Программа "Преемственость в обучении"
методическая разработка на тему

Акишина Галина Александровна

·                  Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа

-Необходимость реализации доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного, начального, основного общего и среднего (полного) образования;

-Необходимость повышения уровня качества обучения за счет создания адаптивной образовательной среды;

-Необходимость организации системной работышкольного психолого-медико-педагогического консилиума по перегруппировке учащихся на основе отслеживания их развития (для определения необходимого образовательного маршрута;

-Необходимость повышения профессионализма педагогических работников школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_preemstvennosti_v_obuchenii.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

Программа   «Преемственность в обучении»

 муниципального бюджетного образовательного учреждения  

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №1»

 Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

на 2010-2014 годы

Паспорт Программы

Наименование документа

     Программа  «Преемственность в обучении» муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Излучинская общеобразовательная средняя школа №1»  Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2010-2014 годы.  

Назначение Программы

    Разработка процесса создания адаптивной среды во всех ступенях образования через предшкольную подготовку детей; целостную   системную диагностику, соответствующую Программе мониторинга школы;  психолого-социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса; организация системной работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Задачи Программы

1. Внедрить разработанную модель адаптивной школы 1 ступени.

2. Обеспечить  равные стартовые возможности для получения общего образования через создание системы предшкольной подготовки детей.

3.Организовать учебно-воспитательный процесс путем  внедрения системы  вариативного образования в рамках одной школы.

4.Создать систему психолого-социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

  5.Организация системной работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума по перегруппировке учащихся на основе отслеживания их развития (для определения необходимого образовательного маршрута).

6. Организовать работу по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации.

7.Скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в группах предшкольной подготовки и 1-х классах; 4-х и 5-х классах.

8.Разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся.

9.Создать листы согласования изучения предметных тем для обеспечения преемственности в обучении и осуществления межпредметных связей.

Разработчик и исполнитель Программы

МБОУ Излучинская ОСШ №1, Нижневартовского района,

Авторы Программы

Заместители директора по УР: Акишина Г.А.,  Африкян Т.Г.

Ожидаемые результаты

Реализация основных программных мероприятий позволит создать  адаптивную среду во всех ступенях образования через предшкольную подготовку детей с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения, психолого-социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса; построение и развитие индивидуальной педагогической траектории обучающихся; сохранить и повысить уровень здоровья, качество образования.  

Сроки реализации

2010-2014 годы

Источники финансирования
Программы

Финансирование осуществляется за счет средств ОУ. Ежегодный объем финансирования уточняется при составлении и уточнении бюджета на соответствующий финансовый год

Система

организации и

контроля за исполнением Программы

Координатором реализации настоящей программы является МБОУ Излучинская ОСШ №1 Нижневартовского района. Образовательное учреждение ежегодно представляет Учредителю информацию о реализации настоящей программы и осуществляет Публичный отчет результатов выполнения программы на муниципальном уровне

Концепция программы

    Одним из направлений на пути к решению основной задачи по повышению эффективности и улучшению качества учебно-воспитательного процесса в  общеобразовательной школе, на наш взгляд, является логическое обеспечение преемственности обучения и воспитания школьников.

  Понятие преемственности в педагогике трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. 

   В общеобразовательную школу дети приходят с разным уровнем подготовленности. Учащиеся отличаются отношением к учёбе, общим развитием, умением самостоятельно работать, осмысливать материал.

Для решения этих проблем на протяжении ряда лет в нашей школе 1 ступени поэтапно простраивалась адаптивная образовательная модель. Для успешной адаптации и повышения качества образования мы создали систему предшкольной подготовки, которая состоит из «Дистанционной школы раннего развития детей»; групп развития и подготовки детей к школе; «Школы выходного дня» для воспитанников ДОУ. Отличие этих групп в том, что группы развития и подготовки направлены на детей, не имеющих возможность посещать ДОУ, а группы «Школы выходного дня» наоборот, для воспитанников ДОУ. Воспитанники групп развития и подготовки детей к школе обучаются с 1 сентября по  31 мая, по 5-дневной учебной неделе, с 8.00 до 14.00. Воспитанники «Школы выходного дня» занимаются с 1 февраля по 31 мая по субботам и воскресеньям. С 1 февраля этого учебного года мы открыли дистанционные группы раннего развития детей от 3 до 5 лет. Для них занятия публикуются  на сайте нашей школы. Используя интернет и рекомендации наших педагогов родители могут обучать и развивать своих детей.

С каждым годом увеличивается охват детей, проживающих на территории городского поселения  Излучинск с целью предшкольной подготовки. Если в 2005 году мы начинали данную деятельность с одной группы ПП, то в 2009-2010 учебном году организованы  и функционируют 5 групп предшкольной подготовки (3 группы  развития и подготовки детей к школе (с 1 сентября по 31 мая) и 2 адаптационные группы «Школа воскресного дня» с 1 февраля по 31 мая, дистанционная школа так же способствует развитию детей раннего возраста.

Созданная система предшкольной подготовки с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе, позволяет создать оптимальные условия для успешной адаптации первоклассников, повысить качество обучения.

Даже в том случае, когда школа 1 ступени  успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжить обучение в школе 2 ступени. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания. В настоящее время в школе 2 ступени возникает всё больше проблем, связанных с переходом учащихся из начального звена в среднее.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы, ориентированного на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников постоянно растет.

Переходный период из школы 1 ступени в школу 2 ступени сказывается на всех участниках образовательного процесса. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;
  • изменением роли учащегося;
  • увеличением учебной нагрузки;
  • изменением режима дня;
  • разностью систем и форм обучения;
  • нестыковкой программ начальной и основной школы;
  • различием требований со стороны учителей-предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны большого количества педагогов. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

Переходя из детского сада в первый или четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. От одного уютного кабинета, от одного воспитателя или учителя, к которому ребёнок привык, он попадает в новое образовательное пространство. Новые учителя, новые предметы, разные кабинеты, новый классный руководитель. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. Высокий уровень тревожности, напряжение, психологический дискомфорт – всё это приводит к стрессовым ситуациям, к потере интереса к учению и, как следствие, к ухудшению успеваемости.

Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера и должна помочь нашему коллективу данная программа “Преемственность в обучении”, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

  • Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа

-Необходимость реализации доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного, начального, основного общего и среднего (полного) образования;

-Необходимость повышения уровня качества обучения за счет создания адаптивной образовательной среды;

-Необходимость организации системной работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума по перегруппировке учащихся на основе отслеживания их развития (для определения необходимого образовательного маршрута;

-Необходимость повышения профессионализма педагогических работников школы.

  • Социальный эффект от реализации программы

Реализация основных программных мероприятий позволит создать  адаптивную среду во всех ступенях образования через предшкольную подготовку детей с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе, через психолого-социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса на всех ступенях обучения. Сохранить и повысить уровень здоровья, качество образования, повысить профессионализм педагогов по вопросам преемственности  в обучении.

  • Цели и задачи программы

    Создание  адаптивной среды во всех ступенях образования для обеспечения качества обучения, успешной адаптации учащихся  через предшкольную подготовку детей, психолого-социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, организация системной работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

 Задачи:

1. Внедрить разработанную модель адаптивной школы 1 ступени.

2. Обеспечить  равные стартовые возможности для получения общего образования через создание системы предшкольной подготовки детей.

3.Организовать учебно-воспитательный процесс путем  внедрения системы  вариативного образования в рамках одной школы.

4.Создать систему психолого-социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

 5.Организация системной работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума по перегруппировке учащихся на основе отслеживания их развития (для определения необходимого образовательного маршрута).

6. Организовать работу по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации.

7.Скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в группах предшкольной подготовки и 1-х классах; 4-х и 5-х классах.

8.Разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся.

 9.Создать листы согласования изучения предметных тем для обеспечения преемственности в обучении и осуществления межпредметных связей.

Специфические  задачи:

Задачи для первоклассников:

  • помочь ребенку принять позицию школьника;
  •     помочь осознать появление нового сообщества;
  • ввести понятие оценки, различные ее критерии (правильность, красота, аккуратность);
  • обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Задачи для пятиклассников:

  • помочь адаптироваться к «разноголосице» требований учителей-предметников;
  •     помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
  • помочь принять новую позицию – ученика основной школы;
  • помочь детям принять «новых» учителей.

Задачи для учителей:

  • снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
  •   создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
  •      помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Задачи для родителей:

  • снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
  •      создать атмосферу сотрудничества;
  • договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
  • выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

  • Временные рамки и основные этапы реализации программы

Реализация программы предполагается в четыре этапа:

1 Этап. 2010–2011г. Создание всех необходимых условий  для обеспечения разработки и реализации Программы.

2 Этап. 2011–2012г. Создание системы психолого-социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.      

3  Этап. 2012–2013г.  Анализ результатов работы педагогического коллектива, апробация, корректировка Программы в соответствии с промежуточными результатами.

4 Этап. 2013–2014г. Внедрение результатов работы педагогического коллектива. Реализация и выполнение программы в соответствии с запланированными целями и задачами.

 


Реализация программы «Преемственность в обучении»

Программные мероприятия и показатели развития

Ответственные

Показатели по годам

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Ожидаемый результат

1.

Обновление нормативно-правовых документов.

Заместитель директора по УР

+

+

+

+

Разработка и внедрение современных локальных актов

2.

Выявление детей, нуждающихся в специальном образовании (коррекционном):

- 7 вид

- 8 вид

- логопедическая группа

Заместитель директора по УР, председатель шПМПк

+

+

+

+

Выявление и обеспечение адекватного обучения, определение специального (коррекционного) маршрута обучения. Сопровождение обучения детей-логопатов.

3.

Организация ежегодной рекламной акции по набору детей в группы предшкольной подготовки, дистанционного обучения, профильные классы

Заместитель директора по УР

+

+

+

+

Информировать родителей (законных представителей), общественность с помощью объявлений в СМИ, на сайте школы, по предприятиям пгт. Излучинск (волонтеры).

4.

Открытие дистанционной «Школы раннего развития детей от 3 до 5 лет».

Заместитель директора по УР

+

+

+

+

«Школа раннего развития детей» поможет охватить предшкольным обучением большее количество детей, не имеющих возможности посещать ДОУ.

5.

Открытие групп предшкольной подготовки для детей 5-7 лет:

 -круглогодичной

- кратковременной

-дистанционной

 

кол.групп / чел.

Заместитель директора по учебной работе школы 1 ступени

1/25

2/50

   

1/25

2/50

1/25

2/50

1/25

2/50

100% охват старшего дошкольного возраста (5-7 лет) предшкольным образованием, развитие детей раннего возраста.

6.

Ежегодный мониторинг уровня развития детей, поступающих в первый класс (во время предшкольной подготовки)- %

Председатель школьного психолого- педагогического консилиума

100

100

100

100

Банк данных качества интеллектуального, психического, физического развития детей 5- 7 лет перед поступлением в школу с целью организации индивидуализации и адаптации образовательного процесса.

7.

Организация диагностико-коррекционно- консультативной деятельности ШПМПк (в течение учебного года)

Председатель школьного психолого- педагогического консилиума, РПМПК

+

+

+

+

Определение образовательного маршрута учащихся.

8.

Организация преемственности обучения по образовательной системе «Школа 2100» в школе 2 ступени.

Заместитель директора по учебной работе школы 2 ступени

+

+

+

+

Индивидуализация образовательного процесса адаптация и развитие личности в процессе обучения.

9.

Разработать программу психолого-социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на среднесрочную перспективу

Руководитель ПСЛ службы

+

Сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся.

Проведение мониторинга обучения учащихся на всех ступенях.

(входной, рубежный, итоговый)

Заместитель директора по УР

+

+

+

+

Банк данных качества обучения учащихся

10.

Организация работы школьных методических объединений учителей-предметников, учителей начальных классов по вопросам реализации Программы.

Заместитель по методической работе

+

+

+

+

Обучение и развитие кадров, выявление, обобщение педагогического опыта педагогов школы по вопросам преемственности, создание авторских методических разработок, направленных на успешную адаптацию обучающихся.

11.

Организация и проведение педконсилиума  “Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период”:

  • изучение материалов работы с детьми в группах ПП, начальном звене;
  • изучение личных дел учащихся;
  • согласование норм оценок и требований к учащимся;
  • составление психолого-педагогической характеристики класса;
  • составление программы сопровождения учащихся в адаптационный период.

(сентябрь)

Заместители директора по УР школы 1 и 2 ступеней

+

+

+

+

Выявление  потребностей педагогов в помощи специалистов ПСЛ службы.

12.

Оценка состояния здоровья и физического развития учащихся

(сентябрь)

Руководитель физического воспитания,

медик

+

+

+

+

Организация групп лечебной физкультуры, коррекционных занятий.

13.

Посещение занятий и уроков в группах предшкольной подготовки детей, 1-х, 5-х классах. Цель: создание комфортных условий в период адаптации обучающихся.

Заместители директора школы 1 и 2 ступеней

+

+

+

+

Индивидуальная работа с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации

14.

Малый педсовет “Особенности адаптации пятиклассников” с учителями начальной школы и учителями-предметниками, работающими в 5 классах, специалистами ПСЛ.

(ноябрь)

Заместители директора по УВР I и II ступеней

+

+

+

+

Создание условий для успешной адаптации выпускников школы 1 ступени.

15.

Заседание шПМПк

  • «Психолого-физиологические аспекты адаптации учащихся при переходе из групп ПП  в школу 1 ступени; из школы 1 ступени в школу 2 ступени» (ноябрь).
  • «Индивидуальные особенности учащихся «группы риска» и выпускных классов КО» (март)
  • «Готовность учащихся выпускных начальных классов к переходу в среднее звено» (апрель)
  • «Готовность воспитанников групп ПП к обучению в школе 1 ступени» (май)

Председатель шПМПк

+

+

+

+

Анализ  результатов диагностики адаптационных процессов.

Предварительное  комплектование классов; уточнение адаптационного потенциала учащихся; составление индивидуальных программ адаптации.

16.

Анализ программ и методических рекомендаций по преемственности преподавания предметов в школе 1 ступени.

Методический совет школы

+

+

+

+

Изучение  программы по предметам, выработка единых требований.

17.

Посещение  уроков учителями-предметниками в школе 1 ступени.

Заместитель директора по УР школы 2 ступени

+

+

+

+

Ознакомление  со стилем, темпом, формами работы учителей будущих выпускников начальной школы

18.

Организация и проведение предметных декад совместно с учителями начальных классов и учителями-предметниками.

Заместитель директора по МР

+

+

+

+

Обмен опытом и выработка единых требований к обучению.

19.

Организация и проведение совместных внеклассных мероприятий, праздников и т.д. с обучающимися школ 1 и 2 ступеней.

Заместитель директора по ВР

+

+

+

+

Знакомство учащихся со старшими школьниками для успешной адаптации в дальнейшем.

20.

Предварительная расстановка кадров в будущих первых и пятых классах.

Директор школы

+

+

+

+

Организация образовательного процесса на будущий учебный год.

21.

Организация экскурсий в школу 1 и 2 ступеней выпускников групп ПП, ДОУ, 4-х классов.

Заместитель директора по УР, ВР

+

+

+

+

Знакомство воспитанников и учащихся с учебным процессом.

22.

Знакомство классных руководителей, учителей-предметников школы 2 ступени с учащимися выпускных классов  школы 1 ступени (посещения уроков в 4-х классах учителями-предметниками, участие преподавателей средней школы и будущих классных руководителей в работе родительских собраний 4-х классов и т.д.)

Заместитель директора по УР, ВР

+

+

+

+

Знакомство с будущими 5-классниками, родителями. Выработка единых требований при обучении и воспитании.

23.

Составление пакета документов на учащихся класса КО, учащихся 7 вида, индивидуального обучения на дому.

Председатель шПМПк

+

+

+

+

Определение учащимся необходимого образовательного маршрута

24.

Организация психолого-социально-педагогического сопровождения обучающихся в течение всего обучения.

Председатель шПМПк

+

+

+

+

Перегруппировка учащихся с целью создания благоприятного образовательного маршрута.

25.

Мониторинг по учащимся 1-х и 4-х классов.

  1. Диагностика познавательных процессов.
  2. Обследование устной и письменной речи учащихся.
  3. Уровень здоровья учащихся.
  4. Социальный паспорт здоровья.
  5. Переводные экзамены по русскому языку и математике.
  6. Уровень воспитанности учащихся.

(ноябрь, апрель)

Заместитель директор по УР, служба ПСЛ

+

+

+

+

Результаты мониторинга позволят оценить степень сформированности ключевых компетенций учащихся, уровень здоровья, воспитанности и спрогнозировать готовность к продолжению обучения.

26.

Создать

Внедрить

листы согласования изучения предметных тем для обеспечения преемственности в обучении и осуществления межпредметных связей.

Заместитель директор по УР, МР

+

+

Повышение качества образования.


  • Критерии реализации программы

-повышение % обучающихся с положительной адаптацией;

-увеличение % качества обучения в школе 1 и 2 ступеней;

-сохранение  и повышение  % успеваемости в школе 1 и 2 ступени;

-сохранение психического и физического  здоровья обучающихся;

-удовлетворенность потребителей образовательных услуг качеством предоставляемых услуг.

  • Инструментарий проведения контроля

- результаты аттестации обучающихся;

- статистические показатели;

- опросы родителей, представителей общественности.

  • Орган, осуществляющий контроль

Управляющий совет школы.


Рекомендации по реализации программы

1.С целью обеспечения реального единства педагогических требований методическими объединениями учителей начальных классов и учителей-предметников основной школы необходимо определить ключевые компетенции учащихся по предметам. Затем составить план мониторинга на весь учебный год, куда включить такие виды работ как диктанты, изложения, тесты, контрольные срезы и др. Они позволят определить и оценить уровень усвоения учебного материала, выявить уровень подготовки учащихся в целом.

2.У каждого учителя начальных классов имеется папка с документацией по своему классу. В этой папке собраны тексты всех контрольно-измерительных материалов. По результатам каждой административной контрольной работы заполняется бланк диагностики “Результаты отслеживания знаний учащихся”, где фиксируются пробелы в знаниях каждого учащегося данного класса по всему пройденному материалу. Благодаря этим бланкам учителям легче увидеть, на отработку каких умений и навыков необходимо в первую очередь обратить внимание и спланировать дифференцированную и индивидуальную работу по неусвоенным учащимися темам. Благодаря  детальному анализу, выявлению типичных ошибок, намечаются мероприятия по устранению выявленных пробелов. Тем темам, в которых обнаружены пробелы в знаниях учащихся необходимо уделять большее внимания в мае при повторении изученного в 4 классе, а также в 5 классе в сентябре в теме “Повторение”; они включаются в план ВШК на следующий год, берутся под контроль администрацией школы и методическими предметными объединениями.  Всю документацию по учащимся 4-х классов необходимо передавать учителям-предметникам для использования при планировании рабочих программ.

3.Учитель, у которого будут учиться дети в 1 и 5 классе, знакомится с классом заранее, выясняет чему научены дети в группе предшкольной подготовке и начальном звене, какие имеются проблемы у детей в усвоении материала, делает выводы как ему строить работу дальше. Затем  учитель с учетом этих данных составляет рабочую программу, которая утверждается на заседании методического объединения. Определяется выбор методов, средств, форм работы с детьми, с которыми он будет работать дальше.

4.Классные руководители 1-х и 5-х классов на первом этапе работы обязательно выясняют:

  • условия жизни ребенка;
  • здоровье ребенка;
  • индивидуальные особенности;
  • его достижения и возможности.

Какие же первостепенные проблемы этого периода?

4.1. Одна из основных проблем – добиться того, чтобы для детей была создана комфортная атмосфера на уроке, чтобы дети не боялись ходить на урок.

4.2. Использовать такую педагогическую технологию как создание ситуации успеха на уроке. Необходимо дать возможность детям проявить себя по возможности. На основе диагностики учитель определяет, кому какое задание дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил и ушел с урока с чувством собственного достоинства.

4.3. Всегда иметь в центре внимания учителей выработку единых педагогических требований.          Учителя, работающие в 1-х и 5-х классах, обязательно приглашаются на заседание школьного Психолого-медико-педагогического консилиума «Готовность учащихся к продолжению образования».

5.Предварительный мониторинг уровня обученности учащихся дает возможность спланировать и построить уроки так, чтобы учащиеся со слабой подготовкой получали задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и программированием на положительную оценку. Ребята, которые способны работать на конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание. Творческие задания учитель дает только в том случае, если уверен, что класс готов к выполнению такого задания. Для выполнения любого задания дается четкая инструкция, а если нужно, то образец выполнения. Это помогает учащимися в понимании и выполнении задания. При изучении новой темы материал излагается учителем предельно простым языком, максимально доступным всем учащимся. Если учитель видит, что дети не до конца поняли материал, то объяснение повторяется.

   6.В работе учителей важно осторожно пользоваться таким тонким инструментарием как оценка. Необходимо выработать единую систему при оценивании учащихся в школе 1  и 2 ступенях. Оценка – это необходимое действие педагога в работе с детьми. И здесь очень важны профессиональные умения учителя.

Оценочные воздействия будут эффективными только при соблюдении ряда условий:

  • эмоциональная уравновешенность педагога;
  • доброжелательный тон при объявлении отметки любого уровня;
  • понимание душевного состояния ребенка = не наказание отметкой.

Если все-таки случается так, что ученик написал, например, контрольную работу на “2”, то он приглашается на дополнительные занятия, и ему дается такое задание, которое нельзя не выполнить, ибо оно разрабатывается персонально.

  7. Необходима психологическая поддержка учащихся, то есть комплекс мероприятий как с классным коллективом в целом (посещение уроков, анкетирование, проведение групповых методик, наблюдение за детьми на переменах и во внеурочное время, беседы с учащимися и учителями), так и индивидуальная работа по показаниям. Каждым специалистом психолого-социально-логопедической службы, на основании проведенных обследований учащихся, составляется план коррекционных мероприятий по устранению выявленных недостатков:

  • индивидуальные или групповые занятия со специалистами;
  • отслеживание и проведение комплексных диагностических обследований;
  • проведение коррекционных занятий;
  • определение образовательного маршрута;
  • рекомендации классному руководителю и учителю-предметнику;
  • подготовка материалов на Консилиум с характеристикой динамики развития ребенка и динамики коррекционной работы;
  • оценка эффективности проводимой развивающей или коррекционной работы;
  • рекомендации по дальнейшему выбору оптимальной для развития ребенка учебной программы.

Работа  с родителями: индивидуальные беседы, консультации, семинары, выступления на родительских собраниях.

   8. Здоровьесберегающие технологии предполагают не только разгрузку на уроке, но и внимательное отношение учителя к учебной нагрузке учащихся в целом. Необходимо  серьезно подходит к вопросу составления расписания уроков, а также графиков контрольных работ. Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения, часто они приводят к резкому увеличению нагрузок. И надо признать, что медики совершенно справедливо бьют по этому поводу тревогу. Часто наши учителя используют дифференцированный подход: домашнее задание дается различного уровня, и учащиеся сами выбирают, какой вариант им выполнить. Естественно, что если ученик выполнил задание более сложного уровня, он поощряется.

  9.Очень важно, чтобы воздействие учителя осуществлялось не только на уроке, но и во внеурочное время. Уроки на свежем воздухе – это еще одна формы работы с учащимися.

  10. Современному учителю необходимо уметь педагогически целесообразно использовать в коррекционно-развивающей, профилактической и диагностической работе игровые технологии. Именно игра способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Игра позволяет снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Обучающие игры – это игры способствующие усвоению текстовой информации, развитию умений и навыков, необходимых для оптимального обучения, развивающие восприятие, внимание, память. Другие особенности игры: активность участников, занимательность, коллективность, проблемность, творческий характер, эмоциональная окрашенность.

   11.Уже в начальном  звене необходимо использовать тестовые технологии.

12.Необходимо, чтобы психолого-педагогические консилиумы играли важную роль в продвижении учащихся в учебной деятельности и в личностной сфере, если обсуждением проблем и перспектив учащихся работа не заканчивается, а классный руководитель и школьный психолог продолжают активную работу и после консилиума.

Педагогический консилиум определяет первоочередные меры, которые необходимо предпринять по отношению к отдельным семьям и учащимся (консультации, собеседования, посещения на дому, обращения на рабочие места родителей, подготовка тематического родительского собрания, обращение во внешкольные учреждения, приглашение на заседание административного совета, приглашение на беседу к директору с целью объявления благодарности, или наоборот, порицания и т. д.). Материалы педагогического консилиума должны быть оформлены и сданы в кабинет психологической службы. Это необходимо для того, чтобы педагоги, работающие в данном классе, могли использовать результаты консилиума для коррекции своей профессиональной деятельности.

Необходимым  этапом для осуществления преемственности обучения планируется процедура коррекции:

  1. внесение учителями-предметниками корректив в учебные планы с учётом результатов, полученных в ходе исследования;
  2. проведение уроков с учётом индивидуальных особенностей учащихся;
  3. проведение классными руководителями будущих 5-х классов серии родительских собраний, посвященных проблеме преемственности и особенностям физического и психологического развития детей в этом возрасте;
  4. тесное сотрудничество учителей-предметников с психолого-социально-логопедической службой школы.

Методическое письмо МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобразование России)

Департамент общего и
дошкольного образования

Об обеспечении успешной адаптации
ребенка при переходе со ступени
начального общего образования -
на основную

          Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо:
          - учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;
          - анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
          Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5-6 классах является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Все это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. Необходимо:
          - иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
          - наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6 класс);
          - знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
          Цель данных рекомендаций: помочь школьным коллективам в обеспечении плавного, постепенного и нетравматичного перехода учащихся из начальной в основную школу.

Краткая характеристика целей и результатов образования в начальной школе

          Модернизация общего образования требует переход от традиционной установки на формирование преимущественно "знаний, умений, навыков" к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учетом его своеобразия и самоценности.
          Для начального общего образования на данном этапе развития общества приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека - потребности в самообразовании.
          Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти умения необходимо внести существенные изменения в контрольно-оценочную деятельность, пересмотреть ее цели. В частности, целесообразно использовать педагогические технологии безотметочного оценивания, которые апробируются в ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
          Приоритетной задачей начальной ступени является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков. Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения, во-первых, потому что они основаны на учебном сотрудничестве младших школьников, а, во-вторых, потому что учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля. Ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения разных вариантов решения задачи, разных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Использование данной формы организации обучения в 5-6 классах позволяет успешно продолжать формирование навыков самообучения.
          Основные результаты обучения в начальной школе связаны с приоритетными целями образования на этом этапе обучения и могут быть представлены группой общеучебных умений, навыков и способов деятельности и группой предметных знаний, умений и навыков. Значение достижений учащихся в первой группе определяется влиянием общих, межпредметных умений и навыков на качество познавательной деятельности в 5-6 (и далее) классах; формирование ведущей для подросткового периода развития деятельности; становление учебно-познавательной мотивации.
          Общие учебные умения и навыки можно условно подразделить на три группы: 1) умения, навыки, способы деятельности, связанные с познавательной деятельностью, 2) умения, навыки, способы деятельности, связанные с речевой и коммуникативной деятельностью; 3) умения организовывать свою деятельность.
          Особенно важны следующие общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
          - осмысленно читать художественные, научно-популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера);
          - выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца;
          - описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;
          - видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослому с запросом недостающей информации, или просьбой о консультации, как устранить учебные трудности, установленные самим ребенком; а главное - склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;
          - вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе; скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата).

Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка (10-12 лет)

          4 - 6 класс, то есть 10-12летний возраст, пограничный между детством и отрочеством, - вот пространство и время педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Такой длинный переходный интервал, выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой - с ошибками в организации обучения (условно-педагогическим кризисом). Один из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка "изнутри", а другой "извне".
          Важно кратко охарактеризовать существенные психологические особенности учащихся 5-6 классов в связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, не адекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.
          В организации процесса обучения следует адаптировать учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. В сегодняшней школе изменение форм обучения происходит "рывком": вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и его семьей разносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативны и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, распространяется явление "беспризорности" (неприкаянности) детей в школьном здании. В школах, где безотметочное обучение в начальных классах стало нормой, происходит резкий переход на пятибалльную систему оценивания, которая остается для учащихся "закрытой".
          Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе на переходе из начальной в основной школу. Дело, прежде всего, в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т.е.оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель - предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.
          Учитывая это, необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы организации учебной работы учащихся. Например, по мнению многих учителей - предметников, учебная несамостоятельность выпускников начальной школы обнаруживается прежде всего в работе с текстами. В начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которого лежит общеклассная работа с учебником. Работа с другими письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута и поэтому вызывает трудности. Кроме этого, основные тексты, с которыми знакомятся младшие школьники, это художественные тексты или научно-популярные статьи (описания), апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных. Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушению взаимодействия в системе "учитель-ученик".
          Говоря о психологических особенностях школьника 10 - 12 лет, необходимо кратко остановиться на тех возрастных особенностях, которые в лучшем случае игнорируются при построении образовательной среды для 4 - 6 классов, а в худшем - служат почвой для возникновения конфликтов между учителями и учениками.
          
"Чувство взрослости", не подкрепленное еще реальной ответственностью, - вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. "Чувство взрослости" появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает учениками средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом - уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности.
          
Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество "продуктов" учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.
          
Стремление экспериментировать, используя свои возможности - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме - в экспериментах со своей внешностью.
          Протекание школьной жизни учеников 5-6 класса осложняется еще и неоправданными требованиями, которые начинают предъявлять подросткам учителя, привыкшие работать в старших классах. Это недопустимо по меньшей мере по трем причинам:

  1. Содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Однако такое мышление находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития, до сих пор ученик работал лишь с отдельными единичными понятиями, лишь с некоторыми понятийными связями. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями пятиклассников-шестиклассников. Новые научные термины и понятия нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе их разнообразной практической деятельности.
  2. Высокая планка требований в основной школе к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников, особенно в ситуациях свободного выбора индивидуальных учебных траекторий, порой не учитывает возрастные особенности младших школьников и угрожает эмоциональному благополучию большей части обучающихся. Поэтому так важно работать с учащимся в "зоне его ближайшего развития", что означает помощь и поддержку учителя в тех случаях, когда самостоятельно школьник еще не может решить данную учебную задачу. "Открытая" помощь постепенно переходит в косвенную, что дает ученику шанс самостоятельно выполнить задание. Это и обеспечит развивающий эффект обучения.
  3. Сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, именно она создает условия для возможного понимания человека другой культуры, другой эпохи, другого мировоззрения. У младших школьников она только начинает формироваться, теперь, в подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога она может окрепнуть и стать личностным образованием. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Речь идет о создании учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, прежде всего, высказанные авторами учебников и учебных хрестоматий.

Краткая характеристика целей обучения в 5-6 классах основной школы

          Обеспечение преемственности и перспективности в решении этих задач - обязательное условие адаптации школьников к обучению в 5 классе.
          Цели образования в 5-6 классах определяются, прежде всего, той ответственностью, которая возлагается на переходный (от начального к основному) период обучения. Ответственность связана с необходимостью обеспечить благополучную адаптацию школьника в 5-6 классах. С учетом развития качеств (самостоятельности, инициативности, умения рассчитывать собственные силы), которые формируются в начальной школе, приоритетной целью обучения является развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами. Это важно с двух позиций - поддержки усилий начальной школы, которая заложила основы контрольно-оценочной самостоятельности, сформировала желание и умения учиться, а также дальнейшего решения задач профильной старшей школы.
          Другая важная задача основной школы связана с самоопределением и самореализацией подростков. При решении этой задачи основная школа должна особое внимание уделить обеспечению возможности формирования умения делать осознанный и ответственный выбор, основанный на адекватной самооценке школьника. В отличие от начальной школы, где вариативность образования задается для ребенка преимущественно извне (родители, школа, учитель имеют право выбора образовательной системы, учебника, приемов обучения), в подростковом возрасте возможно создать условия для реального выбора индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) самим учащимся, что будет служить предпосылкой для построения индивидуальных образовательных планов и программ самими учащимися в старшей профильной школе.
          Успешность самореализации подростков тесно связано с общим стилем взаимоотношений в учебном коллективе. В этом плане очень важно, чтобы учитель создавал ситуации, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, на свое мнение, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы, выбора, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу обучения.
          Для решения поставленных общих задач в основной школе администрация учебных заведений, педагоги в образовательном процессе должны реализовать ряд важных условий:

  1. Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.
  2. Обеспечить постепенный переход от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Напротив, удельный вес групповых работ. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат.
  3. Развивать рефлексивные умения учащихся - умения смотреть на себя "со стороны", "чужими глазами"; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных (учитель-ученик; ученик - другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития.
  4. Предоставить учащимся возможность свободного выбора способов и источников информации, обучать умению работать с ними, использовать их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.

          За время обучения в 5-6 классе младшие подростки при благоприятных условиях обучения достигают следующих результатов:
          - выполняют требования, которые предъявляются к уровню их обученности предметными программами;
          - осознают необходимость обучения, понимают общественную значимость образования;
          - овладевают умениями учиться - определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем; переносить способы действия из одной предметной области в другую; строить алгоритмы своих действий;
          - владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.), обладают возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных и личностных задач;
          - обладает достаточно широким социальным опытом, позволяющим ему ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место в нем.

Задачи педагогического коллектива
в период адаптации школьников 5-6 классов

          Задачи педагогического коллектива по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5-6 классах следующие.
          Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными, для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего.
          Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции. В работе с учениками 4 - 6 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы; организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап.
          Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).
          Важно подчеркнуть, что школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего. Из прошлого они должны быть заданы теми задачами развития, которые решаются средствами обучения раньше, чем заканчивается начальная ступень обучения. В последние годы накопилось множество наблюдений и экспериментальных доказательств того, что на последнем году обучения в начальной школе школьники продолжают осваивать учебный материал теми же средствами и способами, что и первые два года школьной жизни. В результате происходит существенное приращение объема знаний, умений и навыков, но не происходит выраженных сдвигов в развитии детей. В частности, школьники не владеют в достаточной мере техникой чтения, грамотным письмом как общеучебными умениями, не развита их способность решать творческие задачи и др., недостаточно развиты навыки учебного сотрудничества и др.

Методические и организационные условия,
обеспечивающие успешную адаптацию школьников
при переходе из начальной школы в основную

          При определении школьной стратегии организации адаптационного периода, педагогический коллектив должен обратить внимание на следующее:
          1. Урок остается основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5-6 классе. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности.
          Важно использовать другие формы организации обучения:
          - экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;
          - игру (дидактическую и ролевую), необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.,
          - диспуты (дискуссии) с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы,
          - практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности,
          - минилекции с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала и др.
          2. Понятия должны осваиваться классом не только и не столько на репродуктивном уровне (запомни и воспроизведи) и не только с одной, единственно правильной точки зрения. Школьники должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить и доказывать выдвинутые предположения. Конечно, понимание и применение понятий ограничено рамками того школьного предмета, на котором это понятие представлялось. Вместе с тем, способность выделять, характеризовать понятие, использовать его в разных ситуациях должна развиваться как межпредметная. Например, школьники овладевают наблюдением природного объекта (уроки "Природоведения", "Естествознания"), но не умеют наблюдать за словом, геометрической фигурой; учащиеся правильно используют орфографические правила в диктанте, но ошибаются в письменных ответах по географии или истории.
          3. Учительские контрольно-оценочные действия часто одинаково касаются как результата, так и процесса деятельности, поэтому школьник получает заниженную отметку даже тогда, когда работа выполнена правильно. Например, снижается отметка за небрежность, описки, исправления и т.п. В начальной школе сегодня действует новая система отметочного оценочного - отметка ставится дробью: числитель говорит о том, что работа не содержит ошибок и выполнена правильно (эта отметка идет в журнал), а знаменатель фиксирует общее впечатление от работы. Сюда "попадают" все допущенные небрежности, которые прямого отношения к результату деятельности не имеют и выставляется только в дневник.
          Опыт работы многих образовательных учреждений дает основания говорить о возможных путях успешного решения педагогических задач на этапе адаптации детей к работе в новых образовательных условиях.

Разновозрастное сотрудничество как педагогическое условие обеспечения перехода из начальной в основную школу

          Дадим характеристику такой формы организации обучения как разновозрастное сотрудничество.
          Чтобы научиться учить себя, то есть овладеть деятельностью ученья, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому("пробую учить других"), или к самому себе ("учу себя сам"). Разновозрастное учебное сотрудничество, где младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя детей 1-2 классов), может стать одним из существенных характеристик природосообразной школы. Роль "младшего учителя" - посредника между взрослым и младшим школьником - в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью. Разновозрастное учебное сотрудничество подростков и младших школьников может стать средством профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях, а также способствовать формированию их учебной самостоятельности. Младший подросток может и должен на какое-то время стать учителем более маленьких ребят для того, чтобы окончательно утвердиться в собственной позиции учащегося. Заметим, что, начавшись как игра, эта деятельность становится весьма серьезной и ответственной для школьника, т.к. ставит перед ним вполне реальные цели: научить кого-то чему-то.
          Эта работа детей в позиции "учителя" выгодно отличается от их работы в позиции "ученика" в мотивационном отношении. Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся. Она создает условия для опробования, анализа и обобщения освоенных ими средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно (не только для себя, но и для других) выстраивать алгоритм учебных действий, отбирать необходимые средства для их осуществления.
          Ситуация разновозрастного сотрудничества способствует развитию у маленьких "учителей" способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. В частности, пятиклассники начинают по-новому видеть труд собственных учителей, вклад сверстников (младших) в общую деятельность.

Письменная дискуссия как средство работы
со своей и чужой точками зрения

          В начальной школе на протяжении более чем 3-х лет совместные действия учащихся строятся преимущественно через устные формы учебных диалогов с одноклассниками и учителем. Устная дискуссия помогает ребенку сформировать свою точку зрения, отличить ее от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели. Вместе с тем, для становления способности к самообразованию очень важно развивать письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Поэтому конец четвертого класса и весь переходный этап (5-6 класс) должен стать местом, где может произойти следующий шаг в развитии учебного сотрудничества - переход к письменным формам ведения дискуссии.
          Можно выделить следующие функции письменной дискуссии:
          - чтение и понимание письменно изложенной точки зрения других людей может стать переходной учебной формой между устной дискуссией, характерной для начального этапа образования, и мысленным диалогом с авторами научных и научно-популярных текстов, из которых уже старшие подростки получают сведения о взглядах на проблемы, существующие в разных областях знаний.
          - письменное оформление мысли способствует развитию речи младших подростков, их умения формулировать свое мнение так, чтобы быть понятым другими.
          - письменная речь является средством развития теоретического мышления школьника, помогает фиксировать наиболее важные моменты в изучаемом тексте (определение новой проблемы, установление противоречия, высказывание гипотезы, выявление способов их проверки, фиксация выводов и др.);
          - организация на уроке письменной дискуссии предоставляет возможность высказаться всем желающим: даже тем детям, которые по разным причинам (неуверенность, застенчивость, медленный темп деятельности, предпочтение роли слушателя) не участвуют в устных обсуждениях;
          - организация письменной дискуссии предоставляет дополнительные возможности концентрации внимания детей на уроке.
          Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения

          Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности школьников. Для того, чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, ему необходим систематический опыт следующих действий:
          - устанавливать типологию заданий, определять, для проверки какого умения или знания дано то или иное задание;
          - составлять проверочные задания разного типа и уровня сложности (в том числе, задания с "ловушками");
          - определять сложность заданий, распределять задания по степени сложности;
          - находить или создавать образца для проверки работы;
          - сопоставлять работу с образцом;
          - вырабатывать критерии оценки учебной работы,
          - согласовывать свои критерии с критериями других участников контрольно-оценочной деятельности, в том числе и с учителем,
          - оценивать свою работу по этим критериям;
          - сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника);
          - давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах;
          - отбирать задания для устранения допущенных ошибок
          - определять границы своего знания (понимать, где работает или не работает освоенный способ действия);
          - формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).
          Все эти умения формируются в процессе специальных тренировочных и коррекционных упражнений, которые можно проводить на уроке по любому предмету. В качестве одного из приемов формирования оценочно-контролирующей деятельности учитель может использовать определение самим учащимся сроков представления результатов освоения той или другой учебной темы: ученик сам докладывает учителю о готовности к написанию проверочной работы по той или другой теме.
          Предметом контроля и оценки в учебных предметах со стороны учащихся в это время могут быть:
          - собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления ("что у меня получается, какие трудности не могу пока преодолеть и почему?");
          - последовательность действий при решении поставленных задач ("какие операция, действия я должен совершить, чтобы решить задачу?");
          - личные достижения в изучении учебного и внеучебного материала ("чему я научился");
          - оценка своих возможностей ("могу ли сделать большее?");
          - самостоятельный выбор учебного материала (заданий) для их выполнения ("какие задания могу выполнить хорошо?").
          На данном этапе обучения необходимо стремиться к тому, чтобы контрольно-оценочные действия учителя по возможности производились исключительно по запросу учащихся, в том числе в момент предъявления учащимися своих результатов (достижений) в учении.

Работа с "картой знаний" как средство построения
образовательной траектории учащихся

          Для того чтобы обеспечить преемственность между контролем и оценкой учебных действий в начальной школе, с одной стороны, и умением школьников строить собственные индивидуальные образовательные траектории на этапе основной школы (7-9 классы), в переходный этап обучения (5-6 классы) необходимо особое внимание уделить индивидуальной работе учащихся по созданию в учебных курсах "карты знаний", работе с ней и последующему ее анализу.
          "Карта знаний" по предмету - это специальное место в классе (на листе ватмана, стенде), в специальной детской тетради, например, "Мои успехи и достижения по русскому языку", где в схематической форме фиксируются основные предметные области курса (первоначально - как направления или задачи исследования, позднее - как открытые детьми способы действий и понятия).
          Составленная классом "Карта знаний" по предмету может помочь учащимся сознательно и целенаправленно выбирать тот учебный материал, который необходим им для решения учебно-практических задач, может позволить школьникам восстанавливать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете, делать предположения о возможных дальнейших содержательных продвижениях.
          В переходный этап образования "карта знаний" может стать средством планирования, удержания предметной логики в течение учебного года и рефлексии индивидуального пути движения учащихся в учебном предмете. В отличие от начальной школы, где работа по планированию и изучению материала разворачивается только как коллективное действие, на данном этапе обучения подобная работа уже частично становится индивидуальным действием. Например, в тетрадях у детей помимо общих маршрутов движения должны фиксироваться личные вопросы, индивидуальные трудности, "ответвления" от общего пути, который ученик совершал либо для преодоления своих затруднений в знаниях и способах действий (обычно такая специальная работа с индивидуальными "картами" проводится на учебных занятиях после очередной проверочной работы, либо в поиске ответов на собственные вопросы ("как измерить расстояние от точки на другом берегу реки?" на практическом занятии по курсу "Природоведения", где измеряется расстояние только до объектов, к которым дети могут дойти пешком).
          Основное условие эффекта от работы с "картой" - ее системность и последовательность обращений к ней от сентября до мая. Так, подобная "карта" создается в классе после проведения стартовой проверочной работы по предмету, сопровождает все темы курса в ходе учебного года, и анализирует весь пройденный путь (класса в целом и попытки построения индивидуальных маршрутов отличных от пути всего класса) после завершения итоговой проверочной работы по предмету.
          Полученный на переходном этапе образования навык работы с "картой знаний" будет необходим учащимся на последующих этапах образования, где предполагается разворачивание индивидуальных образовательных траекторий внутри каждого учебного предмета, а в старшей школе - для обучения в профильных классах по индивидуальным планам.

Формы взаимодействия учителей начального и основного образования
в адаптационный период (5-6 классы)

          Выше уже отмечалось, что часто трудности адаптационного периода возникают в результате педагогических упущений и ошибок. Чтобы не допустить их, учителя основной школы должны провести определенную предварительную работу.
          Прежде всего, коллектив учителей, который будет работать в 5 классе, должен ознакомиться с программой обучения и учебными средствами, по которым работала начальная школа, изучить методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.
          Попытки решить возникающие проблемы, как правило, сводятся к корректировке учебных программ и учебных планов, к взаимному посещению уроков и т.п. Помочь младшему подростку (10-12 лет) прожить критических период своей жизни с наименьшими для себя потерями, состояться как личности в этот переходный период - задача всего педагогического коллектива школы, т.е. администрации, методических объединений учителей и родителей.
          Каждый педагогический коллектив решает эту проблему, исходя из своих конкретных условий и возможностей. Однако можно указать на ряд общих условий, которые, как показывает практика работы школ, помогают эффективной адаптации учеников к обучению в основной школе.
          Организационные аспекты проблемы, касающиеся изменения структуры внутришкольного управления образовательным процессом, могут решаться в одном из двух вариантов:
          
Вариант 1. Оперативное руководство классами переходного этапа осуществляет заместитель директора школы по начальным классам. Один из предметов учебного плана ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя основной школы. За переходными классами закрепляются их прежние классные комнаты.
          
Вариант 2. Все предметы учебного плана ведут учителя основной школы, а классное руководство остается за учителем начальной школы. Весь внутришкольный контроль (система контроля и оценки, ведение документации, аттестация школьников на конец года, система работы с учителями и родителями и т.п.) строится в рамках принятой в начальной школе. Полный переход в структуру основной школы происходит постепенно к концу шестого класса. При этом варианте осуществляется совместное оперативное руководство классами переходного этапа зам. директорами начальной и основной школы со следующим распределением функций: зам. директора по начальной школе отвечает за создание оптимальной образовательной среды для пятиклассников. Классный руководитель (учитель начальной школы) обеспечивает вместе с завучем по начальной школе совместную работу учителей основной школы, работающих в пятом классе; зам. директора по основной школы обеспечивает преемственность в содержании образовательного процесса.
          Совместными усилиями два заместителя директора организуют "старт" учащихся в пятом классе (проводятся "входящие" проверочные работы с целью определения общей подготовки пятиклассников к обучению в основной школе; вместе составляются и обсуждаются результаты на "выходе" из пятого класса и анализируются полученные результаты).
          Успешно реализовать поставленные задачи в рамках адаптационного периода в 5-6-х классах можно лишь создав единую команду педагогов начальной и основной школы. Под командой педагогов понимается объединение людей на основе общих ценностей и смыслов и поставленных задач, которое характеризуется взаимопониманием, способностью к согласованию своих позиций. Если в школе нет подобной команды педагогов, то необходима специальная работа по созданию в школе педагогической "команды", деятельность которой разворачивается в соответствии со следующими принципами:
          1. Осуществление более глубокой координации действий учителей, работающих с пятым-шестым классом (или группой классов, или целой параллелью). Учителя, работающие в параллели пятых классов, должны составлять единую группу, в которой необходимо согласовывать работу предметников, вести поиск точек соприкосновения, выстраивать, насколько это возможно, единый режим и ритм работы каждого класса. При этом должны согласовываться методические позиции учителей-предметников, что позволит педагогам предстать перед пятиклассниками "командой" с общими взглядами, концепциями, требованиями. Учителя, работающие в такой группе, должны понимать, что все реализуют единые цели, а результат совместной деятельности достигается вкладом каждого предмета в решение общих задач.
          2. Учителя 5-6 классов должны быть наиболее опытными, квалифицированными педагогами, по своим профессиональным, психологическим и личностным характеристикам (демократический стиль общения, любовь и уважение к детям, умение организовывать коллективные формы обучения и учения, умение раскрывать сложные научные истины доступно, ярко и глубоко) обеспечивать возможность младшему подростку безболезненно "прожить" переходный этап в своем развитии.
          3. На период перехода целесообразно сохранить систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы. Основной уклад жизни школьников (безотметочное обучение, аттестация школьников на конец учебного года, родительские собрания, внеучебная деятельность и т.д.) строится в рамках принятой в начальной школе системы.
          4. В школе должна существовать творческая группа учителей (межпредметное методобъединение и т.п.), которая берет на себя работу по организации образовательного пространства младшего подростка в период адаптации, в том числе и составление расписание учебных занятий, календарно-тематических планов для организации разновозрастного сотрудничества и др.
          Организационными формами, позволяющими создавать такие "команды" могут быть в зависимости от реальных условий:
          - Специальные курсы и семинары повышения квалификации, на которых обучается вся группа педагогов, работающих в пятом классе;
          - Проведение специальных деловых игр и тренингов по проблеме преемственности обучения;
          - Организация разновозрастного сотрудничества детей 1-6-х классов с активным участием педагогов как начальной, так основной школ;
          - Система открытых уроков, на которых отслеживается самими педагогами динамика изменений методов (способов), форм и содержания образовательного процесса от 1 к 6 классу;
          - Использование информационных ресурсов и технологий для организации разных форм взаимодействия взрослых и детей между собой для решения личностнозначимых задач младших подростков.
          5. Наличие команды педагогов должно дать возможность учащимся выйти за пределы собственно учебной деятельности, создавая общее поле для появления элементов проектной деятельности и социальной практики, применяя внепредметные и надпредметные подходы. Это даст возможность создать благоприятную психологическую ситуацию в классе и параллели, поможет детям адаптироваться к окружающему миру. Проектные формы работы обеспечит условия для формирования учебной деятельности как индивидуальной способности каждого ребенка, поскольку учебная деятельность начнет "обслуживать" проектную.
          6. Целесообразно, чтобы в школе существовала традиция перехода ученика из детства в отрочество. "Ритуальность" такого перехода важна для возникновения нового отношения взрослеющего человека к себе и оформления нового отношения общества к нему.
          Итак, проблема организации, руководства и контроля деятельности всех участников образовательного процесса на переходном этапе от начальной школы к основной может быть успешна решена только путем создания команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....