Преемственность в обучении
статья на тему
«Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием как инструмент создания благоприятных условий для всестороннего развития личности».
Попкова Наталья Николаевна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Криушинская СОШ» Вознесенского муниципального района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_v_obrazovanii.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием как инструмент создания благоприятных условий для всестороннего развития личности».
Попкова Наталья Николаевна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Криушинская СОШ» Вознесенского муниципального района
Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования, который пришёл на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между стандартом дошкольного образования и стандартом начального общего образования, поэтому мы не случайно выбрали тему преемственности в образовательных процессах.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что образовательные программы дошкольного образования направлены, в том числе на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования.
«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» - направлен на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер, вот главная цель работы коллективов школы и детского сада.
Проведя анализ программ по содержательным сторонам стандарта дошкольного образования и стандарта начального общего образования, мы видим в них наличие преемственности. А именно: 1. Наблюдается преемственность в концептуальных подходах: в стандарте дошкольного образования подход деятельностный и личностный, а в стандарте начального образования уже системно-деятельностный.
2.Образовательные области, обозначенные в Стандарте дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования: например социально-коммуникативное развитие воспитанника подразумевает в дальнейшем изучение таких предметных областей как обществознание и естествознание и т.д.
Программы между детским садом и школой имеют сходства как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Но есть и отличия между данными стандартами.
1. В дошкольном образовании нецензовый характер образования в связи с необязательностью данного образования, а в начальном общем образовании цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода в основную школу.
2.Результаты освоения программы дошкольников – это целевые ориентиры, которые не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей, а результаты освоения программы начальной школы: которые подразделяются на личностные (не подлежат индивидуальной оценке), метапредметные (все виды универсальных учебных действий) и предметные подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке.
3.В стандарте дошкольного образования разработка специальных вариантов стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрена, а стандарт начального общего образования с 2016 года предусматривает специальные варианты стандарта для детей с ОВЗ (в зависимости от характера и тяжести нарушений).
Основная цель детских садов Фридриха Фребеля, выдающегося немецкого педагога и теоретика дошкольного воспитания, основателя первых детских садов состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети растут как цветы (отсюда термин «детский сад») и задача воспитателей состоит в том, чтобы заботиться о них и способствовать их наиболее полному раскрытию.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками.
Перед воспитателем детского сада, а далее и учителем начальной школы стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Здания детского сада и школы расположены в одном микрорайоне. Это позволяет детям детского сада ежедневно общаться со школьниками, наблюдать за их играми на улице, уроками физкультуры, трудом.
При исследовании преемственности в обучении педагогами отмечается большое воспитательное значение взаимодействия и общения детей разного возраста друг с другом, его благоприятное влияние на развитие целого ряда положительных сторон личности. Еще П.Ф. Каптерев в своих трудах утверждал, что дети учатся друг у друга совершенно незаметно многому и в умственном, и в нравственном отношениях и что это детское взаимное обучение не может быть заменено никакими, даже самыми мудрыми уроками взрослых.
Возвращаясь к образовательным программам дошкольного образования и начального общего образования можно увидеть общие направления как в воспитательных, так и в образовательных задачах на конкретных примерах школы и детского сада. Это и
1.Патриотическое воспитание, которое воспитывает гордость за своих односельчан, уважение к прошлому.
2.Воспитание гражданских позиций, через занятия по изучению символики своей родины, мы видим на занятиях детского сада и на внеклассных часах в школе.
3. Нравственное воспитание, которое подразумевает уважение к старшему поколению. Воспитанники детского сада и школы частые гости Дома Милосердия.
4. Спортивное направление поддерживается каждый учреждением.
5. Динамические паузы на уроках и физкультминутки на занятиях групп детского сада.
6. Это и развитие творческих способностей, где дети выполняют поделки в соответствии с возрастными особенностями.
7. Преемственность наблюдается и в освоении популярных и интеллектуальных играх (на примере игры в шашки).
8. Экологическое воспитание прививает любовь к природе, дети более старшего возраста занимаются очисткой родников, аллей парка.
9. Развивающее воспитание и обучение выстраивает логическое мышление.
10. Обучение на занятиях и на уроке прививает детям навыки правильного использования школьных принадлежностей: ручек, карандашей, линейки, ножниц и т.д.
11. Приобщение к труду (полив цветов, посадка семян растений в огороде на подоконнике).
12. Дети учатся публичности, свободно вести на большой аудитории, не комплексовать, а получать от этого удовольствие. (Например; выступления на массовых мероприятиях)
13. Многие традиционные праздники, которые проводит детский сад, проводятся в школе: Осенние посиделки и Осенний бал и многое другое.
Несмотря на огромную общецеленаправленную работу мы замечаем и проблемы, которые возникают в процессе адаптации в 1 классе. При поступлении в школу мы хотели бы увидеть идеальную модель выпускника, которую предусматривает стандарт дошкольного образования. Но, к сожалению, модель - это идеал, который не всегда воплощается в действительности.
Все дети по своему индивидуальны по развитию физическому, психологическому и умственному.
Поэтому в перспективе обрисовываются общие идеи более тесной работы с дошкольным учреждением. Сейчас мы узнали какими путями решаются проблемы преемственности детского сада и школы - через координацию взаимодействия между педагогическими коллективами детского сада и школы. Исходя из вышесказанного, хотелось бы отметить, что для решения такой важной работы по преемственности недостаточно простого плана работы в годовом плане учреждений, необходимо создать целую программу по данному направлению, и в этом направлении мы уже наметили и начали работу. Это:
1.Взаимопосещение занятий и уроков педагогами.
2. Проведение совместных педагогических советов и круглых столов по данной тематике. К сожалению, зачастую из-за нехватки времени это сводится к минимуму или вообще отсутствует.
3. Более тесное сотрудничество с родителями. Хотя здесь тоже есть много проблем. Нередко мы замечаем, что родители мало посещают родительские собрания, отклоняются от индивидуальных консультаций, пренебрегают советам педагогов и порой просто не правильно понимают родительские обязанности, чрезмерно балуя своих детей.
Конечно же, есть проблемы, которые мы видим и в детском саду и в школе – это нехватка необходимых специалистов, таких как психолог и логопед. Посещая открытые занятия в детском саду и уроки в 1 классе, бросается в глаза речь детей, которая не сформирована: не выговаривают буквы «Р», «Л», и т.д. Все это приводит к проблемам ученика в дальнейшем обучении, неправильная постановка слов, не понятие прочитанного.
Поэтому вопросы преемственности в образовании ещё останутся нерешенными, но вся наша работа направлена на подготовку и выпуск в жизнь успешного выпускника, как в детском саду, так и в школе.
Но благодаря совместной деятельности коллектива детского сада, педагогов школы и семьи, ребенок безболезненно адаптируется к школьной жизни, а также приобретает важные личностные качества необходимые для дальнейшей жизни в обществе.
Подведя итоги можно сказать, что
«В учении и творчестве все правила ни хороши, ни плохи – важен результат» (А. де Сент – Экзюпери), но
«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти» (О.Бальзак).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Преемственость в обучении"
· Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа -Необходимость реализации доступно...
Школа-вуз: преемственность в обучении. В газете: Технополис № 04 (1102). Тихоокеанский университет, Хабаровск, 2006
После окончания школы перед выпускниками стоит сложная задача выбора вуза и специальности. Для решения этих задач необходимо более тесное взаимодействие школы и вуза в процессе профильного обуче...
Преемственность в обучении и воспитании учащихся на школьном логопункте (Доу-начальные классы, логопед, русский язык)
Данный материал представляет опыт работы школьного логопеда, логопеда ДОУ, психолога, учителей русского языка. Будет полезен многим категориям учителей и воспитателей, психологам....
Исследовательская работа школьников - основа преемственности их обучения в вузе
Вы не можете научить человека чему-нибудь; Вы можете только помочь ему понять это самому.Галилео Галилей Историческое и правовое воспитание у молодежи в настоящее время ...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ
Всякий раз, приступая к работе в 5 классе, меня волнуют вопросы: Какие дети в классе? Как мыслят? Что будет им легко, что трудно? Огромная аудитория девчонок и мальчишек - они ждут, каким ...
статья "Преемственность в обучении предмета "Технология"
Переход учащихся из начальной школы на вторую ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сфо...
Преемственность в обучении и адаптация между I и II ступенями обучения 5 классов в условиях реализации ФГОС в школе YIII вида
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного...