ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья на тему

Голубкова Елена Витальевна

Сегодня все большее значение в диагностике результативности образовательного процесса занимает тестирование. Тестовый контроль осуществляется и на внутришкольном уровне, на уровне региона и даже страны. Педагогические тесты составляют значительную часть итоговой аттестации школьников. Контрольно-измерительные материалы для определения степени сформированности универсальных учебных умений также представляют собой тестовые задания. Но насколько грамотно мы пользуемся учебными тестами, насколько надёжны их результаты?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ev.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

        Сегодня все большее значение в диагностике результативности образовательного процесса занимает тестирование. Тестовый контроль осуществляется и на внутришкольном уровне, на уровне региона и даже страны. Педагогические тесты составляют значительную часть итоговой аттестации школьников. Контрольно-измерительные материалы для определения степени сформированности универсальных учебных умений также представляют собой тестовые задания. Но насколько грамотно мы пользуемся учебными тестами, насколько надёжны их результаты?

Тестология появилась в конце 19 века на стыке психологии, социологии, педагогики и других так называемых поведенческих наук. С начала 20 века определилось и педагогическое направление в развитии тестологии. Американец В.А. Маккол разделил тесты на педагогические и психологические – по определению уровня умственного вития. Основной задачей педагогических тестов являлось определение успешности обучающихся по тем или иным дисциплинам за определенный период обучения, а также успешность применения определенных методов и технологии преподавания. Первый в истории педагогический тест вышел под руководством американского психолога Э. Торндайка, это был тест Стоуна на решение арифметических задач, впервые снабжённый «нормами».

В настоящее время под тестом понимают инструмент, состоящий из квалимитрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов. Тестовое задание – одна из составляющих структуры дидактического теста. В наиболее распространенных тестах закрытого типа в структурутестового задания входят варианты ответа (как правильные, эталонные, так и отвлекающие, «дистракторы»). Набор заданий с выбором ответа -  исторически стандартная форма теста в собственном терминологическом смысле этого слова.

Складывающаяся в последние годы традиция предлагать при контроле задачи – измерители в форме заданий с выбором ответа вызывает некоторые вопросы. В самом деле, если главной целью экзамена является проверка владения испытуемым теми или иными учебными умениями , то предлагать задания с выбором ответа для такой проверки на экзамене в этой форме неоправданно. Действительно, практически все существующие в отечественной практике тесты по школным дисциплинам, строго говоря, не являются педагогическими тестами, а представляют собой совокупности заданий с выбором ответа. Для повышения надёжности результатовизмерения наличия того или иного качества у испытуемого одни и те жевопросы с определенными вариациями повторяются несколько раз, перемежаясь с другими вопросами. Последнее связано с тем, что вывод о достоверности измерения можно сделать только при наличии некоторого числа совпадающих ответов на вопросы одной группы.

Измерителями для контроля обученности учащихся служат задачи, конкретизирующие требования к подготовке учащихся и позволяющие установить соответствие уровня подготовки этим требованиям, выявлять проблемные зоны в знаниях учащихся. Соответствующие задачи должны с высокой степенью достоверности проверять владение тем или иным навыком, соответствующим той или иной позиции стандарта или программы. Поэтому при составлении корпуса задач-измерителей следует избегать задач, решение которых требует применения нескольких учебных действий, поскольку, если какое-то из них выполнено верно, ав другом допущена ошибка, сделать однозначный вывод об овладении тем или иным навыком невозможно. Можно считать, что серия из нескольких, например, трех однотипных одношаговых задач гораздо эффективнее в качестве измерителя по сравнению с одной задачей, решение которой состоит из тех же трех шагов.

Желательно не применять в качестве измерителей для экзаменов многоходовые задачи и задачи с комплексным заданием, решение которых требует применения  знаний из нескольких, порой весьма разных,  разделов программы. Для создания адекватных измерителей следует конкретизировать требования к предметной подготовке, не просто проиллюстрировав каждое из них одной или несколькими задачами, но и обозначив уровни сложности задач, которые необходимо уметь решать для получения тех или иных оценок. С другой стороны, данные требования приводят к примитивизации тестовых заданий, к сложности в реализации критериально-уровневого подхода к оценочной деятельности.  

Сегодня кроме диагностики предметных умений мы выполняем диагностику сформированности универсальных учебных действий . Тестовые задания разработаны кафедрой начального образования АППО. В тестовых заданиях на диагностику сформированности УУД младших школьников предлагается только по одному заданию на каждое из диагностируемых умений, а в ряде случаев – одно задание  - на несколько умений. Например, чтобы продиагностировать «умение находить информацию в учебном тексте, сравнивать полученную информацию, делать самостоятельно выводы, выделять нужные признаки», ученикам предлагается всего одно задание. Хотя здесь идёт речь о четырёх видах умений. Мы понимаем, что возрастные особенности не позволяют предложить необходимое для повышения валидности количество заданий, но судить о сформированности умения по выполнению одного задания достаточно сложно.

Кроме этой проблемы анализ диагностического материала показывает его спорность. Например, для диагностики «умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков» ученикам четвертого класса предлагается прочитать утверждение «Костяника – многолетнее травянистое теневыносливое  растение» и выбрать из приведенного ниже списка утверждения, которые описывают данные признаки этого растения.

  1. Костяникой любят лакомиться птицы и мелкие животные.
  2. В первый год после прорастания семян образуется только розетка листьев. В последующие годы растение цветёт, образует плоды и семена. На зиму надземная часть отмирает, а весной листья отрастают вновь.
  3. В народной медицине отвар листьев и стеблей применяют при заболеваниях ЖКТ.
  4. Лучше всего костяника растет в лиственных и сосновых лесах под плотными кронами деревьев.
  5. У костяники прямой зелёный  стебель, тройчатые листья и белые цветы.

Верный ответ: 2, 4, 5  - 1 балл. Если ребёнок выбирает правильные варианты ответов, говорит ли это о его умении выделять существенные и несущественные признаки? Он понял, что нужно выбрать фразы, в которых будет идти речь о том, что растение теневыносливое, живет много лет и травянистое. То есть мы диагностируем его способность понимать текст, а не выделять существенные и несущественные признаки. О характере признаков он не задумывается при выполнении задания.

В ряде тестовых заданий мы, взрослые, не совсем понимали условие и требуемые действия. В некоторых тестах мы нашли ошибки в ключе, который перечисляет номера правильных ответов. Таким образом, контрольно-измерительные материалы длч диагностики УУД школьников нуждаются в серьёзной проработке.

Результат и его измерение, отслеживание и оценивание – проблемы неразрывные. Учёные выделяют проблему сущности результативности (что понимать под результатом), проблему достижимости результата (результат-образ и результат – реальность), её оценочный и рефлексивный аспекты.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы. Во – первых, необходима разработка различных моделей диагностики УУД и аттестационных испытаний.  Во – вторых, необходимо, по – возможности, избегать непродуманных действий и внедрения единственной, далеко не бесспорной модели. Только совместные усилия ученых, методистов, учителей и управленцев позволят в будущем создать систему аттестации, позволяющую с наибольшей степенью доверенности определить уровень подготовки испытуемого.

Литература.

  1. Васильев В.И. , Тягунова Т.Н. основы культуры адаптивного тестирования. – М.: ИКАР, 2003. – 584с.
  2. Кадневский В.М. История тестов. – М., 2004. – 464с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовый контроль в процессе обучения французскому языку.

Теоретический материал о роли тестового контроля в процессе обучения французскому языку,подкреплённый практическими тестами различных видов речевой деятельности.Приведены тесты по грамматике и лексике...

Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку

Задания для проверки прочности усвоения лексики и грамматики по принципу доступности и программным правилам...

Тестовый контроль в процессе обучения английскому языку

Обобщение опыта по использованию разных видов тестов на уроках английского языка как один из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку....

Использование тестовой методики контроля в учебном процессе по английскому языку

Работа содержит теоретические основы использования тестовой методики контроля в учебном процессе по иностранному языку в средней школе. Возможности использования тестовой методики контроля на уроках и...

Метод тестового контроля в образовательном процессе дополнительного образования.

Создания контрольно-оценочных средств с помощью программ....