«Совершенствование структуры методической работы, как залог успешности образовательного учреждения»
учебно-методический материал на тему

Доронина Лидия Николаевна

Современный подход к образованию ставит перед педагогическими кадрами высокие требования по обеспечению успешного обучения. Современные тенденции общественного развития делают эту проблему очень важной в нашем обществе, потому что подрастающее поколение является гарантом будущего страны. Работа по реализации этой задачи охватывает разные аспекты организации учебно- воспитательного процесса в школах в соответствии с передовыми идеями педагогической науки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Совершенствование структуры методической работы, как залог успешности образовательного учреждения»

Доронина Лидия Николаевна- заместитель директора по учебно- воспитательной работе

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №12 города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

 Современный подход к образованию ставит перед педагогическими кадрами высокие требования по обеспечению успешного обучения. Современные тенденции общественного развития делают эту проблему очень важной в нашем обществе, потому что подрастающее поколение является гарантом будущего страны. Работа по реализации этой задачи охватывает разные аспекты организации учебно- воспитательного процесса в школах в соответствии с передовыми идеями педагогической науки.

То, что эта проблема насущна и актуальна, свидетельствуют нормативные документы РФ, Республики Башкортостан в области образования

-Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

-Госпрограмма РФ «Развитие образования» на 2013-20120 годы, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012г. №2148-р;

-Национальная доктрина образования РФ до 2021 года;

-Закон РБ от 01.07.2013г. №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;

- Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Республики Башкортостан» на 2012-2017 годы;

- Приказ МО и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО».

            Работа на местах ведётся в различных направлениях-  нормативных, структурно - функциональных, образовательных, кадровых, материально-технических ресурсов и ведущих в организации образовательной, управленческой, методической деятельностей, учитывающих особенности работы с одаренными детьми и направленных на развитие детской одаренности.

            Актуальность нашего педагогического опыта в том, что  решение данной задачи в лицее №12 направлено на совершенствование структуры методической работы.

В российской педагогической энциклопедии 1993 года М.М.Поташник  даёт следующее определение методической работе: « Методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации есть часть непрерывного образования преподавателей, воспитателей,,, Она осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов».

В лицее №12 успешно функционирует  система методической службы, которая ориентируется на личностный  подход к каждому педагогу и является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей.

Методическая работа в лицее №12 системно ведётся через методические объединения учителей  лицея. Она основана на передовых достижениях  учебной практики и педагогического опыта, на конкретном анализе и совершенствовании учебно- воспитательного процесса, достижении оптимального уровня образования, воспитания и развития обучающихся.

Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутрилицейского управления. Она является основным видом образовательной и воспитательной деятельности и представляет  совокупность мероприятий, проводимых администрацией лицея, учителями.  Целью этой работы является овладение методами и приёмами учебно- воспитательной работы, творческое применение их на уроках и во внеклассной работе, поиск новых, наиболее рациональных и эффективных

форм и методов организации, проведение и обеспечение образовательного процесса.

Одной из основных задач методической работы является обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей. Анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса, внедрение инновационных педагогических  технологий в учебный процесс  помогают эффективнее организовать и проводить эту работу.

Методическая служба  лицея №12 даёт возможность  педагогическому коллективу не только участвовать в реализации государственных программ, но и принимать участие в их составлении, апробации. При этом данный вид работы стимулирует развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности ученика.

Методическая работа в методических объединениях ведётся как коллективно, так и индивидуально. Коллективные формы работы: семинары, практикумы, практические конференции, школы передового опыта, творческие группы, открытые уроки, предметные недели, творческие отчёты учителей, внеклассные мероприятия по предмету, экскурсии, встречи с педагогами- новаторами, заседания методических объединений.

Индивидуальные формы методической работы: самообразование, разработка творческой темы, взаимное посещение уроков, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации, посещение уроков администрацией с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков) устранению, анализ планов уроков.

 Направляющим и координирующим органом является методический совет, в состав которого входят все руководители методических объединений. Методический совет составляет план работы, рассматривает  вопросы, связанные с организацией и проведением семинаров, научно- практических конференций, работ научных обществ учащихся, организует творческие группы учителей, контролирует освоение ими современных педагогических технологий. Предлагаемые к принятию решения рассматриваются на общем собрании педагогического коллектива- педсовете.

Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает  единую методическую тему, работа, над которой проводится на методических объединениях учителей ОУ. При этом каждое методическое объединение выбирает свой аспект работы над общей темой, дополняя его и расширяя его рамки. В соответствии с темой каждый учитель выбирает своё направление для работы по самообразованию.

Работа над единой методической темой на  объединениях учителей по отдельным предметам включает совместное планирование уроков по наиболее трудным вопросам, темам, взаимопосещение уроков с их последующим разбором, анализ текущих контрольных и экзаменационных работ, самостоятельные занятия, подготовку докладов и рефератов на основе изучения научно- педагогической литературы.

Выбранная лицеем единая методическая тема актуальна, действительно важна для общеобразовательного учреждения, определена с учётом достигнутого коллективом уровня деятельности, поэтому работа над ней пронизывает все формы работы с кадрами в лицее, включает индивидуальные методические темы учителей.  Её разработка находит своё продолжение в самостоятельных занятиях учителей, в их самообразовании.

Научно- методическая работа на методических объединении учителей  в лицее №12 строится на принципах открытости и системности, целостности и целесообразности, практической направленности и конкретности. Она не сводится к разовым мероприятиям, потому что её значимость   возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приёмы и формы обучения и воспитания.

Используемые учителями педагогические технологии, методики, формы обучения

(дистанционные, проблемные, поисковые, исследовательские, проектные-

в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы).

Педагогические технологии

% учителей, использующих данные технологии

Проблемное обучение

59

Разноуровневое обучение

85

Проектные методы обучения

68

Исследовательские методы обучения

32

Зачетная система обучения

29

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

44

Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

9

Технология развития критического мышления

32

ИКТ

94

Систему инновационной оценки «портфолио»

62

Обновление содержания образования в настоящее время требует от учителя широкого кругозора, понимания философии образования, знания и владения современными педагогическими технологиями, рефлексивных и прогностических умений. Всё это стало результатом работы системы внутрилицейской методической работы, связанной со стимулированием самообразования, саморазвития, рефлексии учителя.

К основным направлениям деятельности методической службы методических объединений учителей относятся: аналитическая, информационный, организационно- методическая, консультационная.

Аналитическая деятельность и комплексная диагностика являются основными в методической работе в частности и в образовательном учреждении в целом. Именно они способствуют выявлению и оценке возникающих проблем, эффективности применения тех или иных способов и средств достижения целей деятельности повышения качества образования.

Диагностика необходима для изучения индивидуальных особенностей профессионального роста. Мониторинг достижений выявляет динамику  в развитии мастерства учителя. Уровень профессиональной компетентности рассматривается как  характеристика деятельности учителя, а процесс самосовершенствования- как развитие профессионализма.

Организационно- методическая деятельность включает в себя планирование, организацию и координирование методической работы учителей методического объединения. Основу информационной деятельности составляют нормативно- правовая и методически рекомендованная документация, литература о путях совершенствования деятельности образовательного учреждения, оформленная как банк идей и технологий, аналитические материалы на основе мониторинга работы учителей и обучающихся.

Для повышения педагогического мастерства в лицее проводятся предметные недели, которые способствуют мотивации учителей по внедрению инновационных технологий в обучение. Работа проводится в различных формах: интеллектуальные и развивающие игры, КВН, интегрированные уроки, малые олимпиады.    

Стало доброй традицией участие учителей в профессиональном конкурсе «Учитель года». По результатам, которого учителя лицея  становились абсолютными победителями и победителями номинаций Всероссийского конкурса как муниципального, так и регионального этапов.

В лицее №12 для педагогического коллектива актуальна задача формирования навыков самостоятельной познавательной   практической деятельности обучаемых. При этом основной целью в учебном процессе становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала обучающихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивации в обучении требует осуществления личностно ориентированного образовательного процесса, составления индивидуальных образовательных программ и построения траекторий личностного роста для каждого обучающегося. Всё это наглядно отражает динамику показателей качества обучения по триместрам учебного года. Аналогичная работа по отслеживанию динамики показателей обучения и построения траекторий проводится и для каждого учителя методического объединения.

Эффективность, результативность действия системы учебно- воспитательной работы с обучающимися лицея №12

Результаты комплекса мероприятий

по выявлению и сопровождению  одаренных детей

Одаренность

Количество учеников, имеющих данный вид одаренности по годам

2013г.

2014г.

2015г.

Интеллектуальная (проявленная/реализованная)

143(24%)/

103(72%)

130 (23%)

99 (76%)

151(26%)/

112(74%)

Академическая (отличники)

(проявленная/реализованная)

98(19%)/ 75(77%)

94 (17,5%)

75(80%)

119(22%)

90(76%)

Художественно-эстетическая (проявленная/реализованная)

103(18%)/

50 (49%)

106 (18%)/

49 (46%)

105(18%)/

55(52%)

Спортивная (проявленная/реализованная)

283(48%)/

178(63%)

290(49%)/

178(61%)

299(51%)/

183(61%)

Коммуникативная (лидерская, аттрактивная) (проявленная/реализованная)

74(13%)/

57(77%)

72(13%)/

57(79%)

75(13%)/

57(75%)

Динамика результативности участия обучающихся лицея №12

в ВОШ (реализация  интеллектуальной одаренности)

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

II

этап/количество мест

III этап/количество мест

II этап/количество мест

III этап/количество мест

II этап/количество мест

III этап/количество мест

II этап/количество мест

III этап/количество мест

56

6

61

7

59

4

66

4

Динамика результативности участия обучающихся лицея №12

 в олимпиаде на Кубок имени Ю. Гагарина

(реализация  интеллектуальной одаренности)

2014-2015 учебный год

2015 – 2016 учебный год

Призеры, победители лицейского этапа

Призеры, победители муниципального этапа

Призеры, победители лицейского этапа

Призеры, победители муниципального этапа

134 – 34% от числа участвующих

54 – 40% от числа участвующих

152 – 35% от числа участвующих

52 – 37% от числа участвующих

Реализация спортивной  одаренности в лицее №12

КМС /человек

I взрослый разряд/человек

II взрослый разряд/человек

III взрослый разряд/человек

4

Шашки, велоспорт

8

Плавание, бокс, шашки

5

Плавание, бокс

1

Плавание

Реализация лидерской  одаренности в лицее №12

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Республиканский конкурс Безопасное колесо»

2 место

2 место

4 место

Тест –Драйв в УРФУ – II место

2013-2014 год – лицей № 12 вошел в перечень лучших образовательных организаций России (топ 500).

2014 год – лицей № 12 вошел в перечень общеобразовательных организаций  России, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учащихся  (топ 200).

2014 год – лицей № 12 вошел в топ общеобразовательных организаций России, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников по физико-математическому профилю.

Отслеживание качества обучения необходимо для определения динамики работы  образовательного учреждения. При этом учитываются достижения как обучающихся, так и учителей. Выполняя научно- методическую работу  и  работу по повышению мастерства, учителя продолжают курсовую подготовку, как в очной, так и дистанционной формах, участвуют в проведении научно-практических конференций, проводят семинары на базе лицея. Для того чтобы делится своим опытом, наглядно демонстрировать технологии, приёмы, методы работы  учителям других общеобразовательных учреждений.

Для обеспечения личностного роста обучающихся, для формирования научных методов познания, логического мышления, углубления содержания основных курсов предметов точного цикла организована работа  по программе «Одарённые дети», проводятся индивидуальные, элективные и факультативные занятия по учебным предметам.

  1. Программы внеурочной деятельности по ФГОС

Класс

Охват учеников

Название программы

Вид развивающейся одаренности

Учитель

1А, 1Б

68

Успешное чтение

Литературная

Брайцева Г.П.

Инчина Н.В.

3А, 3Б

64

Мастерская слова

Литературная

Подшивалова Т.А.

Куликова И. А.

27

Занимательные опыты и эксперименты

Практическая (творческая)

Фахретдинова Г.Ф.

28

Листая страницы любимых книг

Литературная

Андреева И. А.

25

Проба пера

Литературная

Смирнова Е.Б.

27

Здоровьетворение

Спортивная

Губачева Г.А.

5А, 5Б

60

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Духовно-ценностная

Муртазина Г.М.

5А, 5Б

15

Стрелок клуб

Спортивная

Масютин В.С.

1-4

120

Шашки

Спортивная

Федоров И.А.

1-3

60

Зеленый мир

Практическая (творческая)

Лабзина А.А.

  1. Программы элективных курсов

10-11

34

Биологическое разнообразие биосферы

Интеллектуальная,

практическая (исследовательская)

Ермакова С.Н.

10

15

Электромагнитные явления

Вагапова И.М.

11

20

Решение задач повышенной сложности

Тарабайко Н.Ю.

10

15

Программирование

Адамов В.А.

11

20

Анализ текста

Ефимова Ю.В.

10

24

Изучаем Конституцию России

Мустакимова Э.Х.

11

15

Философия

10-11

16

Решение задач повышенной трудности по химии

Шаймухаметова А.М.

  1. Программы НОУ «Пытливые умы»

9А, 9Б

10

Юный химик

Интеллектуальная

Шаймухаметова А.М.

9-11

8

Практическая экология

Организационная, интеллектуальная, лидерская

Ермакова С.Н.

8-11

12

Краеведение

Организационная, интеллектуальная, лидерская

Мигранова И.Л.

  1. Программы кружков

8-10

15

Вокруг света

Организационная, интеллектуальная

Мигранова И.Л.

7-8

15

В мире чисел

Интеллектуальная

Петрова М.Д.

10-11

15

Тайны живого организма

Интеллектуальная, практическая (исследовательская)

Ермакова С.Н.

9-11

15

Экономика без тайн

Интеллектуальная, практическая (исследовательская)

Муртазина Г.М.

9-11

15

Яблоко Ньютона

Интеллектуальная, практическая (исследовательская)

Вагапова И.М.

5-8

15

Модные штучки

Творческая

Лабзина А.А.

1-9

22

Вокальный

Музыкальная

Бобровская Л.М.

2-3

30

Театральная студия

Сценическая, лидерская, аттрактивная

Шпакова О.Н.

  1. Программы спортивных секций

5-7

15

Настольный теннис

Спортивная

Рябов С.Н.

8-10

15

Волейбол

Спортивная

Калинина Е.В.

4-5

15

Гандбол

Спортивная

Козлова С.А.

11

10

ГТО

Спортивная, лидерская

Ермакова С.Н.

  1. Социальные программы

5-11

45

Школа лидеров «Команда XXI века»

Лидерская, аттрактивная

Овчинникова Е.С.

4-5

15

Безопасное колесо

Спортивная, лидерская

Третьякова О.В.

Все перечисленные виды работ направлены на профессиональный рост педагогического коллектива, на овладение новыми технологиями, на повышение мотивации педагогической деятельности, способности к саморазвитию. Высокий уровень развития учителей позволяет повышать уровень учебно- воспитательного процесса в лицее №12.

Показателем эффективности работы учителей  служат успешные результаты  обучающихся- высокий показатель качества обучения на уровне 80%, успешное проведение  ГИА, победители и призёры Всероссийской олимпиады школьников, открытой олимпиаде при БГУ по физике, выездной олимпиады МФТИ по физике, олимпиады при УГАТУ, посвящённой Ю.А.Гагарину. Активное участие во Всероссийских предметных олимпиадах «Олимпус» г.Калининград,  «Молодёжный предметный чемпионат» г.Пермь, «Всероссийские предметные олимпиады» г. Бийск, олимпиады на Кубок Ю.А.Гагарина. Активное участие в дистанционных интернет-конкурсах и олимпиадах.

Показатели качества обучения лицея №12

Учебный год

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Успеваемость, %

100

100

100

100

Качество, %

80,2

78.9

80

80

Абсолютное качество, %

17,4

14,3

15

15,9

Следующим шагом по повышению успешности обучения для нашего педагогического коллектива будет совершенствование системы диагностики. Это позволит качественно отслеживать результаты обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогическим работникам государственных образовательных учреждений самарской области и муниципальных образовательных учреждений для подготовки портфолио достижений к аттестации

Методические рекомендации педагогическим работникам государственных образовательных учреждений самарской области и муниципальных образовательных учреждений для подготовки портфолио достижений к аттест...

Исследовательская работа:"Высокая организационная культура учреждения-залог успешного функционирования учреждения"

В работе рассмотрены вопросы: понятие "организационная култура", история вопроса, определен тип культуры в коллективе МБОУ ДОД "Балезинский ЦДТ", определены успехи и проблемы коллктива, даны рекоменда...

Информационно-методическая поддержка специалистов воспитательных служб образовательных учреждений Кировского района через сайт методиста по работе с классными руководителями

Размещенный в сети Internet по адресу http://school-ddut.ru сайт целостно отражает деятельность методиста по работе с классными руководителями образовательных учреждений района, содержит методические ...

Здоровье педагога как профессиональная ценность и залог успешного образовательного процесса

В связи с изменениями в социуме, экономике, культуре и других сферах жизни общества вопрос профессионального здоровья является актуальным не только для теории и практики здравоохранения, а также и для...

План работы районного методического объединения педагогов дополнительного образования образовательных учреждений Нижневартовского района

Повышение эффективности дополнительного образования как ресурса развития муниципальной системы образования, совершенствование профессионального мастерства педагогических работников учреждений дополнит...

Структура Информационной карты инновационного педагогического опыта образовательных учреждений по введению и реализации ФГОС ОО в городской банк данных

Структура Информационной карты инновационного  педагогического опыта образовательных учреждений по введению и реализации ФГОС ОО в городской банк данных...

Научно-методическая работа в среднем профессиональном образовательном учреждении

В специальной литературе описаны разнообразные формы и методы методической работы в средне – профессиональных образовательных учреждениях. Но, не смотря на это, в нашей повседневной жизни методи...