«SWOT-анализ информационной среды ГБОУ гимназии №426 Санкт-Петербурга»
статья на тему

Шумеленкова Татьяна Евгеньевна

Что такое SWOT-анализ? Когда и зачем он применяется?

Аббревиатура SWOT означает:

Strengths – сильные стороны

Weakness – слабые стороны

Opportunities – возможности

Threats – угрозы

SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон учреждения, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию школы, а «O» и «T» к внешнему воздействию на организацию.

Такой вид анализа должен дать четкое представление о ситуации в гимназии  и указать, в каких направлениях нужно действовать, используя сильные стороны, чтобы максимизировать возможности и свести к минимуму угрозы и слабости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii_na_saytah.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

«SWOT-анализ информационной среды

ГБОУ гимназии №426 Санкт-Петербурга»

Шумеленкова Татьяна Евгеньевна,

заместитель директора по УВР (информатизация),

учитель информатики и ИКТ

ГБОУ гимназия № 426 Санкт-Петербурга

Что такое SWOT-анализ? Когда и зачем он применяется?

Аббревиатура SWOT означает:

Strengths – сильные стороны

Weakness – слабые стороны

Opportunities – возможности

Threats – угрозы

Иначе говоря, SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон учреждения, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию школы, а «O» и «T» к внешнему воздействию на организацию.

Такой вид анализа должен дать четкое представление о ситуации в гимназии  и указать, в каких направлениях нужно действовать, используя сильные стороны, чтобы максимизировать возможности и свести к минимуму угрозы и слабости.

SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы гимназии, это сжатый анализ ситуации в учреждении, на основании которого делается вывод о том, в каком направлении школа должна развиваться и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по областям деятельности. Результатом анализа является разработка плана для развития гимназии на последующий период.

SWOT-анализ включает следующие этапы:

Первый этап. Анализ внутренней среды и деятельности образовательного учреждения, выявление сильных и слабых сторон.

Второй этап. Анализ внешней среды (микро и макро).

Третий этап. Сводный анализ в контексте окружающей среды.

Четвертый этап. Выводы. Определение планируемых действий по результатам анализа.

Разрабатывая стратегию развития образовательного учреждения на основе SWOT-анализа, необходимо стремиться к тому, чтобы перевести «слабые стороны» и «возможности» в раздел «сильные стороны». Построить развитие так, чтобы уменьшить «угрозы», на которые образовательное учреждение не в состоянии повлиять, а может только каким-то образом к ним приспособиться.

Пример SWOT-анализа информационной среды гимназии № 426:

Сильные стороны

Слабые стороны

Информационно-образовательные ресурсы (ИОР):

  • Создан банк ИОР
  • Создан банк электронно-образовательных ресурсов при библиотеке
  • Организован доступ к официальным ИОР в каждом классе
  • Имеется банк ссылок по предметам и направлениям учебного процесса
  • Создан банк работ и разработок детей и учителей по проектной и учебной деятельности

Совокупность аппаратных средств

и систем:

  • Все кабинеты оснащены ПК
  • Имеется стабильный, новый, хороший сервер
  • ОУ имеет возможность закупать платное ПО
  • Имеется локальная сеть во всем ОУ
  • Имеется сетевая система хранения данных Synology
  • Имеется хороший парк копировальной техники

Современные средства коммуникации:

  • Развитая проектная деятельность не только внутри гимназии
  • Участие в городских и всероссийских сетевых проектах
  • Стабильный официальный образовательный сайт.
  • Отдельные сайты направлений учебной, воспитательной деятельности и подразделений ОУ
  • Педагоги имеют личные сайты, блоги, страницы
  • Развитые отношения педагогов с органами власти, СМИ

Педагогические технологии:

  • Большинство педагогов имеют навыки использования ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности
  • Педагоги постоянно повышают своё образование в сфере ИКТ самообразованием и прохождением специализированных курсов
  • Реализуются программы «Урок-без мела»
  • В образовательных программах, планировании уроков обязательным пунктом вошло использование ИКТ

Информационно-образовательные ресурсы (ИОР):

  • Банк ЭОР необходимо реорганизовать в медиатеку на сайте библиотеки
  • Банк ссылок создан в Google-документах необходимо перенести на сайт
  • Нет внутреннего банка ресурсов среднего и старшего звена

Совокупность аппаратных средств

и систем:

  • Большинство кабинетов необходимо дооснастить до полного рабочего места учителя(например, проектор или МФУ)
  • Локальная сеть не полностью выполняет свои функции: нет разделение на пользователей, не прописаны права конкретных пользователей
  • Локальную сеть в некоторых местах гимназии нужно поменять с WiFi соединения на витую пару
  • Система хранения данных Synology используется с малой долей загруженности
  • Очень старое оборудование в компьютерных классах
  • Плохое оборудование для цветного тиражирования.
  • Не все оборудование вошло в пользование в учебной деятельности. Например, система голосования smart response

Современные средства коммуникации:

  • Необходимо создать постоянный выпуск своей газеты
  • Нет единой системы  электронногодокумента оборота
  • Нет электронной учительской
  • Нет собственного портала, сайта или иного ресурса по динстанционному обучению и взаимодействию с учащимися

Педагогические технологии:

  • Старшее поколение учителей с трудом осваивают ИКТ-технологии
  • Старшее поколение учителей мало используют ИКТ-технологии на уроке
  • Педагоги мало используют интерактивные системы на уроках

Возможности

Угрозы

Информационно-образовательные ресурсы (ИОР):

  • Пользоваться созданными банками ссылок на ресурсы
  • Использовать готовые порталы
  • Использовать готовый портал по дистанционному обучению

Совокупность аппаратных средств

и систем:

  • Целевое финансирование
  • Грамотное и своевременное освоение денежных средств
  • ОУ имеет возможность закупать платное ПО
  • Использование свободного ПО

Современные средства коммуникации:

  • Расширение связей с общественностью, поиск социальных партнеров школы
  • Участие в различных конкурсах, олимпиадах, сетевых проектах и т. д.

Педагогические технологии:

  • Адресное повышение квалификации педагогических работников
  • Введение технологий, форм и методов работы в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
  • Участие в вебинарах

Информационно-образовательные ресурсы (ИОР):

  • Банки ссылок будут закрыты для внутреннего пользования
  • Государственные порталы будут закрыты
  • Портал по дистанционному обучению не будет поддерживаться

Совокупность аппаратных средств

и систем:

  • Сокращение ставок инженерного и административного состава
  • Финансирование на новые закупки техники будет прекращено
  • Запретят закупать платное ПО
  • Поломка сервера приведет к недееспособности всей гимназии

Современные средства коммуникации:

  • Отключение интернета
  • Введение санкций на Россию затрудняет общение с городами-побратимы

Педагогические технологии:

  • Старение педагогического состава
  • Текучесть кадров

ВЫВОДЫ:

  1. Обновить парк техники: доукомплектовать рабочее место педагога, закупить компьютерные классы и т. д.
  2. Проводить внутренние семинары для обучения сотрудников
  3. Перенести банк ссылок из локального документа на страницу в электронную учительскую
  4. Модернизировать локальную сеть
  5. Создать собственный сайт по дистанционному обучению
  6. Создать единую систему документооборота
  7. Создать электронную учительскую
  8. Минимизировать угрозы
  9. Искать внешние источники финансирования

Используемые источники:

  1.  http://www.pmguide.info/2013/04/swot.html 
  2.    http://www.businesstuning.ru/pm/80-swot-analiz-chto-eto-metodika-provedeniya-swot-analiza.html 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об отделении дополнительного образования детей ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Настоящее Положение регулирует деятельность отделения дополнительного образования детей и отражает основные цели и задачи этой образовательной структуры. Схема воспитательного блока наглядно демонстри...

Особенности работы с детским коллективом "Вокальный ансамбль JOY" (English sining) ( из опыта педагога ГБОУ № 628 "Александринская гимназия", Санкт-Петербург

Автор рассуждает на тему об актуальности, эффективности, востребованности, результативности образовательной программы "Ансамблевое пение на английском языке"...

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. урок-практикум для учащихся 8-х классов. Учитель биологии Фурса М.Н. ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург.

Здоровьесбережение и формирование здорового образа жизни. Тренированность можно проверить, оценить и понять - как ты относишься к себе и своему здоровью. Что ты уже сделать, для того чтобы жить здоров...

МАТЕРИКИ и части света - почему так названы? для учащихся 5-х классов. Фурса М.Н. (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург)

Урок-путешествие в мир истории, лингвистики и искусства с учащимися 5-х классов. Технология личностно-ориентированного образования - как хочется найти ключик к сердцу каждого ученика, зажечь интерес к...