стандарте педагога (ПСП), который задает новую высокую планку квалификаций. И поскольку он тесно связан с введением новых федеральных государственных образовательных ст...
Введение профессионального стандарта "Педагог"
Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Эти процессы закономерно...
Включение в образовательный процесс обучающихся, для которых русский язык не является родным. Аспекты реализации требований профессионального стандарта «Педагог».
общие психолого-педагогические особенности, характеризующие детей с неродным русским языком....
Методические рекомендации по введению Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в образовательную деятельность
Методические рекомендациипо введению Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в образовательную деятельность...