Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке
статья по теме
Современные инновационные технологии обучения ориентированны не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_poznavatelnoy_deyatelnostyu_uchashchihsya_na_uroke.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке»
Куликова.Е.Н
Наша задача состоит в осмыслении положений теории управления и выявлении их связей с положениями педагогической науки и возрастной психологии. Что объединяет нас – учителей разных предметных областей? Во – первых, это наши ученики, во-вторых, организация процесса обучения, основанная на законах дидактики, в – третьих, урок как основная форма организации учебного процесса.
Наши ученики, какие они? Понятны ли нам мотивация их поступков, цели, проблемы, психологические состояния? Чем заполнено пространство их интеллекта, их интересов. Наши ученики очень разные, но есть общее, что, несомненно, объединяет их. Они – люди другого времени. И это мы должны учитывать. Опыт показывает, что многие педагогические приемы прошлых лет требуют переосмысления, создания иных условий для их реализации.
Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования, который был сформулирован в документах, посвященных модернизации образования. Что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?
В книге «Школа для XXI века. Приоритеты образования» американский педагог Филипп С.Шлехти, подчеркивает: «… нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получить знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т.п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам, что, как правило, с успехом делала традиционная школа.
Таким образом, наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать качествами личности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
- умело принимать их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить;
- видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
- быть способным генерировать новые идеи, творческий мыслить;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.
Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.
Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать к осознанному «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
Какими же должны быть мы, педагоги, чтобы сделать это? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться не только к профессиональному, но и к человеческому совершенству. Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений- это путь самый благородный; путь подражания- это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый горький». У нас с вами выбора нет, нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии. И движение по этим дорогам познания привело к мысли о том, что учителю необходимы управленческие знания.
Первичные управленческие знания и их связь с дидактикой
Вернемся в наши студенческие годы. Насколько мне известно, ни в одном педагогическом вузе не читался курс теории управления. Хотя кто как не учитель по своим функциям является управленцем? Сколько хороших специалистов, знающих свой предмет, любящих детей, потеряла школа только потому, что у них не было на уроке дисциплины, они не смогли заставить себя слушать? А все только из-за того, что они не владели самыми элементарными управленческими навыками.
Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения (обучение =преподавание + учение).
Процесс учения – это уже деятельность наших учеников, у которых свои мотивы, цели, средства. Они стремятся к своим результатам, которые, возможно, не совпадают с нашими. В пространстве урока собраны индивидуумы, деятельность которых нужно «привести к общему знаменателю», к норме деятельности, которую знает и задает учитель.
Таким образом, существует некоторое противоречие между нормой деятельности, которую видит, планирует и задает на данном уроке учитель, и нормой деятельности каждого конкретного ученика. За счет чего возможно преодоление этого противоречие? Путей много. Сегодня мы говорим только об одном – об управлении деятельностью учащихся.
Что же такое управление? Управление - процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками. Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа- системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.
Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:
∙ целеполаганием учащихся;
∙ мотивацией их деятельности;
∙ формированием умений учащихся;
∙ созданием обратных связей «учитель»- «ученик»;
∙ созданием проблемных ситуаций;
∙ комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находится в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.
Современные инновационные технологии обучения ориентированны не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Считается, что интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Особой и важной областью общего проявления интереса является познавательный интерес. В самом общем определении, это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека углубиться в суть познаваемого.
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке, сберегающем здоровье школьников».
Я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства, состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества для познания и найти...
УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
В спортивной деятельности под термином метод понимают способ применения основных средств тренировки и совокупность приёмов и правил деятельности спортсмена и тренера (ученика и учителя)...
Педагогический совет "Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке"
Цель: изучение механизмов управления познавательной деятельностью на уроке и выстраивание собственных подходов к этому процессу.Задачи:Обосновать необходимость использования управленческих знаний и на...
Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов»
Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов» - это методический сборник, ко...
Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы
Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы...
Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке физики
На современном этапе реформирования всего общества, необходимо привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации....
УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Приоритетными целями художественного образования в школе являются:}эстетическое, духовно-нравственное развитие, формирование качеств, отвечающих представлениям истинной человечности;}развити...