Программа по выявлению особо одаренных и талантливых детей
рабочая программа на тему

Семенова Оксана Владимировна

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района, села в ближайшей перспективе

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю.

Директор ОУ __________________

Семенова О.В.

«ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБО ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ

на 2016-2018 годы»

Землянка-2015

Структура программы:

Раздел I. Аналитический модуль программы

Пояснительная записка (обоснование необходимости программы)

Нормативное основание для разработки программы.

Принципы работы с одарёнными детьми.

Раздел II. Целеполагающий модуль программы

Цели и задачи программы.

III. Механизм реализации программы:

Направления деятельности в рамках программы.

Организация и содержание программы.

Кадровое обеспечение программы.

Организационное и функциональное обеспечение программы.

Финансовое обеспечение программы.

Перспективы реализации программы.

            Раздел I. Аналитический модуль программы

Пояснительная записка

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района, села в ближайшей перспективе

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

В своей работе будем опираться на следующее «рабочее» определение одарённых детей:

К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

1)      имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

2)      имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3)      испытывают радость от умственного труда.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:

1)      дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

2)      дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

3)      учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.

В школе сформирован банк данных одаренных детей, куда первоначально вошли учащиеся с признаками одаренности, с высокими интеллектуальными, творческими и физическими способностями. Ежегодно в течение учебного года банк данных корректируется с учетом результативных данных на детей, результативностью мероприятий.

Внедряются индивидуальные программы работы педагогов с одаренными детьми.

Проводилась большая работа по организации самостоятельной исследовательской деятельности. Проводятся школьные научно - исследовательские конференции. Идет обобщение опыта работы педагогов, занимающихся с одаренными детьми, результатом которого является включение этого опыта в сборник опыта работы педагогов района.

Сегодня в школе работа с одаренными, способными детьми ведется в нескольких направлениях: проводятся олимпиады, научно-практические конференции учащихся, учащиеся активно участвуют в различных конкурсах и т.д.

Реализация программы позволяет увеличить процент учащихся принявших участие в школьном, муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, повышение качества подготовки и количество педагогов работающих с одаренными детьми, увеличение количества участий в районных мероприятиях для раскрытия творческих способностей, обновление банка данных, включающего сведения о детях с различными типами одаренности. В школе созданы условия для реализации всех видов одаренности. Дополнительным образованием в школе охвачены 88 % детей и подростков. Всего в школе работает 9 объединений, их посещает 49 учащихся.

Школа организует работу с детьми в течение всего учебного года. Ежегодно учащиеся посещают школу для одаренных детей «Дар». Занятия ведутся по хореографии, вокалу, прикладному творчеству, журналистике, автомоделированию.

Достижения:

1)Бессмертная С.М.:

- Математический марафон 2 место

2) Юрова Н.И.:

- Районный этап всероссийской олимпиады 2 место

3) Шова Т.А.:

«Обильный край благословенный»

Районный фестиваль «Новосергиевские звездочки»

Районный фестиваль «Талант. Музыка. Дети» - 1 место

4) Бородин Ю.А.:

«Спартакиада школьников», районные соревнования по настольному теннису, футболу, мини- футболу, легкоатлетическому четырёхборью и другие виды спорта – 1 место.

- НПК – 2 место

5) Захарова Е.В.:

Районная игра «Застава» 1 место

6)Некрасова С.В.

- конкурс фотографий

В районе проходят достаточно мероприятий на развитие творческих способностей учащихся, в которых принимают участие учащиеся ОУ. Это фестивали для всех возрастных категорий учащихся «Новосергиевские звездочки», «Обильный край благословенный», «Талант. Музыка. Дети.». Учащиеся принимают участие в мероприятиях на развитие прикладного творчества «Мастерм ДШИ и там добиваются высоких творческих результатов.

С каждым годом увеличивается число учащихся, принявших участие в региональных и Всероссийских конкурсах.

Информация об участии и достижениях учащихся в мероприятиях различного уровня

Название мероприятия с указанием уровня

(муниципальный, региональный, федеральный)

2011 -2012

2012 -2013

2013-2014

Кол-во участников

Кол-во

призеров

Кол-во участников

Кол-во

призеров

Кол-во участников

Кол-во

призеров

1. Двигательно-спортивное направление

Районный уровень

Районные лично-командные соревнования по пешеходному туризму на технической имитационной дистанции

16\30%

1 место - 1

--

--

-

-

Старты надежд

1 место 1

43 \ 80 %

1 место - 1

Легкоатлетический кросс

6\11 %

1 место 1

6/18%

2 место

6 \ 11 %

1 место - 6

Соревнования по футболу

11\22%

1 место -1

12/38%

1 место 1

12 \ 22 %

1 место - 1

Настольный теннис

4\8%

1 место -1

4/12,5%

1место

3место-3

6 \ 12 %

1 место - 1

Лыжные гонки

4\8%

1 место -1

4/15,55

1 место

1 место -2

4 \ 7 %

1 место - 1

Легкоатлетическое четырехборье

8\15%

1 место -1

8/25%

1 место

8 \ 15 %

1 место – 1

2 место – 1

3 место - 1

Соревнования по мини-футболу

8\15%

1 место -1

---

---

-

-

Спартинейджер

6\11 %

1 место 1

---

--

-

-

Лыжня России

2\4%

1 место - 2

7 \ 13 %

1 место - 5

Президентские состязания 7 класс

10/32%

1 место

-

-

Волейбол

6/19%

1 место

-

-

Всего:

65\114%

1 место - 11

50/159%

1 место-6

2 место-1

3 место-3

86\148 %

1место– 16

2 место – 1

3 место - 1

Областной

Областные соревнования «Шиповка юных»

3\6%

2 место - 1

---

---

-

-

Лыжные гонки

2\4%

2 место – 1

3 место - 1

2 \6%

1 место -2

-

-

Соревнования по легкой атлетике

4\8%

1 место - 1

2 \ 4 %

2 место - 2

Всего:

9\16%

1 место — 1

2 место- 2

3 место - 1

2/6%

1 место 2

2 \ 4 %

2 место - 2

Российский

Легкая атлетика

1\2%

3 место - 1

---

---

-

-

Всего:

1\2%

3 место - 1

---

---

2. Лидерское направление

Районный уровень

Районный смотр-конкурс школьных

детских общественных организаций

6\12%

2 место - 1

-----

-----

2 \ 4 %

2 место - 1

всего

6\12%

2 место - 1

---

---

2 \ 4 %

2 место - 1

3.Интеллектуальное направление

Районный уровень

Районная научно-практическая конференция

4\8%

1 место -1

2 место - 1

3 место - 1

1/3%

призер

-

-

Русский медвежонок

12\24%

участие

12\20%

участие

16\32%

участие

Кенгуру

13\23%

участие

10\18%

участие

-

-

Районный этап всероссийской олимпиады

4\8%

участие

---

---

1\2%

2 место - 1

15 районная конференция юных исследователей

1/2%

2 место - 1

Всего:

33\57%

1 место -1

2 место - 1

3 место - 1

23/44%

участия 3

18\36%

2 место -2

Областной уровень

Заочная областная олимпиада «Поколение 21 века»

3\6%

участие

Всего

3\6%

участие

Российский уровень

Математический марафон

1 \ 2 %

2 место

Всего

---

--

--

--

-

-

4.Художественно-эстетическое направление

Фестиваль «Обильный край благословенный»

38\67%

участие

40/76%

участие

36\72%

участие

Районный фестиваль «Новосергиевские звездочки»

13\22%

участие

14/43%

участие

12\24%

1 место - 1

Районный фестиваль «Долг. Честь. Родина»

16\30%

1 место - 1

14/25%

1 место -1

1\ 2 %

2 место - 1

Районный фестиваль «Талант! Музыка! Дети!»

18\34%

3 место - 1

16/30%

участие

15\ 28 %

2 место – 1

3 место - 1

Районный конкурс «Мастерская деда Мороза»

2\4%

участие

---

---

2/4%

участие

Всего:

87\152%

1 место — 1

3 место - 1

84/161%

1место -1

66\132%

1 место – 1

2 место – 2

3 место - 1

5.Экологическое направление

Экологический форум «Моя малая родина»

1\2 %

Диплом участника

Районный конкурс фотографий «Зеленая планета»

2\4%

-

---

----

-

-

Районный конкурс рисунков «Зеленая планета»

3\6%

1 место — 1

2 место - 2

---

--

-

-

Районный конкурс фотографий «Моя малая родина»

-

-

1/2 %

1 место - 1

Районная конференция юных исследователей природы по экологии, в секции «Экофото»

2\4%

2 место - 1

---

----

Всего

7\12%

1 место — 1

2 место - 3

---

---

1/2 %

1 место - 1

6. Нравственно-патриотическое направление

Районная игра «Застава»

10/20%

1 место - 1

Всего

10/20%

1 место - 1

Всего на районном уровне

198\347%

1 место -14

2 место - 5

3 место - 2

157/302%

1 место -7

2 место – 1

3 место 3

участие - 3

184/317%

1 место -19

2 место – 6

3 место 2

участие - 3

Всего на областном уровне

9\16%

1 место -1

2 место - 1

3 место - 1

2/6%

1 место -2

5/10%

2 место – 2

участие - 3

Всего на Всероссийском уровне

1\2%

3 место - 1

---

----

1 \ 2 %

2 место - 1

Всего

207\363%

1 место -15

2 место - 6

3 место - 3

159/304%

1 место -9

2 место – 1

3 место 3

участие - 3

190\330%

1 место -19

2 место – 9

3 место 2

участие - 6

Проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

  1. Низкий % результативности всероссийской олимпиады школьников.(районный и региональный уровень)
  2. Несоответствие учительского корпуса  требованиям новых образовательных стандартов.

5.Основные направления работы

1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

Наименование Программы

«ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБО ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ

на 2014-2016 годы»

Нормативная база для разработки Программы

  • Конституция РФ
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации",
  • Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312» от 26.11.2010 №1241
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»,
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  • Региональный базисный учебный план, утверждённый приказом министерства образования Оренбургской области от 19.07.2013 № 01-21/1061

Региональный базисный учебный план, утверждённый приказом министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063

  • План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (от 07.09.2010 № 1507-р)
  • Районная программа «Развитие системы образования Новосергиевского района”

на 2014–2020 годы»

  • Приказ РОО № 329 от 22.09.2011 г. «О создании очной школы для одаренных детей «Сократ».
  • Приказ РОО № 327 от 19.11.2008 «О районной научно-практической конференции учащихся и педагогов Новосергиевского района» (утверждает Положение).
  • Положения о районной олимпиаде младших школьников по русскому языку и математике «Звездные ступеньки», утверждено приказом РОО №354 от 28.09.2012
  • Приказ РОО №№337 от 24.10.2013 г. «Об открытии районной физико – математической школы для одаренных учащихся школ п. Новосергиевка»
  • Приказ РОО № 61 по Новосергиевскому ОО от 14.03.2012 г. «Об утверждении положения о районном научном

обществе учащихся»

- муниципальная программа по выявлению осмобо одаренных и талантливых детей в ОУ Новосергиевского района на 2014-2016 годы»

Разработчики Программы

Администрация МОБУ «Землянская ООШ» , руководители МО

Состав рабочей группы:

Семенова О.В. – директор ОУ

Некрасова С.В. – зд по УВР

Лучникова О.А. – руководитель МО предметников

Садыкова Г.Б. - руководитель МО начальных классов

Шнякина Т.В. – руководитель МО классных руководителей

Исполнители Программы

Администрация МОБУ «Землянская ООШ», педагоги ОУ

Цели и задачи Программы

Цель:

1.Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.

2. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

3.Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

4.Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

Задачи:

1.Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

4. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

5. подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;

6.научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;

7.создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми

Сроки реализации Программы

2014-2016 годы 

Основные принципы программы

1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

2. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

3. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

4. Поддержание интереса, любознательности.

5. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций, викторин и т.д.

6. Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к личностно-творческой самореализации. 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1.Активизацию инициативы и творчества учащихся в разных областях наук;
2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

3. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми.

4. Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

5. Повышению качества образования и воспитания школьников.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

доля детей, включенных в систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста;
-количество одаренных детей школьного возраста - победителей районных, региональных, всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров, проведенных в рамках программы;
-количество региональных, всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проведенных для выявления одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности

Система организации контроля за выполнением программы

1. Контроль реализации программы осуществляет Администрация МОБУ «Землянская ООШ»

2. Подготовка ежегодного публичного доклада руководителей ОО о результатах деятельности школы по реализации программы

3.Отчёт по реализации программы ОО на РМС, аппаратных совещаниях, совещаниях директоров ОО Новосергиевского района, совещаниях РМО заместителей директоров по УВР, заседаниях РМО учителей-предметников

Финансовое обеспечение

Финансирование данной программы осуществляется за счёт бюджетного финансирования

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основные направления

деятельности

Содержание деятельности

МЕРОПРИЯТИЯ:

Сроки

исполнения

1

Организационно-управленческое обеспечение

Разработка программы по выявлению особо одарённых и талантливых детей на 2014-2016 годы.

Проведение мониторинга работы с одаренными детьми.

Составление ежегодного  плана работы с одаренными детьми.

Подготовка и проведение диагностической работы.

Изучение интересов и склонностей обучающихся, уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной.

Формирование системы внеурочной работы с одаренными детьми:

Организация системы исследовательской работы школьников.

Разработка нормативно - правового обеспечения организации работы с одаренными школьниками :

1.Формирование банка федеральных, региональных и муниципальных нормативных актов, регулирующих работу по выявлению особо одарённых и талантливых детей

в школе.

2.Разработка нормативно-правовой документации по выявлению особо одарённых и талантливых детей

3. Внесение изменений в действующие муниципальные нормативно-правовые акты и нормативно-правовую базу (уставы, положения и т.д.)

Корректировка БУП

2014 г.

2014-2015уч. г.

2014-2015уч. г.

2014-2015уч. г.

2

Развитие и поддержка учреждений работающих с одаренными детьми.

Участие в   совместной работе с сузами по различным направлениям.

Программно-методическое обеспечение работы по выявлению и развитию одаренных детей.

Проведение диагностики уровня интеллектуальных и творческих способностей детей.

2015-2016уч.год

3

Осуществление социальной поддержки одаренных детей.

Подготовка и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

Обеспечение участия школьников во всероссийских олимпиадах, конкурсах.

Участие в турниров и выставок, представление материала для издания творческих и научно-исследовательских работ победителей муниципальных, всероссийских конкурсов.

Посещение лагеря летнего отдыха для одаренных детей по различным направлениям.

Поощрение одаренных детей.

Поощрение педагогов, подготовивших победителей и призеров всероссийских олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Интеллектуальный конкурс по иностранным языкам “КОАЛА – 2014”. Участники – учащиеся 3 – 9 классов.

Научно-практическая конференция учащихся Новосергиевского района

Научно-практическая конференция для учащихся 3-4 классов «Первые шаги в науку»

Международный математический конкурс «Кенгуру»

Районный этап конкурса юных чтецов «Живая классика» - 2014

Игровой конкурс «Человек и Природа»

Конкурс детского творчества «Новосергиевские звездочки»

Районная и областная выставка «Юннат – 2014»

Международная игра — конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех»

Восьмой игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog».

Литературный конкурс «Пегасик – 2014»

Участие в эколого-краеведческих конкурсах;

Игра по языкознанию «Русский медвежонок».

Школьный этап Всероссийской олимпиады для школьников.

Районная олимпиада младших школьников по русскому языку и математике «Звёздные ступеньки»

Районный этап Всероссийской олимпиады для школьников

Вручение благодарственных писем главы района лучшим выпускникам 9-х, классов по итогам учебного года.

Премия главы района-2 человек, , Почётные грамоты РОО-3 человек, , благодарность РОО-3 человек

Постоянно

Январь, ежегодно

март, ежегодно

март, ежегодно

март, ежегодно

март, ежегодно

апрель, ежегодно

май , ежегодно

сентябрь, ежегодно

ноябрь, ежегодно

декабрь, ежегодно

сентябрь-октябрь

В течение года

ноябрь, ежегодно

октябрь-ноябрь

октябрь-ноябрь, ежегодно

ноябрь-декабрь, ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

4.

Организация мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми.

Информационное обеспечение различных мероприятий целевой программы, в том числе информационная поддержка соответствующего сайта в Интернете.

Проведение мониторинга работы с одаренными детьми.

Составление ежегодного  плана работы с одаренными детьми.

Подготовка и проведение диагностической работы.

Изучение интересов и склонностей обучающихся, уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной.

Формирование системы внеурочной работы с одаренными детьми в школе:

Организация системы исследовательской работы школьников.

Посещение учащимися лагеря летнего отдыха для одаренных детей по различным направлениям.

Посещение учащимися профильной смены в загородном лагере «Орлёнок»

Постоянно

Ежегодно, III поток

5

Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.

Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

Повышение квалификации кадров по теме «Работа с одаренными детьми».

1.Определение целей работы, проведение семинаров (Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе", "Обеспечение эмоционального положительного фона обучения"), совещаний, деление опытом работы, подведение итогов.

2.Создание индивидуальной программы педагогов по развитию творческого потенциала талантливого ученика

Постоянно

постоянно

6.

Научно-методическое и образовательное направление

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка

Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации

Формирование учебного плана ОО в соответствии с запросом родителей, учащихся, особенностями одарённых детей.

Внедрение в образовательные программы индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей.

Ведение в ОО накопительной системы оценивания образовательных достижений учеников с помощью портфолио.

Ведение карт развития ученика с целью отслеживания достижений и накопления информации об одаренных детях.

Распространение материалов из опыта работы учителей района и ОО по работе с одаренными детьми.

Разработка программ по созданию системы работы с одаренными детьми в ОО

Ежегодно

В течение учебного года

Ежегодно

Оценка эффективности долгосрочной программы 

Показатели оценки эффективности

Наименование мероприятий

2014 год (базовый, оценка)

(%)

Изменение значений показателя по годам

Значение показателя на момент окончания действия долгосрочной программы

2014-2015 уч.год

2015-2016

уч. год

2016-2017 уч.год

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Количество победителей, призеров, олимпиад

Районный и региональный этап всероссийской олимпиады школьников

15%

15%

25%

30%

30%

2

Количество победителей, призеров соревнований, конкурсов

Районные , региональные, всероссийские соревнования, конкурсы

20%

25%

40%

50%

50%

Приоритетные направления работы с одаренными детьми

Мероприятия по развитию интеллектуальных способностей учащихся.

Сроки:

Разработка нормативно - правового обеспечения организации работы с одаренными школьниками в Новосергиевском районе

Разработка нормативно - правового обеспечения организации работы с одаренными школьниками в Новосергиевском районе

Нормативно - правовое обеспечение организации работы с одаренными школьниками в Новосергиевском районе 

  • Районная программа «Развитие системы образования Новосергиевского района”

на 2014–2020 годы»

  • Районная целевая программа «Дети Оренбуржья. Новосергиевский район» на 2014–2021 годы.
  • Приказ РОО № 329 от 22.09.2011 г. «О создании очной школы для одаренных детей «Сократ».
  • Приказ РОО № 327 от 19.11.2008 «О районной научно-практической конференции учащихся и педагогов Новосергиевского района» (утверждает Положение).
  • Положения о районной олимпиаде младших школьников по русскому языку и математике «Звездные ступеньки», утверждено приказом РОО №354 от 28.09.2012
  • Приказ РОО №№337 от 24.10.2013 г. «Об открытии районной физико – математической школы для одаренных учащихся школ п. Новосергиевка»

Приказ РОО № 61 по Новосергиевскому ОО от 14.03.2012 г. «Об утверждении положения о районном научном обществе учащихся» 

- муниципальная программа по выявлению особо одаренных детей вОУ Новосергиевского района на 2014-2016 годы

Развитие и поддержка учреждений работающих с одаренными детьми.

Программно-методическое обеспечение работы образовательных учреждений по выявлению и развитию одаренных детей.

Развитие сети диагностики уровня интеллектуальных и творческих способностей детей. В учебных планах ОУ выделены часы на индивидуально-групповую работу с одарёнными детьми, изучение элективных и практико-ориентированных курсов

Осуществление государственной поддержки и социальной поддержки одаренных детей.

Подготовка и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников. Обеспечение участия сборных команд школьников в, республиканских и всероссийских олимпиадах, конкурсах, слетах, учебно-тренировочных сборах.

Участие обучающихся, и достижение положительных результатов в районных, региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах, слетах, учебно-тренировочных сборах.

Чествование победителей и призеров, лауреатов различных конкурсов, олимпиад, соревнований, поощрение творческих и научно-исследовательских инициатив одаренных детей.

В течение года

Проведение турниров и выставок, издание творческих и научно-исследовательских работ муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов.

Интеллектуальный конкурс по иностранным языкам “КОАЛА – 2014”. Участники – учащиеся 3 – 9 классов.

Научно-практическая конференция учащихся Новосергиевского района

Научно-практическая конференция для учащихся 3-4 классов «Первые шаги в науку»

Международный математический конкурс «Кенгуру»

Районный этап конкурса юных чтецов «Живая классика» - 2014

Игровой конкурс «Человек и Природа»

Конкурс детского творчества «Новосергиевские звездочки»

Районная и областная выставка «Юннат – 2014»

Международная игра — конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех»

Восьмой игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog».

Литературный конкурс «Пегасик – 2014»

Участие в эколого-краеведческих конкурсах;

Игра по языкознанию «Русский медвежонок».

Школьный этап Всероссийской олимпиады для школьников.

Районная олимпиада младших школьников по русскому языку и математике «Звёздные ступеньки»

Районный этап Всероссийской олимпиады для школьников

Январь, ежегодно

март, ежегодно

март, ежегодно

март, ежегодно

март, ежегодно

апрель, ежегодно

май , ежегодно

сентябрь, ежегодно

ноябрь, ежегодно

декабрь, ежегодно

сентябрь-октябрь

В течение года

ноябрь, ежегодно

октябрь-ноябрь

октябрь-ноябрь, ежегодно

ноябрь-декабрь, ежегодно

Посещение учащимися лагеря летнего отдыха для одаренных детей по различным направлениям.

Посещение учащимися профильной смены в загородном лагере «Орлёнок» с.Рыбкино

Ежегодно, III поток

Поощрение одаренных детей.

Вручение благодарственных писем главы района лучшим выпускникам 9-х, классов по итогам учебного года.

Ежегодно

Поощрение педагогов подготовивших победителей и призеров районных, региональных, всероссийских олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Все педагоги имеют поощрения и награждения муниципального уровня.

3. Организация мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми.

Информационное обеспечение различных мероприятий целевой программы, в том числе информационная поддержка соответствующего сайта в Интернете.

Увеличение количества одаренных детей.

Проведение мониторинга работы с одаренными детьми.

Критерии оценки эффективности деятельности с одаренными детьми.

Составление ежегодного  плана работы с одаренными детьми.

Организация планированной работы с одаренными детьми.

Подготовка и проведение диагностической работы.

Изучение интересов и склонностей обучающихся, уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной.

Выявление и увеличение количества одаренных детей, направленная работа с одаренными детьми.

Формирование системы внеурочной работы с одаренными детьми:

Организация работы элективных курсов по учебным дисциплинам.

Организация системы исследовательской работы школьников.

Выявление и увеличение количества одаренных детей, направленная работа с одаренными детьми.

4. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.

Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

Повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

Научно-методическое и образовательное направление

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка

Формирование учебного плана ОО в соответствии с запросом родителей, учащихся, особенностями одарённых детей.

Внедрение в образовательные программы индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей.

Ведение в ОО накопительной системы оценивания образовательных достижений учеников с помощью портфолио.

Ведение карт развития ученика с целью отслеживания достижений и накопления информации об одаренных детях.

Распространение материалов из опыта работы учителей района и ОО по работе с одаренными детьми.

Разработка программ по созданию системы работы с одаренными детьми в ОО

май, август (ежегодно)

Создание системы психолого- социального сопровождения

Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей

Работа, направленная на выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.).

Опрос родителей, учителей, анализ продуктов деятельности во внеурочное время. Возможно также предъявление теста-анкеты А. де Хаана и Г. Каффа. 

Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках и внеурочное время.

При проведении социометрических исследований изучается социальный статус детей и проводится профилактическая работа.

Апробация и внедрение программы развития и поддержки одаренности

Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса

4. Приобретение, подбор и накопление методической литературы по работе с одаренными детьми

9. Организация информационных выставок по работе с одаренными детьми

10. Выпуск информационных бюллетеней по работе с одаренными детьми.

11. . Разработка учебных программ для углубленного изучения предметов, кружков, объединений дополнительного образования

14.Развитие в общеобразовательных учреждениях дистанционных технологий образования с использованием сети Интернет, цифровых хранилищ, российских архивов, музеев, библиотек

15.. Создание виртуальной выставки научно-практической продукции педагогов по теме «Методы, технологии и формы работы по развитию индивидуальных способностей ребенка»

Мероприятия по развитию интеллектуальных способностей учащихся. 

Мероприятия

Срок

Ответственный

Районный этап Всероссийской олимпиады для школьников.

ноябрь

Зд по УВР

Интеллектуальный конкурс по иностранным языкам “КОАЛА – 2014”. Участники – учащиеся 3 – 9 классов.

январь

Зд по УВР

Научно-практическая конференция учащихся Новосергиевского района

март

руководители ОО

Научно-практическая конференция для учащихся 3-4 классов «Первые шаги в науку»

март

руководители ОО

Международный математический конкурс «Кенгуру»

март

Зд по УВР

Районный этап конкурса юных чтецов «Живая классика» - 2014

март

Зд по УВР

Игровой конкурс «Человек и Природа»

апрель

Зд по УВР

Конкурс детского творчества «Новосергиевские звездочки»

Май

Зд по УВР

Районная и областная выставка «Юннат – 2014»

Сентябрь

Зд по УВР

Международная игра — конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех»

ноябрь

Зд по УВР

Восьмой игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog».

декабрь

Зд по УВР

Литературный конкурс «Пегасик – 2014»

Сентябрь-октябрь

Зд по УВР

Участие в эколого-краеведческих конкурсах;

В течение года

Зд по УВР

Игра по языкознанию «Русский медвежонок».

ноябрь

Зд по УВР

Школьный этап Всероссийской олимпиады для школьников.

Октябрь-ноябрь

Зд по УВР

Районная олимпиада младших школьников по русскому языку и математике «Звёздные ступеньки»

Октябрь-ноябрь

Зд по УВР

Районный этап Всероссийской олимпиады для школьников

Ноябрь-декабрь

Зд по УВР

Работа центров довузовской подготовки по договору с ОГАУ, ОГУ.

В течение

школьных каникул

Зд по УВР

  1. План реализации направлений программы .

п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Научное направление.

1

Разработка приемлемой для школы системы выявления одаренного ребенка

2014

Зам. директора по УВР

2

Корректировка банка данных по одарённым детям

Ежегодно

(1 четверть)

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

3

Формирование системы мониторинга личностного роста одарённых детей.

2014

Зам. директора по УВР

4

Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка

2014

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

Научно-методическое и образовательное направление

1

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка

2014-2016

Творческие группы учителей

2

Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации

2014-2016

Зам. директора по УВР

3

Создание системы психолого -социального сопровождения

2014 -2015

Зам. директора по УВР, классные руководители

4

Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей

2014- 2016

учителя - предметники

5

Апробация и внедрение программы развития и поддержки одаренности

2014- 2016

Зам. директора по УВР

6

Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса

2014- 2016

Директор, зам. директора по УВР,

7

Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми

2014- 2016

Зам. директора по УВР

8

Разработка, апробация и внедрение нового содержания образования для разных типов одаренности

2014- 2016

Зам. директора по УВР, руководители МО и творческих групп

9

Организация общешкольного семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема»

2014- 2016

Зам. директора по УВР

10

Целенаправленная работа с родителями (законными представителями) по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

2014- 2016

Зам. директора по УВР

11

Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка

2014- 2016

Зам. директора по УВР, учителя - предметники

12

Привлечение внимания общественности села к потребностям одаренных обучающихся

2014- 2016

Директор, родительский комитет

13

Создание информационной базы по проблемам одаренности детей

2014- 2016

Зам. директора по УВР

14

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей

2014- 2016

Педагоги школы

15

Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам:

- опыт педагогической работы с одаренными детьми;

- родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться;

- «Судьбы одаренных людей – судьбы одаренных детей» - биографические эскизы;

- детские достижения (рисунки, стихи, фотографии, др.)

2014- 2016

Зав. инфомационно-библиотечным центром, педагоги школы

16

Деятельность МО:

- рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;

- организация апробации методик обучения школьников

2014- 2016

Зам. директора по УВР

17

Организационное психолого-педагогическое направление

1

Индивидуальная работа со специалистами

2014- 2016

Зам. директора по УВР

2

Организация и совершенствование работы кружков различной направленности

2014- 2016

Зам. директора по УВР

3

Оказание практической помощи по включению обучающихся в систему школьных и межшкольных занятий

2014- 2016

Классные руководители

4

Создание среды общения, самореализации. Социализации:

- заключение договоров с учреждениями образования различного уровня;

- организация и проведение предметных олимпиад различного уровня;

- организация выставок;

- организация защиты творческих проектов

2014- 2016

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

5

Посещение краткосрочных интенсивных школ, летней школы для одаренных детей (другие варианты)

2014- 2016

Директор

Социально-экономическое направление

1

Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи

2014- 2016

Директор, родительский комитет

2

Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, авторов научных открытий, т.д.

2014- 2016

Директор

3

Размещение на сайте школы информации об итогах конкурсов, олимпиад, спортивных соревнованиях, достижения в социально-значимой общественной деятельности

ежегодно

Зам. директора по УВР, координатор школьного сайта

4

Проведение итоговых линеек для награждения обучающихся

В течение года

Зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для одаренных и талантливых детей "РОСТОК"

Основной идеей программы «Росток» является объединение усилий учителей географии и биологии, учащихся школы, родителей, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обу...

Программа "Одаренные и талантливые дети"

Программа разработана для работы с детьми высокой и повышенной мотивации в предметной области "Искусство"....

Дипломная работа по теме"УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Дипломная работа содержит 85 страниц печатного текста, 36 использованных источников. Ключевые понятия: ОДАРЕННОСТЬ, АКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, ЯВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, СКР...

Методическая разработка "Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей"

В РАЗРАБОТКЕ ОПИСЫВАЕТСЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ.Необходимо решить следующие задачи:1. Создать систему целенаправленного выявления одаренных и талантливых детей.2. Со...

Рабочая программа для одаренных и талантливых детей по географии

Цель программы:- выявить  одаренных детей, склонных к изучению естественных наук, способствовать саморазвитию, самореализации, самопознанию ребенка;-организовать урочную и вне­урочную деятельност...

Методическая разработка; Развития математического образования «Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей»

   Выявление и поддержка одаренных и талантливых  детей – один из путей к Качеству образования как  одной из самых значимых ценностей современного человека. От качества обра...