Готовимся к школе в условиях учреждения для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.
план-конспект по психологии

Аристова Юлия Юрьевна

Открытое занятие по психологической подготовке детей к обучению в школе. "Путешествие с цветиком - семицветиком".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_zanyatie_1.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие педагога-психолога ГБУ ЦССВ №2 Аристовой Ю.Ю. «Психологическая подготовка детей к школе.Путешествие с цветиком -семицветиком».

Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Закреплять умения детей в работе с интерактивной доской.
  • Упражнять в умении выделять звук в начале слова.
  • Упражнять в умении составлять зашифрованные слова из картинок.
  • Формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
  • Развивающие:
  • Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать).
  • Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь).
  • Развивать зрительно-моторную координацию.
  • Развивать зрительно-пространственную ориентацию.
  • Развивать элементарные навыки самооценки.
  • Развивать фантазию и воображение.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе.
  • Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.
  • Повысить интерес детей к развивающим занятиям по подготовке к обучению в школе с помощью работы на интерактивной доске.
  • Направление – развивающее;
  • Группа – подготовительная к школе;
  • Тема – «Психологическая подготовка детей к школе. Я – первоклассник».
  • Форма организации – фронтальная, парная.
  • Тип занятия – комплексное с элементами тренинга.
  • Время реализации – 30 минут;
  • Количество детей – 10 чел;
  • Учебно-методическое обеспечение:
  • Шарохина В. Л. «Психологическая подготовка детей к школе»;
  • Арцишевская И. Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников»;
  • Ганичева И. В. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»;
  • Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь».

  • Оборудование:  колокольчик, наборы предметных картинок,карточки «Расставь знаки»,смайлики эмоции,кружки красного,желтого и синего цвета ,цветик-семицветик.
  • На занятии применяются следующие технологии:
  • Здоровьесберегающие,
  • Информационно-коммуникативные,
  • ТРИЗ.
  • Методы, используемые в работе с детьми:
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:
  • Метод наглядной передачи информации (зрительное восприятие информации с помощью интерактивной доски);
  • Метод наглядной передачи информации (с помощью практической деятельности детей);
  • Метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации);
  • Методы стимулирования и мотивации:
  • Эмоциональные;
  • Социальные;
  • Игровые;
  • Методы контроля и самоконтроля:
  • Самоконтроль и взаимоконтроль.

1.«Приветствие»
Цель: создать положительный эмоциональный настрой, установить зрительный, слуховой и тактильный контакт.
Педагог-психолог: - Дети поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки.  «Доброе утро, ребята! Я вам предлагаю поздороваться друг с другом необычным способом: ладошками. 

2.Диагностика настроения

Психолог. Дети, а с каким настроением вы пришли на занятие? С вами хотят поздороваться «эмоции». Подойдите к ним и выберите ту, которая соответствует вашему настроению.

Дети находят значок «эмоции», который отражает их настроение, и прикасаются к нему рукой.  

Итак, у вас у всех хорошее настроение и это очень хорошо.Посмотрите что у меня в руках?Ребята,как вы думаете что это? Да,это цветик-семицветик.

Девочка Женя использовала 6 лепестков цветика-семицветика,но один лепесток она оставила для вас. Мы сейчас оторвем последний лепесток и скажем волшебные слова и узнаем куда он нас принесёт.      

                                                          Лети,лети,лепесток,

Через Запад на Восток,

ЧерезСевер,через Юг,

Возращайся,сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Будь по моему вели.

(Дети произносят слова звучит музыка).Ребята,мы с вами оказались в школе. Посмотрите вот и парты,звенит школьный звонок на урок. Садитесь пожалуйста на свои места начинается урок.

Упражнение «Мир дошкольника и мир школьника»

Цель: умения различать понятия, знание об окружающем.

Психолог: Минутку внимания ,а скажите пожалуйста чем отличается мир школьника от дошкольника.

Дети перечисляют, например:

в садике спят, а в школе нет,

в садике играют, а в школе учатся,

в садике воспитатель, а в школе учитель и т. д.

Игра «Четвертый лишний»

 

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать, развитие элементов логического мышления, и зрительного внимания.

Ребята находят лишнюю картинку  на экране и убирают ее. При этом объединяют оставшиеся картинки одним признаком и называют его.

Психолог: Раз вы такие молодцы, то наверное сможете ответить на следующие вопросы.

Знаете ли вы, что в школе надо быть внимательным, тогда сейчас предлагаю начать с такого упражнения. Я буду задавать вопрос, и бросать мяч тому, кто будет на него отвечать. Если ты не сможешь ответить, то все остальные будут помогать тебе».

1. Мишу ударил Ваня. Кто драчун? Ваня)

2. Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади? (Петя)

3. Дом позади леса. Что впереди? (Лес)

4. Учитель вызывает к доске ученика. Кто отвечает? (Ученик)

5. Собаку укусила оса. Кто кусался? (Оса)

6. Мама зовет домой дочку. Кто на улице? А кто дома? (Дочка) (Мама)

7. Витю слушал учитель. Кто рассказывал? (Витя)

8. Автобус едет впереди грузовика. Что едет позади? (Грузовик)

9. Собака больше кошки. Кто меньше? (Кошка)

10. Мальчик ниже девочки. Кто выше? (Девочка)

11. Дедушка старше бабушки. Кто моложе? (Бабушка)

12. Дуб выше березы. Что ниже? (Береза)

13. Заяц бежит быстрее черепахи. Кто медленнее? (Черепаха)

14. Мышь меньше слона. Кто больше? (Слон)

15. Саша читает книгу Лере. Кто слушает? (Лера)

16. Мама с сыном наводят порядок в квартире. Кто помогает маме? (Сын)

Игра «Скажи наоборот»

Задание.

Дети становятся в круг, психолог бросает мяч и называет слово. Ребенок, который поймал мяч, должен назвать слово наоборот, которое имеет противоположное значение названному.

День - ночь, осень - весна, белый - черный, горячий - холодный, сильный - слабый, добрый - злой, большой - маленький, учитель - ученик.

Психолог. - Молодцы, ребята, какие вы умные.

                                            Упражнение «Зашифрованные слова»

Дети сидят за столами.

Цель: Совершенствование умения составлять зашифрованные слова из картинок, закрепление умения выделять звук в начале слова.

Дети называют картинки, определяют первый звук в каждом слове и произносят их по порядку, так можно догадаться, какое слово зашифровано на экране с помощью картинок.

Далее детям открываются скрытые картинки, с помощью которых можно составить новые слова. Если дети затрудняются сами придумать слово, то для этого на картинке есть разноцветные квадраты, под которыми спрятаны слова. Дети выбирают любой квадрат, психолог зачитывает слово, а дети по одному зашифровывают слово  с помощью картинок

                                     Физкультминутка «Разноцветные ладошки»

(упражнение выполняется на ковре )

Психолог: Сейчас я вам буду показывать ладошки разного цвета, когда я покажу вам

красную ладошку- хлопаем в ладоши, зеленую-топаем ногами, желтую- руки вверх, синюю- поворачиваемся вокруг себя. 

               Мультимедийная гимнастика для глаз «Воздушные шарики»

Цель: Снятие напряжения с глазодвигательного нерва, концентрация внимания, развитие зрительно-пространственной ориентации.

На экране с музыкальным сопровождение появляются анимационные объекты, за которыми ребята внимательно следят.

                                           

                                                   Упражнение «Классификация»

Дети сидят парами за столами.

Цель: развитие элементов логического мышления и способности к обобщению. Закрепление умения работать в парах, умения договариваться.

Перед детьми набор предметных картинок. Работая в парах им необходимо определить, по каким признакам можно разложить картинки на две группы. Затем, дети должны договориться и решить, кто по какому признаку раскладывает картинки, и разложить их.

После того, как дети выполняют задание, психолог подходит к каждому ребенку и проверяет задание. Дети должны назвать признак, по которому, они раскладывали картинки.

                                                      Игра «Расставь знаки »

Для выполнения задания потребуется для каждого ребенка «карта»- квадратный лист бумаги, разделенный на 16 клеток, в клетках верхнего ряда написаны математические знаки (+, -, =)

Психолог: Ваша задача, ребята, разложить на большой карте по клеточкам маленькие карточки со знаками так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось по два одинаковых знака.

Рефлексия «Моя Оценка»

Цель: формирование элементарных навыков самооценки.

Ребята, наш «Школьный урок» завершается, сейчас перед вами стаканчик в нем кружочки красный, желтый, синий. Вы должны поднять и показать Красный круг (Мне понравилось занятие и у меня все получилось).

Желтый круг (Мне понравилось занятие, но у меня не все задания получились).

Синий круг (Мне не понравилось занятие и у меня ничего не получилось).

 Это и будет ваша соответствующая оценка. . И не забывайте поделиться с нами, какое задание вам запомнилось больше всего. 

Заключительная часть

                                  Игровая ситуация «Мы дошкольники»

Цель: выведение детей из «мира школы», развитие фантазии и воображения.

Ребята,вы были молодцы вы умеете думать,обобщать понятия,работать в паре. Нам пора вернуться  . Давайте встанем в круг и под веселую песенку вернемся в детский сад. В песне попали в Африку. А мы попали в детский сад.

А сейчас, мы открываем глаза и снова оказываемся в детском саду. Вы сегодня придёте домой и обязательно поделитесь с родителями своими  школьными успехами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...

Технология работы с детьми дезадаптивного поведения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье отмечены основные направления работы с детьми девиантного поведения, являющимися воспитанниками детского дома, среди которых необходимо отметить индивидуальную и профилактическую работу, орга...

Просветительская образовательная программа по профилактике асоциальных явлений в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Твоя жизнь в твоих руках»

Данная программа предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нар...

Проект " Коррекционно - развивающая работа с сиблингами в услових государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , "Преображение"

Проект демонстрирует систему работы по формированию и укреплению родственных связей воспитанников -сиблингов , с учетом психофизических и возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

Памятка выпускнику учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Может быть использован как раздаточный материал при выпуске детей из учреждения и в качестве дополнительного материала к открытым занятиям...