Материалы педсовета по ДНРВ
материал на тему
Предварительный просмотр:
О современном обществе всё больше говорят как об обществе с низменными желаниями. Культивуруются такие достоинства, как амбиции, успешность, упёртость. Взгляд на достижение цели, карьеру игнорирует, каким путём пройдёт лестница наверх.
Современная педагогика, вынужденная действовать в условиях глобальной информационной неопределённости, запуталась в огромном разнообразии средств и методов, моделей и технологий. «Чему и зачем учить?» - становится вопросом всё более проблематичным.
Педагогика – один из видов социального проектирования. Её задача- сформировать личность ( в когнитивном, поведенческом, моральном измерениях) в соответствии с установленными обществом требованиями, нормами.
Чтобы знать «чему и зачем» учить, надо ответить на вопрос «каким должен быть , а каким не должен быть человек». Как раз в отношении понимания этих вопросов современные социально- гуманитарные знания находятся в глубоком кризисе.
В обществе наблюдается рост различных девиаций (отклонений) , что приводит к системным нарушениям в деятельности важнейших социальных институтов- семьи, морали, права. К наиболее опасным девиациям принято относить преступность, употребление психоактивных веществ, проституцию, коррупцию, социальный паразитизм, половую распущенность, агрессивное и суицидное поведение. При этом часть подобных явлений получает моральную санкции со стороны масс-медиа- массовой культуры. В чём причина этих явлений? Как с этими явлениями бороться и предупреждать? Удовлетворительного ответа дать невозможно, т.к. социально- гуманитарные знания находятся в кризисе.
Кризис вызван влиянием релятивизма. Кредо релятивизма- признание принципиальной относительности норм и идеалов, их исторической и культурной изменчивости. В условиях глобального смешения культур означает, что обобщённого понимания норм нет и быть не может. Сторонники релятивизма исповедуют отказ от осуждения нарушения норм: отмена наказания за «преступления без жертв», установка на индивидуализм и т.д. Недалёкие «теоретики» педагогики считают, что запреты мешают выявлению индивидуальности.
Человек - существо телесное и имеет ряд первичных витальных потребностей: еда, питье, безопасность. Однако над этими потребностями «стоят» другие - духовно- нравственные.
Находясь в нацистском лагере, врач Виктор Франк сформулировал 3 основных подхода в развитии личности, ими и пользуются современные психологи:
Духовность( ориентация на поиск смысла жизни)
Свобода (в реализации смысла или отказа от него)
Ответственность (за последствия реализации смысла)
К подлинному идеалу следует приближаться .Ложные идеалы- богатство, власть, слава- достижимы, но это чревато потерей смысла.
Человек ищет смысл и страдает. Но он не только страдает, но и сострадает, нуждается и сам проявляет милосердие.
Нормы личности
Ответственность. Смысл.(духовность). Сострадание.
Поэтому в духовном воспитании соотносим не методы, а личностно развивающие способы совместного бытия педагога и детей, детей друг с другом;
В познавательной сфере- со-зерцание, со- отнесение, со- поставление, со- мнение;
В эмоциональной- со-участие, со – переживание, со- чувствие, со-страдание;
В поведенческо- волевой сфере- со-зидание, со- трудничество, со- действие, со- противление, со- ревнование.
Принципы поведения членов общества и есть нравственность.
Любое общество создаёт системы социального контроля, обеспечивает соблюдение 3 видов норм: предписаний, запретов и разрешений, призванных обеспечить соблюдение принципов Милосердия, Смысла, Справедливости и Солидарности. Своё обоснование системы социального контроля (право, суд) получают именно в нравственной сфере. Цель нравственности - замена внешнего социального контроля внутренним, этическим. Основной задачей нравственности является воспитание в личности способности к нравственной оценке своего поведения и его последствий, делающей возможность самоконтроль.
Девиантность (грех, порок) становится возможным, когда человек отказывается от контроля над своим влечением и утрачивает способность к нравственной оценке ситуации.
Нравственность – это путь к благопорлучию и здоровью (телесному и душевному), социальной и личностный гармонии, возможность приблизиться к смыслу (духовно совершенствоваться).
Возможности школы в духовно- нравственном воспитании учащихся:
- Приобщение к прекрасному( музеи, театры, книги, картины ит.д.) через практику понимания(обсуждение).
- Спортивная забота о теле как « храме Духа» (сосредоточиться на воспитание терпения, преодоления, дисциплины).
- Труд: труд- забота ( помощь нуждающимся).
- Уважение к прошлому своей страны ( проведение Вахты Памяти, акций, изучение истории своей страны).
- Строгость и требовательность ( проведение тренингов, этических бесед).
МОУ СОШ №21
Педсовет
« Духовно – нравственное воспитание на современном этапе, возможности школы»
Докладчик Сенчёнок Е.Л.
Калиниград
2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к педсовету ВЗАМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
В материалах содержится доклад и презентация...
Итоговая аттестация учащихся. Материалы к педсовету
Подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ....
"Гуманизация пространства детства" - материалы к педсовету
Понятие «детство» в психологии и педагогике.Педагогические смыслы понятия «пространство детства».Воспитательная деятельность – категория педагогическая,связанная с категориями философскими.Принц...
Онлайн - педсовет (материалы)
Анализируя современные образовательные концепции, можно отметить, что практически все они выделяют важную роль воспитания, как неотъемлемую и составляющую часть всего образовательного процесса, ...
материалы педсовета "Система работы школы с одаренными детьми"
материалы педсовета "Система работы школы с одаренными детьми"...
Материалы педсоветов
Представлены копии протоколов педсоветов....
Элементы ДНРВ на уроках математики
В статье рассмотрены аспекты духовно-нравственного развития и воспитания подростков на уроках математики...