Формы представления и особенности описания педагогического опыта
статья по теме
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности учителя.
Обобщение педагогического опыта - это одна из форм самореализации и самовыражения учителя.
В статьь рассматриваются формы представления педагогического опыта и особенности его описания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_predstavleniya_i_osobennosti_opisaniya_pedagogicheskogo_opyta.docx | 35.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы представления и особенности описания педагогического опыта. (Выступление на семинаре)
…Сильным, опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд.
В.А.Сухомлинский
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности учителя.
Обобщение педагогического опыта - это одна из форм самореализации и самовыражения учителя.
Выявлены три уровня обобщения педагогического опыта: практический, методический и научный.
- Практический уровень обобщения педагогического опыта (наиболее часто применяемый) включает показ приемов и методов работы; описание отдельных приемов и методов работы; показ результативности работы; показ системы работы. На данном уровне применяются такие формы, как открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, сообщение.
- Методический (наиболее продуктивный) уровень обобщения педагогического опыта заключается в выделении ведущей педагогической идеи опыта; характеристики условий развития опыта; анализе результативности работы; подготовке методических разработок и рекомендаций. Ему присущи такие формы, как педагогические чтения, школа педагогического мастерства, мастер-класс, авторская школа, технологические карты, видеофильм.
- Научный (наиболее способствующий мотивации самоактуализации и стимулированию творчества педагога) уровень обобщения педагогического опыта включает научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическую новизну опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики. Он может быть представлен в форме публикаций, статей, тезисов в сборниках научно-практических конференций, монографий.
Наиболее часто применяемые учителями формы представления опыта: сообщение, открытый урок, мастер-класс, описание педагогического опыта.
Сообщение — небольшое по времени (5—10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.
Открытый урок - форма содействия повышения профессионального мастерства учителя путем показа приемов работы. Цель открытого урока - показ методов, форм, и их оптимального сочетания при комплексной реализации развивающих, обучающих и воспитательных целей урока.
Мастер-класс - форма передачи знаний, умений, опыта, мастерства в обучении, воспитании и развитии путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Сегодня представление педагогического опыта в форме мастер-класс получает все большее распространение, хотя она одна из наиболее сложных, но в то же время продуктивных. Позитивным результатом мастер класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению и саморазвитию.
Методика проведения мастер-класса не имеет каких-то строгих и единых норм. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать и научу вас». Форма работы на мастер-классе зависит от стиля профессиональной деятельности педагога-мастера, но на мастер-классе должен быть диалог, основанием для которого могут служить подготовленные материалы. Наличие оформленных разработок позволяет участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта, создает проблемно-дискуссионное поле в рассмотрении и интерпретации темы мастер-класса.
Цель мастер-класса - повышение профессионального уровня участников, формирование индивидуального стиля, формирование условий для самосовершенствования учителя.
Задачи мастер-класса:
- передача педагогом-мастером своего опыта, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических приемов педагога-мастера и приемов решения проблемы, поставленной в теме мастер-класса;
- создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмена опытом работы.
Формы мастер-класса: лекция, практическое занятие, интегрированное занятие, показ программы деятельности элективного курса, мультимедийная презентация, круглый стол, показ отдельных форм или методов работы.
При подготовке мастер-класса педагогу-мастеру важно определить для себя следующие позиции:
- Какие аспекты своего опыта лучше представить в ходе мастер-класса?
- Каким способом лучше представить теоретические и практические наработки для раскрытия темы мастер-класса?
- Как организовать коллективную интерпретацию представленного опыта?
- Какие методические разработки и иллюстрации нужно подготовить и представить для участников?
Разработка этапов мастер-класса:
Первый этап – «индуктор» (лат. «inductor» - возбудитель). Необходимо продумать начало мастер-класса, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Здесь важно, чтобы начало было ярким, загадочным, личностно значимым для каждого участника.
Второй этап - работа с проблемным материалом. На этом этапе участники мастер-класса сталкиваются с проблемой, пробуют решить ее, используя свой педагогический арсенал. Определяется способ организации мастер-класса, происходит отбор содержания материала для раскрытия темы, апробируют методику мастера (его секрет) и убеждаются в ее эффективности.
Учитель - мастер проводит занятие, демонстрируя приёмы эффективной работы, стараясь с помощью заданий задействовать участников в процесс занятия, сделать их активными участниками его действа.
Необходимо помнить: фирменные приемы, методы, способы организации деятельности педагога являются ключевым содержанием мастер-класса.
Третий этап – «инсайт». Участники переживают ситуацию озарения, построения нового видения предмета мастер-класса, происходит запечатление способа решения проблемы, который был предложен учителем-мастером и осознание его эффективности.
Четвертый этап – «рефлексия». Оценка мастер-класса включает рефлексию деятельности и рефлексию состояния участников.
Подготовка и проведение мастер-класса является хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействует раскрытию личного потенциала и роста мастерства. Открытый урок может проводится в форме мастер-класса, если педагог показывает его для повышения квалификации приглашенных коллег (знакомит с элементами образовательной технологии на учебном содержании).
Описание опыта желательно представлять в форме информационно-педагогических модулей. Выделение из педагогического опыта отдельных высокоэффективных фрагментов (информационных модулей) позволит оценить его, даст возможность другим учителям адаптировать его соответственно своему опыту и условиям
Под информационно-педагогическими модулями (ИПМ) понимается краткое, конструктивное описание информации, которая отличается:
- логической законченностью (информация в виде ИПМ должна носить целостный характер и содержать конкретную часть опыта, отнесенную к одному из компонентов учебно-воспитательного процесса);
- информативностью (информация, представленная в ИПМ, должна быть достаточной для ее понимания и использования в практике);
- точностью трактовки педагогических понятий, научностью описываемых категорий.
Опыт методической работы показывает, что большинство учителей затрудняются в выборе формы представления своего опыта и, особенно, в его описании. Поэтому полезно дать учителям алгоритм и памятку по описанию педагогического опыта.
Алгоритм описания педагогического опыта:
1. Уясните для себя и сформулируйте те проблемы, которые Вами успешно решаются в педагогической практике.
2. Определите, о чем Вы будете писать (Ваш «конек»).
3. Выберите стиль изложения. Пишите от первого лица (мною создана…, я апробировала…, мне удалось…).
4. Сформулируйте тему своего опыта.
5. Определите цели, на которые направлен Ваш опыт, сформулируйте задачи.
6. Докажите, что Ваша работа системна, т.е. составляющие ее части взаимосвязаны: проблема – цель; задачи – цель; результаты опыта – цель (зеркальное отражение задач).
7. Описывайте собственный опыт практической педагогической деятельности.
8. Уделите должное внимание такому аспекту, как результативность опыта. Укажите условия, позитивно или негативно влияющие на результативность опыта.
9. Составьте примерный макет описания опыта, выделите логические разделы, озаглавьте их.
- Название темы опыта;
- Актуальность опыта;
- Цель и задачи опыта;
- Ведущая идея опыта;
- Описание сущности опыта в обобщенном виде;
- Конкретные дидактические материалы по опыту;
- Диапазон опыта;
- Длительность работы над опытом;
- Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта;
- Перспективу дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики;
- Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
10. Определите диапазон своего опыта и постарайтесь, по возможности, его расширить. Он может представлять собой 4 уровня:
I уровень – отдельные известные и описанные в литературе приемы (подходы, средства, формы) обучения, которые Вы успешно применяете на практике;
II уровень – система известных приемов (средств, методов, форм) с описанием того, как их использует автор в своей интерпретации;
III уровень – набор авторских приемов (материалов, средств, методов, форм) обучения, направленных на практическую реализацию той или иной педагогической идеи (технологии), описанной в литературе;
IV уровень – система авторских приемов, форм, средств, методов обучения с четким алгоритмом действий, которыми может теперь воспользоваться любой учитель.
11. Определите необходимое и достаточное количество конкретных материалов, приемов, иллюстрирующих каждый раздел системы Вашего опыта. Разделите практические материалы (карточки, схемы, набор заданий, задач, опорные схемы и т.п.) на основную часть и приложения.
Следует обратить внимание на описание прилагаемых методических материалов (фрагмент урока, педагогический прием, дидактическая игра, практическая работа и др.). Необходимо максимально полно описать особенности материала (цель, планируемые результаты и способы их оценивания, возраст и класс учащихся, ресурсы, межпредметные связи, формы организации учебной деятельности учащихся, требования к материально-техническим ресурсам и организационным условиям (постановка парт в классе, лабораторное оборудование), какие шаги необходимо выполнить для достижения планируемых результатов и т.п.), что поможет коллегам интегрировать Ваш опыт в свою профессиональную деятельность.
Самообразование - это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов. Представленный по определенным правилам педагогический опыт (урок, серия уроков, метод, прием и др.) это, своего рода, мини-курс профессионального развития, который нужно освоить.
Источники
1. Плотникова Г.В. Представление педагогического опыта через мастер-класс. http://pandia.ru/text/79/374/54877.php
2. Садыгова Е. Алгоритм описания опыта инновационно-творческой деятельности учителя. http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/prepodavanie_v_nachalnoj_shkole/povyshenie_kvalifikacii/obobshhenie_pedagogicheskogo_opyta/21-1-0-196
3. Тропина А.В. Обобщение педагогического опыта. http://32ruo56.blogspot.ru/2011/10/blog-post_31.html
4. Богачева И.В., Федоров И.В. Описание опыта педагогической деятельности. С чего начать? http://www.myshared.ru/slide/997843/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации; акцентировать внимание учащихся ...
Табличная форма представления информации
Задачи урока:учебные: · закрепление пройденного материала;· углубление, обобщение и систематизация приемов решения логических за...
"Представление друга" (сочинение - описание)
Урок русского языка в 6 классе.Цель: подготовка к сочинению - описанию обложки книги....
Представление информации Дискретная форма представления
презентация к уроку "Представление информации Дискретная форма представления"...
Конспект урока на тему: «Представление информации. Дискретная форма представления информации»
Конспект урока на тему:«Представление информации. Дискретная форма представления информации»...
«Композиционные особенности описания . повествования, рассуждения»
Русский родной язык 5 класс...
конспект урока "Композиционные особенности описания . повествования, рассуждения"
Коснпект урока по родному (русскому) языку "Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения" 5 класс...