Одарённые дети-будущее России
проект на тему

Организационно-педагогическая деятельность

образовательного учреждения по развитию одаренности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Подовинновская средняя общеобразовательная школа»

 

«Одаренные дети- будущее России»

           Организационно-педагогическая деятельность

образовательного учреждения по развитию одаренности

 

 

 Выполнила: Глазырина С.Н..

с. Подовинное, 2016

Пояснительная записка

Одаренность человека – это маленький росточек, 
едва проклюнувшийся из земли 
и требующий к себе огромного внимания. 
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, 
сделать всё, чтобы он вырос 
и дал обильный плод. 
В.А.Сухомлинский 

Одним  из  направлений  реализации  Национальной  образовательной

инициативы  «Наша  новая  школа»  является  создание  условий  по

выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей.

  Практика  работы  с  детьми  с  высокими  интеллектуальными

способностями складывалась на протяжении не одной сотни лет.

 Именно  они,  впоследствии,  становились  лидерами,  занимали

ключевые позиции в различных сферах человеческой деятельности.  

 В  мировой  науке  и  педагогической  практике  представлены  две

противоположные  точки  зрения  на  проблему  одаренности.  Одни

считают,  что  одаренным  является  каждый  нормальный  ребенок  и

нужно  только  вовремя  выявить  и  развить  конкретный  вид

одаренности.

По мнению других исследователей одаренность представляет собой

весьма  редкое  явление,  присущее  лишь  незначительному  проценту

людей.

   По  последним  данным  примерно  пятая  часть  детей  в  школьном

возрасте,  то  есть 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но

они,  как  правило,  лишены  необходимой  для  развития  их  талантов

поддержки.  И  поэтому  всего  лишь  2-5%  от  общего  числа  детей

действительно проявляют себя как одаренные.

    История  знает  немало  примеров,  когда  за  неспособность  к

обучению  отчислялись  дети  впоследствии  проявившие  себя  как

талантливые деятели науки и искусства.

     К примеру, Пушкин ничего не понимал в математике, Бетховен за

свою жизнь не смог выучить таблицу умножения, Роден и Черчилль

в  детстве  страдали  расстройством  речи. Роберт Бернс  долго не мог

научиться читать. Эйнштейн в 15 лет был исключен из гимназии за

неуспеваемость,  а Чехов  был  оставлен  на  второй  год  в  3  классе  за

«отставание в словесности».

  По информации европейской ассоциации «Евроталант» около 30%

детей, отчисленных из школы за неуспеваемость составляют дети со

скрытой одаренностью.

     Исследования  многих  ученых  показывают,  что  одаренные  дети

часто страдают от отсутствия условий, необходимых для развития их

способностей.  Это  прежде  всего  ориентация  учителя  на  среднего

ученика, унифицированные программы.

    Таким образом,  совершенно  очевидным  становится  тот факт,  что

необходимо  выявление  явно  или  потенциально  одаренных  детей,  а

также создания для них условий.

  В  то  же  время  надо  учитывать,  что  четкого  определения

одаренности не существует.

 Можно  лишь  говорить  о  наборе  качеств  личности,  определяющих

природу одаренности. Это:

 - высокие интеллектуальные способности:

- уровень усвоения социального опыта

- творческий потенциал

-способности к усвоению базовых предметов  

- активная роль ученика как исследователя окружающего мира.

   Вопросам  создания  условий  по  поддержке и развитию одаренных

детей педагогический коллектив школы уделяет большое внимание на

протяжении ряда лет.

  В  Программе  развития  школы  одной  из  приоритетных  задач

является « формирование устойчивой мотивации к учению,  развитие

интеллектуального  потенциала  и  навыков  исследовательской

деятельности».  С  целью  реализации  этой  задачи  педагогическим

коллективом школы  разработана образовательная модель по развитию  

одаренности в системе школьного  образования.

     Центральное  место  в  этой  модели  отводится  условиям,

обеспечивающим  возможность  развития  способностей  детей,  их

творческого потенциала.

     Считаю, что это:

1) Педагогические кадры

2) Образовательные программы

3) Творческая образовательная среда

4) Учебно-исследовательская деятельность

5)  Психолого-педагогическое  сопровождение  образовательного

процесса

6) Работа с родителями

Педагогические кадры.

Для  развития  способностей  и  возможностей  учащихся,  их

интеллектуального  роста  учитель  должен  обладать  определенными

качествами.  Вот некоторые из них:

   - глубокое  знание  предмета,  осведомленность  в  смежных дисциплинах;

  -  склонность  к  инновациям,  исследовательской  работе  и творчеству;

   - интерес  к  нестандартным  формам  организации образовательного процесса;

  -  уважение права ученика на свою точку зрения;

   - способность принять другого человека как личность;

   - гибкость, открытость к новым идеям.

Образовательные программы.

Одним  из  существенных  условий  по  развитию  способностей  детей

является содержание реализуемых в ОУ программ.

 

Творческая образовательная среда.

     Формирование  и  развитее  творческого  потенциала  учащихся

невозможно  от  образовательного  и  воспитательного  процесса  в

целом  и  невозможно  без  создания  творческой  среды  в

образовательном  учреждении,  которая  способствует  развитию

познавательных интересов, стимулирует любознательность и создает

условия, в которых ребенок развивает свои способности и проявляет

одаренность:

  Считаю, что самый главный компонент творческой среды это:

1) УРОК с использованием личностно-ориентированного подхода в обучении;

2) тесная  взаимосвязь  системы  общего  и  дополнительного образования;

3) вовлечение  учащихся  в  социально-активную  деятельность  с целью формирования лидерских качеств;

4) включение  учащихся  в  профессиональное  общение  со специалистами;

  5) участие в интеллектуальной деятельности:

   - олимпиадах

   - научно-практических конференциях

   - творческих конкурсах разного уровня

  -  международных интеллектуальных играх

   - вузовских олимпиадах.

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях: 


1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка; 
2. информационная среда для родителей; 
3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей; 
4. поддержка и поощрение родителей на уровне школы. 

   В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно. 
    Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК. 
   Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. 
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья

Одним из важнейших условий работы по развитию творческого

потенциала  учащихся  является  психолого-педагогическое

сопровождение образовательного процесса. Сюда входит:

   - Психологическая  диагностика  интересов  и  склонностей

учащихся

   - Определение  уровня  освоения  учащимися  образовательных

программ

   - Определение особенностей мышления и эмоциональной сферы

   - Психологическое просвещение педагогов и родителей.

     Ежегодно в школе проводятся уроки-конференции, на которых учащиеся  защищают  свои проекты  и  исследовательские  работы,  над  которыми  работали  в течение  учебного  года.

    Мы рассматриваем этот праздник как открытый конкурсный смотр

достижений детей в разнообразных видах  творческой деятельности,

как  возможность  увидеть  друг  друга  и  узнать  друг  о  друге  что-то

новое и интересное.

    В  этот  день  дети  награждаются  Грамотами,  им  вручаются

Благодарности. Отмечаются самые активные классы.

   Это  серьезный  стимул  для  учащихся  для  их  саморазвития,

самосовершенствования.

    Результат  целенаправленной  работы  педагогического  коллектива

по  поддержке  и  развитию  талантливых  и  одаренных  детей

становится  очевидным  при  подведении  итогов  года, который проходит в мае. Это победители  олимпиад  предметных,  вузовских,  спортсмены,  юные

исследователи,  артисты,  победители  творческих  конкурсов,

активисты школы. Они были очень счастливы. Ведь их не забыли, их поощрили. Их оценили публично. Эта форма работы – тоже  серьезная  мотивация  для  развития  познавательных интересов.

    Очень  большое  количество  творческих  конкурсов  проходит  на

муниципальном  уровне,  что  не  может  не  сказаться  на  развитии

образовательной среды школ и системы образования в целом. Так, только за последние три года    мои ученики   приняли участие не только в школьных и районных олимпиадах, но и  в таких олимпиадах, как международная математическая игра КЕНГУРУ, международная олимпиада по основам наук УРФО, ЭВРИКА, олимпиады, проводимые ЦЕНТРОМ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ, ОЛИМПУС, МУЛЬТИТЕСТ, ЛИСЁНОК, УМКА, РЕБУС, ЭМУ, КОЛОСОК, ПУМА, Я-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, АВАНГАРД  и др.               

   

        В  рамках  работы  по  развитию  одаренности  особое  внимание

уделяется  организации  учебно-исследовательской  деятельности

учащихся.    

   В  школе создано Научное общество учащихся « ИСКАТЕЛИ»

                                   Девиз: «Открыть, узнать,  идти вперед – дорога поиска   нас ждет!»

Формы деятельности НОУ разнообразны: проектная деятельность, проблемные семинары,  творческие группы ,  научно-практические конференции.

     Координатором  учебно-исследовательской  деятельности

является Методический Совет школы.

   

СОГЛАСОВАНО:                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

Председатель профкома                                                  Директор школы

_______Манжела Н.В.                                                _______ТВАРДОВСКАЯ Н.И.

                                                                                                            «_____»___________ 2015г.                                                             «______»____________2015г.  

        П О Л О Ж Е Н И Е

о научном обществе учащихся  

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Научное общество учащихся (далее — Общество) — добровольное творческое объединение обучающейся молодежи, стремящейся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, творческий потенциал, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, экспериментальной и опытнической деятельности под руководством педагогических работников и других специалистов на базе школы.

  1. ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВА

2.1. Формирование единого школьного научного сообщества.

2.2. Создание условий для удовлетворения интересов учащихся к научно-исследовательской деятельности.

2.3. Создание оптимальных условий для ранней профориентации учащихся.

2.4. Обучение членов Общества навыкам самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем.

2.5. Создание условий для творческой деятельности учащихся под руководством специалистов высокой квалификации в различных отраслях науки и техники.

2.6. Популяризация современных достижений науки, техники, искусства.

III. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ

3.1. Изучение интереса учащихся к творческой работе в различных отраслях науки и техники.

3.2. Организация разработки проектов исследований, концепций, получение заказов на проведение экспериментальных работ.

3.3. Разработка и реализация  межшкольных научно-исследовательских проектов.

3.4. Организация лекториев, семинаров по темам проектов, по вопросам организации научно-исследовательского и опытнического труда в сфере науки, техники, искусства.

3.5. Организация и участие в соответствующих выставках; проведение и участие в научных конференциях межшкольных обществ.

3.6. Проведение регулярных обзоров научно-популярной литературы.

IV. ЧЛЕНСТВО В ОБЩЕСТВЕ, СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

4.1. Участвовать в работе Общества имеют право учащиеся, педагогические работники.

4.2. Участие в работе Общества предполагается на правах членов Общества и кандидатов в члены Общества.

4.3.  Кандидатом в члены Общества является лицо, проходящее обучение в кружках, факультативах, сделавшее доклад в классе, на семинаре, секции Общества.

4.4.  Членами Общества являются лица, постоянно занимающиеся научно-исследовательской, опытнической деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов Общества, а также педагоги и сотрудники, являющиеся постоянными консультантами, научными руководителями проектов.

4.5. Президент Общества утверждает проекты работ членов Общества, разрешает производственные вопросы, является председателем ученого совета.

4.6. Ученый совет Общества заслушивает отчеты о работе руководителей проектов, оценивает их деятельность, вносит коррективы в работу участников проекта, секций Общества; рекомендует опубликование отдельных отчетов в научно-исследовательских изданиях; имеет право приема в кандидаты и члены Общества.

V. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЛЕНОВ   И КАНДИДАТОВ В ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВА

Члены и кандидаты в члены Общества имеют право:

  • использовать материальную базу школы и базу, предоставленную школе по договору, для проведения научно-исследовательской, экспериментальной и опытнической деятельности;
  •  получать регулярные консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя;  
  •  рекомендовать кандидатов для приема в члены Общества;
  •  принимать участие в общих собраниях Общества, выступать на заседаниях Ученого совета с сообщениями о результатах деятельности;
  •  избирать и быть избранными в руководящие органы Общества;
  •  добровольно выйти из состава Общества.

Члены Общества обязаны:

  • активно участвовать в работе одной из секций Общества;
  •  вести достоверные записи в журналах работы по проектам;
  • в установленные сроки разрабатывать проекты отчетов о работе (отчеты подписывают научные руководители);
  •  участвовать в популяризации работы Общества.

УСТАВ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ

   Эффективность деятельности научного общества учащихся определяется правами и обязанностями его членов.

   В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.

   Возраст вступления в НОУ 7 – 16.

Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:

  • Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
  • Получить необходимую консультацию  у своего руководителя, учителя – предметника;
  • Иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
  • Получить рецензию на написанную научную работу у педагогов компетентных в данной теме;
  • Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в своём учебном заведении;
  • Представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и городе;
  • Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся;
  • Обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
  • Избирать и быть избранным в руководящие органы НОУ;
  • Участвовать во всех мероприятиях школьного НОУ.

Педагог – руководитель исследовательской работы учащегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение.

Ученик, участвующий в НОУ, обязан:

  • Регулярно и активно участвовать в заседаниях исследовательского общества в своей секции;
  • Периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании совей секции;
  • Активно участвовать во внутришкольных и внешкольных  исследовательских конференциях;
  • Строго соблюдать сроки выполнения исследовательских работ;
  • Строго выполнять требования к оформлению исследовательской работы.

Педагогический коллектив должен

оказать реальную помощь в решении следующих задач:

- овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;

- научиться методам и приемам научного исследования;

- научиться работать с литературой.

Запись в научное общество определяется на основании желания учащихся участвовать в исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников. Записывать в исследовательское общество учащихся, ученик пишет заявление примерно следующей формы:

Руководителю НОУ школы №…..

От ученика…..класса

Заявка на участие в конкурсе исследовательских работ учащихся

Тема будущей работы_____________________________________

Секция__________________________________________________

Дата и подпись.

Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.

После того, как ребята определились с тематикой своих исследовательских работ и секций, в которых они будут работать, составляется чёткое расписание занятий и консультаций по каждой секции НОУ и определяется место и время их проведения.

Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, которые будут проводить занятия и консультации. В каждой секции для учащихся проводятся занятия, связанные с темой исследовательской работы, и познавательные занятия.

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ

Состав НОУ 2015-2016 учебный год

№ п/п

ФИО

преподавателя

Предмет

Класс

ФИ

ученика

Тема исследования

1

Глазырина Светлана Николаевна

математика

8

Бадова Радмила, Бреусова Дарья

«Жить или существовать?» или «Миф о достойной старости»

2.

Юмадилова Люция Ильинична

Начальные классы

2 «а»

Шарабайко Лена,

Тютикова Настя, Салов Никита, Короткова Влада, Казаны Саша

Что за праздник Новый год?

3.

Засько Е.В.

Начальные классы

3

Александров Дима

Я выбираю кашу

4.

Ковельман Е.А.

Начальные классы

4 «а»

Гамбур Ксения, Ковельман Анна

Куклы-обереги

5.

Ковельман Е.А.

Начальные классы

4 «а»

Таракин Иван

Простой карандаш в моей семье

6.

Ковельман Е.А.

Начальные классы

4 «а»

Шевченко Алексей, Бабкин Валентин

Музыка во благо или во вред

7.

Вильгаук Г.В.

краеведение

10

Шевченко Ярослав

По совести исполнили долг

8.

Вильгаук Г.В.

краеведение

9

Ротенбергер Галя

О подвигах, о доблести, о славе

Директор школы:             Твардовская Н.И.

План работы НОУ

План работы научного общества учащихся (НОУ)

на 2015-2016 учебный год.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Для этой цели в школах создают научные общества учащихся (НОУ). Главная задача этих обществ – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

 Цель работы НОУ в школе - развитие у учащихся навыков научно-исследовательской работы.

Итогом работы НОУ могут быть, как проекты, так и творческие работы учащихся, которые можно использовать при сдаче выпускных экзаменов,

как в курсе основной школы, так и за курс полной средней школы. Промежуточным результатом  является ежегодная научно – практическая ученическая конференция. Часть проектов и творческих работ используется при участии школьников в олимпиадах и предметных конкурсах, а  также при   проведении семинарских, практических и лабораторных занятий в образовательном процессе в виде сообщений и докладов по изучаемой теме.

 

месяц

Содержание работы

Ответственный

Результаты работы

сентябрь

Подготовительная работа по организации НОУ

Руководитель МС

Глазырина С.Н.

Папка материалов по организации НОУ.

октябрь

Создание научного общества учащихся; постановка задач и планирование работы на текущий год

Руководитель МС, руководитель НОУ

Глазырина С.Н.

Документы по работе НОУ

ноябрь

Формирование предметных секций НОУ; создание Совета НОУ закрепление руководителей работ за определенными учащимися; теоретические занятия и индивидуальные консультации.

Руководитель МС, руководитель НОУ

Глазырина С.Н.

Совет НОУ

Памятки по работе секций.

План заседаний Совета НОУ

декабрь

Работа с научной литературой; сбор материала по теме; теоретические занятия и индивидуальные консультации; участие в предметных декадах.

Совет НОУ

Руководители секций

Папка материалов.

январь

Сбор и систематизация материала по теме исследования; заседание Совета НОУ; проведение школьной конференции по защите избранных тем исследований; теоретические занятия и индивидуальные консультации; участие в предметных декадах.

Руководитель МС, руководитель НОУ

Глазырина С.Н.

Совет НОУ

Руководители секций

Презентации.

февраль

Систематизация материала по проблеме; начало оформление работ; заседание Совета НОУ; участие в предметных декадах.

Совет НОУ

Руководители секций

Папка материалов

март

Завершение оформления работ; рецензирование исследований; индивидуальные консультации.

Руководитель МС, руководитель НОУ

Глазырина С.Н.

Совет НОУ

Руководители секций

Сборник материалов

апрель

Участие в районных  конференциях; заседание Совета НОУ.

Руководитель МС, руководитель НОУ

Глазырина С.Н.

Совет НОУ

Руководители секций

Анализ выступлений

май

Общее собрание НОУ; подведение итогов

Руководитель МС,руководитель НОУ

Глазырина С.Н.

Подведение итогов работы за год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральная энциклопедия "Одарёные дети - будущее России"

Статья о нашей школе в федеральной энциклопедии "Одарённые дети - будущее России" - 2010...

Одаренные дети - будущее России

основна мысль статьи заключается в том, что сотрудничество учителя и ученика приводит к развитию обеих сторон и к эволюции педагогической системы в целом....

Одарённые дети - будущее России"

Понятие одаренность...

Педагогический проект "Одарённые дети - будущее ОАО "РЖД"

Современная социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как творческой личности, способной, реализуя свои лично...

Авторская программа "Одарённые дети -будущее России"

В программе предаставлен опыт работы с одарёнными детьми....

Московский Международный Форум «Одарённые дети - будущее планеты" на мордовской земле.

Измениться не может никто,Но стать лучше может каждый.              ...

Программа: «Одарённые дети - будущее России»

Актуальность данной программы обусловлена требованиями, предъявляемыми к современной школе, а именно потребностью в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребенк...