Программа по формированию жизнестойкости подростков
материал на тему
В данной программе формирование жизнестойкости личности рассматривается как перспективное направление первичной педагогической профилактики девиантного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhiznestoykosti_podrostokov.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор ГБОУ ЛНР
«РОШ № 9»
_____________
Гудкова Л.А.
04.01.2018
Пояснительная записка
В данной программе формирование жизнестойкости личности рассматривается как перспективное направление первичной педагогической профилактики девиантного поведения.
Девиантное поведение формируется под воздействием внешних (семейное неблагополучие, микроконфликты, девиантное окружение…) и внутренних факторов (психологические характеристики личности, обуславливающие определенные реакции на внешние девиантогенные факторы). Разными людьми объективно одинаковая ситуация расценивается и переживается по-разному: одни индивиды трудные жизненные обстоятельства воспринимают как некий барьер, преодолев который они развиваются. Другие же видят в нем крах мироздания. Следовательно, в формировании девиантного поведения главная роль принадлежит именно внутренним факторам. Таким образом, усилия практического психолога образовательного учреждения и педагогов, в первую очередь должны быть направлены на формирование личностных ресурсов, которые помогут сопротивляться стрессовым, фрустрирующим обстоятельствам.
Современное общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед человеком трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость.
Вовлеченность − это важная характеристика в отношении себя, окружающего мира и характера взаимодействия между ними, которая дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Она дает возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.
Контроль представляет собой убежденность человека в том, что от его активных усилий будет зависеть результат происходящего. Противоположностью ему является ощущение собственной беспомощности и беззащитности. Субъект контроля действует, чувствуя себя способным господствовать над обстоятельствами и противостоять тяжелым моментам жизни. Когнитивно оценивая даже трагические события, такие люди снижают их значимость и уменьшают тем самым психотравмирующий эффект. Обобщающая позиция субъекта целостной жизни обуславливает восприятие им любого стрессового события не как удара судьбы, влияния неподконтрольных сил, а как естественное явление, как результат своего действия или других людей. Субъект уверен, что любую трудную ситуацию можно так преобразовать, что она будет согласовываться с его жизненными планами, окажется в чем-то ему полезной.
Установка вызова (принятие риска) помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Она состоит в восприятии личностью событий жизни как вызова. Опасность воспринимается как сложная задача, знаменующая собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающая человека к непрерывному росту. Любое событие переживается в качестве стимула для развития собственных возможностей.
Если высок уровень включенности, то при стрессе возрастает потребность в контакте с другими людьми. Если высок уровень контроля, то велики старания влиять на события, а не страдать от беспомощности. Если высок уровень вызова, то велико стремление обучаться на своем положительном или негативном опыте, не ожидая легкой и комфортной жизни. Чем развитее жизнестойкость, тем больше вероятность, что человек будет адекватно воспринимать трудности, вместо их избегания и отрицания. Жизнестойкость предполагает признание человеком своих реальных возможностей, принятие реальной собственной уязвимости. Жизнестойкость − это база, исходя из которой, перерабатываются стрессовые воздействия, это катализатор поведения, которой позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности.
Таким образом, жизнестойкость является формируемой интегральной характеристикой, которая определяется оптимальной смысловой регуляцией личности, ее адекватной самооценкой, развитыми волевыми качествами, высоким уровнем социальной компетентности, развитыми коммуникативными умениями и характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
Анализ теоретических и методологических основ позволяет сделать вывод о том, что жизнестойкость − тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах. Формирование жизнестойкости педагогическими средствами может снизить степень суицидального риска.
Все компоненты жизнестойкости вполне поддаются диагностике, формированию педагогическими методами и средствами. Педагогической наукой и практикой накоплено достаточное количество идей, способов и средств формирования и коррекции каждого из вышеперечисленных компонентов жизнестойкости.
Целью данной программы является предупреждение суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости учащихся.
Задачи:
- целенаправленное включение учащихся в различные виды деятельности, требующие преодоления препятствий (спортивная, трудовая, игровая и др.) и развивающие волевые качества;
- работа с ценностно-смысловой сферой;
- формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих;
- развитие коммуникативных способностей;
- обучение способам релаксации, психической и физиологической саморегуляции;
- снижение конфликтности посредством проигрывания конфликтных ситуаций с последующим конструктивным решением;
- осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.
Программа рассчитана на работу с учащимися 11-17 лет (5-11 классы) Срок реализации – 2 года, в ходе которого последовательно осуществляются три этапа:
1 этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся (методика диагностики социально-психической адаптации (К.Роджерс, Р. Даймонд); тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов); тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни учащегося неблагоприятных обстоятельств фиксируются в групповых - картах характеристиках. На этом же этапе осуществляется подготовка преподавательского коллектива к проведению профилактики девиантного, суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями.
2 этап – формирующий включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости к которым относятся оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.
3 этап – оценка результатов посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах – характеристиках, что позволяет проследить динамику жизнестойкости.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«Формирование жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательных школ»
на 2018-2020 годы
№ п.п. | Содержание и формы деятельности | Метод, форма | Ответственные | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подготовка педагогического коллектива к проведению профилактики суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости | ||||
Проведение психолого-педагогического семинара по теме «Формирование жизнестойкости подростка в условиях общеобразовательной школы» | Психолого-педагогический семинар | Администрация школы, педагог-психолог | ||
1 | Проведение бесед с родителями об их непосредственном участии в программе формирования жизнестойкости детей. (Родительские собрания, лектории) | беседа | Практический психолог, классные руководители, родители |
|
2 | Проведение бесед со школьниками о жизнестойкости, как о качестве, необходимом для жизненного успеха | беседа | Практический психолог, классные руководители, обучающиеся |
|
Диагностический этап. Проведение диагностики учащихся - участников программы | ||||
3 | Диагностика волевых качеств | Опрос, наблюдение | Практический психолог | Тест «Самооценка силы воли», «Самооценка волевых качеств» |
Диагностика самочувствия, активности, настроения, депрессивности | Опрос, наблюдение | Практический психолог | Опросник «САН», Методика «Карта настроения» | |
Диагностика коммуникативной и социальной компетентности | Опрос, наблюдение | Практический психолог | Тест коммуникативной и социальной компетентности (Фетискин Н.П., Мануйлов Г.М.) | |
Обработка и анализ результатов диагностики компонентной жизнестойкости | Анализ результатов диагностики учащихся | |||
Встреча с родителями по результатам диагностики | Индивидуальная или групповая консультация | |||
Встреча с подростками | Индивидуальная или групповая консультация беседа | |||
Формирующий этап | ||||
4. | Классный час «Основные жизненные ценности» | беседа | Классные руководители |
|
5 | Классный час «Общение в моей жизни» | семинар | Классные руководители |
|
6 | Классный час по обучению навыкам поведения в экстремальной ситуации | Беседа, тренинг | Практический психолог, классные руководители |
|
7 | Классный час: «Будущий социальный статус. Зачем быть социально-компетентным человеком?» | Беседа | Классные руководители |
|
8 | Классный час: «Как успешно преодолевать трудности?» Готовность к трудным жизненным ситуациям | Семинар, тренинг | Практический психолог, классные руководители |
|
9 | Классный час «Жизнестойкий человек и как им стать?» | беседа | Классные руководители |
|
10 | Диспут «Мои представления и жизнестойкой личности» | сочинение | Классные руководители |
|
11 | Встреча с человеком ярким примером успешного преодоления жизненных трудностей | беседа | Классные руководители | |
12 | Тренинг развития временной перспективы и способности к целеполаганию | Практический психолог | справка | |
13 | Тренинг развития способности к самопознанию и уверенности в себе | Практический психолог | справка | |
14 | Тренинг коммуникативных умений | Практический психолог | справка | |
Диагностический этап | ||||
15 | Повторная диагностика уровня развития жизнестойкости учащихся | Опросы, наблюдения, анализ деятельности учащихся | Классные руководители, практический психолог | |
16 | Обсуждение результатов программы с родителями, учащимися, педагогами | Групповые и индивидуальные консультации | Классные руководители, практический психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию жизнестойкости
Жизнестойкость является одной из важнейших частей человеческого существования. У человека изначально заложена мысль, что его жизнь наполнена смыслом. Он знает, что может преодолеть все страхи и ...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Формирование жизнестойкости детей и подростков»
С ноября 2014-2015 учебного года в районе и в нашей школе реализуется программа «Формирование жизнестойкости детей и подростков»Целью д...
Формирование жизнестойкости у детей и подростков
В беседе говорится о том, что жизнестойкость проявляется во всех процессах жизнедеятельности. Процесс формирования жизнестойкости должен проходить под влиянием школы, семьи, окружающей среды. Все комп...
Шесть шагов к победе. Программа по формированию у подростков правомерного и социально одобряемого поведения.
Цель программы: содействие подросткам в осознании себя как стратега собственной жизни на основе приобщения к общечеловеческим нравственным нормам.Задачи: 1. Формировать у подро...
Конспект родительского собрания в 9 «Б» классе МБОУ СОШ №42 МО Абинский район Краснодарского края по теме: «Формирование жизнестойкости учащихся. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»
Пояснительная записка «Психологическое здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических де...
План-конспект занятия для подростков по формированию жизнестойкости
Занятие подходит для учащихся средних и старших классов. Направлено на развитие навыков ассертивного (уверенного) поведения подростков, работы в группе, снятие эмоционального напряжения, групповой спл...
аннотация к программе по формированию жизнестойкости "Пойми себя, пойми других"
аннотация к программе по формированию жизнестойкости "Пойми себя, пойми других"...