Новые образовательные стандарты как условие развития современной школы
статья на тему

Кузьмин Олег Александрович

Рассматривая любое нововведение как «процесс», заметим, что  он подразумевает, прежде всего, желание разработчиков к  инновационным переменам в жизни своей страны, ее граждан, но эта деятельность сопровождается и неизбежными рисками быть непонятой, непринятой, технически неосуществимой… 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_gorodskom_seminare_fevral_2013g._.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Новые образовательные стандарты как условие  развития современной школы

(выступление на городском семинаре, февраль 2013г.)

Кузьмин О.А.,

директор МАОУ «Гимназия №1»

Рассматривая любое нововведение как «процесс», заметим, что  он подразумевает, прежде всего, желание разработчиков к  инновационным переменам в жизни своей страны, ее граждан, но эта деятельность сопровождается и неизбежными рисками быть непонятой, непринятой, технически неосуществимой… 
Особую значимость этого высказывания мы осознаем тогда, когда речь идет об инновационном преобразовании системы образования. И это не случайно: воспитание  и обучение детей на каждой образовательной ступени – важное и ответственное дело, т.к.  от его качественного результата в итоге зависит будущее страны, ее позитивное развитие и конкурентоспособность на мировом рынке.  
Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования уже легли в основу образовательного процесса на первой  ступени обучения и находятся в пилотном режиме  в основной школе . Их введению предшествовала большая работа  не только авторов-разработчиков, авторских коллективов, создавших инструмент для введения стандартов — учебно-методические комплексы, но и кропотливая экспериментальная работа в школах. 
Не стали исключением и образовательные учреждения нашего города.

В условиях развития и  сохранения  конкурентоспособности педагогический коллектив гимназии своевременно реагирует на новые вызовы времени. В настоящее время как мы уже отметили - это  стандарты второго поколения,  (фильм)  которые являются  эффективным  средством для системных обновлений:

- содержания образования;

- технологий;

- системы оценивания;

- структуры образования;

- модели оплаты труда;

- управления образованием

В основе  изменений учебно-воспитательного процесса  должно быть сформировано  такое образовательное пространство, центром которого будет человек, его запросы и интересы. Подход к реализации стратегий объясняет участие   педагогического коллектива гимназии в опытно-экспериментальной работе по введению федеральных государственных образовательных стандартов. С сентября 2012 года  в эксперимент включились учащиеся двух 5-х классов основной школы.  

образовательного процесса. 
Деятельность по решению  основных целей и задач в данном направлении была выстроена в соответствии с приоритетами, обозначенными в стратегической инициативе «Наша новая школа».  В гимназии был проведен мониторинг  внешнего окружения образовательного учреждения, ее внутренних возможностей. 
Анализ показал,  что учебное заведение  в значительной степени подготовлено к процессам, связанным с обновлением содержания, т.к.      главный ресурс для реализации  новых стандартов – кадровый, имеет высокий  квалификационный потенциал, мотивацию к  развитию. Кроме того, положительный импульс получило и формирование школьной образовательной среды, как важнейшего условия развития личности, ориентированной на творческую деятельность и активную жизненную позицию.  

В работе по обновлению образовательного процесса  нам было важно увидеть поддержку участников образовательного процесса: детей, родителей, учителей, а также социальных партнёров.  

Просветительская работа велась  через Управляющий Совет, общегимназический  и классные родительские комитеты, родительские собрания.  Разъяснение значимости перемен в образовании, ключевые моменты и ориентиры стандартов второго  поколения размещены на сайте гимназии.

Большая предварительная  аналитическая  работа ( мониторинг готовности к внедрению ФГОС ООО))   помогла осознать масштаб и прогнозировать положительность перемен, связанных с введением ФГОС; выстроить формы  урочной и внеурочной деятельности; разработать индивидуальный образовательный маршрут каждого  ребёнка.

Для успешной подготовки к внедрению   ФГОС в гимназии  был создан Совет, координирующий действия всего педагогического коллектива. Члены совета и рабочей группы прошли профессиональную переподготовку для внедрения ФГОС. Советом по координации внедрения  приведена в соответствие нормативная база гимназии, которая определила цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение.

Кадровые ресурсы гимназии полностью соответствуют требованиям, к внедрению и реализации  ФГОС в основной школе: 57% учителей, работающих в экспериментальных классах,  имеют высшую квалификационную категорию. Тюдина Людмила Валерьевна, Ермакова Татьяна Валерьевна, Гаврилова Татьяна Александровна, Сальникова Ольга Николаевна – победители конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

На  основе разработанной системы моральных и материальных стимулов, опираясь на «Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников МАОУ «Гимназия №1», в гимназии  созданы условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования педагогов. Среди мотивов выделяются следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерного роста.  Использование материального и морального поощрения позволяет:

систематически отслеживать результаты деятельности; давать объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогического коллектива в целом; оказывать помощь педагогу, в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег;  определить систему средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей; разработать положение о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов; осуществлять поддержку, поощрение инициативы педагогов при решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.

Для успешной  реализации  стандартов второго поколения совершенствуется материально-техническая база.  Все  учебные кабинеты оснащены современной компьютерной техникой: автоматизированное  рабочее место учителя, интерактивная доска, документ-камера, акустическая система, многофункциональный  принтер.   Наличие локальной сети, выход в Интернет  дают возможность в использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности. 

Учащиеся 5-х классов   в полном объеме обеспечены учебниками и учебными пособиями, используемыми в образовательном процессе в соответствии с ФГОС основного общего образования.

Частью образовательного процесса являются занятия внеурочной деятельностью,  для организации  которых в базисном учебном плане гимназии   отводится пять часов. Внеурочная деятельность организована на основе изучения потребностей, пожеланий родителей, возможности гимназии и интересов учащихся.

Программы  внеурочной деятельности, цель которых создание условий для проявления и развитие ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, позволяют активно использовать  современные технологии: это  проектная деятельность, информационные и коммуникационные технологии, игровые,  обучение на основе «учебных ситуаций», технологию развития критического мышления.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью всей воспитательной системы гимназии. Знания,  полученные на занятиях  в кружках «Волшебные краски», «Занимательная математика», «Всемогущий и удивительных синтаксис», «Учимся проектировать», «Палитра детских голосов»,  используются на учебных занятиях.  

Результатом увлекательной внеурочной деятельности  является участие детей в общегимназических  мероприятиях, организации выставок творческих работ, участие в во Всероссийских интеллектуальных конкурсах. Это  способствует  развитию детей и овладению универсальными способами деятельности.

   Важный аспект апробации ФГОС второго поколения – активная работа с родительской общественностью. Образовательным учреждением  подписан общественный договор с семьей в отношении ожидаемых результатов образования, с распределением взаимных обязательств между всеми участниками образовательного процесса. Родители считают важным результат - формирование личности и гражданской позиции школьников. Поворот школы к воспитанию актуален. Родитель теперь вправе требовать от школы выполнения норм, которые к ней предъявляет стандарт. При этом ответственность за воспитание в семье с родителей не уменьшается.  Все участники общественного договора имеют  равные права.

Вместе с тем первый год выявил ряд проблем:

 - отсутствие  свободных помещений  для внеурочных занятий;

 - привлечение специалистов дополнительного образования;

-  отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дополнительный отдых.

Итак, прошел год эксперимента. Накопленные знания позволяют нам увереннее смотреть вперёд. Опыт организации внеурочной деятельности в начальной школе, стал для педагогического коллектива  важным с позиции дальнейшего совершенствования её модели и создания условий для   достижения запланированных  образовательных результатов в основной школе.

 Сегодня родители удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла.

Хочется верить, что инициативы и усилия учителей, работников сферы образования, будут  успешными и принесут положительные результаты, для того, чтобы приблизить желаемое – создать образовательную среду, результатом которого станет не столько обновление школы, сколько способность человека (и ученика, и учителя), к обновлению.

 Президентская образовательная инициатива должна изменить саму школу. Но эти перемены не произойдут без нас. Без нашей помощи, без нашего участия, без нашего умения терпеть и любить. Без мудрости и понимания, в какое время мы живем.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов является сложным   и многоплановым процессом.

 Конечную цель нашей работы мы видим  в создании комфортных условий для обучения и воспитания учащихся. И в рамках реализации  стандартов второго поколения  сформировать одну из важных компетенций  «научить учиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»

Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...

статья "Современный учитель и новые образовательные стандарты"

Статья  о роли учителя в современной школе  в условиях введения ФГОС. Какие требования предъявляет современная школа к учителю...

Сценарий педагогического совета «Современные подходы к организации образовательного процесса в МАОУ «Гимназия №1» в условиях новых образовательных стандартов»

Цель педагогического совета:- повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных  подходов  к организации образовательного процесса,- непрерывное совершенствование...

Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...

Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»

laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...