Обучение на дому
материал на тему
Методические рекомендации по порядку организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nadomniki_2014_dokumenty.zip | 88.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к письму Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи
от 08.09.2014 № 5979
Методические рекомендации
по порядку организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов
1. Общие положения.
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи государственным и муниципальным образовательным организациям, реализующим основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации) и организующим обучение по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов.
1.2. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, страдающих заболеваниями, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее – обучающиеся на дому), может быть организовано обучение на дому.
1.3. Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) (примерная форма - приложение 1).
1.4. Зачисление обучающегося на дому в образовательную организацию при переводе по новому месту жительства осуществляется в общем порядке, установленном действующим законодательством для приема граждан в образовательные организации.
1.5. Между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающегося на дому заключается договор об оказании образовательных услуг в форме обучения на дому (примерная форма - приложение 2).
2. Организация обучения на дому.
2.1. Для обучающихся на дому более одной четверти рекомендовано с учетом интересов всех участников образовательного процесса организация обучения на дому при зачислении в образовательную организацию, ближайшую к месту жительства.
2.2. Для организации обучения на дому родителями (законными представителями) обучающегося на дому представляются в образовательную организацию заявление и заключение медицинской организации.
2.3. Руководителем образовательной организации в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления издается распорядительный акт об организации обучения на дому для каждого обучающегося на дому.
2.4. Организация обучения на дому регламентируется образовательной программой, включающей индивидуальный учебный план обучающегося на дому, рабочие программы по общеобразовательным предметам, календарным учебным графиком и расписанием занятий.
2.5. Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации1) (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается локальным нормативным актом образовательной организации.
2.6. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося на дому и утверждается локальным нормативным актом образовательной организации.
2.7. Образовательной организацией ведется журнал учета проведенных занятий для каждого обучающегося на дому, в котором педагогические работники записывают дату занятия, тему и содержание пройденного материала, количество проведенных часов, домашнее задание и отметки.
2.8. Образовательной организацией регулярно осуществляется контроль за своевременным проведением занятий на дому, выполнением рабочих программ по предметам и методикой обучения.
2.9. Оценивание знаний, умений и навыков обучающихся на дому (при проведении таковых) осуществляется в соответствии с требованиями локального нормативного акта образовательной организации.
2.10. Общие сведения об обучающемся на дому, данные результатах промежуточной и (или) итоговой аттестации вносятся в классный журнал соответствующего класса.
2.11. Образовательной организацией обучающимся на дому предоставляются бесплатно в пользование на время получения образования учебники, учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
2.12. На основании заключения медицинской организации по заявлению родителей (законных представителей) и в целях социальной адаптации обучающиеся на дому вправе участвовать во внеурочных и внеклассных мероприятиях (массовых развлечениях).
2.13. По заявлению родителей (законных представителей) обучающегося на дому при отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером обучение на дому может быть организовано с использованием дистанционных образовательных технологий.[1]
3. Финансовое обеспечение обучения на дому.
3.1. При определении учебной нагрузки обучающимся на дому необходимо руководствоваться федеральными государственными образовательными стандартами получаемого уровня образования, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных организациях, а также индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
3.2. При распределении часов регионального компонента и компонента образовательной организации рекомендуется учитывать мнение обучающегося на дому, его родителей (законных представителей).
Занятия в рамках регионального компонента и компонента образовательной организации могут проводиться в малых группах (до 4-х человек) для решения задач формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации обучающихся.
3.3. Одной из важнейших составляющих организации обучения на дому является самостоятельная работа обучающегося на дому (или совместно с родителями (законными представителями), выполняемая по заданию педагогического работника, под его руководством, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Содержание самостоятельной работы обучающегося на дому должно быть описано в рабочей программе по предмету и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету, на усвоение межпредметных связей.
3.4. Выбор вариантов проведения занятий, соотношение групповой и самостоятельной работы определяется образовательной организацией в зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся на дому, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций медицинской организации и отсутствия противопоказаний для занятий в группе.
3.5. В случае болезни педагогического работника (не позже, чем через 3 рабочих дня) образовательная организация производит замещение занятий с обучающимся на дому с целью выполнения индивидуального учебного плана.
3.6. В случае болезни обучающегося на дому педагогический работник с целью выполнения индивидуального учебного плана проводит пропущенные занятия
в дополнительное время по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося на дому.
4. Организация обучения в условиях медицинской организации
4.1. Организация обучения в условиях медицинской организации осуществляется на основе договора между образовательной организацией и медицинской организацией.
4.2. Обучение в условиях медицинской организации осуществляется учителями, направляемыми из состава педагогических работников образовательной организации, на основании приказа руководителя образовательной организации.
4.3. Организация обучения в условиях медицинской организации регламентируется образовательной программой, включающей учебный план, расписание занятий, календарный учебный график.
4.4. Основными формами обучения являются групповая и/или индивидуальная. Групповые занятия организуются при наличии в отделении (отделениях) медицинской организации от 4 до 15 обучающихся одной параллели классов. При наличии в отделении от 4 до 15 обучающихся начальных классов организуется один класс-комплект. Для обучающихся 5 - 11 классов могут проводиться групповые занятия из двух смежных классов (5-6 классов; 6 - 7 классов; 7 – 8 классов, 9 класса, 10-11 классов).
4.5. В случае невозможности обучения в группе, обучение ребенка, находящегося на лечении, проводится индивидуально.
4.6. Начало обучения и формы организации обучения (групповая или индивидуальная) детей, находящихся на лечении, определяются заведующим отделением медицинской организации на основании заключения лечащего врача в зависимости от состояния здоровья ребенка.
4.7. Продолжительность занятия (урока) в стационарной медицинской организации устанавливается не более 35 минут в соответствии с учебным расписанием, согласованным с лечащим врачом и утвержденным руководителем образовательной организации, осуществляющей обучение.
4.8. Рекомендуемая ежедневная учебная нагрузка на одного обучающегося не должна превышать 3 – 3,5 учебных часов.
4.9. Учет занятий с обучающимися ведется в журнале, оформление которого осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению классного журнала.
4.10. При выписке из медицинской организации обучающимся выдается ведомость об обучении с текущими оценками, заверенная руководителем образовательной организации, осуществляющей обучение в медицинской организации.
Приложение 1
Форма заявления родителей (законных представителей) ребенка
на организацию обучения на дому или в медицинских организациях обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов
Руководителю ____________________________________
(наименование образовательной организации)
_________________________________________________
(фамилия и инициалы руководителя организации)
от _______________________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)
Место регистрации ________________________________
_________________________________________________
Сведения о документе, подтверждающем статус законного представителя (№, серия, дата выдачи, кем выдан) _________________________________________________
тел. _________________________
Заявление.
Прошу организовать обучение на дому моего(ей) сына (дочери) ___________
_______________________________________________________________________ ,
(ФИО полностью)
обучающегося(ейся) ________ класса (группы) с ____________ по _________ 20__/20__ учебного года.
Учебные занятия прошу проводить по адресу: __________________________ .
Заключение медицинской организации прилагается.
С лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, Уставом ___________________________________
(наименование образовательной организации)
ознакомлен(а).
Дата__________________ Подпись__________________
Приложение 2
Примерный договор
об оказании образовательных услуг на дому или в медицинских организациях обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов
_______________ ___________________
(дата заключения договора)
_______________________________________________________________________ ,
(полное наименование образовательной организации)
именуемое в дальнейшем «Организация», лицензия №_____________, выданная _______________________________________________________________________,
(наименование органа, выдавшего лицензию, дата выдачи лицензии)
свидетельство о государственной аккредитации № ____________, выданное ________________________________________________________________________
(наименование органа, выдавшего свидетельство)
на срок _________, в лице руководителя _____________________________________,
(ФИО руководителя организации)
действующего на основании Устава, с одной стороны, и______________________________________________________________________,
(ФИО родителя (законного представителя)
родитель (законный представитель) обучающегося ____________________________________________
(ФИО ребенка, класс (группа))
именуемый в дальнейшем «Представитель» и «Обучающийся» с другой стороны, именуемые совместно «Стороны», подписали настоящий договор о нижеследующем
1. Предмет договора
1.1. Настоящим договором Стороны определяют взаимные права и обязанности
при предоставлении Обучающемуся образовательных услуг в очно-заочной форме обучения (на дому) Организацией, реализующей основные общеобразовательные программы______________________________________________________________.
(дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) Срок освоения программы - ________ лет. Вид образования – общее образование.
(количество лет)
1.2. Организация обучения на дому регламентируется индивидуальным учебным планом (приложение № 1), годовым календарным графиком и расписанием занятий.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Организация:
2.1.1. Обязуется обеспечить предоставление Обучающемуся обучение на дому в рамках федеральных государственных образовательных стандартов по предметам (занятиям) индивидуального учебного плана ______ класса (группы) согласно приложению к настоящему договору из расчета _____ часов в неделю.
2.1.2. Предоставляет Обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
2.1.3. Обеспечивает Обучающемуся методическую и консультативную помощь
в процессе обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом.
2.1.4. Осуществляет промежуточную аттестацию Обучающегося в период ____________.
2.1.5. Осуществляет перевод Обучающегося в следующий класс (группу) по решению педагогического совета на основании результатов промежуточной аттестации.
2.1.6. Допускает Обучающегося, не имеющего академической задолженности и в полном объеме выполнившего индивидуальный учебный план, к государственной итоговой аттестации по соответствующей образовательной программе.
2.1.7. Обучающемуся, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, выдает документ об образовании (аттестат об основном общем образовании или аттестат о среднем общем образовании).
2.1.8. Организация имеет право требовать от Обучающегося и Представителя соблюдения Устава Организации, Правил внутреннего распорядка Организации, Правил для обучающихся и иных локальных актов Организации, регламентирующих ее деятельность.
2.2. Представитель:
2.2.1. Обеспечивает условия для организации образовательного процесса Обучающегося, включая организацию рабочего места Обучающегося и педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, наличие необходимых учебных принадлежностей в количестве, соответствующем возрасту и потребностям Обучающегося.
2.2.2. Обеспечивает контроль выполнения Обучающимся заданий педагогических работников и предоставление их педагогическим работникам.
2.2.3. Выполняет и обеспечивает соблюдение Обучающимся Устава Организации, Правил внутреннего распорядка Организации, Правил для обучающихся и иных локальных актов Организации, регламентирующих ее деятельность.
2.2.4. Своевременно предоставляет Организации необходимые документы и сведения о личности и состоянии здоровья Обучающегося и сведения о родителях (законных представителях), а также сообщает об их изменении.
2.2.5. Имеет право на получение в доступной форме информации о результатах освоения Обучающимся образовательной программы.
2.2.6. Имеет право присутствовать на учебных занятиях.
2.3. Обучающийся:
2.3.1. Выполняет задания педагогических работников и предоставляет
их педагогическим работникам.
2.3.2. Соблюдает Устав Организации, Правила внутреннего распорядка Организации, Правила для обучающихся и иные локальные акты Организации, регламентирующие
ее деятельность.
2.3.2. Пользуется академическими правами обучающихся.
3. Срок действия договора
Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует по __________ 20____ г.
Договор может быть изменён, дополнен по соглашению Сторон, либо в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4. Порядок расторжения договора
4.1. Настоящий договор расторгается:
- при отчислении Обучающегося из Организации по заявлению Представителя, в том числе в связи с получением образования (завершением обучения);
- по соглашению Сторон.
4.2. Договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по заявлению Представителя.
5. Заключительная часть
5.1. Настоящий договор составлен в 2-х идентичных экземплярах по одному для каждой из Сторон. Один экземпляр хранится в Организации, другой – у Представителя. Оба экземпляра имеют равную юридическую силу
5.2. Адреса и подписи Сторон.
Приложение 3.
Примерные учебные планы обучающихся на дому по образовательным программам дошкольного образования
Наименование образовательных областей | Количество занятий в неделю | |||
Возраст обучающихся | ||||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
Социально-коммуникативное развитие | 5 | 5 | 7 | 10 |
Познавательное развитие | ||||
Речевое развитие | ||||
Художественно-эстетическое развитие | ||||
Физическое развитие | ||||
Самостоятельная работа с обучающимся | 5 | 5 | 8 | 10 |
Максимально допустимая нагрузка обучающегося | 10 | 10 | 15 | 20 |
ИТОГО к финансированию (часов в нед.) | 1,25 | 1,5 | 3 | 5 |
Примерные учебные планы обучающихся на дому по образовательным программам начального общего образования
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю по классам | |||
I | II | III | IV | ||
Филология | Русский язык и литературное чтение | 4 | 3,5 | 3,5 | 3 |
Иностранный язык | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||
Математика и информатика | Математика | 2,5 | 2 | 2 | 2 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | Окружающий мир (Человек, природа, общество) | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики |
|
|
| 0,5 |
Искусство | Искусство (Музыка и ИЗО) | 1 | 1 | 1 | 1 |
Технология | Технология (Труд) | ||||
Физическая культура | Физическая культура | ||||
Региональный компонент и компонент образовательной организации |
| 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Обязательная нагрузка обучающегося | 8 | 8 | 8 | 8 | |
Часы самостоятельной работы обучающегося, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий | 13 | 15 | 15 | 15 | |
Максимально допустимая нагрузка обучающегося | 21 | 23 | 23 | 23 |
Примерный учебный план для обучающихся на дому по образовательным программам основного общего и среднего общего образования
Учебные предметы | Количество часов в неделю по классам | ||||||
V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | |
Русский язык и литература | 3,5 | 3,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Иностранный язык | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 1 | 1 |
Математика Информатика и ИКТ | 3 | 2,5 | 2,5 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 |
История | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,5 | 1 |
Обществознание | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Природоведение | 1 | ||||||
География | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Биология | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Физика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Химия | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Искусство Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Обязательная нагрузка обучающегося | 10 | 10 | 10 | 10 | 11 | 12 | 12 |
Часы самостоятельной работы обучающегося | 19 | 20 | 22 | 23 | 23 | 25 | 25 |
Максимально допустимая нагрузка обучающегося | 29 | 30 | 32 | 33 | 33 | 37 | 37 |
[1] Объем учебной нагрузки на одного обучающегося в 2014/2015 учебном году определяется согласно документам, действовавшим на 01.09.2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по физике для индивидуального обучения на дому
Календарно-тематическое планирование по физике для индивидуального обучения на дому...
Рабочие программы по математике Н. Я. Виленкин 5-6 класс обучение на дому
Рабочие программы содержат пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, содержание тем изучаемого курса, литературу....
Рабочая программа учебного курса по физике для 9 класса (обучение на дому)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и а...
рабочая программа по математике для индивидуального обучения на дому ученика 11 класса
Рабочая программа индивидуального обучения на дому ученика 11 класса составлена из расчета 85 часов в год (раздел "Алгебра" 51 час, раздел "Геометрия" 34 часа) к УМК Алимова Ш.А. и Атанасяна Л.С....
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...
Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)
Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой - 2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...
Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому
Презентация по теме "Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому" подготовлена для семинара по дистанционному обучению.Содержи...