Опыт организации методической работы с молодыми педагогами
статья на тему

Лазарева Светлана Николаевна

В данной статье делюсь опытом работы с молодыми учителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

С. Н. Лазарева, заместитель директора по УР

МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

Опыт организации методической работы с молодыми педагогами            

Актуальность темы  «Опыт организации методической работы с молодыми педагогами» связана с рядом условий, определяющих изменение характера деятельности школы в условиях перехода к новым образовательным стандартам и притоком молодых педагогов в школу.

Профессиональная деятельность – неотъемлемая часть жизни современного человека. От того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.[1]

На профессиональное развитие личности в значительной степени влияют первые годы работы, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства.

Не меньшее влияние на успешность профессиональной адаптации специалиста оказывают организационные факторы. В связи с этим руководитель образовательного  учреждения должен стремиться организовать условия профессионального развития таким образом, чтобы молодой специалист успешно адаптировался в организации и закрепился в ней на долгое время. [2]

В цели написания статьи выявлены организационно-психологические условия, способствующие успешной адаптации молодого специалиста в образовательном учреждении.

В качестве основных направлений успешной адаптации молодого специалиста в ОУ определились  условия потенциальной возможности карьерного роста и развития личностных особенностей молодого педагога. [5]

  В 2016 году  МБОУ «Завьяловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» 1348 обучающихся, 58 классов- комплектов, всего педагогов-116, молодых специалистов-24, педагогов дополнительного образования-18, совместителей-10.

23 педагога  имеют звание «Отличник народного просвещения» и «Почётный работник общего образования Российской Федерации»,

6 педагогов  – Почетное звание «Заслуженный работник народного образования Удмуртской Республики»,

2 педагога дополнительного образования -   Почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта Удмуртской Республики».

За 160  лет своего существования учреждение прочно закрепило за собой статус базовой школы в Завьяловском районе. С 2011 года школа работает над реализацией методической темы «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения»

Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в нашем  образовательном учреждении традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Ежегодно в МБОУ«Завьяловская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов» прибывает около 5-6 молодых учителей. Так как школа является базовой, разработана система работы с молодыми учителями Завьяловского района. На базе образовательного учреждения несколько лет работает школа молодого учителя.  Возглавляет ШМУ молодой педагог – учитель биологии Широбокова Оксана Ивановна, курирует их работу заместитель директора по научно-методической работе Байсарова Ангелина Алексеевна. Эта деятельность особенно важна в свете выполнения задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Стратегии Инновационного развития России на период до 2020года, Приоритетного национального проекта «Образование», развития, а также реализации плана действий по модернизации общего образования Завьяловского района.        

Успешное становление учителя в личностном и профессиональном плане происходит, когда он приступает к самостоятельной работе. Молодой учитель нередко теряется, т.к. знаний, полученных в вузе, достаточно, но не хватает педагогического опыта. Сложности вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление документации, осуществление классного руководства.

Наш девиз при организации деятельности по адаптации молодых педагогов: «Не поучать, не противопоставлять, а сотрудничать».

 Направления работы с молодыми специалистами

1. Участие молодых учителей в работе семинаров и мастер-классов.

п/п

Мероприятие

Форма

организации

Срок

1.

1.Установочный семинар ШМУ. 2.Выявление интересов и затруднений в работе молодых учителей (тех, кто занимался в ШМУ прошлый год и вновь пришедших молодых специалистов).

3. Сравнительный анализ потребностей и затруднений молодых специалистов, посещавших ШМУ и вновь пришедших

установочный семинар, анкетирование

сентябрь

2.

 «Осознание профессиональных страхов и пути их преодоления».

Психолого-педагогический семинар

октябрь

3.

Роль учителя в учебно-воспитательном процессе:

- личность учителя-творца;

-требования к учителю;

-самообразование и самовоспитание учителя;

-роль личности учителя в современном учебном процессе.

Практический семинар, открытые уроки  учителей-новаторов

ноябрь

4.

Путь к мастерству через новаторство.

обучающий

семинар

декабрь

5.

Неделя молодого учителя и наставника.

Проведение опытными педагогами и начинающими учителями открытых уроков.

практикум

Март (в школах)

6.

Калейдоскоп педагогических находок молодых учителей «Будем знакомы, молодой коллега!»

Калейдоскоп находок, отчеты молодых учителей

апрель

2. Методическая помощь в профессиональной деятельности молодых учителей.

п/п

Мероприятие

Форма

организации

Срок

1

Подготовка уроков (разработка фрагментов уроков), использованием  элементов современных технологий обучения и контроля результатов.

Индивидуальные консультации, работа с наставниками

В течение года по запросам

3. Сетевое взаимодействие молодых учителей

п/п

Мероприятие

Срок

1

Создание личной страницы учителя

октябрь

2

Предоставление в электронную копилку методических разработок фрагментов уроков с использованием активных методов, элементов современных технологий.

февраль

3

Анализ и оценка сетевой профессиональной активности в создании методической копилки.

май

В школе разработана  программа работы с молодыми учителями

Цель: Адаптация молодого специалиста к профессиональным требованиям школы.

         Задачи:

  1. Выявить основные моменты инновационной педагогической деятельности и провести практические занятия с молодыми специалистами.
  2. Включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность.

       Приход в школу молодых учителей - это профессиональное испытание для них и широкое поле деятельности для администрации школы и педагогического коллектива. Распределение направлений работы с молодыми и малоопытными учителями в нашем образовательном учреждении отражается в Положении о школе молодого учителя.

С молодыми учителями проводится вводный инструктаж, знакомство с Уставом образовательного учреждения, инструктаж по заполнению документации.

 Начинающие самостоятельную  деятельность педагоги обнаруживают, какой огромный объем работы им предстоит выполнить в кротчайшие сроки: написать тематические планы, подготовить планы уроков для разных классов, занять статусное положение в коллективе, наладить отношения с учащимися, коллегами, администрацией, родителями. И здесь на помощь им приходит созданная в школе система наставничества. Она включает в себя:  творческую лабораторию молодых и малоопытных учителей, наставника, администрацию школы, руководителей научно-методических объединений и творческих групп. Гибкая и мобильная система наставничества – это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, которая способна оптимизировать процесс повышения профессиональной компетентности молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Мы выделяем несколько направлений повышения профессионального мастерства:

         - оказание методической помощи в становлении молодого специалиста как профессионала;

- оказание психологической поддержки в ходе  профессиональной адаптации;

          - обобщение передового опыта образования, апробация и внедрение в работу молодых учителей современных образовательных технологий;

         - установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами;

- реализация планов и программ сотрудничества на уровне образовательных учреждений Управления образования администрации муниципального образования «Завьяловский район».

       С целью углубления научных знаний и повышения научно-методического уровня молодых специалистов в школе организована по плану деятельность «Школы молодого  учителя».  На занятиях рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы, которые волнуют педагогов, по которым им необходима помощь. Разыгрываются педагогические ситуации, проводятся тренинги. Поучиться правильной организации урока можно у ведущих учителей школы.      Неоценимую методическую помощь получают молодые специалисты, участвуя в работе школьных семинаров, педагогических советах, ШМО, мастер-классов. За последние два года проведены  педагогические советы: «Воспитание ситуацией успеха»; «Формирование мотивации учения школьников как условие их успешности»; «Система оценки качества работы учителя»;  «Проектирование и управление единой информационной среды»; семинары: «Формирование базовых умений как условие подготовки конкурентоспособной личности»; «Современные образовательные технологии»; «Семья и школа: взаимопонимание, сотрудничество»; «Использование социальной образовательной технологий «Гражданин» во внеурочной деятельности»; «Компетентностный подход в деятельности учителя»; «Современный урок». Семинары и педагогические советы проходят в активной форме, и начинающие педагоги с интересом участвуют в ролевых играх, дискуссиях, круглых столах. Очень ценно, что они высказывают свое мнение по тем или иным вопросам, участвуют в представлении групповых наработок.

По вопросам формирования педагогических компетенций проводятся круглые столы, семинары, тестирование. Совместно с наставником молодой педагог анализирует свой уровень профессиональных компетентностей и определяет свою дальнейшую самообразовательную деятельность. В свой план педагог включает: проработку методических материалов,  выступления на научно-методическом объединении, семинаре, проведение открытых занятий. Помогают нашим педагогам и памятки «Советы молодому учителю» и «Критерии успешности учителя», которые были разработаны в процессе инновационной деятельности школы.  Мы создаем условия для участия педагогов в работе семинаров и кратковременных курсов повышения квалификации. В работе с молодыми специалистами по их профессиональному становлению помогают различные памятки:

  • требования к современному уроку
  • анализ и самоанализ урока
  • организация работы с родителями
  • активные формы обучения
  • требования к ведению классного журнала
  • критерии успешности урока

     В период работы молодого учителя осуществляется мониторинг формирования профессионально-педагогических компетентностей с целью создания индивидуальной траектории совершенствования педагогического мастерства.

     Коммуникативная компетентность – это очень важное профессиональное качество. И это мы формируем у своих начинающих педагогов. Мы разрабатываем ситуации и предлагаем решить их. А затем проводим анализ, делаем выводы, даем рекомендации, которые педагогу пригодятся при работе с детьми. Например, нельзя возвышаться над классом, проявлять превосходство, несдержанность, относиться к детям избирательно, говорить самому много на уроке, необходимо предоставлять возможность высказывать детям свои мнения и быть объективным. Надо заметить, что коллектив нашего образовательного учреждения дружный, работоспособный, имеет достаточно высокую культуру общения, поэтому молодым учителям есть наглядный пример для подражания.

Молодой учитель должен быть образцом для учащихся в общении, поэтому ему нужно тщательно контролировать свою речь, интонации, лексику, тактичность своего вербального общения. Насколько грамотно говорит учитель, настолько грамотно будет говорить и ученик. Поведение учителя является средством воспитания. Он ведь не просто дает знания – он образец для подражания. На стиль поведения реагируют и родители учеников – они или воспринимают или отвергают его. После посещения уроков молодых учителей, при анализе обязательно обращается внимание на его речь. Тактично, если есть необходимость, делаем замечание или поощряем. Объясняем, как важно соблюдать нормы делового поведения. Внимательное отношение к учителю стимулирует его к дальнейшей работе по самосовершенствованию.

     Важным моментом в адаптации молодых специалистов является привлечение их к общественной жизни в рамках образовательной деятельности школы, деятельности профсоюзного комитета. Это семинары-практикумы для молодых педагогов района, чествование юбиляров школы, концертные программы к датам календаря и т.п. Общение в неформальной обстановке способствует более быстрому установлению деловых и дружеских контактов с членами педагогического коллектива и происходит знакомство с традициями школы, нормами жизни, ценностными ориентациями и ее деятельностью. Совместная творческая деятельность - это самый продуктивный стиль педагогического общения. Нельзя забывать о том, что молодые педагоги обладают более свежими знаниями по педагогике и психологии. Они знакомы с самыми последними достижениями науки и, как правило, мыслит в более современных категориях, чем давно работающий учитель. Все это говорит в пользу использования молодых специалистов в качестве экспертов при проведении ролевых и деловых игр.

      Помогая молодому учителю выбирать программу собственного профессионального роста, мы настоятельно рекомендуем ему принимать активное участие в мероприятиях, которые проводятся  в рамках реализации программы по работе с молодыми учителями  Завьяловского района. Создаем условия для посещения открытых уроков, семинаров, проводимых в городе, мотивируем своих молодых учителей к участию в проведении месячника молодого специалиста. Ежегодно молодые учителя участвуют в  конкурсах различного уровня и становятся победителями. Звягин А.Ф.-учитель информатики и Казакова Н.Д. - учитель английского языка стали победителями республиканского конкурса молодых учителей «Педагогический дебют». Звягин А.Ф. прошёл на всероссийский этап данного конкурса и стал лауреатом. Рекомендуем молодым специалистам создать портфолио и вносить в него свои педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами о проведенных уроках, выступлениях на МО, семинарах, а также отмечать в нем свои личные достижения.

В конце учебного года молодые учителя, проработавшие год в школе, получают грамоты и благодарственные письма от администрации школы за педагогический дебют.  Все это позволяет повысить мотивацию начинающих учителей к педагогической деятельности. На основании всего вышеизложенного, мы предлагаем следующую модель работы с молодыми и малоопытными педагогами.        

В процессе адаптации у молодых специалистов происходит переоценка собственных сил. Организуя работу, мы проводим различного рода диагностики (собеседование, анкетирование, наблюдение). Это помогает решать возникшие проблемы, выявить затруднения в работе. По диагностике текущего года было выявлено, что больших затруднений в календарно-тематическом планировании у молодых специалистов не возникало. Затруднения возникли в организации образовательного процесса. Анализируя анкеты, были выделены параметры, по которым необходима срочная методическая помощь: структура поурочного планирования;  умение определять цели и задачи урока; формы и методы ведения урока; обеспечение активности учащихся  в течение урока.

    Собеседования с  молодыми  учителями показало, что самооценка у них достаточно высокая, они стремятся к  саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности (у них есть интерес к работе, положительно оценили влияние коллег, доверяют им, повышать свою квалификацию на кратковременных курсах и семинарах не выразили желание). Отсюда можно сделать вывод, что молодые педагоги, только начавшие трудовую деятельность, больше доверяют своим коллегам и стараются учиться у своих наставников. Исходя из полученных результатов, планируется дальнейшая методическая деятельность: консультации, посещение уроков, внеклассных мероприятий у опытных педагогов, совместное изучение трудных тем программы с наставником.

Мы с удовлетворением отмечаем, что те молодые учителя, которые приходят к нам в школу, становятся грамотными специалистами и остаются верными своей  профессии.  Это дает нам основание считать, что, работая с начинающими педагогами, мы на правильном пути.


Список использованных источников

1. Адаптация к профессиональной деятельности / Физиология трудовой деятельности // А.Ж. Юревиц, В.С. Аверьянов, О.В. Виноградов и др. – СПб.: Наука, 1993. – с. 209–277.

2.  Аксёнова О.Г. Методика адаптации: быстро и качественно // Справочник по управлению персоналом, № 6, 2004, с. 10-19.

3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, № 1, 1989, с. 92-100.

4. Баранова Т. Ключевые моменты в адаптации персонала // Справочник по управлению персоналом, № 4, 2008, с. 62-65.

5. Быкова Л. Модель адаптации // Справочник по управлению персоналом, № 4, 2008, с. 32-36.

6. Володина Н. Путеводитель по кадровому менеджменту, выпуск IV: адаптация персонала. – М.: ООО "Бегин групп", 2006. – 142 с.

7. Володина Н. "Welcome! Тренинг", или добро пожаловать на работу // Справочник по управлению персоналом, № 12, 2006, с. 52-56.

8. Ганихина Д.Ю. Наставничество в системе обучения и адаптации новых сотрудников // Справочник по управлению персоналом, № 5, 2004, с. 70-79.

9.   Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. – 242 с.

10.  Емекеев А.А. Адаптация молодого специалиста на предприятии: проблемы и решения // Регионология, № 4, 2004, с. 171-180.

11.  Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевые взаимодействия педагогов, в организации методической работы учителя физики

Идет модернизация образования, в соответствии с которой  принципиально изменились цели образования.  Теоретические знания, которые долгое время были главной целью, теперь становятся средство...

Образовательный инновационный проект по работе с молодыми педагогами «Сайт - Молодой историк»

Привлечь и сплотить для обмена опытом и повышения квалификации начинающих учителей  - историков республики...

"Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования через организацию  методической работы"

В данном выступлении даны основные понятия о методической службе организации дополнительного образования, её цели, функции, методы работы с педагогами....

план работы методической секции "Школа молодого педагога"

План работы секции на 1 учебный год (1 раз в месяц)...

Опыт организации и работы «Школы молодого медиатора» СУВУ

Сотрудниками службы медиации Куртамышского СУВУ разработана и успешно реализуется программа «Школа молодого медиатора».Данная программа призвана способствовать решению задачи подготовки ме...

«Организация методической работы в базовой школе как одна из составляющих взаимодействия заместителя директора и педагога»

ull;Актуальность проекта определяется тем, что в условиях модернизации образования в России важной задачей методической службы образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых при...