Пять шагов по развитию системы образования г.Новокузнецка
методическая разработка на тему

Пять шагов по развитию системы образования г.Новокузнецка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Пять шагов развития системы образования г.Новокузнецка»

        Главная цель образования – это помочь ребёнку в процессе социализации сформироваться в личность, необходимую для общества и государства. Личность, которая будет чётко понимать свои права и обязанности, а также видеть свои возможности и перспективы. Личностью, которая стремится сделать свою жизнь и жизнь всего общества в целом комфортнее, лучше, интересней, которая легко найдёт своё место в жизни. Это является социальным заказом государства.

        Для реализации этой цели система образования должна создать условия формирования такой личности.

        В условиях перехода к постиндустриальному (информационному) обществу система образования должна кардинально измениться, или она не сможет реализовать названную выше цель. Ведь для постиндустриального общества характерно преобладание инновационного сектора экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве или сельском хозяйстве. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника. Такому обществу необходимы высококлассные профессионалы – именно они становятся главным фактором развития общества. В информационном обществе очень быстрыми темпами происходит развитие технологий, углубляются научные знания. Чтобы быть конкурентоспособными людям необходимо  непрерывно обновлять свои знания и умения применять их на практике.

        Система образования города Новокузнецка, как и многих других моногородов, в результате перехода к постиндустриальному обществу сталкивается с рядом проблем:

  • приоритет формирования предметных знаний школьников  над способностью применить эти знания в реальной жизненной ситуации;
  • недостаточная ориентированность на отдельные группы потребителей: одаренных детей, детей с ОВЗ, творческих детей;
  • классно-урочная система больше не отвечает веянию времени, т.к. ориентирована на среднего ученика или воспитанника;
  • нехватка квалифицированных кадров на рабочих специальностях;
  • формальное внедрение индивидуализации образования;

 

  • использование традиционных педагогических технологий обучения, а информационные не вошли полным образом;
  • на низком уровне используются проектные технологии;
  • недостаточно используются исследовательские технологии, связанные с экспериментом, выполнением практических опытов;
  • не используются гипермедийные и геймификационные технологии;  
  • система образование проигрывает интернету и СМИ, как источника информации;
  • старение кадров и снижение их профессионализма (особенно их соответствие веяниям времени);
  • отсталость материально-технической базы, и она не учитывает потребности в формировании практических навыков учеников и воспитанников;
  • недостаточность финансирования;
  • большой объём отчётности и проверок разного уровня.

Для решения этих проблем я предлагаю:

  1. Оптимизация.

        Создание в городе образовательных автономных комплексов путём объединения детских садов, находящихся на одном микроучастке со школой, а также объединение школ, регулярно демонстрирующих высокое качество обучения со школами демонстрирующими качество ниже среднего по городу. Это позволит наилучшим образом обеспечить преемственность между детским садом и начальной школой; увеличить количество ресурсов, доступных теперь для любого обучающегося или воспитанника комплекса; обеспечит квалифицированными специалистами; экономию средств и увеличение «бонусной» части заработной платы, что создаст конкурентную среду в педагогическом сообществе и позволит руководителям выбирать себе сотрудников. Появится педагог новой формации: интересный, энергичный, умеющий использовать в своей работе различные инновационные образовательные технологии, способный войти на территорию современных детей (интернет, социальные сети, медийное пространство) заинтересовать их и добиться высоких результатов качества образования.   Оптимизация даст больше возможностей администрации школы своевременно и гибко реагировать на вызовы времени. Снимется ряд проблем, возникающих у родителей и школы при поступлении в первый класс.

  1. Создание условий для здоровой конкуренции.

        Введение в полной мере подушевого финансирования, когда обучающийся или воспитанник, приходя в школу или детский сад, «приводит с собой», выделяемое на него финансирование (с момента поступления в учреждение, а не начало года), будет создавать ситуацию конкуренции между учреждениями, что, безусловно, будет улучшать качество образования. Установление повышающего коэффициента к ФОТ и выделение дотаций на улучшение материально-технической базы  учреждениям, демонстрирующие высокие качественные показатели, и продолжение процесса оптимизации также будет способствовать увеличению здоровой конкуренции между организациями. В итоге лидерами станут те учреждения, которые смогут перестроиться и работать кардинально по новому, гибко ориентируясь на изменения сознания и интересов молодёжи, а, не «загоняя» её в жёсткие рамки урочной системы. В таких школах будут развиваться инновационные практикоориентированные образовательные технологии, проходить процессы геймификации и информатизации, использоваться медийное пространство, активно развиваться предложения платных образовательных программ, курсов, семинаров, а развитие дистанционного обучения позволит одному педагогу охватить огромные целевые аудитории. Зарабатывая самостоятельно, организации смогут быстрее и гибче реагировать на запросы общества, один из которых – необходимость непрерывного образования.

  1. Создание индивидуального маршрута обучения.

        Современная, как и советская школа, настроена на среднего ученика и очень слабо учитывает психико-физические особенности ребёнка его склонности и талант. Если, в условиях классно-урочной системы внутри разноуровнего класса, возможно путём дополнительных заданий помогать более успешному в данном предмете ученику развиваться в рамках его особенностей, то вывести его на качественно иной уровень точно не удастся; слабоуспевающий ученик будет же неизбежно отставать от класса. Помочь в преодолении этих проблем может введение индивидуального маршрута для каждого обучающегося. Это в полной мере возможно только в организациях, имеющих в параллели не менее трёх классов. Ученик будет посещать предметы с ребятами его уровня подготовки и способностей, например, математику с группой 1 уровня, русский – 2 уровня, а уроки физической культуры с учениками подготовительной группы здоровья. Это позволит ребёнку, несмотря на свои неуспехи в одном предмете, реализоваться в другом. Такой подход, безусловно, повысит качество образования. Во внеурочной деятельности и кружковой работе необходимо пойти дальше. Образовательная организация должна помочь реализоваться ребёнку, открыть его способности, чтобы он мог стать полезным членом общества. Но в рамках одной организации невозможно создать необходимые условия для реализации всевозможных способностей, а тем более таланта ребёнка. Поэтому необходимо создать условия для их реализации в городе в целом. На каждого ребёнка необходимо выделять определённое количество недельных часов внеурочных и кружковых занятий (допустим 10) и дать ему совместно с родителями (законными представителями) реализовывать их в любой образовательной организации (школа, детский сад, дворец творчества или образовательный комплекс). Это позволит системе образования города учесть всё многообразие особенностей, способностей и талантов детей и дать качественно новую возможность их реализовать. В условиях подушевого финансирования это будет ещё больше усиливать конкуренцию, а значит и улучшать и качество образования. Школы и детские сады перестанут быть, в большинстве своём, однотипными и безликими, у них появятся свои «изюминки» и специализация. Кто-то будет, в первую очередь, развивать технические способности детей, кто-то эстетические или спортивные, а кто-то будет специализироваться на коррекционной направленности для создания условий обучения детей с ОВЗ.

  1. Практико-ориентированность.

        В современных условиях информационного общества недостаточно иметь какой-то запас знаний и навыков, необходимо уметь применять их на практике. Поэтому образование должно стать практико-ориентированным. Дети должны изучать школьные дисциплины в условиях постоянного применения новых знаний на практике. Должны регулярно проводиться эксперименты, как реальные, так и на стимуляторах с применением информационных технологий. Главное, чтобы обучающийся или воспитанник мог видеть результат своей работы и понимал цену ошибки. Они должны моделировать, конструировать на уроках, заниматься робототехникой. В результате такого обучения должен получаться продукт, созданный детьми, который можно использовать на практике. Должны реализовываться разнообразные проекты (в том числе и бизнес-проекты) способные увлечь детей и дать им возможность учиться интереснее и проще социализироваться в будущей самостоятельной жизни. Для стимулирования этой работы должны регулярно проводиться разнообразные конкурсы, как на школьном, так и на муниципальном уровнях.

  1. Создание условий для профессионального самоопределения.

        В современном обществе  преимущество во всех областях деятельности достигается за счет непрерывных изменений в профессиональной среде, которые основываются на инновационной экономике знаний и наукоемких методах производства.

Главным  качеством человека становится способность адаптироваться к нововведениям в различных сферах жизни. Возникает необходимость подготовки специалиста к деятельности в условиях быстро меняющегося профессионального мира. Поэтому в результате обучения выпускник школы должен чётко  профессионально самоопределиться, а также иметь высокий уровень функциональной готовности.

        Для достижения этой задачи содержание образования должно строиться на  знаниях о своих индивидуальных особенностях, своих потребностях и склонностях в связи с формированием своих профильных и профессиональных предпочтений.  Образовательная организация должна проводить активную работу по информированию о мире профессий, в том числе об исчезающих профессиях и профессиях будущего. В рамках этой работы у детей должны формироваться умения и навыки осознанного выбора, изменения выбора, построения индивидуальных перспектив развития в профессиональном плане. Профориентационная работа должна вестись с момента поступления ребёнка в основную школу, чтобы к выпуску из неё он точно понимал, какую профессию он выбирает и каким образом он сможет получить профессиональное образование (выбирает ли он техникум или продолжает обучение в средней школе, в профильном классе). Для достижение лучших результатов качества образования необходимо, заранее настраивать ребёнка на выбор класса с соответствующим его устремлениям профилем, а не остаться в данной школе, так как здесь всё ему знакомо или пойти в какую-нибудь. Идеальным вариантом устранить данную проблему и помочь выпускнику успешнее реализоваться будет необходимость для поступления в профильный класс продемонстрировать высокие результаты по профилирующим предметам, выбранного им профильного класса. Положительные результаты этого условия не заставят себя долго ждать. Образовательным организациям в изменяющемся мире, где важнейшим условием успешности становится непрерывность образования, открывается возможность предлагать разнообразные дополнительные образовательные услуги для всех возрастных групп населения. Эту возможность необходимо использовать в полном объёме.

        Высказанные мною предложения по развитию системы образования города Новокузнецка, безусловно, не являются панацеей от всех проблем, и они в процессе их реализации будут меняться и корректироваться, однако они позволят создать образовательное пространство качественно нового уровня и привлечь в образование дополнительные источники финансирования.

Директор МБОУ «СОШ №6»                             Сазанович Е.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)

В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...

Работа социального педагога с детьми «группа риска» в условиях инновационного развития системы образования.

Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся  к саморазвитию, мотивации к обучению и...

"Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения"

laquo;Деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы  в условиях модернизации образования»...