Система работы с одаренными высокомотивированными учащимися
статья на тему

Сататья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kamaninasokolova_shkola1996.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ В ГБОУ СОШ № 1996

Каманина С.В., Соколова Н.Ю.

ГБОУ СОШ № 1996 г. Москвы

1. Роль школы в решении задач развития одаренности ребенка

Департамент образования города Москвы реализует программы работы с интеллектуально одаренными и высокомотивированными детьми.

Образовательное пространство Москвы предоставляет школьникам возможность проявления и развития своих способностей в различных видах творческой деятельности: конкурсы проектов, научно-практические конференции по результатам исследовательских работ, интернет-конференции, чтения, семинары, интеллектуальные марафоны, в которых ежегодно принимают участие более 250 тыс. обучающихся [3, с. 4].

Проблема обучения и развития детей, проявляющих повышенные  познавательные  потребности,  интеллектуальные  и творческие способности наиболее остро встает с момента их поступления в школу. Массовая школа, несколько десятилетий ориентированная на обучение абстрактного  «среднего ученика», должна  перестроиться и  обеспечить необходимые условия для раскрытия и развития одаренности детей, их творческой самоактуализации. Немногочисленность указанной категории детей в школах (хотя иногда они просто не выявлены и поэтому не получают развития) не дает нам основание исключать их из поля нашего внимания. Если дети - национальное достояние любой страны, то одаренные дети - ее интеллектуальный и творческий потенциал, который они смогут реализовать лишь при условии, что мы вовремя окажем им педагогическую поддержку.

Несоответствие традиционных учебных программ потребностям и возможностям интеллектуально развитых, творческих учеников  приводит к быстрому снижению интереса к обучению у таких детей. В результате, обучение в школе может стать непреодолимым препятствием на пути развития их одаренности. Здесь уместно вспомнить слова И.Шевелева: «Выращивать таланты – значит не выпалывать их».

Перед педагогами всегда стоят сложные задачи. Учить одаренных детей труднее, чем «обычных». Как распознать одаренных детей среди их сверстников (а одаренность далеко не всегда бывает очевидной с самого раннего возраста) и что делать, чтобы дарования ребенка не пропали? К тому же всегда необходимо помнить, что мера ответственности учителя за сохранение и развитие одаренности в ребенке не менее велика, чем ответственность его родителей. Задачи педагога - подобрать каждому школьнику свою «номинацию», в которой он может быть победителем! Именно при таком подходе у ученика появляется чувство самоуважения, самозначимости, именно тогда начинает развиваться индивидуальность.

Необходимо решение ряда задач, основными из которых являются: подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми; создание системы адресного мониторинга и сопровождения учащихся; консультативно - диагностической службы для одаренных детей и их родителей; создание и обновление банка программно-методических материалов, методик, технологий по работе с одаренными и высокомотивированными детьми; формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с одаренными учащимися.

2. Понятие «Одаренность»

В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей). Неординарные умственные возможности ребенка раскрываются в процессе систематического наблюдения за его развитием: легко устанавливает связи между различными явлениями, фактами; понимает сложные определения, отношения; проявляет способность к концентрации, сохранению внимания; легко схватывает и удерживает большое количество информации. У такого ребенка большой словарный запас, он много знает, удивляет логичностью суждений.

Мы считаем, что в условиях общеобразовательной школы актуально использование  широкого определения одаренности. Это определение включает в себя не только понятие актуальной (т.е. уже проявившей себя в высоких достижениях), но и потенциальной одаренности, которая ещё не выразилась в каких-то высоких результатах выполнения той или иной деятельности, а существует как некоторая возможность, психологическая предпосылка таких достижений в будущем.  

3. Модель работы с учащимися

4. Организация деятельности школьного научного общества учащихся (НОУ)

В ГБОУ СОШ № 1996 более пяти лет функционирует НОУ как самостоятельное формирование, которое объединяет учащихся образовательного учреждения, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.

Руководит работой НОУ координационный Совет.

Цели и задачи научного общества учащихся ГБОУ СОШ № 1996

  • Выявление  одаренных и высокомотивированных  учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.
  • Формирование научных взглядов учащихся; развитие интересов к исследованию окружающей естественной и социальной среды. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  • Участие в проводимых в рамках деятельности ОУ, округа, города олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.
  • Знакомство с методами научных исследований, обучение навыкам работы с современными приборами и оборудованием, научной литературой. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для активизации процесса  профориентации.

Научное общество ГБОУ СОШ № 1996 включает два отделения:

1) «Научно-исследовательское объединение учащихся начальных классов и педагогов «Эрудит». 

Направления: здоровьесбережение, экология и краеведение; литература и языкознание; математическое.

2) «Научное общество учащихся 5-11 классов «Исследователь». Направления: естественно-математическое; гуманитарное; социально-общественное.

Учащиеся ГБОУ СОШ № 1996 традиционно принимают участие во многих конкурсах, конференциях по проектно-исследовательской деятельности различных уровней.  Предпочтения отдаются тем мероприятиям, где учащиеся могут наиболее полно проявить свои способности. Важную роль играет также подход организаторов конкурсов к системе проведения конкурса, конференции, демократичность,  компетентность жюри, доброжелательность.

5. Участие учащихся ГБОУ СОШ № 1996  в конференциях,  конкурсах по проектно-исследовательской деятельности  

Уровень

Название конкурса, конференции

Районный

  • Экологическая практическая конференция  «Экология и здоровье»

Окружной (Юго-восточный округ)

  • «Здоровые истины»
  • «Государственная символика России»
  • Окружной конкурс проектных работ «Юный исследователь»
  • «В науке первые шаги»
  • Междисциплинарная научно-практическая конференция среди школьников ЮВАО г. Москвы «Технорама»

Городской

  • Городская конференция проектных и исследовательских работ учащихся в области истории, археологии и литературы «Терра: территория роста»
  • Московская открытая конференция исследовательских и проектных работ детей и юношества «Путь поколений»
  • Городская конференция исследовательских работ учащихся 5-8 классов «Тропа открытий»
  • Научно-практическая конференция в рамках научного форума «Гуманизация образования»
  • Городской конкурс проектных работ «Открытие»
  • Городской конкурс «Ученик, улица, дорога»
  • Конкурс проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей МФЮА»
  • Городской конкурс «Читаем вместе в классе и семье»
  • ЮТМ «Исследовательская деятельность»
  • «Грант Префекта ЦАО для школьников»
  • Московская открытая научно-практическая конференция по истории России

Всероссийский

  • Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского  
  • Всероссийская научно-практическая конференция школьных исследовательских работ «Психология глазами юных»

6. Объединение  «Интеллектуал»

С целью создания условий для развития личностного потенциала школьников в школе функционирует объединение  «Интеллектуал» (предметная направленность). В структурную модель формирования интеллектуальной одаренности включены занятия внеурочной деятельности, консультации по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам, предметные и метапредметные кружки и клубы для учащихся, склонных к углубленному изучению наук.

7. Научно-исследовательское объединение учащихся начальных классов и педагогов «Эрудит»

Рассмотрим некоторые основные вопросы, решаемые в рамках   НОУ, на примере организации работы отделения: «Научно-исследовательское объединение учащихся начальных классов и педагогов «Эрудит».

Младший школьный возраст обладает неповторимыми характеристиками для максимального развития детей, в первую очередь, это наличие познавательного интереса и мотивации к учению. Каждый ребенок – первооткрыватель, исследователь.  Сохранится ли это качество у ученика в процессе взросления, разовьется или исчезнет – во многом зависит от организации школьного пространства.

Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками  показал, что в начальной школе неправомерно говорить об осуществлении учащимися самостоятельной исследовательской деятельности. В силу возрастных особенностей учащимся необходима поддержка и руководство  со стороны взрослых: педагогов, родителей. Поэтому и в название отделения вынесено «объединение учащихся и педагогов».

Изучая различные аспекты формирования школьной среды, мы  определили приоритетные направления организации учебной деятельности  с целью максимального развития личности ребенка.

На занятиях по проектно-исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности  дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, осваивают различные способы и формы представления результатов своей работы [4, с. 28- 29].

Дети приобретают следующие исследовательские  умения: умение изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле, умение запросить недостающую информацию у консультанта, специалиста; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные умения, обеспечивающие социальную компетентность, включают: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,  владеть монологической речью, умение отстаивать свою точку зрения; навыки интервьюирования, опроса;

Важное значение играют получаемые в процессе исследовательской деятельности презентационные умения и навыки: умение уверенно держать себя во время выступления; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

        Развитию коммуникативных и презентационных умений способствуют специальные упражнения, организуемые педагогом в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Рефлексивные умения складываются из умений осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умений отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

В процессе исследовательской деятельности ученик учится самостоятельно контролировать и оценивать себя и других. Приобретая навыки оценочной самостоятельности в ходе проектной деятельности, ребенок  развивает способность критического отношения к собственной деятельности, стремление к самосовершенствованию.

        Умения и навыки работы в сотрудничестве приобретаются учащимися в процессе работы над групповыми, коллективными проектами: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со взрослыми;  участвовать в коллективном обсуждении проблем;  умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Важное значение в ГБОУ СОШ № 1996 уделяется работе с родителями высокомотивированных учащихся. Педагогами разработана система работы по ознакомлению родителей с основами проектной деятельности. Опыт работы обобщен в публикациях [1].

Одним из важных направлений работы НОУ является проведение экскурсий с проблемно-исследовательским компонентом.

        Принципы организации экскурсионной деятельности: целевая направленность; тщательная подготовка;  «маршрутный лист исследователя»; уроки-конференции по результатам наблюдений и исследований.

8. Школьная  конференция проектных и исследовательских работ «Этот удивительный мир»

Открытая Конференция проектных и исследовательских работ учащихся является главной формой представления результатов исследовательской деятельности учащихся. Создание ситуации успеха для всех участников – главное условие проведения мероприятия.  Конференция проводится 2 раза в год: в декабре и апреле.

Планирование и проведение  конференции:

  •  Определение в начале года сроков и  регламента проведения конференции, формирование оргкомитета, ознакомление педагогов с критериями оценивания,  назначение ответственных за организацию.
  • Планирование работы: изучение учебных программ по предметам, выбор тем коллективных проектных работ. Разработка примерного перечня тем для индивидуальных проектных работ.
  • Обучение учащихся основам проектной деятельности, определение системы оценки готовности ученика к осуществлению проектной деятельности.
  • Работа по ознакомлению родителей учащихся начальной школы  с основами проектно-исследовательской деятельности: теоретический материал, перечисление тем учебных занятий, рекомендуемых для разработки проектов, график консультаций, памятки для родителей, назначение сроков проведения школьной конференции, правил участия.
  • В течение года выполнение проектных работ коллективно на уроках и на внеурочных занятиях. Помощь, консультирование учащихся и родителей по вопросам разработки индивидуальных проектов.
  • Проведение тура конференции в классах, оформление «Листа выполнения проектной работы» для портфолио, отбор лучших работ на школьную конференцию. Сбор данных по классам, определение секций, состава участников школьного тура конференции  (1-2 классы, 3-4 классы).
  • Объявление о проведении конференции, приглашение гостей: воспитанники подготовительных групп ДОУ, воспитатели, родители, учащиеся старших классов. Определение состава жюри: педагоги, библиотекарь, представители администрации, учителя-предметники.
  • Проведение конференции. Жюри определяют победителей и лауреатов. Предпочтения гостей учитываются при определении приза зрительских симпатий. Все участники конференции получают грамоты и сувениры. Выступление каждого участника фотографируется. Итоги конференции публикуются на сайте ОУ.

9. Выводы

Введение  работы с одаренными и высокомотивированными учащимися  в учебно-воспитательный процесс школы способствует решению приоритетных задач современного образования по формированию компетентной личности.

Чем раньше учитель обнаружит способности в своих учениках и сумеет создать для них условия обучения, соответствующие их высоким возможностям, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества. Сохраняя  и приумножая интеллектуальные и творческие возможности детей, мы создаём условия для больших и малых открытий в области культуры, науки и техники.

«Дерзайте! То, что кажется недоступным, подчас лежит на расстоянии вытянутой руки». И. Шевелев

Литература

  1. Каманина, С.В. Система взаимодействия с родителями при организации проектной деятельности как условие успешной социализации младших школьников [Текст] / С.В. Каманина // Межрегиональные методические чтения «Современный педагог – новой школе». – М.: ИТО СЕМРИК, 2012.- С. 61-62.
  2. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова.- М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
  3. Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы [Текст] / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. - Выпуск 4 – М.: Центр «Школьная книга», 2008. - 288 с..
  4. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
  5. Шумакова,  Н.Б. Психология  одаренности: обучение младших школьников [Текст] / Н.Б. Шумакова. - Выпуск 3 . – М.: МИОО, 2005. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными учащимися на уроках истории и обществознания.

Система работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию. Цель работы: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности....

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ.

В нашей школе начал работу образовательный проект «Одарённые дети». Учителями проводится анализ своей работы и анализ успеваемости учащихся,  делаются соответствующие выводы. Педагоги изучают мет...

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...

Выступление на тему: «Организация системы работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку»

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, адекватно реагирующей на изменения в обще...