Актуальные проблемы реализации проекта Профессионального стандарта педагога
методическая разработка по теме
Материал для проведения педсовета по изучению ппрофессионального стандарта педагога с использованием презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_profstandart.docx | 37.79 КБ |
proekt_professionalnogo_standarta_pedagoga.ppt | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
Актуальные проблемы реализации проекта
профессионального стандарта педагога
Цель: Создание условий для включения педагогического коллектива школы в общественное обсуждение «Проекта профессионального Стандарта педагога».
Задачи:
-Изучить положения Стандарта педагога;
-Проанализировать отдельные пункты Стандарта, выявить положительные и отрицательные стороны;
-Использовать коммуникативные формы деятельности для повышения ИКТ –компетентности;
-Принять участие в обсуждении проекта Стандарта педагога на педагогических форумах.
Виды деятельности: Анкетирование, работа в малых группах, коллективная практическая работа.
Участники: педагогический коллектив МКОУ Дулесовской ООШ
Ход педсовета:
- Выполнение решений предыдущего педсовета.
Отв. Таначева О.А.
- Анкетирование педколлектива.
Приложение №1
- Выступление заместителя директора по УВР Мухиной А.В.
Слайд 1
Обоснование деятельности педагогического коллектива по обсуждению Проекта:
Министерство образования и науки впервые разработало и представило к широкому обсуждению проект Концепции и содержания профессионального стандарта педагога.
Слайд 2
Данный документ был разработан специально созданной рабочей группой из 12 человек, в число которых вошли ведущие эксперты в области образования, директора школ, ученые. Возглавил группу член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации, директор Центра образования № 109 города г. Москвы Е. А. Ямбург.
Слайд 3
Напомним, в мае 2012 года президент РФ Владимир Путин поручил разработать профессиональные стандарты для учителей русского языка и математики. В настоящий момент речь идет уже о стандарте для учителей вне зависимости от предмета, который они ведут. Категориям, которым выделил президент, посвящены приложения к проекту.
До сих пор реформа образования была "скорее бухгалтерская, чем содержательная". Введение профессионального стандарта педагога станет первым шагом в решении комплекса проблем в образовательной сфере. Об этом заявил, председатель группы по разработке стандарта.
Слайд 4
По словам председателя комиссии по разработке профессионального стандарта педагога, директора Центра Образования №109 г. Москвы Евгения Ямбурга,. необходимо обеспечить полную открытость при его обсуждении. В данный момент проект профстандарта опубликован на сайте Минобрнауки. Предложения и замечания к проекту можно оставить на сайте общественного совета при Министерстве и официальной странице Минобрнауки России в Живом Журнале. Обсуждениям и корректировке посвящен этот учебный год. Впоследствии будет "переходный период", во время которого стандарт будет добровольно опробован в ряде школ. "Никакого насилия", - подчеркнул Ямбург. Стандарт окончательно будет принят через 2-3 года.
"Я глубоко убежден, что до сих пор у нас реальной реформы образования не было. У нас была реформа экономики образования", - сказал Ямбург. По мнению эксперта, "во всех странах, где проходили этот путь (в Германии, Сингапуре) было показано, что повышение зарплаты не ведет к повышению качества работы". При этом он согласен, что учителю нужна достойная зарплата.
Эксперт полагает, что разработка стандартов тесно связана с комплексом болевых точек в сфере образования, в первую очередь, стандарт повлияет на систему подготовки и переподготовки учителей. Ямбург напомнил, что 3 года назад были приняты новые стандарты высшего педагогического образования. По мнению Ямбурга, в нем содержатся "чудовищные вещи". Например, "по этим стандартам выпускаются учителя русского языка без права преподавания литературы, математики без информатики".
В свою очередь, квалификационные требования к педагогам включают в себя "много вещей, которые превратили школу в то место, где дети мешают учителям и администрации работать с документами". "Поэтому основная задача стандартов - вернуться к профессиональным компетенциям учителя, освободить его от всего того, что мешает работать".
Слайд 5
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональный стандарт педагога предназначен:
- для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности,
-для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры;
-для формирования должностных инструкций и разработки ФГОС.
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
На данном этапе в стандарте выделено три сферы ответственности педагога: обучение детей, их воспитание и развитие. По мнению Ямбурга, основные проблемы связаны с развивающей деятельностью. "Контингент детей будет все проблемнее", - заявил он. Чтобы обучать детей, в том числе и с отклонениями, педагог должен уметь взаимодействовать с другими школьными специалистами (психологами, дефектологами, медиками).
"Стандарты всех профессий - это решение правительства России. Первыми были рестораторы и гостиничные хозяйства, мы вторые. Но стандарты будут везде". – это слова Е. Ямбурга.
Слайд 6
Основные положения
Профессиональный стандарт педагога(Концепция и содержание)
Введение
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).
Слайд 7
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.
Слайд 8
Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.
Слайд 9
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.
Слайд 10 - 16
А теперь познакомимся с характеристикой стандарта более подробно
Слайд 17
- Обсуждение содержания проекта. Выявление плюсов и минусов Профстандарта, проблемных моментов. Практическая работа в малых группах:
- Обучение
- Воспитательная работа
- Развитие педагога (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
- Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы начальной школе
- Профессиональные требования к учителям – предметникам (математика и информатика, русский язык)
- Методы оценки выполнения требований Профессионального стандарта Учителя
- Приложение 1. ИКТ - компетентность
- Приложение 2. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя
План обсуждения:
- Сравнить: что из перечисленного Вы делали раньше, что разработчики добавили нового ( выделить универсальные обязанности и специфические);
- Что, на Ваш взгляд, необходимо обязательно, а без каких положений можно обойтись;
- С чем из перечисленного Вы согласны, какие спорные моменты Вам встретились, с чем не согласны.
- Презентация полученных продуктов, представление итогов работы подгруппы
- Обсуждение комментариев Профессионального стандарта в социальной сети
Приложение 3.
- Сравнение профстандартов разных стран
- Заключение, подведение итогов педсовета, принятие решения.
Решение педагогического совета:
- Включить в тематику методического совета и методических объединений изучение подходов к профессиональным компетенциям учителя в условиях внедрения профессиональных стандартов. Срок: до 15 марта 2014г. Отв. Мухина А.В., руководители ШМО
- Планировать направление профессионального развития с учетом анализа профессиональных компетенций в условиях введения профстандарта (КПК и переподготовка). Отв. администрация.
- Рекомендовать темы самообразования педагогов, направленные на изучение и применение активных форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий, соответствующих профессиональной, психолого-педагогической компетентности педагога. Отв. Таначева О.А., Мухина А.В.
- Учителям-предметникам совершенствовать педагогическую практику, позволяющую эффективно вовлечь в образовательный процесс учеников с разными стартовыми возможностями. Отв. Таначева О.А., Мухина А.В., руководители ШМО
- Внести изменения в Годовой план ОУ, ВШК, программу развития школы, образовательную программу, рабочие программы педагогов с учетом Профстандарта. Срок: до 1 сентября 2014 г. Отв. Таначева О.А
Приложение №1
Уважаемый коллега!
В целях изучения общественного мнения о новых реформах в образовании проводится данное социологическое исследование. Просим Вас искренне ответить на вопросы. Анонимность гарантируется. Выскажите свое мнение, оно очень важно для нас. Заранее благодарны!
1.Каков стаж Вашей работы?
до 5 лет до 10 лет до 20 лет свыше 20 лет
2.Нужны ли, по Вашему мнению, профессиональные стандарты?
Да / нет/ не задумывалась над этим вопросом
3.Насколько Вы знакомы с положениями Стандарта педагога?
изучила
наслышана
не знакома
свой вариант__________
4.Каким, по Вашему мнению, учителям – предметникам (3) уделяется в Стандарте отдельное внимание? Выберите предмет.
история математика обществознание география начальные классы русский язык информатика химия биология физика литература физическая культура английский язык
5.Согласны ли Вы с утверждением « Педагог обязан соответствовать Стандарту». Обоснуйте свой ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Хотели бы Вы участвовать в рабочей группе по разработке Стандартов педагога в своей школе?
_________________________
6. Какие вопросы Вы хотели бы обсудить на следующих педагогических советах?
________________________________
________________________________
Спасибо!
Приложение №2
Комментарии, обсуждения реформы образования в социальной сети Интернет
- Статья 46. "Право на занятие педагогической деятельностью" нового закона "Об образовании в РФ" об этом и говорит: «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам».
- Данный пункт фактически означает, что занятие педагогической деятельностью не предполагает получения профессионального педагогического образования. Тем самым, ставится под сомнение необходимость формирования профессиональных педагогических компетенций у будущих учителей.
- Не мешало бы создать профессиональный стандарт для депутатов и чиновников, а так же проверить их на судимость и увольнять при ее наличии.
- Да, еще создать единую тарифную сетку для всех гос. служащих и повышение зарплаты чиновников объявлять в средствах массовой информации, одновременно поднимать зарплаты всем бюджетникам соответственно.
- Очередные игрища чиновников. Все пытаются доказать, что они достойны гигантских зарплат, имитируя бурную деятельность.
- "Профессиональный стандарт педагога призван повысить мотивацию учителей к труду и качеству образования" - бред сумашедшего! Мотивацию к труду невозможно повысить при низкой зарплате и отсутствии социального статуса!
- ИДИОТЫ!!!!
- Можно также диссертации на оригинальность проверить. Стандарты должны реальные специалисты в конкретной профессии разрабатывать.
- Данный стандарт - результат нового закона "Об образовании в РФ".
- Из закона исчезло упоминание о профессиональной педагогической деятельности. Отсутствует статья «Особенности реализации образовательных программ в области педагогического образования», вместо неё введена довольно странная статья "Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования».
- Данный "стандарт" - научно необоснованный, не имеющий никакого отношения к профессиональной педагогической деятельности документ!
- Более того, непонятно на каком основании вводится понятие "профессионального стандарта"?
- Есть научно обоснованные с точки зрения успешности профессиональной деятельности понятия:"структура профессиональной деятельности", "профессиограмма","паспорт специальности".
- Что такое "профессиональный стандарт"? Какова цель внедрения научно необоснованного конструкта?
- Присоединяйтесь к кампании за отправку на доработку нового закона
- “Об образовании в Российской Федерации” (№273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) и соответствующей ему "дорожной карты" (распоряжение Правительства РФ №2620-р от 30 декабря 2012 г.),и отмену федерального закона №83-ФЗ от 8 мая 2010г.
- Сбор подписей за отправку закона «Об образовании в РФ» на доработку производится на Демократоре (проблема № 10254)
- Вносите свои предложения!!!
- Если закон "Об образовании в РФ" 1.09.2013 вступит в силу в "думском" варианте - образованию в России наступит конец!
- Комментатор 61 | 2013-02-19 в 21:36:35
- А может, и педвуз не надо заканчивать? Просто прийти с улицы и пройти проверку на соответствие профстандартам? Этак у нас любой дворник скоро сможет преподавать.
- Статья 46. "Право на занятие педагогической деятельностью" нового закона "Об образовании в РФ" об этом и говорит: «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам».
- Данный пункт фактически означает, что занятие педагогической деятельностью не предполагает получения профессионального педагогического образования. Тем самым, ставится под сомнение необходимость формирования профессиональных педагогических компетенций у будущих учителей.
- Хотелось бы ознакомиться с профессиональными стандартами наших руководителей, начиная с президента страны.
- Наверное, просто хотят привлечь сильные научные кадры в учителя-предметники, например, в школы для одаренных детей, чтобы чиновникам не приходило в голову изгонять оттуда вузовских преподавателей. Или хотвят закрепить сложившуюся тенденцию ставить во главе министерсв очень молодые кадры, которые уже к 30 годам порулили образованием (надзором за ним !)в качестве заместителей и под руководством Глебовой (замминистры в неполные 30 лет - где еще так круто?), ВАКом, не имея при этом профильного педагогического образования, но контролирующими и руководящими в т.ч. созданием системы аттестации учителей и преподавателей, которые уж конечно, каждые 5 лет отдав все свои профессиональные знания ученикам, т.е. опустев головами, нуждаются в повтором усилии.
Приложение 3.
Сравнительные характеристики профессиональных стандартов
Что же касается требований к учителю для учителей в Англии, то в документе всего восемь пунктов.
Учитель должен:
1. Ставить высокие цели, которые вдохновляют и мотивируют учеников.
2. Способствовать развитию и хорошим результатам учеников.
3. Демонстрировать хорошее знание предмета и программы обучения.
4. Планировать и проводить хорошо структурированные уроки.
5. Модифицировать преподавание в соответствии с сильными сторонами и потребностями учеников.
6. Правильно использовать результаты тестирований и извлекать из них максимальную пользу.
7. Эффективно регулировать поведение для обеспечения хорошей и безопасной образовательной среды.
8. Выполнять более широкие профессиональные обязанности
Последний пункт нужно раскрыть. В него входят требования вносить положительный вклад в жизнь и обычаи школы; развивать эффективное взаимодействие с коллегами, зная, как и когда необходимо обратиться за советом или консультацией специалиста; эффективно взаимодействовать с родителями по поводу достижений и самочувствия учеников. Отдельная часть документа посвящена персональной и профессиональной этике учителя. По сути дела, в английском стандарте есть все необходимое и достаточное: требования к входу в профессию, поддержанию квалификации и пути ее повышения.
Вот такой, написанный человеческим языком, краткий рамочный документ, где есть воздух, а главное — доверие к учителю и школе. Как он контрастирует с нашими ныне действующими квалификационными характеристиками и проектируемыми стандартами, где, к примеру, что учитель должен уметь: «Составлять на основе документации класса (группы) сводки, отчеты, другие информационные материалы заданной формы (на бумажных и электронных носителях) и представлять сведения уполномоченным должностным лицам в соответствии с запросом; использовать информационно-коммуникационные технологии для заполнения баз данных в соответствии с установленными регламентами и правилами».
Приложение №4
Термины и определения применительно к педагогу
Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Профессиональный стандарт педагога - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
Региональное дополнение к профессиональному стандарту - документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.
Внутренний стандарт образовательной организации - документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.
Ключевые области стандарта педагога - разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.
Профессиональная ИКТ-компетентность - квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
Аудит - систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.
Внутренний аудит - аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.
Внешний аудит - аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.
- Обучение
- Воспитательная работа
- Развитие педагога
- Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы начальной школе
V. Профессиональные требования к учителям – предметникам (математика и информатика, русский язык)
VI. Методы оценки выполнения требований Профессионального стандарта Учителя
VII. Приложение 1.
ИКТ - компетентность
VIII. Приложение 2. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к проекту "Профессиональный стандарт педагога".
В данном проекте рассматриваются профессиональные компетенции и личностные качества, которыми должен обладать каждый педагог...
Актуальные проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Подготовка к введению ФГОС в коррекционной школе...
Двенадцатая международная НПК педагогов "Проблема востребованности Российского педагогического опыта" секция "Профессиональный стандарт "ПЕДАГОГ""
Профессиональный стандарт "ПЕДАГОГ""...
Презентация на тему: "Внедрение профессионального стандарта педагога. Проблемы и перспективы"
Внедрение профессионального стандарта педагога. Проблемы и перспективы...
«Актуальные проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Пиление древесины»...
Проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога в муниципальной системе образования города Салехарда на период 2016-2020 годы
Данный проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога составлен на основе решений коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного ок...
Включение в образовательный процесс обучающихся, для которых русский язык не является родным. Аспекты реализации требований профессионального стандарта «Педагог».
общие психолого-педагогические особенности, характеризующие детей с неродным русским языком....