Новые образовательные стандарты как условие развития современной школы
статья на тему
Рассматривая любое нововведение как «процесс», заметим, что он подразумевает, прежде всего, желание разработчиков к инновационным переменам в жизни своей страны, ее граждан, но эта деятельность сопровождается и неизбежными рисками быть непонятой, непринятой, технически неосуществимой…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gorodskom_seminare_fevral_2013g._.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые образовательные стандарты как условие развития современной школы
(выступление на городском семинаре, февраль 2013г.)
Кузьмин О.А.,
директор МАОУ «Гимназия №1»
Рассматривая любое нововведение как «процесс», заметим, что он подразумевает, прежде всего, желание разработчиков к инновационным переменам в жизни своей страны, ее граждан, но эта деятельность сопровождается и неизбежными рисками быть непонятой, непринятой, технически неосуществимой…
Особую значимость этого высказывания мы осознаем тогда, когда речь идет об инновационном преобразовании системы образования. И это не случайно: воспитание и обучение детей на каждой образовательной ступени – важное и ответственное дело, т.к. от его качественного результата в итоге зависит будущее страны, ее позитивное развитие и конкурентоспособность на мировом рынке.
Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования уже легли в основу образовательного процесса на первой ступени обучения и находятся в пилотном режиме в основной школе . Их введению предшествовала большая работа не только авторов-разработчиков, авторских коллективов, создавших инструмент для введения стандартов — учебно-методические комплексы, но и кропотливая экспериментальная работа в школах.
Не стали исключением и образовательные учреждения нашего города.
В условиях развития и сохранения конкурентоспособности педагогический коллектив гимназии своевременно реагирует на новые вызовы времени. В настоящее время как мы уже отметили - это стандарты второго поколения, (фильм) которые являются эффективным средством для системных обновлений:
- содержания образования;
- технологий;
- системы оценивания;
- структуры образования;
- модели оплаты труда;
- управления образованием
В основе изменений учебно-воспитательного процесса должно быть сформировано такое образовательное пространство, центром которого будет человек, его запросы и интересы. Подход к реализации стратегий объясняет участие педагогического коллектива гимназии в опытно-экспериментальной работе по введению федеральных государственных образовательных стандартов. С сентября 2012 года в эксперимент включились учащиеся двух 5-х классов основной школы.
образовательного процесса.
Деятельность по решению основных целей и задач в данном направлении была выстроена в соответствии с приоритетами, обозначенными в стратегической инициативе «Наша новая школа». В гимназии был проведен мониторинг внешнего окружения образовательного учреждения, ее внутренних возможностей.
Анализ показал, что учебное заведение в значительной степени подготовлено к процессам, связанным с обновлением содержания, т.к. главный ресурс для реализации новых стандартов – кадровый, имеет высокий квалификационный потенциал, мотивацию к развитию. Кроме того, положительный импульс получило и формирование школьной образовательной среды, как важнейшего условия развития личности, ориентированной на творческую деятельность и активную жизненную позицию.
В работе по обновлению образовательного процесса нам было важно увидеть поддержку участников образовательного процесса: детей, родителей, учителей, а также социальных партнёров.
Просветительская работа велась через Управляющий Совет, общегимназический и классные родительские комитеты, родительские собрания. Разъяснение значимости перемен в образовании, ключевые моменты и ориентиры стандартов второго поколения размещены на сайте гимназии.
Большая предварительная аналитическая работа ( мониторинг готовности к внедрению ФГОС ООО)) помогла осознать масштаб и прогнозировать положительность перемен, связанных с введением ФГОС; выстроить формы урочной и внеурочной деятельности; разработать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
Для успешной подготовки к внедрению ФГОС в гимназии был создан Совет, координирующий действия всего педагогического коллектива. Члены совета и рабочей группы прошли профессиональную переподготовку для внедрения ФГОС. Советом по координации внедрения приведена в соответствие нормативная база гимназии, которая определила цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение.
Кадровые ресурсы гимназии полностью соответствуют требованиям, к внедрению и реализации ФГОС в основной школе: 57% учителей, работающих в экспериментальных классах, имеют высшую квалификационную категорию. Тюдина Людмила Валерьевна, Ермакова Татьяна Валерьевна, Гаврилова Татьяна Александровна, Сальникова Ольга Николаевна – победители конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
На основе разработанной системы моральных и материальных стимулов, опираясь на «Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников МАОУ «Гимназия №1», в гимназии созданы условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования педагогов. Среди мотивов выделяются следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерного роста. Использование материального и морального поощрения позволяет:
систематически отслеживать результаты деятельности; давать объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогического коллектива в целом; оказывать помощь педагогу, в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег; определить систему средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей; разработать положение о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов; осуществлять поддержку, поощрение инициативы педагогов при решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.
Для успешной реализации стандартов второго поколения совершенствуется материально-техническая база. Все учебные кабинеты оснащены современной компьютерной техникой: автоматизированное рабочее место учителя, интерактивная доска, документ-камера, акустическая система, многофункциональный принтер. Наличие локальной сети, выход в Интернет дают возможность в использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности.
Учащиеся 5-х классов в полном объеме обеспечены учебниками и учебными пособиями, используемыми в образовательном процессе в соответствии с ФГОС основного общего образования.
Частью образовательного процесса являются занятия внеурочной деятельностью, для организации которых в базисном учебном плане гимназии отводится пять часов. Внеурочная деятельность организована на основе изучения потребностей, пожеланий родителей, возможности гимназии и интересов учащихся.
Программы внеурочной деятельности, цель которых создание условий для проявления и развитие ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, позволяют активно использовать современные технологии: это проектная деятельность, информационные и коммуникационные технологии, игровые, обучение на основе «учебных ситуаций», технологию развития критического мышления.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью всей воспитательной системы гимназии. Знания, полученные на занятиях в кружках «Волшебные краски», «Занимательная математика», «Всемогущий и удивительных синтаксис», «Учимся проектировать», «Палитра детских голосов», используются на учебных занятиях.
Результатом увлекательной внеурочной деятельности является участие детей в общегимназических мероприятиях, организации выставок творческих работ, участие в во Всероссийских интеллектуальных конкурсах. Это способствует развитию детей и овладению универсальными способами деятельности.
Важный аспект апробации ФГОС второго поколения – активная работа с родительской общественностью. Образовательным учреждением подписан общественный договор с семьей в отношении ожидаемых результатов образования, с распределением взаимных обязательств между всеми участниками образовательного процесса. Родители считают важным результат - формирование личности и гражданской позиции школьников. Поворот школы к воспитанию актуален. Родитель теперь вправе требовать от школы выполнения норм, которые к ней предъявляет стандарт. При этом ответственность за воспитание в семье с родителей не уменьшается. Все участники общественного договора имеют равные права.
Вместе с тем первый год выявил ряд проблем:
- отсутствие свободных помещений для внеурочных занятий;
- привлечение специалистов дополнительного образования;
- отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дополнительный отдых.
Итак, прошел год эксперимента. Накопленные знания позволяют нам увереннее смотреть вперёд. Опыт организации внеурочной деятельности в начальной школе, стал для педагогического коллектива важным с позиции дальнейшего совершенствования её модели и создания условий для достижения запланированных образовательных результатов в основной школе.
Сегодня родители удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла.
Хочется верить, что инициативы и усилия учителей, работников сферы образования, будут успешными и принесут положительные результаты, для того, чтобы приблизить желаемое – создать образовательную среду, результатом которого станет не столько обновление школы, сколько способность человека (и ученика, и учителя), к обновлению.
Президентская образовательная инициатива должна изменить саму школу. Но эти перемены не произойдут без нас. Без нашей помощи, без нашего участия, без нашего умения терпеть и любить. Без мудрости и понимания, в какое время мы живем.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов является сложным и многоплановым процессом.
Конечную цель нашей работы мы видим в создании комфортных условий для обучения и воспитания учащихся. И в рамках реализации стандартов второго поколения сформировать одну из важных компетенций «научить учиться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...
«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»
Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...
статья "Современный учитель и новые образовательные стандарты"
Статья о роли учителя в современной школе в условиях введения ФГОС. Какие требования предъявляет современная школа к учителю...
Сценарий педагогического совета «Современные подходы к организации образовательного процесса в МАОУ «Гимназия №1» в условиях новых образовательных стандартов»
Цель педагогического совета:- повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных подходов к организации образовательного процесса,- непрерывное совершенствование...
Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт
Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...
Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»
В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...
Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»
laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...