Педсовет "Экспериментальная деятельность в школе: проблемы и достижения"
учебно-методический материал на тему
Цель: управление экспериментальной и инновационной деятельностью в школе и создание условий для внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_eksper._deyatelnost.docx | 117.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический педсовет
«Экспериментальная деятельность в школе: проблемы и достижения»
Цель: управление экспериментальной и инновационной деятельностью в школе и создание условий для внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс.
Задачи:
- рассмотреть проблемы и достижения экспериментальной деятельности в школе;
- ознакомить педагогов основной школы с требованиями к результатам освоения ООП; со спецификой компетентностного подхода; с УУД по новым ФГОС;
- рассмотреть отличительные особенности стандартов второго поколения на примере развития творческого потенциала обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
- распространение и обобщение инновационного опыта работы педагогов школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты;
- показать работу комплексного курса ОРКиСЭ;
- показать работу с одаренными обучающимися начальной школы.
Повестка педагогического совета:
1. Выполнение решения педагогического совета № 2 от (директор школы)
2. Доклад по теме «Экспериментальная деятельность в школе» (зам.директора по УВР)
2.1. «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе» ( учителя начальных классов)
2.2. «Развитие творческого потенциала обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» (учитель ИЗО, учитель начальных классов)
2.3. ОРКиСЭ (учитель ОПК)
2.4. «Работа с одаренными детьми» (педагог- психолог)
3. Разное.
«Время есть величайший из новаторов»
Френсис Бэкон.
Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача.
Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового. Период конца XX - начала XXI в. в. характеризуется нарастанием инновационных изменений в образовательной практике.
Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, значительно отличается от тех школ, целью которых является стабильное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного заведения, не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инновационном режиме.
Обобщив мнения многих исследователей, можно выделить следующие функции системы образования:
1. Передача знаний и культурных ценностей от одного поколения к следующему в интересах личности, общества и государства.
2. Воспитание и социализация детей.
3. Выполнение социальных ролей для обеспечения устойчивости общественной жизни.
4. Осуществление социальной интеграции членов общества.
Всякий эксперимент предполагает получение некоего результата. Внедрение всякого новшества предполагает, что те, кто его делает, знают, что хотят получить в результате. Внедрение всякого новшества имеет смысл тогда, когда предполагает получение некоего полезного для образовательного учреждения результата. Но чтобы по завершении внедренческого процесса не обнаружилось, что получили не то, что хотели, желаемый результат внедрения должен быть хорошо определен.
Последнее десятилетие показало, что «факторы обновления» оказывают все более сильное воздействие на образование, и нет оснований ожидать, что в последующем это воздействие ослабнет. Чтобы не отставать от времени, каждое образовательное учреждение должно качественно меняться. Без нововведений невозможно качественно улучшить результаты образования.
Инновация – это то, что позволяет аккумулировать научные, технические, образовательные ресурсы и превращать их в экономический фактор развития. То есть, изменения не ради самих изменений, но для повышения эффективности управления образовательным процессом. Такое повышение эффективности может проявляться:
- в повышении качественных показателей образовательной деятельности педагогов;
- в оптимизации структуры образовательного учреждения в соответствии с изученными образовательными потребностями социума;
- в обновлении организационных условий образовательного процесса с целью повышения его результативности.
За последнее время ни одна из систем социума не подверглась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Многое сделано, многое достигнуто, многое переосмыслено. Мы перешли на качественно новый уровень развития образования.
Новый стандарт ориентируется прежде всего на то, что наш маленький гражданин станет критически мыслящей личностью, способной к выбору, самостоятельному поиску разных способов решения не только учебных, но и жизненно важных проблем. Предполагалось, что наши дети попадут в особые условия, где начальное образование приобретет универсальную ценность, поможет ребенку на протяжении всего жизненного пути.
Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько взрослым, в том числе и руководителям системы образования, директорам школ, завучам, методистам, учителям. Почему? Да потому, что современные дети растут в условиях информационного, быстро развивающего общества. Они уже давно на "ты" с техникой и электроникой, с раннего детства дружат с мультимедийными программами, иными словами, наши дети другие... Вот почему так важно понять и принять идеологию нового образовательного стандарта.
Ветер перемен потребовал глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от давно сложившихся стереотипов, выработки новых подходов в воспитании и социализации учащихся. Школе нужен такой учитель, который сможет грамотно работать не только по новым методическим пособиям и учебникам, но и способен самостоятельно моделировать образовательный процесс, анализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям нового стандарта, вносить коррективы там, где это необходимо.
Значит и учитель должен быть - компетентным, думающим, инициативным, мобильным, ответственным, умеющим делать выбор, творческим, владеющим современными ИКТ-технологиями.
Быть гибким - вот задача школы и каждого учителя. Если мы хотим научить современного ребенка, научить качественно, то первыми перестраиваться необходимо прежде всего нам. Одна из проблем - многие педагоги не готовы к таким изменениям. В профессиональной деятельности учителя могут возникнуть проблемы как личного характера, так и социального. Учитель прежде всего сам должен понимать актуальность требований к современному образованию. Не все учителя могут перестроить собственное видение проблемы, свою методику преподавания. Это и есть психологический барьер. Для этого педагогу необходимо полностью пересмотреть свою работу, психологически настроиться, так как образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Теперь в начальной школе мы должны сформировать новые умения - универсальные, составляющие основу умения учиться. Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельного подхода как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий. Педагог должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное начальное образование: придётся достаточно много поработать над документами и не бояться использовать новые технологии. Чтобы не возникла проблема "Педагогической недееспособности" педагог должен быть готов к новым стандартам. Ведь они предъявляют высокие требования к профессиональной компетенции педагога. Востребованы свойственные далеко не каждому педагогу функции: аналитические, прогностические, экспертные, организационные. Выход один - самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск. Современному учителю в течение жизни приходится неоднократно повышать свою профессиональную деятельность и осваивать новое. Лозунгом для современного учителя должно стать "Образование на протяжении всей жизни".
Какова концепция ФГОС второго поколения? Это, прежде всего, смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний (ЗУН) – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности (УУД). В широком смысле УУД – «умение учиться».
УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания
Стандарт второго поколения ориентирован на результаты образования, которые подразделяются на три группы, две из которых можно считать инновационными.
Личностные результаты
Готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
Метапредметные результаты
Освоенные универсальные учебные действия (УУД) обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.
Предметные результаты
Освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира.
Всё выше сказанное указывает на то, что введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – ДОКЛАД учителя начальных классов
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсальные учебные действия для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации. Личностные УУД''' обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:*личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;*действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,"какое значение, смысл имеет для меня учение", и уметь находить ответ на него;*действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. В школьные годы "Я-концепция" - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная мажорная "Я-концепция" (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная "Я-концепция" (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.Школа, в первую очередь начальная, признана стандартизировать образование в раннем возрасте. Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. И одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Обозначу назначение приемов ситуаций успеха, данным приёмам присущи следующие речевые парадигмы: «Авансирование успешного результата», «Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности» , «Внесение мотива» , «Персональная исключительность» .
Авансирование успешного результата | Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. | «У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». |
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности | Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | «Возможно, лучше всего начать с…..» «Выполняя работу, не забудьте о…..» |
Внесение мотива | Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» |
Персональная исключительность. | Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | «Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» |
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
К личностным универсальным учебным действиям относятся:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
- осваивать новые виды деятельности,
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
- исследовательская деятельность.
К окончанию учащимися 4 класса в сфере личностных УУД у них будут сформированы:
1.внутренняя позиция школьника;
2.личностная мотивация учебной деятельности;
3.ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Очень важно на ступени предшкольного образования выявить у детей предпосылки для формирования универсальных учебных действий прежде всего в личностной готовности к школьному обучению, которая может быть исследована как психологом, так и учителем начальной школы (воспитателем ГПД) по специальным методикам. Эту же работу необходимо провести и по окончанию детьми начальной школы.
Для определения уровня сформированности была составлена следующая таблица:
Личностные универсальные учебные действия | 1 класс | 4 класс | |
Самоопределение | внутренняя позиция учащегося | Беседа о школе (модифици-рованный вариант) (Нежнова Т.А. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л.) | Определение сформированности "Внутренней позиции школьника" |
самооценка | Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант) Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха | Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан Методика “10 Я” М. Кун Методика “Хороший ученик” Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха | |
Смыслообразование | мотивация учебной деятельности и ее ведущие мотивы | “Незавершенная сказка” “Беседа о школе” (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л.) Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой | Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.) Опросник мотивации Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой |
Ориентация на моральные нормы и их выполнение | нравственно-этическая ориентация | “Раздели игрушки” (норма справедливого распределения) Разбитая чашка (модификация задачи Ж. Пиаже) (учет мотивов героев) “Невымытая посуда” (учет чувств героев) Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника” | После уроков (норма взаимопомощи) Опросник Е.Кургановой “Булочка” (модификация задачи Ж.Пиаже) (координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника” |
'''Личностные УУД:'''
1. Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат
3. Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
6. Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься
17. У ребенка развита рефлексия
22. У ребенка сформирована учебная мотивация
36. У ребенка сформирована адекватная самооценка
Роль ЛУУД для школьника''
ОСМЫСЛЕНИЕ
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных
поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.
САМООСОЗНАНИЕ
Объяснять самому себе:
- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты)
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
- Умение ориентироваться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)
-Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося
мира, в том числе объяснять, что связывает тебя:
- с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,
- с земляками, народом,
- с твоей Родиной,
- со всеми людьми,
- с природой;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;
- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;
- уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не
допускать их оскорбления, высмеивания; - осуществлять добрые дела, полезные
другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от
каких-то своих желаний.
ПОСТУПКИ
Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,
- базовых российских гражданских ценностей,
- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских
взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений,
- известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,
- сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,
- сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.
- Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание)
- Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
Умение оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)
Способность оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие»,
разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в прекрасном» и отрицания «безобразного»;
- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника .
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
ФОРМЫ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО:
1. «Светофор».
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
2. «Говорящие рисунки».
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
3. «Лесенка успеха».
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
4. «Карточка сомнений».
+ - «Я понял все»;
- - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ - НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ
5. «Волшебные линеечки».
«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Вот как можно оценить письменную работу:
После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.
6. «Дерево успехов».
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
7. Листы индивидуальных достижений.
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).
Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании УУД».
Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.
Для формирования личностных УУД в начальных классах используются следующие формы работы:
-участие в проектах;
-подведение итогов урока;
-творческие задания;
-зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
-мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
-самооценка события, происшествия;
- работа в группах;
- работа в парах;
-дневники достижений.
Технология оценивания учебных успехов направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех.
Работа над проектами также способствует формированию личностных УУД.
Формы формирования самооценки:
-самопроверка,
-взаимоконтроль,
-самооценка,
-«карта знаний»,
-«лесенка достижений»,
-«маршрут задач»,
-«тетрадь открытий»,
-дневник читателя, -«портфолио» и др.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся сегодня является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов, конечно, педагогов. Но сегодня эта проблема особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает творческая деятельность. Цель такой деятельности – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
На уроках изобразительного искусства и технологии педагоги школы знакомят детей с народно-художественными промыслами. У школьников формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративные изделия. Также данные занятия способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.
Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающее преемственность между учебой и игрой. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат. Учащиеся уже 1-ых классов прекрасно справляются с этой проблемой. Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное.
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» -ДОКЛАД ТИМОНИЧЕВОЙ Л.В.(УРОКИ ИЗО);
ДОКЛАД учителя начальных классов (Внеурочная деятельность «КВИЛЛИНГ»)
Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.
Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения вышитого изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.
Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
По программе уроков труда 1 час. Это мало. Развитие творческого потенциала обучающихся продолжаю на внеурочной деятельности.
Наблюдения и результаты прошлого учебного года показали, что у детей недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики затрудняются начертить правильно геометрическую фигуру или отрезки заданной длины. Возникла проблема при работе с линейкой, треугольником, циркулем.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием.
Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющая учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся класса.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Уже в 1 классе я стараюсь увлечь детей делать эстетичные, полезные в быту вещи, хороший результат виден, конечно, не сразу, но работа не прекращается на протяжении последующих лет обучения. И уже в 4 классе виден результат этого труда.
Я стараюсь воссоздать психологически комфортную атмосферу раскованности, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя. Стараюсь сформировать желание трудиться с интересом, с охотой. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Всё равно в каждой работе проявится индивидуальность исполнения, творчество
Закрепить у ребят интерес к изучаемому материалу помогают советы сделать сюрприз своим близким, подарить к празднику какую-либо вещь, изготовленную своими руками. При этом обращаю особое внимание на трудоёмкость того или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.
В процессе творческой работы ребёнок открывает для себя различные понятия, такие как линия, цвет, форма, ритм. Это происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Чтобы ребёнок лучше представлял, что он делает, и знал, какой затем получит результат, я стараюсь направлять его практические действия. Всегда помню, что направлять ребёнка – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.
Организуя занятие с детьми, помню, что маленькому ребёнку непросто заниматься трудовой деятельностью и тем более сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика («хочу сделать»), вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца –«я - сделал»! Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу, творить. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А, зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением.
Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с радостью выполняет поставленную задачу. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить.
Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили». Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.
Такая работа воспитывает целый ряд ценных качеств личности: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.
Совместный труд способствует укреплению дружбы между детьми.
Но есть ряд проблем с которыми мы педагоги сталкиваемся:
- материал (нужна плотная бумага);
- схемы, по которым складываются фигурки очень объемные ;распечатывать их очень сложно
Однако с новым компетентным подходом в системе образования у школьников могут возникнуть и проблемы. Во-первых, введение новых дисциплин приводит к дополнительной нагрузке на учащихся. Еще при работе по "старым" стандартам, учителям приходилось часто слышать от родителей о большой нагрузке детей. Справятся ли дети и их родители с "новой нагрузкой". (т.к. по данным внутришкольного мониторинга обучающиеся 1-3-х классов посещают от 2 до 7 кружков в неделю).
Поручение Президента Российской Федерации
от 2 августа 2009 г. № Пр-2009
«Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (в 2010 в 19 субъектах Российской Федерации, а с 2012 года – во всех субъектах Российской Федерации) в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики – для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)»
Второй год в школах у четвероклассников появился предмет, которого раньше не было – «Основы религиозных культур и светской этики». Курс включает в себя шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Все модули нового курса носят культурологический характер: преподавание ведется обычными учителями по светским пособиям.
Культурологический подход к преподаванию курса ОПК
«Культура — это святыня народа, святыня нации»
Дмитрий Лихачев
Может возникнуть и такой вопрос:
а зачем вообще все эти новые предметы, не только религиозные, но и нерелигиозные?
Мол, обходились без них, и дальше можно было бы их не вводить.
И как быть, если родители, семья, не хотят, чтобы их ребёнок изучал любой из этих предметов?
Получается, что всё равно изучение если не религиозных культур, так этики или религиоведения оказывается обязательным?
Важно
Да, эти учебные предметы (модули) в рамках комплексного курса, а в перспективе и в рамках новой предметной области в школьном учебном плане вводятся на элективной основе. Элективный предмет это предмет по выбору, но по выбору из определенного перечня предметов, то есть родители обязаны выбрать какой-либо один из предметов, не могут отказаться от изучения всех.
Такое решение Министерства образования и науки связано с наличием убеждения у подавляющего большинства граждан, семей в нашем обществе, что какое-либо духовно-нравственное образование и воспитание в школе, так или иначе, необходимо.
Без этого компонента общее образование не может достигать своей цели.
Но никакого обязательного изучения ОПК нет, и не может быть.
Что означает выбор ОПК для учащегося и его родителей, семьи.
целесообразно, прежде всего, обратить их внимание на то значение, которое имело христианство для формирования всей европейской цивилизации, а православное христианство для формирования русской цивилизации, государственности и культуры в нашей стране.
Предмет (модуль) по «основам православной культуры» имеет воспитывающее начало
Он предполагает ознакомление учащихся с нравственными ценностями, моральными установками, не обусловленными религией, религиозными традициями.
Но учебное пособие по этому модулю также является весьма сложным с точки зрения содержания, а кроме того предполагает наибольшие воспитательные риски.
Если религиозные этические системы и даже атеистическая этика советской эпохи имели своим основанием устойчивые, нравственные ценности, утверждали определённый моральный идеал человека
Это таит опасность произвольного истолкования этических ценностей, воспитания нравственного релятивизма, убеждения в относительности всех норм морали на том основании, что все люди не следуют одной системе морали, что существует много этических систем.
Такое суждение некорректно.
Однако дети, не имеющие значительного жизненного и нравственного опыта, легко могут сделать ложный вывод о том, что нет, и даже не может быть никаких абсолютных нравственных истин, определённых понятий о добре и зле, чётких ориентиров в том, что «хорошо» и что «плохо».
Большинство специалистов также указывали на неточное название данного модуля — «основы православной культуры», не имеющее научных и философских оснований
поскольку нет никакой единой, целостной светской в смысле нерелигиозной этики, системы морали.
За рамками религий в философии, нерелигиозной этике существуют множество концепций морали, представлений, учений о морали, которые противоречат не только религиозным учениям, но и друг другу.
Говоря о месте ОПК в отношении остальных трёх предметов по религиозным культурам (ислама, буддизма, иудаизма), можно констатировать
определенное единство подходов и целей в их преподавании с учётом образовательных потребностей и культурных особенностей соответствующих групп населения, религиозных и национальных общин.
У данного модуля в наименьшей степени выражено воспитывающее начало
что в целом является главной задачей введения новой предметной области по духовно-нравственной культуре.
Предметом преподавания является не содержание верований, а само их существование, о чём рассказывается учащимся.
Предполагается такая подача материала, которая не должна включать, в идеале, оценочных суждений, активизации эмоциональной сферы ученика.
Предмет называется чисто информативным
но фактически он вырабатывает отношение школьников к религии на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов, тем самым способствует формированию атеистических убеждений и в этом отношении устраивает нерелигиозную часть общества
В учебнике достаточно корректное изложение материала, отстраненный стиль
Ракурс рассмотрения религий даже не исторический, а обзорно-тематический.
Такой подход был бы интересен для студентов философов, религиоведов, культурологов, но для десятилетнего ребенка избыточная информация о далеких религиозных мирах может быть излишней.
К тому же учащийся начальной школы не может усваивать в день более двух-трех новых терминов.
Здесь же наблюдается значительная информационная перегрузка.
Отличие урока ОПК в школе от проповеди принципиальное
У нас никто не призывает участвовать ребенка в ритуальной жизни Церкви - молиться или поститься, идти на Исповедь и приступать к Причастию.
Учитель должен рассказать детям о том, во что верят православные христиане, к которым причисляет себя подавляющее большинство наших сограждан.
Уходя из класса, ребенок должен захотеть мысленно сопоставить увиденное и услышанное с тем потоком мнений, который приходилось сталкиваться в беседах со взрослыми, с экрана ТВ.
Проблема в том, что действительно, педагогов, вкладывающих душу в преподавание своего предмета, не может быть много.
Будут и те, которые постараются свести курс к пересказу собрания мифов (сделали же в советской школе мифологическим героем Илью Муромца); и те, кто подойдет к предмету формально, а преподавать будет скучно. Такие вещи трудно проконтролировать, как и не отследишь работу учителей любого другого предмета. Да и в рассуждениях о преподавательском составе можно зайти очень далеко, а главное — не туда.
Как минимум, сегодня уже точно можно рассчитывать на две вещи.
Во-первых, на единую программу: на протяжении двух лет эксперимента у детей в 19 регионах России будет один утвержденный учебник по каждому из шести курсов.
Во-вторых, на то, что за родителями останется право выбрать, на какой из пяти экспериментальных курсов отправить своего ребенка.
Безусловно, говорить о полученных результатах более чем преждевременно, но не об ожидаемых результатах - уроки ОПК уже сейчас привносят в школу этическую составляющую.
Вряд ли кто-то сомневается, что разговор о добре и зле, о правильности и ошибочности поступков важен в период взросления.
Но даже если опустить этот житейский аспект и обратиться к вопросу об изучении ОПК сугубо культурологически, то следует спросить разве вредно нашим детям знать о духовных истоках собственной культуры и своей страны?
И что, как не ключ к этой истории и культуре, они получают?
Что хотелось бы видеть «на выходе» и родителям, и учителю – понимание нашими детьми, что нельзя хохотать над чужой ошибкой, знать, что это за «Отче наш» читает Герда из «Снежной королевы», или отчего сейчас 2014-й, а не какой-то другой год…
Хочется верить, все-таки это не менее важно для детей, чем знания строения инфузории-туфельки или формул окисления металлов?
Чего не должно быть в курсе ОПК и что обязательно должно быть в нем представлено?
Программа по ОПК — фактически погружение в события Ветхого и Нового Заветов, правда,
с анализом нравственного содержания и его актуализацией на современных примерах, поэтому не должно быть религиозной пропаганды на уроках.
Категорически запрещено устраивать молитвенные собрания в классах, поскольку курс является светским.
Воплощение «этой доброй сказки» ребенку предоставляется совершить самостоятельно без участия педагога.
В каждом уроке заложена подсказка для учителя – спасительный побег из недр религиоведения в общечеловеческие ценности.
Самый главный критерий успешности курса – отсутствие жалоб со стороны родителей и детей.
Требование к учителю по курсу ОПК – развитие мотивации на постоянное самообразование, в частности в направлении социокультурной подготовки
Каким должен быть урок ОПК?
1. Урок открытый для родителей. В качестве наблюдателей на нем должны иметь возможность побывать всем колеблющимся в своем решении взрослые.
2. Лучшая форма урока – постановка проблемного вопроса, способного вызвать удивление и недоумение, любопытство и азарт в поиске вариантов ответа.
Наблюдая непосредственную оживленную реакцию детей, понимаешь, что не стоит спешить и пускаться в сравнения, где степень заинтересованности больше: на предметах «русский язык», «труд» или «Основы православной культуры»? Здесь любопытство действительно проявляется бурно, что во многом, безусловно, заслуга учителя.
Например, тема — события в семье Ноя, последовавшие за всемирным потопом. Совместными усилиями ветхозаветная история обретает очертания. «Что сделал Хам? Почему так произошло? Чем эта история поучительна для нас?»
Культурологическая составляющая курса ОПК – в контекстном обучении по курсу
К примеру, не всякий из нас объяснит, почему от имени сына Ноя пошло слово «хамство»; не всякий подозревает, что выражениям «нет пророка в своем отечестве», «метать бисер перед свиньями», «все тайное становится явным» мы обязаны Библии.
И мало кто ответит на вопрос о происхождении таких идиом, как «камень преткновения», «краеугольный камень», «соль земли», и объяснит, к чему и к кому эти определения относились.
Ожидаемый результат - после курса ОПК за этими расхожими крылатыми выражениями для ребят должно стоять уже нечто большее, чем просто меткая фраза.
Думаю, если дети вынесут из всего урока только одну эту мысль, это будет уже немало: любить, оказывается, надо учиться; а еще это то, ради чего можно начать новую эру.
Чем отличаются требования к освоению курса ОПК от других гуманитарных школьных предметов?
Неужели и здесь будет такая же история, нацеленная на заучивание и запоминание фактов, дат, имен? Неужели фактологический материал библейской истории в лучшем случае запомнится как собрание мифов?
Ожидаемый результат - пусть имена и детали сюжетов забудутся, но если история из Библии когда-нибудь окажется напрямую связанной с реальной жизнью, с вопросами совести, если коснется ребенка (будущего взрослого) лично и глубоко, то, быть может, она всплывет?
И даже если не из памяти, то хотя бы из сердца.
Разве этого мало? А может, запомнится уроком, из нее извлеченным?
Преподаватель ОПК должен постоянно указывать детям на эту связь между Библией и жизнью.
Чем отличаются требования к освоению курса ОПК от других гуманитарных школьных предметов? – Культурологический подход к Священным текстам
В классе обязательным элементом должна быть работа с КНИГОЙ, с ТЕКСТОМ.
На школьных партах должны оказаться обыкновенные синодальные переводы Нового Завета — «взрослая» Библия.
Учитель должен объяснить, что это за особенная книга и как ее читать: «Видите, текст списком идет, и каждая циферка обозначает один стих. Мы с вами будем потом читать по очереди, каждый по стиху, от одной циферки до другой».
Учитель должен сам читать тексты вслух, останавливаясь на непонятных местах, т.е. интерпретировать священные тексты соответственно возрастным особенностям восприятия аудитории.
Приложение
В приложение я хочу показать формы работы по курсу «ОПК» и результаты школьной, городской олимпиады по ОПК.
Семинары, творческие работы учащихся
Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Проблема одаренности в современной системе образования на организационном уровне решается путем углубления предметных знаний на учебных и факультативных занятиях, специальных развивающих курсах по различным направлениям, дополнительной системой образования, во внеурочной деятельности обучающихся по ФГОС.
Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией обучающихся в начальной школе.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришли к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из наших учеников.
Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Обычно это происходит в начальной школе, где на творчество набрасывается узда традиционного образования.
Так как тема сегодняшнего педсовета «Экспериментальная деятельность в школе…», то мне хочется предоставить слово педагогу-психологу нашей школы Борисовой Е.В., которая непосредственно работает с учениками начальных классов, является помощником учителям начальных классов, и уже 2-й год апробирует программу «Одаренные дети».
«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ» - ДОКЛАД ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Актуальность проблемы развития одарённости.
Среди ключевых направлений развития общего образования в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" особое место занимает система поддержки талантливых детей.
Президент Российской Федерации Д. А. Медведев акцентировал внимание на необходимости развития творческой среды для выявления одарённых детей.
Одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования так же является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. « Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Поэтому так важно раньше выявить и всячески развить высокие способности в интересах общества». (Международный журнал «Психологическая наука», август, 2008).
ЦЕЛЬ: создание оптимальной системы психолого-педагогического сопровождения учащихся.
ЗАДАЧИ:
анализ теоретических подходов к изучению проблемы одарённости;создание условий для проявления интеллектуально-творческих способностей обучающихся; выбор диагностических методик и других методов выявления одарённости; разработка развивающих программ с использованием современных технологий развития одарённости; разработка и проведение мероприятий для педагогов и родителей, повышающих психологическую компетентность участников сопровождения одарённых детей; отслеживание результативности.
ЭТАПЫ
Подготовительный этап: определение проблемы; изучение научных подходов к проблеме одарённости, современных практических исследований и разработок; разработка программы творческого мышления младших школьников.
Организационно-практический этап: проведение входной диагностики развития творческого мышления у группы способных детей 8-10 лет, анкетирования учителей и родителей; разработка и реализация программы творческого мышления младших школьников; проведение семинаров-практикумов для педагогов, консультаций для родителей; подготовка методических материалов для педагогического бюллетеня и психологического вестника для родителей.
Рефлексивно-аналитический этап: проведение итоговой диагностики развития творческого мышления у группы способных детей 8-10 лет; анализ итогов участия в конкурсах и олимпиадах; подведение итогов в рамках малого педсовета
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОДАРЁННОСТИ
Наследственность, влияние социальной среды, собственная активность ребёнка способствуют развитию одарённости..
"Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». ( Д. Б. Богоявленская) Термин «одаренность» многозначен. Узкое его значение — обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.Более широкое значение: одаренный — ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества.
Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности". В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию соотносят с креативностью.Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она характеризует личность в целом или ее отдельные способности.
Виды одарённости
В практической деятельности выделяют одарённость в ремёслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности выделяется интеллектуальная одарённость. В художественно-эстетической деятельности выделяется хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость. В коммуникативной деятельности можно выделить лидерскую одарённость.
Особенности одарённых детей:
более активны и всегда чем-либо заняты; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели; способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; в своём воображении создают альтернативные системы; отличаются прекрасной памятью в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации; имеют обострённое чувство справедливости; обладают отличным чувством юмора.
Негативные факторы, влияющие на эффективность развития познавательной деятельности учащихся:
"дискриминация" личности одаренного учащегося из-за отсутствия необходимого дифференцированного обучения; ориентация на "среднего" ученика; наличие механизмов избегания.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Основные принципы обучения одаренных детей:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения.
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
- принцип учета возрастных возможностей.
План- программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
Работа с педагогами
| Мероприятия | Сроки |
1 | Анкетирование учителей «Выявление детей с признаками одарённости» | сентябрь |
2 | Оформление методического бюллетеня « Одарённый ребёнок в школе» | октябрь |
3 | Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для одаренных детей ( консилиум) | ноябрь |
4 | Организация методического семинара « Самоактуализация педагога» по реализации творческого потенциала педагогов, использованию психологических техник и технологий в педагогической деятельности | январь |
Работа с родителями
| Мероприятия | Сроки |
1 | Анкетирование родителей « О талантах ребёнка: как их выявить» | сентябрь |
2 | Консультация «Если ваш ребёнок одарён» | октябрь |
3 | Информационно-психологический вестник "Развитие творческой одаренности" | ноябрь |
4 | Консультация для родителей « Режим учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся» | январь |
5 | Творческая гостиная (Викторина. Выставка творческих работ. Выступления творческой группы учащихся, педагогов, родителей) | апрель |
Работа с учащимися
| Мероприятия | Сроки |
1 | Изучение академических достижений, творческих способностей. Диагностические исследования по изучению потенциальных и общих умственных способностей | сентябрь |
2 | Согласование образовательного маршрута с учащимся | октябрь |
3 | Развивающая работа по программе «КРЕАТИВ» | в течении года |
4 | Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка, углубленное изучение личностных особенностей | январь |
5 | Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений | февраль |
6 | Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях учащихся с разными видами и типами одаренности | в течение года |
7 | Привлечение к участию в конкурсах "Кенгуру", "Медвежонок", предметных олимпиадах, НОУ и научных конференциях | в течении года |
8 | Контроль за учебно-физической нагрузкой, рациональным использованием свободного времени | в течении года |
ДИАГНОСТИКА ОДАРЁННОСТИ
При выявлении интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста используются:
1. Анкета для учителя "Выявление детей с признаками одаренности"
Цель: выявление детей с признаками одарённости для направления на углубленную психологическую диагностику.
2.Анкета для педагогов "Выявление представлений о творчески одаренных детях"
Диагностическая программа выявления одарённости(8-10лет).Диагностика интеллекта:
Тест Гудинаф - Харриса "Нарисуй человека";
Тест "Матрицы Равена"..
2. Диагностика креативности по методике Торренса: "Вырази свои идеи с помощью рисунков"
- "Повторяющиеся линии" Цель: оценить скорость, гибкость мышления.
3. Оценка школьной мотивации:
Для оценки школьной мотивации детям можно предложить известную всем анкету из 10 вопросов.
4. Диагностика направленности интересов
Карта интересов для младших школьников.
Для учащихся младшего школьного возраста(8-10 лет) разработана развивающая программа « Креатив» (составитель Борисова Е.В. на основе программ Дж. Рензули, Н. Слободяник). Для участия программе рекомендованы отобранные дети.
Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём развития исследовательских способностей, коммуникативных навыков, навыков саморегуляции.
Задачи: развитие творческой исследовательской активности детей;развитие творческого мышления; мотивации к познанию, интереса к фундаментальным и прикладным наукам;развитие навыков продуктивной коллективной деятельности; развитие навыков общения со сверстниками в процессе исследовательской деятельности; овладение способами саморегуляции.
Основные методы: развивающие упражнения и игры, мозговой штурм, метод наблюдения, эксперимент.Численный состав группы: 8-12 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одной встречи – 2 учебных часа.
Срок реализации программы: 40часов (5 месяцев).
Условия проведения: просторное помещение со столами, стульями, доской.
Ресурсы:
Специальное оборудование и материалы для экспериментирования: микроскоп, колбы, весы, пластилин, ткань, фонарик, альбомы, конверты, ткань, ленты, карандаши, кисти, краски, бумага, разноцветные нитки, скотч, пластилин, различный бросовый и природный материал для создания проектов.
Информационная обеспеченность:
интернет, толковые словари, научно-популярная литература.
Тематический план занятий.
Вводное занятие. Знакомство. Презентации «визиток» ведущего и участников группы. Знакомство с задачами программы.
БЛОК «Общение»( по материалам программы Н. Слободяник)
Темы:«Общение в жизни человека», «Я глазами других», «Самооценка», «Мои внутренние друзья и враги», «Уверенное поведение».
БЛОК «Творческое мышление» ( на основе программ Дж. Рензулли))
Темы:«Творческое мышление». Что такое «Проблема», «Вопрос», «Гипотеза», «Способ решения», «Раздумья о словах. Умение сформулировать вопрос», «Логика и парадокс», «Сочинение историй и сказок, стихов», «Азбука настроения», «Развитие умения наблюдать», «Развитие воображения. Что ты видишь?», «Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы», «Новая жизнь старых вещей»,«Праздник».
БЛОК «Саморегуляция»
Темы: «Знакомство с саморегуляций. Массаж БАТ», «Овладение дыхательными упражнениями, «Аутогенная тренировка», «Техники релаксации. Медитации», «АРТ-терапия».
Ожидаемые результаты: внедрение в образовательное пространство школы индивидуальной траектории развития талантливых и одаренных детей; положительная динамика в развитии способностей школьников и, как следствие, их успешная социализация; повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам психологии одаренности; сохранение здоровья одаренных детей в комфортной среде; пополнение банка методического обеспечения поддержки одаренных детей; повышение рейтинга и социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях.
Заключение.
В современных социокультурных условиях России модернизация системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельность школы вписываются экспериментальные и инновационные процессы.
За последние пятнадцать лет именно система образования претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий.
Поставив личность ребенка в центр школьного мироздания, многие руководители школ и педагоги, работающие творчески и в условиях модернизации школы, органично вписались в новые образовательные процессы, направленные, прежде всего, на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умения самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешный личный маршрут развития личности.
Работа в режиме развития требует определенных условий:
· достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения: показатели работы, качество учебно – воспитательного процесса, рейтинг школы среди детей, родителей, в районе, области.
· хорошая учебно–материальная база, оснащенность современными информационными средствами;
· высокий уровень профессионализма педагогического коллектива;
· готовность детей и родителей к восприятию нового;
· микроклимат в школе, доброжелательная атмосфера, открытость школы как социального института.
Экспериментальная и инновационная работа в школе зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно.
В структуре инновационной деятельности по проблемам обучения и воспитания, как убеждает школьная практика, очень важны индивидуальные особенности личности учителя:
· общий кругозор, педагогическая культура, знание современной психолого – педагогической литературы;
· креативность, творческий подход во всех делах и начинаниях;
· постоянное обновление содержания образовательной и воспитательной деятельности, педагогических технологий;
· уверенность и ответственность за порученные дела;
· способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.
Профессия учителя-воспитателя, на наш взгляд, все больше будет отходить от представлений урокодателя, исполнителя в сторону развития индивидуальной творческой личности детей.
Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. И в данном контексте сам учитель становится важнейшим инноватором.
Конечно, никогда не исчезнет изначальная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. Но технология этого сложнейшего процесса будет ориентироваться на введение ребенка в мир Знания, Добра и Культуры. А сам ребенок – это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности.
Решение педагогического совета:
- Работу в МБОУ- СОШ № 9 по экспериментальной и инновационной деятельности признать удовлетворительной.
- Систематизировать опыт учителей школы с целью создания банка идей и единого образовательного пространства, использования инноваций.
- Продолжать совершенствовать проектную и исследовательскую деятельность и осуществлять инновационную направленность в деятельности педагогического коллектива.
- Развивать по возможности информационную, методическую, материально-техническую базу школы для успешного проведения экспериментальной и инновационной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание в современной школе – проблемы, достижения, инновации».
В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все...
Проблемы финансово-хозяйственной деятельности в школе
Общее описание проблем, возникающих в ходе реализации финансово-экономической деятельности...
Выступление на педагогическим совете "Школа успеха - проблемы и достижения"
«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать»...
Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.
Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...
Проектно - исследовательская деятельность в школе: успехи и проблемы
Всероссийский проект " Активные дети - Олимпийские надежды"...
Специфика организации внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Проблемы и достижения.
В школе в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования осуществляется внеурочная деятельность.Внеурочная деятельность является составной часть...
Проектная деятельность в старшей школе. Проблемы и пути решения. Этапы работы над проектом.
В данной статье представлен материал по работе с проектами в старшей школе. Актуальность данной темы связана с введением индивидуальных проектов в 10, 11 классах в связи с переходом на ФГОС СОО. Данна...