Система работы с одаренными высокомотивированными учащимися
статья на тему
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ В ГБОУ СОШ № 1996
Каманина С.В., Соколова Н.Ю.
ГБОУ СОШ № 1996 г. Москвы
1. Роль школы в решении задач развития одаренности ребенка
Департамент образования города Москвы реализует программы работы с интеллектуально одаренными и высокомотивированными детьми.
Образовательное пространство Москвы предоставляет школьникам возможность проявления и развития своих способностей в различных видах творческой деятельности: конкурсы проектов, научно-практические конференции по результатам исследовательских работ, интернет-конференции, чтения, семинары, интеллектуальные марафоны, в которых ежегодно принимают участие более 250 тыс. обучающихся [3, с. 4].
Проблема обучения и развития детей, проявляющих повышенные познавательные потребности, интеллектуальные и творческие способности наиболее остро встает с момента их поступления в школу. Массовая школа, несколько десятилетий ориентированная на обучение абстрактного «среднего ученика», должна перестроиться и обеспечить необходимые условия для раскрытия и развития одаренности детей, их творческой самоактуализации. Немногочисленность указанной категории детей в школах (хотя иногда они просто не выявлены и поэтому не получают развития) не дает нам основание исключать их из поля нашего внимания. Если дети - национальное достояние любой страны, то одаренные дети - ее интеллектуальный и творческий потенциал, который они смогут реализовать лишь при условии, что мы вовремя окажем им педагогическую поддержку.
Несоответствие традиционных учебных программ потребностям и возможностям интеллектуально развитых, творческих учеников приводит к быстрому снижению интереса к обучению у таких детей. В результате, обучение в школе может стать непреодолимым препятствием на пути развития их одаренности. Здесь уместно вспомнить слова И.Шевелева: «Выращивать таланты – значит не выпалывать их».
Перед педагогами всегда стоят сложные задачи. Учить одаренных детей труднее, чем «обычных». Как распознать одаренных детей среди их сверстников (а одаренность далеко не всегда бывает очевидной с самого раннего возраста) и что делать, чтобы дарования ребенка не пропали? К тому же всегда необходимо помнить, что мера ответственности учителя за сохранение и развитие одаренности в ребенке не менее велика, чем ответственность его родителей. Задачи педагога - подобрать каждому школьнику свою «номинацию», в которой он может быть победителем! Именно при таком подходе у ученика появляется чувство самоуважения, самозначимости, именно тогда начинает развиваться индивидуальность.
Необходимо решение ряда задач, основными из которых являются: подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми; создание системы адресного мониторинга и сопровождения учащихся; консультативно - диагностической службы для одаренных детей и их родителей; создание и обновление банка программно-методических материалов, методик, технологий по работе с одаренными и высокомотивированными детьми; формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с одаренными учащимися.
2. Понятие «Одаренность»
В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей). Неординарные умственные возможности ребенка раскрываются в процессе систематического наблюдения за его развитием: легко устанавливает связи между различными явлениями, фактами; понимает сложные определения, отношения; проявляет способность к концентрации, сохранению внимания; легко схватывает и удерживает большое количество информации. У такого ребенка большой словарный запас, он много знает, удивляет логичностью суждений.
Мы считаем, что в условиях общеобразовательной школы актуально использование широкого определения одаренности. Это определение включает в себя не только понятие актуальной (т.е. уже проявившей себя в высоких достижениях), но и потенциальной одаренности, которая ещё не выразилась в каких-то высоких результатах выполнения той или иной деятельности, а существует как некоторая возможность, психологическая предпосылка таких достижений в будущем.
3. Модель работы с учащимися
4. Организация деятельности школьного научного общества учащихся (НОУ)
В ГБОУ СОШ № 1996 более пяти лет функционирует НОУ как самостоятельное формирование, которое объединяет учащихся образовательного учреждения, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
Руководит работой НОУ координационный Совет.
Цели и задачи научного общества учащихся ГБОУ СОШ № 1996
- Выявление одаренных и высокомотивированных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.
- Формирование научных взглядов учащихся; развитие интересов к исследованию окружающей естественной и социальной среды. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
- Участие в проводимых в рамках деятельности ОУ, округа, города олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.
- Знакомство с методами научных исследований, обучение навыкам работы с современными приборами и оборудованием, научной литературой. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для активизации процесса профориентации.
Научное общество ГБОУ СОШ № 1996 включает два отделения:
1) «Научно-исследовательское объединение учащихся начальных классов и педагогов «Эрудит».
Направления: здоровьесбережение, экология и краеведение; литература и языкознание; математическое.
2) «Научное общество учащихся 5-11 классов «Исследователь». Направления: естественно-математическое; гуманитарное; социально-общественное.
Учащиеся ГБОУ СОШ № 1996 традиционно принимают участие во многих конкурсах, конференциях по проектно-исследовательской деятельности различных уровней. Предпочтения отдаются тем мероприятиям, где учащиеся могут наиболее полно проявить свои способности. Важную роль играет также подход организаторов конкурсов к системе проведения конкурса, конференции, демократичность, компетентность жюри, доброжелательность.
5. Участие учащихся ГБОУ СОШ № 1996 в конференциях, конкурсах по проектно-исследовательской деятельности
Уровень | Название конкурса, конференции |
Районный |
|
Окружной (Юго-восточный округ) |
|
Городской |
|
Всероссийский |
|
6. Объединение «Интеллектуал»
С целью создания условий для развития личностного потенциала школьников в школе функционирует объединение «Интеллектуал» (предметная направленность). В структурную модель формирования интеллектуальной одаренности включены занятия внеурочной деятельности, консультации по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам, предметные и метапредметные кружки и клубы для учащихся, склонных к углубленному изучению наук.
7. Научно-исследовательское объединение учащихся начальных классов и педагогов «Эрудит»
Рассмотрим некоторые основные вопросы, решаемые в рамках НОУ, на примере организации работы отделения: «Научно-исследовательское объединение учащихся начальных классов и педагогов «Эрудит».
Младший школьный возраст обладает неповторимыми характеристиками для максимального развития детей, в первую очередь, это наличие познавательного интереса и мотивации к учению. Каждый ребенок – первооткрыватель, исследователь. Сохранится ли это качество у ученика в процессе взросления, разовьется или исчезнет – во многом зависит от организации школьного пространства.
Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками показал, что в начальной школе неправомерно говорить об осуществлении учащимися самостоятельной исследовательской деятельности. В силу возрастных особенностей учащимся необходима поддержка и руководство со стороны взрослых: педагогов, родителей. Поэтому и в название отделения вынесено «объединение учащихся и педагогов».
Изучая различные аспекты формирования школьной среды, мы определили приоритетные направления организации учебной деятельности с целью максимального развития личности ребенка.
На занятиях по проектно-исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, осваивают различные способы и формы представления результатов своей работы [4, с. 28- 29].
Дети приобретают следующие исследовательские умения: умение изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле, умение запросить недостающую информацию у консультанта, специалиста; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные умения, обеспечивающие социальную компетентность, включают: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической речью, умение отстаивать свою точку зрения; навыки интервьюирования, опроса;
Важное значение играют получаемые в процессе исследовательской деятельности презентационные умения и навыки: умение уверенно держать себя во время выступления; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Развитию коммуникативных и презентационных умений способствуют специальные упражнения, организуемые педагогом в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Рефлексивные умения складываются из умений осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умений отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
В процессе исследовательской деятельности ученик учится самостоятельно контролировать и оценивать себя и других. Приобретая навыки оценочной самостоятельности в ходе проектной деятельности, ребенок развивает способность критического отношения к собственной деятельности, стремление к самосовершенствованию.
Умения и навыки работы в сотрудничестве приобретаются учащимися в процессе работы над групповыми, коллективными проектами: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со взрослыми; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Важное значение в ГБОУ СОШ № 1996 уделяется работе с родителями высокомотивированных учащихся. Педагогами разработана система работы по ознакомлению родителей с основами проектной деятельности. Опыт работы обобщен в публикациях [1].
Одним из важных направлений работы НОУ является проведение экскурсий с проблемно-исследовательским компонентом.
Принципы организации экскурсионной деятельности: целевая направленность; тщательная подготовка; «маршрутный лист исследователя»; уроки-конференции по результатам наблюдений и исследований.
8. Школьная конференция проектных и исследовательских работ «Этот удивительный мир»
Открытая Конференция проектных и исследовательских работ учащихся является главной формой представления результатов исследовательской деятельности учащихся. Создание ситуации успеха для всех участников – главное условие проведения мероприятия. Конференция проводится 2 раза в год: в декабре и апреле.
Планирование и проведение конференции:
- Определение в начале года сроков и регламента проведения конференции, формирование оргкомитета, ознакомление педагогов с критериями оценивания, назначение ответственных за организацию.
- Планирование работы: изучение учебных программ по предметам, выбор тем коллективных проектных работ. Разработка примерного перечня тем для индивидуальных проектных работ.
- Обучение учащихся основам проектной деятельности, определение системы оценки готовности ученика к осуществлению проектной деятельности.
- Работа по ознакомлению родителей учащихся начальной школы с основами проектно-исследовательской деятельности: теоретический материал, перечисление тем учебных занятий, рекомендуемых для разработки проектов, график консультаций, памятки для родителей, назначение сроков проведения школьной конференции, правил участия.
- В течение года выполнение проектных работ коллективно на уроках и на внеурочных занятиях. Помощь, консультирование учащихся и родителей по вопросам разработки индивидуальных проектов.
- Проведение тура конференции в классах, оформление «Листа выполнения проектной работы» для портфолио, отбор лучших работ на школьную конференцию. Сбор данных по классам, определение секций, состава участников школьного тура конференции (1-2 классы, 3-4 классы).
- Объявление о проведении конференции, приглашение гостей: воспитанники подготовительных групп ДОУ, воспитатели, родители, учащиеся старших классов. Определение состава жюри: педагоги, библиотекарь, представители администрации, учителя-предметники.
- Проведение конференции. Жюри определяют победителей и лауреатов. Предпочтения гостей учитываются при определении приза зрительских симпатий. Все участники конференции получают грамоты и сувениры. Выступление каждого участника фотографируется. Итоги конференции публикуются на сайте ОУ.
9. Выводы
Введение работы с одаренными и высокомотивированными учащимися в учебно-воспитательный процесс школы способствует решению приоритетных задач современного образования по формированию компетентной личности.
Чем раньше учитель обнаружит способности в своих учениках и сумеет создать для них условия обучения, соответствующие их высоким возможностям, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества. Сохраняя и приумножая интеллектуальные и творческие возможности детей, мы создаём условия для больших и малых открытий в области культуры, науки и техники.
«Дерзайте! То, что кажется недоступным, подчас лежит на расстоянии вытянутой руки». И. Шевелев
Литература
- Каманина, С.В. Система взаимодействия с родителями при организации проектной деятельности как условие успешной социализации младших школьников [Текст] / С.В. Каманина // Межрегиональные методические чтения «Современный педагог – новой школе». – М.: ИТО СЕМРИК, 2012.- С. 61-62.
- Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова.- М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
- Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы [Текст] / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. - Выпуск 4 – М.: Центр «Школьная книга», 2008. - 288 с..
- Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
- Шумакова, Н.Б. Психология одаренности: обучение младших школьников [Текст] / Н.Б. Шумакова. - Выпуск 3 . – М.: МИОО, 2005. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными учащимися на уроках истории и обществознания.
Система работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию. Цель работы: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности....
Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)
Данный материал участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ.
В нашей школе начал работу образовательный проект «Одарённые дети». Учителями проводится анализ своей работы и анализ успеваемости учащихся, делаются соответствующие выводы. Педагоги изучают мет...
Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...
Выступление на тему: «Организация системы работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку»
Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, адекватно реагирующей на изменения в обще...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....