Организация внеурочной деятельности НОО и ООО в рамках ФГОС на примере ГБОУ ООШ № 28 г.о.Сызрань
статья на тему

Макарова Любовь Николаевна

Опыт работы по организации внеурочной деятельности на примере ГБОУ ООШ № 28 г.о.Сызрань

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности НОО и ООО в рамках ФГОС на примере ГБОУ ООШ № 28 г.о.Сызрань

На современном этапе развития общества школьное образование  представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов обеспечивающих, как индивидуальный успех каждого обучающегося, так и долгосрочное развития страны в целом. От уровня подготовки, целевых установок современных школьников зависит то, насколько эффективно будет развиваться наше государство. Основу будущего успешного  развития необходимо закладывать именно на этапе школьного обучения, так как от этого будет зависеть благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национальной стратегии образования и  воспитания,  наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности.

Работа нашей образовательной организации с введением ФГОС НОО и ООО строится таким образом, чтобы ребята могли выбирать различные направления деятельности и  были вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они получают возможность научиться моделировать, конструировать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса Администрация ГБОУ ООШ № 28 г.о.Сызрань организует взаимодействие  следующих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Программа внеурочной деятельности нашего образовательного учреждения разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  к структуре основной образовательной программы и на основе нормативно-правовых документов различного уровня, регламентирующих организацию внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. При реализации программ внеурочной деятельности используются  такие формы организации деятельности обучающихся, как экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно-трудовые дела). Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

         Планируя  внеурочную деятельность, мы определяем своей целью создание таких условий, при которых каждый обучающийся должен получить возможность для проявления и развития своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципы организации внеурочной деятельности:

соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;

опора на ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

 В ГБОУ ООШ №28 реализуется комплексная модель организации внеурочной деятельности, основанная на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения.

Для реализации модели в ГБОУ ООШ № 28г. Сызрани используются следующие виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • создание проблемных ситуаций;
  • досугово-развлекательная деятельность;
  • художественное творчество;
  • социальное творчество;
  • трудовая деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.

При организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС, педагогами ОУ соблюдаются  два обязательных условия:

1) вариативность;

2) учет уличных потребностей обучающихся.

Планируя  внеурочную деятельность, педагоги  учреждения обязательно  учитывают различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – характеризуется как непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – подразумевает собой влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня и направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий по направлениям развития личности. Внеурочная деятельность организуется в соответствии с выбором обучающихся и их родителей (законных представителей). План внеурочной деятельности содержит следующие формы работы:

Духовно-нравственное. Ведущие формы деятельности: Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания. Проведение совместных праздников школы и общественности. Экскурсии, целевые прогулки. Детская благотворительность. Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия). Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.

Общеинтеллектуальное. Ведущие формы деятельности: Викторины, познавательные игры и беседы. Детские исследовательские проекты. Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны).

Социальное. Разработка проектов.

Спортивно-оздоровительное. Ведущие формы деятельности: Спортивно-массовые и физкультурно- оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья. Организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе. Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс». Организация походов выходного дня.

Общекультурное. Ведущие формы деятельности: Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки. Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы. Кружки художественного творчества. Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Технологии, используемые при организации внеурочной деятельности: проектная деятельность; дифференциация по интересам; информационные и коммуникационные технологии; игровые технологии; обучение на основе «проблемных ситуаций»;  социально - воспитательные технологии; технология саморазвития личности учащихся, Кейс-технологии.

В 2015-2016 учебном  году   в рамках внеурочной деятельности  были разработаны и реализованы  следующие программы:  «Подвижные игры», «Здоровейка», «Мой мир», «Занимательная информатика», «Маленький мастер», «Юный эколог», «Юный химик-лаборант», «Физика вокруг нас», школьный пресс-центр «Это все о нас».

Подводя итог, следует отметить, что в прошедшем 2015-2016 учебном году во внеурочную деятельность было вовлечено 100% обучающихся 1-7 классов, что полностью соответствует требованиям ФГОС. Благодаря интеграции урочной и внеурочной деятельности, обучающиеся школы становились постоянными призерами и победителями городских, областных и всероссийских предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов и фестивалей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность реализации внеурочной деятельности учащихся социального направления в рамках ФГОС

В настоящее время обнаруживается устойчивая тенденция к увеличению негативных факторов,  влияющих на жизнь ребенка: асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою очередь...

Организация внеурочной деятельности на немецком языке в рамках реализации ФГОС.

Образовательная среда, с одной стороны, создает новые знания, придавая информации личностные смыслы. Но с другой стороны, полученные знания позволяют расширить среду их применения, порождая при этом н...

Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС

Выступление на педагогическом семинаре "ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"...

Программа курса по внеурочной деятельности для 5 класса в рамках ФГОС "Занимательная грамматика"

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувс...

Внеурочная деятельность по английскому языку в рамках ФГОС

Данный материал можно использовать для обучающихся 5-7классов для организации внеурочной деятельности по предмету...