Программа по выявлению особо одаренных и талантливых детей
рабочая программа на тему
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района, села в ближайшей перспективе
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.
Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.
Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.doc | 364.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю.
Директор ОУ __________________
Семенова О.В.
«ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБО ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
на 2016-2018 годы»
Землянка-2015
Структура программы:
Раздел I. Аналитический модуль программы
Пояснительная записка (обоснование необходимости программы)
Нормативное основание для разработки программы.
Принципы работы с одарёнными детьми.
Раздел II. Целеполагающий модуль программы
Цели и задачи программы.
III. Механизм реализации программы:
Направления деятельности в рамках программы.
Организация и содержание программы.
Кадровое обеспечение программы.
Организационное и функциональное обеспечение программы.
Финансовое обеспечение программы.
Перспективы реализации программы.
Раздел I. Аналитический модуль программы
Пояснительная записка
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района, села в ближайшей перспективе
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.
Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.
Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.
В своей работе будем опираться на следующее «рабочее» определение одарённых детей:
К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
3) испытывают радость от умственного труда.
Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.
Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:
1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
2) дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.
В школе сформирован банк данных одаренных детей, куда первоначально вошли учащиеся с признаками одаренности, с высокими интеллектуальными, творческими и физическими способностями. Ежегодно в течение учебного года банк данных корректируется с учетом результативных данных на детей, результативностью мероприятий.
Внедряются индивидуальные программы работы педагогов с одаренными детьми.
Проводилась большая работа по организации самостоятельной исследовательской деятельности. Проводятся школьные научно - исследовательские конференции. Идет обобщение опыта работы педагогов, занимающихся с одаренными детьми, результатом которого является включение этого опыта в сборник опыта работы педагогов района.
Сегодня в школе работа с одаренными, способными детьми ведется в нескольких направлениях: проводятся олимпиады, научно-практические конференции учащихся, учащиеся активно участвуют в различных конкурсах и т.д.
Реализация программы позволяет увеличить процент учащихся принявших участие в школьном, муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, повышение качества подготовки и количество педагогов работающих с одаренными детьми, увеличение количества участий в районных мероприятиях для раскрытия творческих способностей, обновление банка данных, включающего сведения о детях с различными типами одаренности. В школе созданы условия для реализации всех видов одаренности. Дополнительным образованием в школе охвачены 88 % детей и подростков. Всего в школе работает 9 объединений, их посещает 49 учащихся.
Школа организует работу с детьми в течение всего учебного года. Ежегодно учащиеся посещают школу для одаренных детей «Дар». Занятия ведутся по хореографии, вокалу, прикладному творчеству, журналистике, автомоделированию.
Достижения:
1)Бессмертная С.М.:
- Математический марафон 2 место
2) Юрова Н.И.:
- Районный этап всероссийской олимпиады 2 место
3) Шова Т.А.:
«Обильный край благословенный»
Районный фестиваль «Новосергиевские звездочки»
Районный фестиваль «Талант. Музыка. Дети» - 1 место
4) Бородин Ю.А.:
«Спартакиада школьников», районные соревнования по настольному теннису, футболу, мини- футболу, легкоатлетическому четырёхборью и другие виды спорта – 1 место.
- НПК – 2 место
5) Захарова Е.В.:
Районная игра «Застава» 1 место
6)Некрасова С.В.
- конкурс фотографий
В районе проходят достаточно мероприятий на развитие творческих способностей учащихся, в которых принимают участие учащиеся ОУ. Это фестивали для всех возрастных категорий учащихся «Новосергиевские звездочки», «Обильный край благословенный», «Талант. Музыка. Дети.». Учащиеся принимают участие в мероприятиях на развитие прикладного творчества «Мастерм ДШИ и там добиваются высоких творческих результатов.
С каждым годом увеличивается число учащихся, принявших участие в региональных и Всероссийских конкурсах.
Информация об участии и достижениях учащихся в мероприятиях различного уровня
Название мероприятия с указанием уровня (муниципальный, региональный, федеральный) | 2011 -2012 | 2012 -2013 | 2013-2014 | |||||||
Кол-во участников | Кол-во призеров | Кол-во участников | Кол-во призеров | Кол-во участников | Кол-во призеров | |||||
1. Двигательно-спортивное направление | ||||||||||
Районный уровень | ||||||||||
Районные лично-командные соревнования по пешеходному туризму на технической имитационной дистанции | 16\30% | 1 место - 1 | -- | -- | - | - | ||||
Старты надежд | 1 место 1 | 43 \ 80 % | 1 место - 1 | |||||||
Легкоатлетический кросс | 6\11 % | 1 место 1 | 6/18% | 2 место | 6 \ 11 % | 1 место - 6 | ||||
Соревнования по футболу | 11\22% | 1 место -1 | 12/38% | 1 место 1 | 12 \ 22 % | 1 место - 1 | ||||
Настольный теннис | 4\8% | 1 место -1 | 4/12,5% | 1место 3место-3 | 6 \ 12 % | 1 место - 1 | ||||
Лыжные гонки | 4\8% | 1 место -1 | 4/15,55 | 1 место 1 место -2 | 4 \ 7 % | 1 место - 1 | ||||
Легкоатлетическое четырехборье | 8\15% | 1 место -1 | 8/25% | 1 место | 8 \ 15 % | 1 место – 1 2 место – 1 3 место - 1 | ||||
Соревнования по мини-футболу | 8\15% | 1 место -1 | --- | --- | - | - | ||||
Спартинейджер | 6\11 % | 1 место 1 | --- | -- | - | - | ||||
Лыжня России | 2\4% | 1 место - 2 | 7 \ 13 % | 1 место - 5 | ||||||
Президентские состязания 7 класс | 10/32% | 1 место | - | - | ||||||
Волейбол | 6/19% | 1 место | - | - | ||||||
Всего: | 65\114% | 1 место - 11 | 50/159% | 1 место-6 2 место-1 3 место-3 | 86\148 % | 1место– 16 2 место – 1 3 место - 1 | ||||
Областной | ||||||||||
Областные соревнования «Шиповка юных» | 3\6% | 2 место - 1 | --- | --- | - | - | ||||
Лыжные гонки | 2\4% | 2 место – 1 3 место - 1 | 2 \6% | 1 место -2 | - | - | ||||
Соревнования по легкой атлетике | 4\8% | 1 место - 1 | 2 \ 4 % | 2 место - 2 | ||||||
Всего: | 9\16% | 1 место — 1 2 место- 2 3 место - 1 | 2/6% | 1 место 2 | 2 \ 4 % | 2 место - 2 | ||||
Российский | ||||||||||
Легкая атлетика | 1\2% | 3 место - 1 | --- | --- | - | - | ||||
Всего: | 1\2% | 3 место - 1 | --- | --- | ||||||
2. Лидерское направление Районный уровень | ||||||||||
Районный смотр-конкурс школьных детских общественных организаций | 6\12% | 2 место - 1 | ----- | ----- | 2 \ 4 % | 2 место - 1 | ||||
всего | 6\12% | 2 место - 1 | --- | --- | 2 \ 4 % | 2 место - 1 | ||||
3.Интеллектуальное направление Районный уровень | ||||||||||
Районная научно-практическая конференция | 4\8% | 1 место -1 2 место - 1 3 место - 1 | 1/3% | призер | - | - | ||||
Русский медвежонок | 12\24% | участие | 12\20% | участие | 16\32% | участие | ||||
Кенгуру | 13\23% | участие | 10\18% | участие | - | - | ||||
Районный этап всероссийской олимпиады | 4\8% | участие | --- | --- | 1\2% | 2 место - 1 | ||||
15 районная конференция юных исследователей | 1/2% | 2 место - 1 | ||||||||
Всего: | 33\57% | 1 место -1 2 место - 1 3 место - 1 | 23/44% | участия 3 | 18\36% | 2 место -2 | ||||
Областной уровень | ||||||||||
Заочная областная олимпиада «Поколение 21 века» | 3\6% | участие | ||||||||
Всего | 3\6% | участие | ||||||||
Российский уровень | ||||||||||
Математический марафон | 1 \ 2 % | 2 место | ||||||||
Всего | --- | -- | -- | -- | - | - | ||||
4.Художественно-эстетическое направление | ||||||||||
Фестиваль «Обильный край благословенный» | 38\67% | участие | 40/76% | участие | 36\72% | участие | ||||
Районный фестиваль «Новосергиевские звездочки» | 13\22% | участие | 14/43% | участие | 12\24% | 1 место - 1 | ||||
Районный фестиваль «Долг. Честь. Родина» | 16\30% | 1 место - 1 | 14/25% | 1 место -1 | 1\ 2 % | 2 место - 1 | ||||
Районный фестиваль «Талант! Музыка! Дети!» | 18\34% | 3 место - 1 | 16/30% | участие | 15\ 28 % | 2 место – 1 3 место - 1 | ||||
Районный конкурс «Мастерская деда Мороза» | 2\4% | участие | --- | --- | 2/4% | участие | ||||
Всего: | 87\152% | 1 место — 1 3 место - 1 | 84/161% | 1место -1 | 66\132% | 1 место – 1 2 место – 2 3 место - 1 | ||||
5.Экологическое направление | ||||||||||
Экологический форум «Моя малая родина» | 1\2 % | Диплом участника | ||||||||
Районный конкурс фотографий «Зеленая планета» | 2\4% | - | --- | ---- | - | - | ||||
Районный конкурс рисунков «Зеленая планета» | 3\6% | 1 место — 1 2 место - 2 | --- | -- | - | - | ||||
Районный конкурс фотографий «Моя малая родина» | - | - | 1/2 % | 1 место - 1 | ||||||
Районная конференция юных исследователей природы по экологии, в секции «Экофото» | 2\4% | 2 место - 1 | --- | ---- | ||||||
Всего | 7\12% | 1 место — 1 2 место - 3 | --- | --- | 1/2 % | 1 место - 1 | ||||
6. Нравственно-патриотическое направление | ||||||||||
Районная игра «Застава» | 10/20% | 1 место - 1 | ||||||||
Всего | 10/20% | 1 место - 1 | ||||||||
Всего на районном уровне | 198\347% | 1 место -14 2 место - 5 3 место - 2 | 157/302% | 1 место -7 2 место – 1 3 место 3 участие - 3 | 184/317% | 1 место -19 2 место – 6 3 место 2 участие - 3 | ||||
Всего на областном уровне | 9\16% | 1 место -1 2 место - 1 3 место - 1 | 2/6% | 1 место -2 | 5/10% | 2 место – 2 участие - 3 | ||||
Всего на Всероссийском уровне | 1\2% | 3 место - 1 | --- | ---- | 1 \ 2 % | 2 место - 1 | ||||
Всего | 207\363% | 1 место -15 2 место - 6 3 место - 3 | 159/304% | 1 место -9 2 место – 1 3 место 3 участие - 3 | 190\330% | 1 место -19 2 место – 9 3 место 2 участие - 6 |
Проблемы в организации работы с одарёнными детьми:
- Низкий % результативности всероссийской олимпиады школьников.(районный и региональный уровень)
- Несоответствие учительского корпуса требованиям новых образовательных стандартов.
5.Основные направления работы
1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.
2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.
3. Развитие творческих способностей учащихся.
4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Наименование Программы | «ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБО ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ на 2014-2016 годы» |
Нормативная база для разработки Программы |
Региональный базисный учебный план, утверждённый приказом министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063
на 2014–2020 годы»
обществе учащихся» - муниципальная программа по выявлению осмобо одаренных и талантливых детей в ОУ Новосергиевского района на 2014-2016 годы» |
Разработчики Программы | Администрация МОБУ «Землянская ООШ» , руководители МО Состав рабочей группы: Семенова О.В. – директор ОУ Некрасова С.В. – зд по УВР Лучникова О.А. – руководитель МО предметников Садыкова Г.Б. - руководитель МО начальных классов Шнякина Т.В. – руководитель МО классных руководителей |
Исполнители Программы | Администрация МОБУ «Землянская ООШ», педагоги ОУ |
Цели и задачи Программы | Цель: 1.Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации. 2. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации. 3.Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми. 4.Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей. Задачи: 1.Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний. 3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся. 4. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. 5. подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми; 6.научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей; 7.создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми |
Сроки реализации Программы | 2014-2016 годы |
Основные принципы программы | 1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников. 2. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности. 3. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности. 4. Поддержание интереса, любознательности. 5. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций, викторин и т.д. 6. Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к личностно-творческой самореализации. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1.Активизацию инициативы и творчества учащихся в разных областях наук; 3. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми. 4. Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации. 5. Повышению качества образования и воспитания школьников. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | доля детей, включенных в систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста; |
Система организации контроля за выполнением программы | 1. Контроль реализации программы осуществляет Администрация МОБУ «Землянская ООШ» 2. Подготовка ежегодного публичного доклада руководителей ОО о результатах деятельности школы по реализации программы 3.Отчёт по реализации программы ОО на РМС, аппаратных совещаниях, совещаниях директоров ОО Новосергиевского района, совещаниях РМО заместителей директоров по УВР, заседаниях РМО учителей-предметников |
Финансовое обеспечение | Финансирование данной программы осуществляется за счёт бюджетного финансирования |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | Основные направления деятельности | Содержание деятельности | МЕРОПРИЯТИЯ: | Сроки исполнения |
1 | Организационно-управленческое обеспечение | Разработка программы по выявлению особо одарённых и талантливых детей на 2014-2016 годы. Проведение мониторинга работы с одаренными детьми. Составление ежегодного плана работы с одаренными детьми. Подготовка и проведение диагностической работы. Изучение интересов и склонностей обучающихся, уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной. Формирование системы внеурочной работы с одаренными детьми: Организация системы исследовательской работы школьников. | Разработка нормативно - правового обеспечения организации работы с одаренными школьниками : 1.Формирование банка федеральных, региональных и муниципальных нормативных актов, регулирующих работу по выявлению особо одарённых и талантливых детей в школе. 2.Разработка нормативно-правовой документации по выявлению особо одарённых и талантливых детей 3. Внесение изменений в действующие муниципальные нормативно-правовые акты и нормативно-правовую базу (уставы, положения и т.д.) Корректировка БУП | 2014 г. 2014-2015уч. г. 2014-2015уч. г. 2014-2015уч. г. |
2 | Развитие и поддержка учреждений работающих с одаренными детьми. | Участие в совместной работе с сузами по различным направлениям. Программно-методическое обеспечение работы по выявлению и развитию одаренных детей. | Проведение диагностики уровня интеллектуальных и творческих способностей детей. | 2015-2016уч.год |
3 | Осуществление социальной поддержки одаренных детей. | Подготовка и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников. Обеспечение участия школьников во всероссийских олимпиадах, конкурсах. Участие в турниров и выставок, представление материала для издания творческих и научно-исследовательских работ победителей муниципальных, всероссийских конкурсов. Посещение лагеря летнего отдыха для одаренных детей по различным направлениям. Поощрение одаренных детей. Поощрение педагогов, подготовивших победителей и призеров всероссийских олимпиад, конкурсов, фестивалей. | Интеллектуальный конкурс по иностранным языкам “КОАЛА – 2014”. Участники – учащиеся 3 – 9 классов. Научно-практическая конференция учащихся Новосергиевского района Научно-практическая конференция для учащихся 3-4 классов «Первые шаги в науку» Международный математический конкурс «Кенгуру» Районный этап конкурса юных чтецов «Живая классика» - 2014 Игровой конкурс «Человек и Природа» Конкурс детского творчества «Новосергиевские звездочки» Районная и областная выставка «Юннат – 2014» Международная игра — конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех» Восьмой игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog». Литературный конкурс «Пегасик – 2014» Участие в эколого-краеведческих конкурсах; Игра по языкознанию «Русский медвежонок». Школьный этап Всероссийской олимпиады для школьников. Районная олимпиада младших школьников по русскому языку и математике «Звёздные ступеньки» Районный этап Всероссийской олимпиады для школьников Вручение благодарственных писем главы района лучшим выпускникам 9-х, классов по итогам учебного года. Премия главы района-2 человек, , Почётные грамоты РОО-3 человек, , благодарность РОО-3 человек | Постоянно Январь, ежегодно март, ежегодно март, ежегодно март, ежегодно март, ежегодно апрель, ежегодно май , ежегодно сентябрь, ежегодно ноябрь, ежегодно декабрь, ежегодно сентябрь-октябрь В течение года ноябрь, ежегодно октябрь-ноябрь октябрь-ноябрь, ежегодно ноябрь-декабрь, ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно |
4. | Организация мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми. | Информационное обеспечение различных мероприятий целевой программы, в том числе информационная поддержка соответствующего сайта в Интернете. Проведение мониторинга работы с одаренными детьми. Составление ежегодного плана работы с одаренными детьми. Подготовка и проведение диагностической работы. Изучение интересов и склонностей обучающихся, уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной. Формирование системы внеурочной работы с одаренными детьми в школе: Организация системы исследовательской работы школьников. Посещение учащимися лагеря летнего отдыха для одаренных детей по различным направлениям. | Посещение учащимися профильной смены в загородном лагере «Орлёнок» | Постоянно Ежегодно, III поток |
5 | Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одаренными детьми. | Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми. | Повышение квалификации кадров по теме «Работа с одаренными детьми». 1.Определение целей работы, проведение семинаров (Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе", "Обеспечение эмоционального положительного фона обучения"), совещаний, деление опытом работы, подведение итогов. 2.Создание индивидуальной программы педагогов по развитию творческого потенциала талантливого ученика | Постоянно постоянно |
6. | Научно-методическое и образовательное направление | Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации | Формирование учебного плана ОО в соответствии с запросом родителей, учащихся, особенностями одарённых детей. Внедрение в образовательные программы индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей. Ведение в ОО накопительной системы оценивания образовательных достижений учеников с помощью портфолио. Ведение карт развития ученика с целью отслеживания достижений и накопления информации об одаренных детях. Распространение материалов из опыта работы учителей района и ОО по работе с одаренными детьми. Разработка программ по созданию системы работы с одаренными детьми в ОО | Ежегодно В течение учебного года Ежегодно |
Оценка эффективности долгосрочной программы
№ | Показатели оценки эффективности | Наименование мероприятий | 2014 год (базовый, оценка) (%) | Изменение значений показателя по годам | Значение показателя на момент окончания действия долгосрочной программы | ||
2014-2015 уч.год | 2015-2016 уч. год | 2016-2017 уч.год | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Количество победителей, призеров, олимпиад | Районный и региональный этап всероссийской олимпиады школьников | 15% | 15% | 25% | 30% | 30% |
2 | Количество победителей, призеров соревнований, конкурсов | Районные , региональные, всероссийские соревнования, конкурсы | 20% | 25% | 40% | 50% | 50% |
Приоритетные направления работы с одаренными детьми | Мероприятия по развитию интеллектуальных способностей учащихся. | Сроки: | |
Разработка нормативно - правового обеспечения организации работы с одаренными школьниками в Новосергиевском районе | |||
Разработка нормативно - правового обеспечения организации работы с одаренными школьниками в Новосергиевском районе | Нормативно - правовое обеспечение организации работы с одаренными школьниками в Новосергиевском районе
на 2014–2020 годы»
Приказ РОО № 61 по Новосергиевскому ОО от 14.03.2012 г. «Об утверждении положения о районном научном обществе учащихся» - муниципальная программа по выявлению особо одаренных детей вОУ Новосергиевского района на 2014-2016 годы | ||
Развитие и поддержка учреждений работающих с одаренными детьми. | |||
Программно-методическое обеспечение работы образовательных учреждений по выявлению и развитию одаренных детей. | Развитие сети диагностики уровня интеллектуальных и творческих способностей детей. В учебных планах ОУ выделены часы на индивидуально-групповую работу с одарёнными детьми, изучение элективных и практико-ориентированных курсов | ||
Осуществление государственной поддержки и социальной поддержки одаренных детей. | |||
Подготовка и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников. Обеспечение участия сборных команд школьников в, республиканских и всероссийских олимпиадах, конкурсах, слетах, учебно-тренировочных сборах. | Участие обучающихся, и достижение положительных результатов в районных, региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах, слетах, учебно-тренировочных сборах. Чествование победителей и призеров, лауреатов различных конкурсов, олимпиад, соревнований, поощрение творческих и научно-исследовательских инициатив одаренных детей. | В течение года | |
Проведение турниров и выставок, издание творческих и научно-исследовательских работ муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов. | Интеллектуальный конкурс по иностранным языкам “КОАЛА – 2014”. Участники – учащиеся 3 – 9 классов. Научно-практическая конференция учащихся Новосергиевского района Научно-практическая конференция для учащихся 3-4 классов «Первые шаги в науку» Международный математический конкурс «Кенгуру» Районный этап конкурса юных чтецов «Живая классика» - 2014 Игровой конкурс «Человек и Природа» Конкурс детского творчества «Новосергиевские звездочки» Районная и областная выставка «Юннат – 2014» Международная игра — конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех» Восьмой игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog». Литературный конкурс «Пегасик – 2014» Участие в эколого-краеведческих конкурсах; Игра по языкознанию «Русский медвежонок». Школьный этап Всероссийской олимпиады для школьников. Районная олимпиада младших школьников по русскому языку и математике «Звёздные ступеньки» Районный этап Всероссийской олимпиады для школьников | Январь, ежегодно март, ежегодно март, ежегодно март, ежегодно март, ежегодно апрель, ежегодно май , ежегодно сентябрь, ежегодно ноябрь, ежегодно декабрь, ежегодно сентябрь-октябрь В течение года ноябрь, ежегодно октябрь-ноябрь октябрь-ноябрь, ежегодно ноябрь-декабрь, ежегодно | |
Посещение учащимися лагеря летнего отдыха для одаренных детей по различным направлениям. | Посещение учащимися профильной смены в загородном лагере «Орлёнок» с.Рыбкино | Ежегодно, III поток | |
Поощрение одаренных детей. | Вручение благодарственных писем главы района лучшим выпускникам 9-х, классов по итогам учебного года. | Ежегодно | |
Поощрение педагогов подготовивших победителей и призеров районных, региональных, всероссийских олимпиад, конкурсов, фестивалей. | Все педагоги имеют поощрения и награждения муниципального уровня. | ||
3. Организация мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми. | |||
Информационное обеспечение различных мероприятий целевой программы, в том числе информационная поддержка соответствующего сайта в Интернете. | Увеличение количества одаренных детей. | ||
Проведение мониторинга работы с одаренными детьми. | Критерии оценки эффективности деятельности с одаренными детьми. | ||
Составление ежегодного плана работы с одаренными детьми. | Организация планированной работы с одаренными детьми. | ||
Подготовка и проведение диагностической работы. Изучение интересов и склонностей обучающихся, уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной. | Выявление и увеличение количества одаренных детей, направленная работа с одаренными детьми. | ||
Формирование системы внеурочной работы с одаренными детьми: Организация работы элективных курсов по учебным дисциплинам. Организация системы исследовательской работы школьников. | Выявление и увеличение количества одаренных детей, направленная работа с одаренными детьми. | ||
4. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одаренными детьми. | |||
Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми. | Повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми. | ||
Научно-методическое и образовательное направление | |||
Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка | Формирование учебного плана ОО в соответствии с запросом родителей, учащихся, особенностями одарённых детей. Внедрение в образовательные программы индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей. Ведение в ОО накопительной системы оценивания образовательных достижений учеников с помощью портфолио. Ведение карт развития ученика с целью отслеживания достижений и накопления информации об одаренных детях. Распространение материалов из опыта работы учителей района и ОО по работе с одаренными детьми. Разработка программ по созданию системы работы с одаренными детьми в ОО | май, август (ежегодно) | |
Создание системы психолого- социального сопровождения | |||
Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей | Работа, направленная на выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.). Опрос родителей, учителей, анализ продуктов деятельности во внеурочное время. Возможно также предъявление теста-анкеты А. де Хаана и Г. Каффа. Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках и внеурочное время. При проведении социометрических исследований изучается социальный статус детей и проводится профилактическая работа. | ||
Апробация и внедрение программы развития и поддержки одаренности | |||
Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса | 4. Приобретение, подбор и накопление методической литературы по работе с одаренными детьми 9. Организация информационных выставок по работе с одаренными детьми 10. Выпуск информационных бюллетеней по работе с одаренными детьми. 11. . Разработка учебных программ для углубленного изучения предметов, кружков, объединений дополнительного образования 14.Развитие в общеобразовательных учреждениях дистанционных технологий образования с использованием сети Интернет, цифровых хранилищ, российских архивов, музеев, библиотек 15.. Создание виртуальной выставки научно-практической продукции педагогов по теме «Методы, технологии и формы работы по развитию индивидуальных способностей ребенка» |
Мероприятия по развитию интеллектуальных способностей учащихся.
Мероприятия | Срок | Ответственный | |
Районный этап Всероссийской олимпиады для школьников. | ноябрь | Зд по УВР | |
Интеллектуальный конкурс по иностранным языкам “КОАЛА – 2014”. Участники – учащиеся 3 – 9 классов. | январь | Зд по УВР | |
Научно-практическая конференция учащихся Новосергиевского района | март | руководители ОО | |
Научно-практическая конференция для учащихся 3-4 классов «Первые шаги в науку» | март | руководители ОО | |
Международный математический конкурс «Кенгуру» | март | Зд по УВР | |
Районный этап конкурса юных чтецов «Живая классика» - 2014 | март | Зд по УВР | |
Игровой конкурс «Человек и Природа» | апрель | Зд по УВР | |
Конкурс детского творчества «Новосергиевские звездочки» | Май | Зд по УВР | |
Районная и областная выставка «Юннат – 2014» | Сентябрь | Зд по УВР | |
Международная игра — конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех» | ноябрь | Зд по УВР | |
Восьмой игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog». | декабрь | Зд по УВР | |
Литературный конкурс «Пегасик – 2014» | Сентябрь-октябрь | Зд по УВР | |
Участие в эколого-краеведческих конкурсах; | В течение года | Зд по УВР | |
Игра по языкознанию «Русский медвежонок». | ноябрь | Зд по УВР | |
Школьный этап Всероссийской олимпиады для школьников. | Октябрь-ноябрь | Зд по УВР | |
Районная олимпиада младших школьников по русскому языку и математике «Звёздные ступеньки» | Октябрь-ноябрь | Зд по УВР | |
Районный этап Всероссийской олимпиады для школьников | Ноябрь-декабрь | Зд по УВР | |
Работа центров довузовской подготовки по договору с ОГАУ, ОГУ. | В течение школьных каникул | Зд по УВР |
- План реализации направлений программы .
№ п/п | Основные направления | Сроки | Исполнители |
Научное направление. | |||
1 | Разработка приемлемой для школы системы выявления одаренного ребенка | 2014 | Зам. директора по УВР |
2 | Корректировка банка данных по одарённым детям | Ежегодно (1 четверть) | Зам. директора по УВР, учителя-предметники |
3 | Формирование системы мониторинга личностного роста одарённых детей. | 2014 | Зам. директора по УВР |
4 | Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка | 2014 | Зам. директора по УВР, учителя-предметники |
Научно-методическое и образовательное направление | |||
1 | Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка | 2014-2016 | Творческие группы учителей |
2 | Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации | 2014-2016 | Зам. директора по УВР |
3 | Создание системы психолого -социального сопровождения | 2014 -2015 | Зам. директора по УВР, классные руководители |
4 | Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей | 2014- 2016 | учителя - предметники |
5 | Апробация и внедрение программы развития и поддержки одаренности | 2014- 2016 | Зам. директора по УВР |
6 | Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса | 2014- 2016 | Директор, зам. директора по УВР, |
7 | Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми | 2014- 2016 | Зам. директора по УВР |
8 | Разработка, апробация и внедрение нового содержания образования для разных типов одаренности | 2014- 2016 | Зам. директора по УВР, руководители МО и творческих групп |
9 | Организация общешкольного семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема» | 2014- 2016 | Зам. директора по УВР |
10 | Целенаправленная работа с родителями (законными представителями) по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития | 2014- 2016 | Зам. директора по УВР |
11 | Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка | 2014- 2016 | Зам. директора по УВР, учителя - предметники |
12 | Привлечение внимания общественности села к потребностям одаренных обучающихся | 2014- 2016 | Директор, родительский комитет |
13 | Создание информационной базы по проблемам одаренности детей | 2014- 2016 | Зам. директора по УВР |
14 | Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей | 2014- 2016 | Педагоги школы |
15 | Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми; - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться; - «Судьбы одаренных людей – судьбы одаренных детей» - биографические эскизы; - детские достижения (рисунки, стихи, фотографии, др.) | 2014- 2016 | Зав. инфомационно-библиотечным центром, педагоги школы |
16 | Деятельность МО: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; - организация апробации методик обучения школьников | 2014- 2016 | Зам. директора по УВР |
17 | |||
Организационное психолого-педагогическое направление | |||
1 | Индивидуальная работа со специалистами | 2014- 2016 | Зам. директора по УВР |
2 | Организация и совершенствование работы кружков различной направленности | 2014- 2016 | Зам. директора по УВР |
3 | Оказание практической помощи по включению обучающихся в систему школьных и межшкольных занятий | 2014- 2016 | Классные руководители |
4 | Создание среды общения, самореализации. Социализации: - заключение договоров с учреждениями образования различного уровня; - организация и проведение предметных олимпиад различного уровня; - организация выставок; - организация защиты творческих проектов | 2014- 2016 | Зам. директора по УВР, учителя-предметники |
5 | Посещение краткосрочных интенсивных школ, летней школы для одаренных детей (другие варианты) | 2014- 2016 | Директор |
Социально-экономическое направление | |||
1 | Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи | 2014- 2016 | Директор, родительский комитет |
2 | Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, авторов научных открытий, т.д. | 2014- 2016 | Директор |
3 | Размещение на сайте школы информации об итогах конкурсов, олимпиад, спортивных соревнованиях, достижения в социально-значимой общественной деятельности | ежегодно | Зам. директора по УВР, координатор школьного сайта |
4 | Проведение итоговых линеек для награждения обучающихся | В течение года | Зам. директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для одаренных и талантливых детей "РОСТОК"
Основной идеей программы «Росток» является объединение усилий учителей географии и биологии, учащихся школы, родителей, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обу...
Программа "Одаренные и талантливые дети"
Программа разработана для работы с детьми высокой и повышенной мотивации в предметной области "Искусство"....
Дипломная работа по теме"УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Дипломная работа содержит 85 страниц печатного текста, 36 использованных источников. Ключевые понятия: ОДАРЕННОСТЬ, АКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, ЯВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, СКР...
Методическая разработка "Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей"
В РАЗРАБОТКЕ ОПИСЫВАЕТСЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ.Необходимо решить следующие задачи:1. Создать систему целенаправленного выявления одаренных и талантливых детей.2. Со...
Рабочая программа для одаренных и талантливых детей по географии
Цель программы:- выявить одаренных детей, склонных к изучению естественных наук, способствовать саморазвитию, самореализации, самопознанию ребенка;-организовать урочную и внеурочную деятельност...
Методическая разработка; Развития математического образования «Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей»
Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей – один из путей к Качеству образования как одной из самых значимых ценностей современного человека. От качества обра...