Доклад к педсовету "Современный учитель"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Заместитель директора по УВР Тимошевская С.А.
Каким должен быть современный учитель?
Цель нашего педсовета– рассмотреть модель личности педагога в современной школе как идеал, образец, к которому нужно стремиться и постоянно самосовершенствоваться…
Слайд 2
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, о том, что учитель должен быть оптимистом...
Вообще, «образ педагога» обсуждался во все времена, но эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе большие требования. Постоянно происходят серьезные изменения. И в первую очередь должен меняться учитель.
Слайд 3
В последние полтора десятилетия заявили о себе новые, отвечающие современным запросам, развивающие образовательные системы, появились качественные учебники, по которым с удовольствием учатся школьники. Но всё это напоминает новогоднюю ёлку с яркими игрушками. За полтора последних десятилетия столько появилось новых «игрушек» - учебники, образовательные системы, ЕГЭ, образовательные стандарты, реформы, а «ёлка» осталась старая. Стоит сухое дерево, всё обвешанное яркими «игрушками».
Нынешнюю реформу затеяло правительство. Министерство по указке сверху выполняет заказ правительства, учителя лишь выступают в роли послушных исполнителей. Мне кажется, реформы должны идти снизу. Настоящая реформа рождается в душе учителя. Когда его душа обновляется, он устремляется к переменам, к изменениям. Именно поэтому современной школе нужен новый учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Каждый педагог сегодня должен серьезно осознать необходимость самосовершенствования. А самым первым и самым трудным шагом на этом пути является самопознание, умение и желание взглянуть на себя со стороны. Согласитесь, у каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить - насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи?.. А еще хорошо бы самому себе ответить на такой вопрос: я работаю творчески или я только транслятор пусть даже самых передовых методик и технологий? Необходимо расширять сознание учителей. Это вопрос не количества знаний или навыков. Это внутренний мир учителя, состояние поиска, творчества, рождения идеи.
Итак, современный учитель. Каким ему быть?
Слайд 4
Статистика:
*1 сентября 2011 года в России начали действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, стандарты второго поколения.
*Первыми "обновку" примерили ученики начальной школы.
*Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек.
*У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов- представительницы слабого пола - 1 миллион 99 тысяч.
*Примерно шестая часть из педагогов – 213 тысяч- пенсионного возраста.
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире, но пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной – у нас очень низкие зарплаты и очень сложная работа.
Но кто-то все-таки работает в школах. Кто?
Слайд 5
*В большинстве своем - очень талантливые фанатики, чудаки, которые все-таки могут «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя заполнить все необходимые журналы, проверить все тетради.
*Женщины, с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей.
Слайд 6
А еще есть сегодня в школе немало учителей, которые совсем не хотят идти вперёд. Тех, кто считает, что их опыт даёт им право НЕ меняться, НЕ творить, НЕ идти вперёд. Знаете, есть такая поговорка: «Мудрость приходит с возрастом, но иногда возраст приходит один». Молодой педагог с опытом 5 лет, если он творчески подходит к своей миссии, может дать значительно больше, чем учитель с 20-летним стажем.
Всем сейчас трудно! В стране кризис, сокращения, проблемы... Можно найти тысячу причин, чтобы оправдать свои поступки, бездействие или лень. А можно, несмотря ни на какие преграды или возникшие трудности, идти вперёд, искать и находить, учиться, расти и стараться не допустить даже попытки сдаться.
Настоящий педагог болеет душой за результаты своей педагогической деятельности, размышляет о том, как помочь своим воспитанникам понять себя и выстроить свою жизнь в согласии с совестью и с пользой для окружающих. Ему хочется, чтобы его выпускники стали умными, добрыми, воспитанными, смогли находить достойный выход из любой ситуации, научились понимать и чувствовать ценностное содержание жизни.
Слайд 7
Нельзя не согласиться с мнением Л.С. Выготского, утверждающего, что «Человек, в сущности, воспитывает себя сам... С научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого». Иными словами, педагог не может сделать воспитуемого ни хуже, ни лучше - он может лишь до некоторой степени создать условия, чтобы ребенок сам захотел стать таким, каким это видится педагогу.
Но это не совсем простая задача – создать такие условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает.
Слайд 8
Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».
Слайд 9
Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Ведь учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет, знает, что только большой багаж знаний дает право учить других. Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам. Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Учитель - помощник, советчик, воспитатель ещё неокрепших юных сердец, защитник, стремящийся уберечь своих воспитанников в водовороте жизни. Он не архитектор, не инженер, не начальник человеческих душ. Если педагог хочет, чтобы его воспитанники стали хорошими людьми, ему необходимо делать всё, чтобы дети хотели стать такими, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.
Слайд 10
Но наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества». (Рузвельт)
Знаете ли вы, что в нашей стране ежедневно в среднем кончают самоубийством 18-20 школьников? Это тысячи ребят в год! И в большинстве случаев причина, толкнувшая их на это, во многом связана со школьной жизнью. А вы знаете, что в России официально 2 миллиона детей-бомжей? Вы только представьте себе эту цифру!
А всё от того, что ни в школе, ни дома дети не находят духовной опоры, не чувствуют тепла и любви. Сухомлинский утверждал, что без духовной общности нет воспитания.
Наше современное образование сегодня сфокусировано лишь на знаниях: их объёмах, методиках преподавания, инструментах проверки. Отсюда ЕГЭ, вырванные кусочки информации, кроссвордные методы проверки, отсюда постоянно меняющиеся стандарты образования.
Слайд 11
Из школы исчезло самое главное -воспитание. Ошибаются те, кто считает, что учителя должны только давать знания, а воспитывать - дело родителей. Те, кто придерживается такой точки зрения, выбирают самый лёгкий путь, дорогу, которая, выражаясь языком Александра Грина, ведёт в НИКУДА. Что мы получим в итоге? Ребят знающих, но невоспитанных. А это опасно. Д.И. Менделеев говорил: «Давать знания не облагороженному человеку - то же самое, что давать саблю сумасшедшему».
Слайд 12
«Уважаемый учитель, я пережил концлагерь. Мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: газовые камеры, построенные учёными-инженерами; детей, отравленных учёными-врачами; младенцев, убитых квалифицированными медсестрами; женщин и детей, расстрелянных и сожжённых выпускниками высшей школы. Поэтому я не доверяю образованию. Я прошу Вас: помогите своим ученикам стать человечными. Ваши усилия не должны привести к появлению учёных чудовищ, умелых психопатов. Чтение, письмо, арифметика важны, только если они служат человечности».
Слайд 13
В последнее время многие задаются вопросами: откуда берутся террористы? Откуда такая дикая злоба в современных подростках? Юные скинхеды, обкуренные шестнадцатилетние убийцы и насильники - откуда они? А они живут рядом с нами. Мы их сами выращиваем. Мы даём им знания по химии, физике, математике, но не даём им уроки нравственности и духовности.
И потому так важны сегодня такие образовательные направления, которые в своей основе опираются именно на духовность.
Вот почему еще современной школе нужны учителя-творцы, учителя-искатели нового, учителя, готовые положить на алтарь образования свою душу и совесть. У Ш.А. Амонашвили есть три заповеди, следуя которым учитель может добиться многого.
Первая - верить в ребёнка. Верить, что любой ребёнок есть безграничная сущность. Верить без тени сомнения и всегда помнить, что в классе нет лентяев и бестолковых учеников. Просто все дети разные и требуют разного подхода. Как поступать? Если учитель будет принимать какого-нибудь ученика как «слабого», тот, может быть, слабым и останется. А если будет искать в этом ученике зерно силы, он и сделает его сильным.
Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.
Слайд 14
На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.
Спросил Молоток у Моря:
«Отчего камни на твоём берегу такие
гладкие? А я свои, сколько ни бью, -
всё острые и колючие...»
«А я их ласкаю!» - ответило Море.
Притча
Слайд 15
Вторая заповедь - верить в свою искру Божию. Даже если ты ещё не чувствуешь себя Учителем от Бога, надо верить в эту искру, - и ты её ощутишь в себе. Говори себе: «Я -Учитель от Бога», - и иди к детям.
Ребенка не надо переделывать. Его надо принимать таким, каков он есть. Искать в нём задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь ему самому. Ибо удивиться, насколько он хорош, красив и талантлив, должен, прежде всего, сам воспитанник. Самое главное, что ребёнок должен приобрести ещё в период школьного ученичества, - это чувство собственного достоинства, веру в себя, понимание, что он многое знает, умеет и на многое способен.
Слайд 16
Человек перестаёт чего-то хотеть, когда думает, что он не может ничего добиться и ни на что не способен. Только добро порождает добро. Так нам завещал замечательный педагог В.А. Сухомлинский.
Уверена, что для современного учителя, как и для любого профессионала, творчество начинается с владения навыками управления той средой, в которой происходит его профессиональная деятельность. Настоящее творчество по сути своей не что иное, как результат успешного управления профессионалом средой в нестандартной ситуации. А что может быть более нестандартным, чем школьные ситуации, ежедневно, ежечасно, ежеминутно рождающие проблемы, решить которые под силу только учителю?..
«Называют неврастенией, -писал Эрнст Хемингуэй, - когда человеку плохо... Бык тоже неврастеник на арене, на лугу он здоровый парень». Хотелось бы, чтобы творчество учителей-управленцев, т.е. нашей администрации, помогло возделывать такой образовательный «луг», где не будет неврастеников не только среди детей, но и среди учителей. Ибо только счастливый человек может обучить и воспитать счастливого человека. А в личном счастье каждого из нас немаловажную роль играет наш профессиональный успех. Поэтому, уважаемые коллеги,
Слайд 17
Давайте жить во всём
Друг другу помогая,
Тем более что жизнь
Короткая такая.
Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.
Слайд 18
И третья заповедь Амонашвили - верить в силу гуманной педагогики, не авторитарной, не силовой, а гуманной, творческой.
Конечно, педагогика не всесильна. Но надо верить в себя и свои силы и творить. И тогда вера твоя передастся ученикам, поможет им встать на ноги и откроет перед ними большой и прекрасный мир.
Слайд 19
Есть притча: «После сильного шторма на берегу океана сидел старец и размышлял о жизни. А вдоль побережья шла маленькая девочка с корзинкой в руках. Она собирала в неё морских звёзд, выброшенных на берег разбушевавшейся стихией. Набрав полную корзину, девочка заходила в воду как можно глубже и выбрасывала в неё морских звёзд. Затем девочка продолжала свой путь по берегу. Когда она поравнялась со старцем, он подошёл и сказал: «Всех не спасёшь. Для чего тогда?..»
Девочка посмотрела на старца, подняла очередную звезду и сказала: «Всех не спасу, но эта будет жить...» Вошла в воду, бросила её на глубину и пошла дальше собирать морских звёзд в корзину».
Я согласна с этой девочкой.
Слайд 20
«Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить» (Плутарх).
Итак, давайте подведём итог: какими же должны быть мы - учителя современной школы?
Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
Слайд 21
Шалва Александрович Амонашвили беседуя с учителями в своих лабораториях или на чтениях, говорит им: «Посмотрите на своих учеников! Это Дети Света! Звёздные дети! Так станьте же для них Звёздным Учителем! Дети Света нуждаются в Учителе Света. Ищите свет, и он к вам придёт. Ваша устремлённость - это шаг к свершению».
Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Настоящие учителя - соработники у Бога. И перед Ним отчитываются за тех детей, которых Он нам посылает.
Слайд 22
Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести людям весть, и вопрошал у каждого встречного:
- Имеешь ли сердце?
Люди недоумевали и спрашивали:
- Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь ли сердце»?
Он отвечал им:
- Лишь бы люди не забыли о сердив. остальное приложится!
Слайд 23
Если образовательные стандарты мешают вашим ученикам расти и развиваться, вспомните, что ни один стандарт не имеет смысла без вашего педагогического творчества. Если вы открыты новому, открыты сердцем, вы многое поймёте, вы поломаете в интересах своего ученика все стандарты и пойдёте дальше.
Без сердца что поймём?
Как пожалеем, как полюбим,
Как чуткими и добрыми мы будем?
Как боль чужую разделить мы сможем,
Как слабому в беде его поможем?
Без сердца мы лишь куклы заводные,
Бездушные, красивые, пустые.
Я лучшей в жизни похвалой считаю,
Когда сердечным человека называют
Слайд 24
Любой человек должен шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства очень неуютно. Вспоминайте иногда замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Кто такой современный учитель?
Слайд 25
Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: люди уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!
«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться самым лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех. И все решили, что ОН самый лучший. И вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся ни слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь. И решили все, что ОН самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, и танцевали, и слагали стихи. И каждый был достоин права называться самым лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.
Но не стал он этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой рассказал притчу, и прослезились даже седые и мудрые горы, повидавшие всё на своём веку.
Третий начал танцевать - и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И тогда решили все, что ОН - Учитель — достоин называться самым лучшим. Непросто научиться петь, танцевать, рисовать - любить мир, но ещё труднее научить этому других. И если Ты смог это сделать, значит, выполнил самую главную цель своей жизни».
Слайд 26
Помните: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.» (В.Гёте)
Слайд 27
И в заключении:
« В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил – живет в учениках»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»
ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»...
Доклад о роли учителя музыки в становлении творческой личности (музыканта)
Вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий, требуют творческого подхода....
Доклад о роли учителя в современном обществе
Стремительно меняющееся образование заставляет и педагогов идти в ногу со временем...
Доклад "Статус современного учителя"
Учитель – это самый главный фактор обучения: от него зависит успех нововведений. Если учитель не воспринимает новшеств, они не могут иметь успех....
Презентация к докладу "Статус современного учителя"
презентация...
Доклад "Методические резервы учителя на уроках обществознания"
Целью данного доклада является поиск активных методов обучения на уроках обществознания. Структура данного доклада включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы. В первой главе изуч...
Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии
Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологииЗадача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача уч...