Материалы по теме "Формирование и развитие образовательной среды"
материал по теме
Типы воспитывающей среды, характеристики личности ребенка по Лесгафту, компоненты образовательной среды на примере СОШ №1 г.Белоярский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Типы личности, компоненты по Ясвину | 172.5 КБ |
Векторная модель СОШ №1 г.Белоярский | 123.86 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Типы воспитывающей среды | Основные особенности типов | Характеристика личности ребенка | Основная черта личности |
1 | Догматическая | Основная цель образования: идейно-нравственная подготовка человека к служению обществу. Важнейшим элементом такой образовательной системы догмат служения Отечеству, дисциплина. Ценности и интересы общества являются приоритетными по отношению к ценностям и интересам личности. Образовательный процесс носит коллективный характер. Проявление инициативы не находит соответствующей педагогической поддержки. | Высокая степень пассивности, апатии либо стремления трансформировать энергию, направить на трудовую деятельность | Догматическая личность характеризуется как абсолютно зависимая, и абсолютно пассивная. |
2 | Идейная | Среда ориентирована на свободу, приоритет личности, инициативный творческий процесс, самостоятельность и активность | Открытая, свободная личность, способная активно существовать, готова к преобразованию мира | Творческая личность характеризуется как активная и свободная. |
3 | Безмятежного потребления | Изолированная среда, направлена на свободу развития, приоритет индивидуальных потребностей, практическая (не творческая) сторона воспитания, где труд – не самоцель, а средство обеспечения удобств | Неспособная к борьбе пассивная личность, существующая в собственном мире, неготовая к жизненным трудностям и избегающая их | Безмятежная личность характеризуется как относительно свободная, но крайне пассивная. |
4 | Внешнего лоска и карьеры | Характеризуется развитием инициативности воспитанников в контексте коллективного воспитания, инициатива любого воспитанника, связанная с коллективными интересами и задачами, обязательно получает поддержку | Личность, стремящаяся к высоким связям, не пренебрегающая лицемерием, подкупом, неискренностью | Карьерная личность характеризуется как активная, но зависимая |
Типы «воспитывающей» среды 1
Типы личности по Лесгафту 2
№ | Тип личности | Основные характеристики | Условия среды | Рассмотрение в контексте школьного типа | Отличительные особенности типа |
1 | Лицемерный тип | Активный, но не личностно-самостоятельный, характерна высокая степень зависимости от взрослых | Продуцирующая среда: семьи с авторитарным стилем воспитания, с низким интеллектуально-познавательным потенциалом родителей, в которых детям уделяют мало внимания, ложь и лицемерие со стороны старших, чисто практическое направление домашней жизни, соблюдение различных внешних обрядов, значение которых не объяснено ребенку или даже недоступно его пониманию; отсутствие условий, возбуждающих внимание ребенка и вызывающих его на размышление | На учителей производит впечатление хорошего, скромного ребенка. Товарищи его не любят, ребенок все более отдаляется от своего класса, оставаясь чаще всего любимцем учителя. Ни к кому и ни к чему не привязан и даже охотно меняет свои связи и условия жизни, так как в новой обстановке и среди новых людей опять пользуется новыми выгодами и делается на время любимым ребенком. | Повторяет то, что видит, более легким способом старается достигнуть личных выгод, избежать труда и усердия. Легко усваивает только то, что сильнее на него влияет, способ деятельности: практически-опытный: старается хитростью и лаской обойти все затруднения. Отношение к истине только внешнее, заучены одни общие нравственные правила и шаблоны. |
2 | Честолюбивый | Активный, личностно-самостоятельный, рассудочный | Постоянное стремление и подбадривание ребенка к соревнованиям либо словесным или материальным поощрениям. | Школьники отличаются умением усваивать все, базируясь на памяти; вся умственная деятельность направлена на усвоение и воспроизведение как простых формул и идей, так и самых сложных философских учений. Нравственные положения не влияют на действия школьников данного типа. | Все действия осуществляются под влиянием очень развитого чувства собственного превосходства: отсюда гордость, самоуверенность и постоянное стремление первенствовать и властвовать над другими. Решительность, легкая увлекаемость каким-то делом, перфекционизм, идеалы — сила, могущество и власть. |
3 | Добродушный | Общая пассивность, но разумная самостоятельность, развитая интеллектуально-рефлексивная деятельность | Размеренная семейная жизнь, любящие родители, проявляющие участие к судьбе ребенка с самого рождения, отсутствие всякой похвалы и мер наказания, толерантное отношение к желаниям ребенка, к его свободе | Всякое принуждение к занятиям и несправедливость или произвол неминуемо отталкивают школьника этого типа от дела. При неблагоприятных школьных условиях такой ребенок может ожесточиться, однако и в этом случае он в глубине души останется правдивым и добрым. | Ярко-выраженная аналитическая деятельность, наблюдательность, постепенное развитие, склонность к рассуждениям, богатая фантазия, прямота и мягкость, преобладание умственного труда над физическим |
4 | Мягко-забитый | Пассивность, зависимость, инертная угнетенность, рефлекторный характер активности | Предупреждение всякой самостоятельной деятельности ребенка, уничтожение любой инициативы со стороны ребенка, отсутствие и устранение условий для развития умственной деятельности. | В школе он может оказаться прилежным и исполнительным, при четких требованиях и строгом мониторинге. В противном случае, оказывается нерадивым учеником. Дети мягко-забитого типа труднее всего поддаются обучению, в крайней степени отличаются отрицательными качествами в умственном отношении | Инфантильность, низкие нравственные качества, отсутствие наблюдательности, невозможность действовать без руководства. С возрастом развивается узкая, эгоистическая практичность и расчетливость, безучастное отношение ко всему окружающему. |
5 | Злостно-забитый | Пассивный (с инертно-угнетенными проявлениями), подражательно-рассудочный, большая самостоятельность, на фоне доминирующей зависимости его активности от требований окружающих | Причины скрываются в семье: запрещение рассуждать, применение различных насильственных мер для принуждения ребенка, распространенность несправедливых и произвольных требований, связанных с угнетением и оскорблением человеческого достоинства ребенка. Это результат не только отсутствия семейной заботы, но и безусловной материнской любви или доброго отношения другого человека. Часть повторных незарегистрированных браков приводит к становлению личности подобных детей. | Школьники такого типа недостаточно приучаются к отвлеченному мышлению и отличаются, скорее, своей наблюдательностью и опытностью. К занятиям совершенно равнодушны, подчиняются только самым необходимым требованиям. После наказаний могут наносить прямой вред воспитателям, после продолжительного спокойного напряжения такие дети с криками выскакивают из класса, сметая все на своем пути. | Ожесточенность и подозрительность, самолюбие и резкие рефлекторные проявления. Сосредоточенность на личной защите, постоянном стремлении к перемене впечатлений и сильным возбуждениям. |
6 | Угнетенный | Разумно-исполнительный тип с инертно-угнетенными проявлениями, самостоятельный, но крайне пассивный. Неактуальный в настоящее время. | Бедная семья, в которой добрые и трудолюбивые родители все делят со своими детьми и всегда отдают им лучшую часть. Образовательная среда выступает как основополагающий системный фактор, регулирующий проявление генетически обусловленных особенностей ребенка, например, таких как его темперамент. Тип ребенка представляет прямое и непосредственное следствие условий, в которых он живет и воспитывается. | Школьники отличаются преобладанием в силу необходимости физического труда над умственной деятельностью и в особенности недостаточным стремлением к отвлеченному мышлению и философским рассуждениям. | Большая скромность, недооценка своего труда, терпение и терпимость ко всему окружающему. Им свойственны правдивость, простота проявлений. |
7 | Нормальный | Идеальный тип, самостоятельный и активно-деятельный, соединяет в себе все хорошие качества добродушного и угнетенного типов. | Благоприятная, гармонично развитая, творческая среда, в которой ребенок существует и принимает участие (все позитивные моменты для развития добродушного и угнетенного типов) | Школьники данного типа рассудительны, активно-деятельны, постоянно развивают умственные способности, в коллективе не ставят свои требования выше требований товарищей | полная гармония между физическими и умственными способностями, достигает всего собственными силами и по возможности участием в деятельности той среды, в которой он растет. |
Компоненты образовательной среды (по Ясвину) на примере СОШ №1 г.Белоярский 3
№ | Компоненты образовательной среды | Пример компонентов образовательного учреждения |
1 | Пространственно-предметный компонент | Развитая материально-техническая база для обеспечения технической и коммуникационной достаточности на трех уровнях: классной обстановки (стенды, уголки), внеклассной обстановки (библиотека, актовый зал, развивающая среда в рекреациях и коридорах (шахматная секция, выставка картин), медицинский кабинет, спортивный зал и площадки на улице, пришкольный участок, и техническом уровне (мультимедийные средства, ПК, проекторы, экраны, интерактивные доски, робототехника, лингафонный кабинет) |
2 | Социальный компонент | Заключены: Соглашение о сотрудничестве при оказании шефской помощи ООО "Газпром трансгаз Югорск" и СОШ №1 г. Белоярский Соглашение о взаимном сотрудничестве в сфере гражданского. патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся между СОШ №1 г. Белоярский и местной религиозной организацией - православный Приход храма преподобного Серафима Соровского Договор о социальном партнёрстве бюждетного учреждения среднего профессионального образования ХМАО-Югры "Белоярский профессиональный колледж", "Белоярский центр занятости населения", "Комплексный центр социального обслуживания населения "Милосердие", "Центр развития одаренности" г. Пермь и СОШ №1 г. Белоярский в целях проведения профориентационных мероприятий Договор - соглашение о сотрудничестве по организации внеурочной деятельности МАУ ДО Белоярского района "Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский" и о посещении автогородка Договор о реализации общеобразовательной программы общего образования в форме сетевого сотрудничества муниципальных учреждений между МБУ ДО Белоярского района "Детско-юношеская спортивная школа г. Белоярский", "Детская школа искусств г. Белоярский", «Дворец спорта» и СОШ №1 г. Белоярский |
3 | Психодидактический компонент | Создана развитая система урочной и внеурочной, проектной деятельности (кружки, секции, факультативы, элективы, платные образовательные услуги) развивающая среда Разработаны: ПРОЕКТ «Управление введением и реализацией ФГОС НОО в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский» Программа развития способов повышения квалификации педагогов Программа работы с одаренными детьми в СOШ№1 г. Белоярский Программа воспитательной работы школы «Я – гражданин России» Программа развития школы "Школа личностного и профессионального самоопределения" Концепция организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре Программа развития школы "Школа как постоянно развивающаяся социально-педагогическая система" Программа "Профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства" Курс ОРКиСЭ Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) Создана служба медиации: Школьная служба реализации восстановительных технологий в работе с несовершеннолетними по урегулированию конфликтных ситуаций, «Почта доверия» Проект в рамках окружного конкурса на звание лучшей образовательной организации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 году «Инновационная модель воспитания, развития и социализации учащихся Белоярского кадетского корпуса «Мой мир – моя страна»
Проект "Формирование системы оценки образовательных достижений младших школьников на основе инновационных технологий" |
4 | Субъектный | Управление образовательной деятельностью школы Управлять образовательной деятельностью - значит работать на качество образования, на его результативность. В школе определена четкая структура управления и разграничены функции и полномочия органов управления. Формами управления учреждения являются Общее собрание трудового коллектива, Управляющий совет, Педагогический совет, Научно -методический совет, Наблюдательный совет. Создан совет учащихся и совет родителей |
Предварительный просмотр:
Компоненты образовательной среды СОШ №1 г.Белоярский
ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ
Пространственно-предметный компонент включает в себя следующие принципы:
1.принцип разнообразности и сложности, который предусматривает создание возможностей пространственного и предметного выбора всеми участниками образовательного процесса;
2. принцип связности различных функциональных зон, который означает наличие возможностей многофункционального использования элементов пространственной среды, создание целостного пространства;
3. принцип гибкости и управляемости среды, который предполагает наличие возможностей для функциональных изменений различных предметов в зависимости от условий образовательного процесса;
4. принцип организации среды как носителя символического сообщения, который связан с предоставлением дополнительной актуальной информации участникам образовательного процесса, повышает их возможности управления этой средой;
5. принцип персонализации среды, который обеспечивает субъектам образовательного процесса возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве;
6. принцип автономности среды, который обеспечивает для всех участников образовательного процесса возможность жизнедеятельности в наиболее благоприятном для них ритме, соответствующем возрастным, индивидуальным и другим особенностям.
Атмосферу уюта, комфорта, безопасности, условие для всестороннего развития учащихся создают:
- экологически и криминально благополучный район;
- функционально и эстетически удачное школьное здание, после капитального ремонта 2014 года, с достаточно большой и ухоженной прилегающей школьной территорией, «Сквером памяти»;
- просторные и светлые кабинеты с современной и удобной мебелью;
- наличие в достаточном количестве технических средств обучения;
- привлекательный дизайн интерьеров;
- наличие актового и спортивного залов, спортивной площадки на улице и пришкольного участка, столовой, библиотеки.
Особенно следует отметить, что стены двух этажей школы украшены большим количеством картин, которые создают особую эстетику образовательного пространства. В рамках инновационного проекта создана развивающая среда: «Шахматное королевство», кабинет робототехники, где учащиеся начальных классов постигают азы создания автоматизированных объектов.
В процессе обучения ученики пользуются всеми достижениями современных информационных технологий: каждый кабинет оборудован компьютерами, интерактивными досками и проекторами, все здание подключено к системе доступа в интернет, WI-FI. Имеется лингафонный кабинет для углубленного изучения иностранного языка, два компьютерных класса с Macbook.
У обучающихся есть возможность взять необходимую литературу в библиотеке школы, рядом с которой есть комната отдыха.
В здании поддерживается идеальный порядок.
СОЦИАЛЬНЫЙ
В школе царит благоприятный социально - психологический климат, о чем свидетельствует удовлетворенность учителей и учеников своим пребыванием в коллективе, поддержание дисциплины, организованности. Все субъекты активно и плодотворно взаимодействуют в процессе учебы, общаются и во внеучебное время. Тип связи администрации, учителей и учеников – интеллектуально-творческий, диалог, наставничество. Учителя, классные руководители помогают как в урочной, так и во внеурочной деятельности, в организации самоуправления.
Взаимоотношения представителей администрации, учителей, учеников, родителей и организаций, сотрудничающих с СОШ №1 г.Белоярский конструктивные, что характеризует образовательную среду школы как гетерогенную, гибкую и управляемую. Удовлетворяются различные социально-психологические потребности участников процесса:
- физиологические потребности (уровень санитарно-гигиенических норм, грамотная организация режима дня, уровня индивидуальной учебной нагрузки)
- потребность в усвоении групповых норм (в отношении «новичков»)
- потребности в любви, уважении, признании, общественном одобрении
- потребность в труде или значимой деятельности
- потребность в сохранении и повышении самооценки
- удовлетворение и развитие познавательной потребности в особой области интересов
- удовлетворение и развитие потребности в преобразующей деятельности в особой области (участие в творческой, спортивной, исследовательской, проектной деятельности, соответствующей склонности учеников)
- потребности в самоактуализации.
Разнообразные элементы, необходимые для оптимизации всех видов деятельности (учитывая физические, интеллектуальные и эмоционально - волевые компоненты деятельности), что говорит о достаточной связности среды, позволяющей ребёнку, переходящему от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты, а также об аутентичности школьной среды.
Трудоустройство и социальная адаптация выпускников
| 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ВЫПУСКНИКОВ, ОКОНЧИВШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: | |||
Основное общее образование | 49 | 44 | 51 |
Среднее общее образование | 30 | 25 | 24 |
ИЗ НИХ ПРОДОЛЖИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ ТРУДОУСТРОИЛИСЬ: | |||
Основное общее образование: | |||
поступили в учреждения среднего профессионального образования | 23 | 21 | 34 |
продолжили обучение в 10-м классе | 26 | 24 | 17 |
Среднее общее образование: | |||
Поступили в вузы | 27 | 19 | 19 |
Поступили в учреждения среднего профессионального образования | 3 | 6 | 5 |
Призваны в армию | - | - | - |
Трудоустроились | - | - | - |
ИТОГО % социальной адаптации | 100% | 100% | 100% |
Инвалиды, находящиеся дома | - | - | - |
Не продолжают учебу и не работают | - | - | - |
ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЙ
Цель образовательного процесса: развитие самоактуализирующейся личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Процесс обучения, воспитания и развития ориентирован на сформированность предметных, метапредметных и личностных результатов на каждом уровне обучения.
Школа осуществляет свою деятельность согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам начального, основного общего образования. Образовательные программы по предметам обеспечены соответствующими учебно-методическими комплексами (УМК), разрабатываются дополнительные методические материалы, оценочные средства. В учебном процессе наряду с традиционными применяются современные методы обучения (мозговой штурм, метод кейсов, дискуссии, круглые столы, имитации, деловые, ролевые и образовательные игры, интеллектуальные карты).
Для планомерного и системного достижения поставленной цели разработаны и приведены в действие разнообразные проекты, из них:
- «Управление введением и реализацией ФГОС НОО в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»
- Программа развития способов повышения квалификации педагогов
- Программа работы с одаренными детьми в СOШ№1 г. Белоярский
- Программа воспитательной работы школы «Я – гражданин России»
- Программа развития школы "Школа личностного и профессионального самоопределения"
- Концепция организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре
- Программа развития школы "Школа как постоянно развивающаяся социально-педагогическая система"
- Программа "Профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства"
- Проект курса основы религиозный культур и светской этики
- Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО)
- Создана служба медиации: Школьная служба реализации восстановительных технологий в работе с несовершеннолетними по урегулированию конфликтных ситуаций, «Почта доверия»
- Проект в рамках окружного конкурса на звание лучшей образовательной организации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 году «Инновационная модель воспитания, развития и социализации учащихся Белоярского кадетского корпуса «Мой мир – моя страна»
- Проект "Формирование системы оценки образовательных достижений школьников на основе инновационных технологий"
Результаты системы деятельности выражаются в следующих достижениях школы:
Год | Мероприятие, результат | Подтверждение |
2006 | «Лучшее образовательное учреждение, внедряющее инновационные образовательные программы» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в ХМАО-Югре Победитель | Диплом Губернатора ХМАО-Югры, 2006 год |
2007 | «Лучшее образовательное учреждение, внедряющее инновационные образовательные программы» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в ХМАО-Югре Победитель | Диплом Губернатора ХМАО-Югры, 2007 год |
2008 | Конкурс общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии Победитель | Диплом Губернатора ХМАО-Югры, 2008 год |
2012 | Спартакиада среди допризывной молодежи Белоярского района, посвященная Дню защитника Отечества Призер | Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту Белоярского района Февраль 2012г. |
2012 | Муниципальный конкурс «Лучший публичный доклад образовательного учреждения Белоярского района» в номинации «Лучший публичный доклад общеобразовательного учреждения» Победитель | Распоряжение Комитета по образованию администрации Белоярского района № 286 от 09.10.2012г. |
2013 | Муниципальный конкурс «Лучший публичный доклад образовательного учреждения Белоярского района» в номинации «Лучший публичный доклад общеобразовательного учреждения» Призер | Распоряжение Комитета по образованию администрации Белоярского района № 312 от 17.10.2013г. |
2013 | Муниципальный конкурс «Безопасное колесо» Победитель | Распоряжение Комитета по образованию администрации Белоярского района № 134 от 29.04.2013г. |
2013 | Лучший WEB-САЙТ общеобразовательного учреждения Победитель | Распоряжение Комитета по образованию администрации Белоярского района № 437 от 30.12.2013г. |
2014 | Спартакиада среди допризывной молодежи Белоярского района, посвященной Дню защитника Отечества. Призер | Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту Белоярского района 15-16 февраля 2014г. |
2014 | Районный молодежный военно-спортивный конкурс «Искра», посвященный 69-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне Призер | Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту Белоярского района 7 мая 2014г. |
2014 | «Лучшее образовательное учреждение» в рамках ПНПО в Белоярском районе, Призер | Постановление администрации Белоярского района от 07.07.2014 № 991 |
2014 | Спартакиада среди общеобразовательных учреждений Белоярского района Призер | Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Белоярского района 19.12.2014г. |
2014 | Школа включена в НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР ведущих образовательных учреждений России. На основании предложения Департамента образования и науки ХМАО-Югры | Официальный сайт Реестра |
2015 | Муниципальный конкурс «Безопасное колесо» Победитель | Март 2015г. |
2015 | «Лучшее образовательное учреждение» в рамках ПНПО в Белоярском районе, Победитель | Постановление администрации Белоярского района от 01.07.2015 года № 787 |
2015 | «Предприятие СОШ № 1 г. Белоярский вошло в число номинантов и получило статус «ЛУЧШЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СТРАНЫ 2015» Всероссийского рейтинга качества товаров и услуг | |
2015 | Районный молодежный военно-спортивный конкурс «Искра», посвященный 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне Победитель | Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту Белоярского района 6 мая 2015г. |
2016 | За активное участие в социально-экономическом развитии региона СОШ №1 г. Белоярский включена во Всероссийский реестр "Книга почета" | Свидетельство N3680 23.11.20I6 OOO Центр разработки каталога |
СУБЬЕКТНЫЙ
На 2016 год в школе учатся 724 учащихся (Количество классов-комплектов – 29, средняя наполняемость классов - 25 человек), работают 58 учителей, из них 6 Почетных работников общего образования РФ, 1 Отличник народного просвещения, 12 награждены Почетными грамотами МО РФ.
Система управления СOШ №1 г.Белоярский - общее собрание трудового коллектива (профсоюз), Управляющий совет, Педагогический совет, Научно- методический совет, Наблюдательный совет, Совет учащихся, Совет родителей.
Образовательная среда удовлетворяет всех субъектов образовательного процесса и способствует преобладанию позитивного настроения, поскольку строится на субъект - субъектной основе и имеет демократический стиль управления. Все субъекты образовательного процесса в той или иной степени имеют возможность управлять этим процессом, что развивает сплочённость и сознательность всех субъектов образовательного процесса
Параметры образовательной среды СОШ №1 г.Белоярский
ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Трудовой коллектив школы вместе с обучающимися имеет возможность в каникулярное время и в выходные дни посещать базу отдыха «Северянка», автогородок детско-юношеского центра творчества, спортивный центр «Ледовый дворец», летний лагерь «Солнышко», бассейн «Дельфин», воскресную школу на бесплатной и платной основах.
Организациями – партнерами, осуществляющими всевозможную поддержку также являются: "Газпром трансгаз Югорск", "Белоярский профессиональный колледж", "Белоярский центр занятости населения", "Комплексный центр социального обслуживания населения "Милосердие", "Центр развития одаренности" г. Пермь, "Детско-юношеская спортивная школа г. Белоярский", "Детская школа искусств г. Белоярский", Центр культуры и досуга «Камертон».
Имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям. Периодически организуются фестивали, конкурсы, праздники, ученические конференции, олимпиадное, волонтерское, патриотическое движение, куда приглашаются учащиеся и преподаватели из других общеобразовательных учреждений.
ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Степень осознаваемости образовательной среды — показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
Школа имеет свою эмблему, форму, отдельные стенды об истории учебного заведения и информацию о выдающихся выпускниках - медалистах, Большинство педагогов и учащихся не знакомо с историей и традициями образовательной организации, ввиду чего в 2016 году основан музей школы, на стендах размещена информация об истории развития школы. Учителя, ученики и родители проявляют активную заинтересованность в развитии школы, искренне радуются ее достижениям, переживают неудачи.
КОГЕРЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания.
Подготовка учащихся не ограничивается только требованиями стандартов, но и отвечает современным требованиям: приоритет личности ребенка, индивидуализация воспитания, развитие инициативы, развитие самостоятельности, развитие творческих способностей каждого ребенка. Выпускники данного учебного заведения стабильно поступают в различные образовательные учреждения, что говорит о преемственности с другими образовательными учреждениями.
Приспособление ребенка к учебной деятельности, позволяющее ему эффективно достигать образовательных стандартов соответствующего уровня (по истории, физике, биологии, химии и т.д.), а также к деятельности в избранной им для освоения области: технической, спортивной, художественной, краеведческой и т.д. | Приспособление ребенка к эффективному функционированию в среде обитания (коммуникативная грамотность, лингвистическая грамотность, психологическая грамотность, компьютерная грамотность, валеологическая грамотность и т.д.). | Целенаправленная педагогическая актуализация развития личностной зрелости ребенка (осмысления им своего жизненного пути, стремления к раскрытию своих способностей, самосовершенствованию и т.д.).
|
АКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Активность ОС включает в себя трансляцию достижений, работу со средствами массовой информации, социальные инициативы, социальную значимость выпускников.
В СОШ №1 г. Белоярский в 2015 году открыты 2 кадетских класса, кадеты под руководством воспитателя и офицера активно участвуют в жизни города и района, поют в вокальной кадетской студии «Школьник», спортивном клубе «Лидер». Исходя из направленности воспитательной программы «Я – гражданин России», в школе создано патриотическое объединение, осуществляющее свою работу на городском, районном и окружном уровнях, волонтерское движение старшеклассников.
В школе функционирует газета, школьное радио.
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Интенсивность ОС определяется уровнем требований к учащимся, превышением или оптимальностью требований стандарта, интерактивными формами и методами, учебной нагрузкой учащихся, организацией активного отдыха.
Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований ФГОС. Интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике учителей. Учебные занятия проходят достаточно интенсивно, дается максимум заданий на дом. Больше 70 процентов всех учащихся занимаются внеурочной деятельностью, посещают кружки, секции, ансамбли.
Расписание построено рационально, продолжительность занятий не превышает 5 часов. Расписание в основном соответствует рекомендациям и требованиям, учебному плану и графику.
ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Всеми педагогами реализуется единая образовательная стратегия, регулярно проводятся педсоветы, редко конференции, семинары с педагогическим коллективом, общешкольные собрания, заседания совета школы, учащихся и родителей, последние включены в процесс полностью. Отдельные предложения родителей всерьез рассматриваются и могут быть реализованы. Родители интересуются как успеваемостью своих детей, так и школьной жизнью, они информированы об основных положениях образовательной концепции школы.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Взаимоотношения в педагогическом коллективе, взаимоотношения с учащимися, взаимоотношения с родителями, эмоциональность оформления пространственно-предметной среды характеризуются как конструктивные, положительные. Ученики ощущают сопереживание и поддержку учителей по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом. Взаимоотношения педагогов с родителями осуществляются в полной мере и регулярно.
ДОМИНАНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса.
Формированию престижа школы уделяется большое внимание. Большинство учителей, учащихся и родителей считают данное ОУ важнейшей сферой профессиональной реализации. Школа является для большинства учащихся основным центром социальной реализации, школьная жизнь составляет для них одну из важнейших ценностей. Престиж школы оценен и родителями.
МОБИЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Служит показателем ее способности к органичным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания.
Образовательный процесс целенаправленно ориентирован также на личностное развитие и саморазвитие. В учебном процессе наряду с традиционными применяются современные методы обучения (мозговой штурм, метод кейсов, дискуссии, круглые столы, имитации, деловые, ролевые и образовательные игры, интеллектуальные карты). Мобильность содержания образования, методов образования, мобильность кадрового обеспечения и средств образования обеспечивает грамотное и планомерное достижение образовательных целей.
УСТОЙЧИВОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Устойчивость ОС отражает ее стабильность во времени.
Четыре года назад в школе сменился директор, а соответственно и часть заместителей. Многие учителя приехали из других регионов, есть молодые специалисты. Основной состав учителей остается стабильным в течение 5 последних лет. Большое количество родителей нынешних учащихся закончили СОШ №1 г. Белоярский.
МОДАЛЬНОСТЬ
Модальность образовательной среды может быть представлена с помощью методики векторного моделирования. В качестве критериального показателя рассматривается наличие или отсутствие в той или иной образовательной среде условий и возможностей для развития активности (или пассивности) ребенка и его личностной свободы (или зависимости).
Векторная модель образовательной среды СОШ №1 г.Белоярский
На основе проведенного анализа ответим на диагностические вопросы и на основе построим векторную модель образовательной среды (таблица №1).
Таблица 1
№ | Вопрос | Ответ | Баллы | |||
З | С | А | П | |||
1. | Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде. | личности | 2 | |||
2. | Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия. | Воспитатель к ребенку | ||||
3. | Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде. | коллективная | ||||
4. | Практикуется ли в данной образовательной среде наказание ребенка. | нет | 2 | |||
5. | Стимулируется ли в данной образовательной среде проявление ребенком какой-либо инициативы. | да | ||||
6. | Находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде те или иные творческие проявления ребенка. | да |
На основе диагностических вопросов В.А. Ясвина и с учетом «общественного ветра» (ОВ), построена векторная модель СОШ №1 г.Белоярский (рисунок № 1).
БОС ДОС
Рис. 1 Векторная модель СОШ №1 г.Белоярский
В построенной векторной модели мы можем видеть, что ОС СОШ №1 г.Белоярский: «Карьерная среда активной зависимости» по Я.Корчаку.
В такой среде развивается активная личность, которая ориентируется на собственный упорный труд для достижения высокого общественного положения. Такой личности присуще стремление к карьере, причем характерна значительная зависимость активности от общественной оценки, признания окружающих.
Среда способствует развитию активности ребенка и более ориентирована на различные внешние проявления, нежели на внутреннее содержание образовательного процесса.
Вектор широкого общественного влияния («Общественный ветер») направлен в сторону полной свободы и активности. Такая среда способствует свободному развитию активного ребенка, отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением. В творческой среде формируется личность, которой свойственна активность в освоении и преобразовании окружающего мира, высокая самооценка, открытость, а также свобода суждений и поступков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»
Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все р...
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Примеры форм социального партнерства в условиях детского эколого-биологического центра на обоюдо выгодных условиях....
Материалы выступления на семинаре "Организация образовательной среды, сохраняющей здоровье школьников с ограниченными возможностями"
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропа...
Развитие информационно-образовательной среды образовательного учреждения
Из опыта работы МБОУ СОШ №35 г. Нижнего Новгорода.Опубликована в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции Развитие информационно-образовательной среды современной школы к ко...
Социальный заказ как определяющий фактор в развитии образовательной среды в ЦДТ
Арсенал комплексных методик педагогической работы с детьми-инвалидами и их семьями, направленных на преодоление проблем чрезвычайно широк, и выбор педагогической технологии зависит как от самого ребен...
Метапредметный подход как ресурс развития образовательной среды учебного занятия
Материалы научно-практического семинара...
Тематическая статья на тему "Развитие образовательной среды школы и повышения мотивации к обучению учащихся в условиях реализации ФГОС"
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знан...