Преемственность в обучении
статья на тему

Попкова Наталья Николаевна

«Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием как  инструмент создания благоприятных условий для всестороннего развития личности».

Попкова Наталья Николаевна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Криушинская СОШ» Вознесенского муниципального района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_v_obrazovanii.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием как  инструмент создания благоприятных условий для всестороннего развития личности».

Попкова Наталья Николаевна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Криушинская СОШ» Вознесенского муниципального района

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования, который пришёл на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между стандартом дошкольного образования и  стандартом начального общего образования, поэтому мы не случайно выбрали тему преемственности в образовательных процессах.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что  образовательные программы дошкольного образования направлены, в том числе на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования.

«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» -  направлен на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

Реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и  начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер,  вот главная цель работы коллективов  школы и детского сада.

Проведя анализ программ по содержательным сторонам стандарта дошкольного образования и стандарта начального общего образования, мы видим в них наличие преемственности.  А именно: 1. Наблюдается преемственность в концептуальных подходах: в стандарте дошкольного образования подход деятельностный и личностный, а в стандарте начального образования уже системно-деятельностный.

2.Образовательные области, обозначенные в Стандарте дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования: например  социально-коммуникативное развитие воспитанника подразумевает в дальнейшем изучение таких предметных областей как обществознание и естествознание       и т.д.

Программы между детским садом и школой имеют сходства как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Но есть и отличия между  данными стандартами.

1. В дошкольном образовании нецензовый характер образования в связи с необязательностью данного образования, а в начальном общем образовании цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода в основную школу.

2.Результаты освоения программы дошкольников – это целевые ориентиры, которые не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей, а  результаты освоения программы начальной школы: которые подразделяются на личностные (не подлежат индивидуальной оценке), метапредметные (все виды универсальных учебных действий) и предметные подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке.

3.В стандарте дошкольного образования разработка специальных вариантов стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрена, а стандарт  начального общего образования с 2016 года предусматривает специальные варианты стандарта для детей с ОВЗ (в зависимости от характера и тяжести нарушений).

     Основная цель детских садов Фридриха Фребеля, выдающегося немецкого педагога и теоретика дошкольного воспитания, основателя первых детских садов состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети растут как цветы (отсюда термин «детский сад») и задача воспитателей состоит в том, чтобы заботиться о них и способствовать их наиболее полному раскрытию.

     Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками.  

     Перед воспитателем детского сада, а далее и учителем начальной школы стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким,  помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

            Здания детского сада и школы расположены в одном микрорайоне. Это позволяет детям детского сада ежедневно общаться со школьниками, наблюдать за их играми на улице, уроками физкультуры, трудом.

При исследовании преемственности в обучении педагогами отмечается большое воспитательное значение взаимодействия и общения детей разного возраста друг с другом, его благоприятное влияние на развитие целого ряда положительных сторон личности. Еще П.Ф. Каптерев в своих трудах утверждал, что дети учатся друг у друга совершенно незаметно многому и в умственном, и в нравственном отношениях и что это детское взаимное обучение не может быть заменено никакими, даже самыми мудрыми уроками взрослых.

Возвращаясь к образовательным программам дошкольного образования и начального общего образования можно увидеть общие направления как в воспитательных, так и в образовательных задачах на конкретных примерах школы и детского сада. Это и

1.Патриотическое воспитание, которое воспитывает гордость за своих односельчан, уважение к прошлому.

2.Воспитание гражданских позиций, через занятия по изучению символики своей родины, мы видим на занятиях детского сада и на внеклассных часах в школе.

3.  Нравственное воспитание, которое подразумевает  уважение к старшему поколению. Воспитанники детского сада и школы частые гости Дома Милосердия.

4. Спортивное направление поддерживается каждый учреждением.

5. Динамические паузы на уроках и физкультминутки на занятиях групп детского сада.

6. Это и развитие творческих способностей, где дети выполняют поделки в соответствии с возрастными особенностями.

7.  Преемственность наблюдается и в освоении популярных и интеллектуальных играх (на примере игры в шашки).

8. Экологическое воспитание прививает любовь к природе, дети более старшего возраста занимаются очисткой родников, аллей парка.

9.  Развивающее воспитание и обучение выстраивает логическое мышление.

10. Обучение на занятиях и на уроке прививает детям навыки правильного использования школьных принадлежностей: ручек, карандашей, линейки, ножниц и т.д.

11.   Приобщение к труду (полив цветов, посадка семян растений в огороде на подоконнике).    

12. Дети учатся публичности, свободно вести на большой аудитории, не комплексовать,  а получать от этого удовольствие. (Например; выступления на массовых мероприятиях)

13. Многие традиционные  праздники, которые проводит детский сад, проводятся в школе: Осенние посиделки и Осенний бал  и многое другое.

         Несмотря на огромную  общецеленаправленную работу мы замечаем и проблемы, которые возникают в процессе адаптации в 1 классе.   При поступлении в школу мы хотели бы увидеть идеальную модель выпускника, которую предусматривает стандарт дошкольного образования. Но, к сожалению, модель - это идеал, который не всегда воплощается в действительности.

 Все дети по своему индивидуальны  по развитию физическому, психологическому и умственному.  

Поэтому в перспективе обрисовываются общие  идеи более тесной работы с дошкольным учреждением. Сейчас мы узнали какими путями решаются проблемы преемственности детского сада и школы - через координацию взаимодействия между педагогическими коллективами детского сада и школы. Исходя из вышесказанного, хотелось бы отметить, что для решения такой важной работы по преемственности недостаточно простого плана работы в годовом плане учреждений, необходимо создать целую программу по данному направлению, и в этом направлении мы уже наметили и начали работу. Это:

1.Взаимопосещение занятий и уроков педагогами.

2. Проведение совместных педагогических советов и круглых столов по данной тематике. К сожалению, зачастую из-за нехватки времени это сводится к минимуму или вообще отсутствует.

3. Более тесное сотрудничество с родителями. Хотя здесь тоже есть много проблем. Нередко мы замечаем, что родители мало посещают родительские собрания, отклоняются от индивидуальных консультаций,   пренебрегают советам педагогов и порой просто не правильно понимают родительские обязанности, чрезмерно балуя своих детей.

Конечно же, есть проблемы, которые мы видим и в детском саду и в  школе – это нехватка необходимых специалистов, таких как психолог и логопед. Посещая открытые занятия в детском саду и уроки в 1 классе, бросается в глаза речь детей, которая не сформирована: не выговаривают буквы «Р», «Л», и т.д. Все это приводит к проблемам ученика в дальнейшем обучении, неправильная постановка слов, не понятие прочитанного.

 Поэтому вопросы преемственности в образовании ещё останутся нерешенными, но вся наша работа направлена на подготовку и выпуск в жизнь успешного выпускника,  как в детском саду,  так и  в школе.

Но благодаря совместной деятельности коллектива детского сада,  педагогов школы и семьи, ребенок безболезненно адаптируется к школьной жизни, а также приобретает важные личностные качества необходимые для дальнейшей жизни в обществе.

  Подведя итоги можно сказать, что

 «В учении и творчестве все правила ни хороши, ни плохи – важен результат» (А. де Сент – Экзюпери),   но  

«Чтобы дойти до цели, надо  прежде всего идти» (О.Бальзак).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Преемственость в обучении"

·                  Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа -Необходимость реализации доступно...

Школа-вуз: преемственность в обучении. В газете: Технополис № 04 (1102). Тихоокеанский университет, Хабаровск, 2006

После окончания школы перед выпускниками стоит сложная задача выбора вуза и специальности. Для решения этих задач необходимо более тесное взаимодействие школы и вуза в процессе профильного обуче...

Преемственность в обучении и воспитании учащихся на школьном логопункте (Доу-начальные классы, логопед, русский язык)

Данный материал представляет опыт работы школьного логопеда, логопеда ДОУ, психолога, учителей русского языка. Будет полезен многим категориям учителей и воспитателей, психологам....

Исследовательская работа школьников - основа преемственности их обучения в вузе

Вы не можете научить человека чему-нибудь; Вы можете только помочь ему понять это самому.Галилео Галилей      Историческое и правовое воспитание у молодежи в настоящее время ...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ

Всякий раз, приступая к работе в 5 классе, меня волнуют вопросы: Какие дети в классе? Как мыслят? Что будет им легко, что трудно? Огромная аудитория  девчонок и мальчишек - они ждут, каким ...

статья "Преемственность в обучении предмета "Технология"

Переход учащихся из начальной школы на вторую ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сфо...

Преемственность в обучении и адаптация между I и II ступенями обучения 5 классов в условиях реализации ФГОС в школе YIII вида

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного...