Педсовет «Роль классного руководителя в современной школе»
статья на тему
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_rol_klassnogo_rukovoditelya.docx | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 х.Кирова
муниципального образования Новокубанский район
Педсовет на тему:
«Роль
классного руководителя
в современной школе»
2014 г.
1.Вступление
Сегодня о воспитательной работе в современной школе много говорится на самых различных уровнях. При этом важно понимание ключевой роли классных руководителей в решении задач воспитания.
Вы сами ощущаете, что на школу возложена очень большая ответственность. И уже не родители являются ответственными за воспитание детей, а школа, учителя и, непосредственно, классные руководители.
В свете последних событий, разнотолков об обязанностях классных руководителей хотелось бы остановиться на теме «Роль классного руководителя в воспитании учащихся, обязанности и права классного наставника».
2.Основной доклад.
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе.
Классный руководитель – педагог, на которого приказом по образовательному учреждению возложены соответствующие обязанности по руководству классом, по организации и координации воспитательной работы с учащимися.
Цель его деятельности – содействие саморазвитию и самореализации учащихся в процессе их образования и социализации.
Деятельность классного руководителя в современной школе представляет собой целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый на основе личностно - ориентированного подхода к ученикам.
Классный руководитель планирует и осуществляет с учетом общих задач школы воспитательный процесс в классе.
Классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) - учитель - предметник (реже - другой педагогический работник), являющийся наставником учащихся одного класса.
С момента официального утверждения в России института классных наставников в 1871 г. в их обязанности входила организаторская деятельность (поддержание порядка на занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации), а также наблюдение за развитием учащихся, их изучение, воспитание уважения к законам и нравственным принципам.
В настоящее время права и обязанности классного руководителя в соответствии с Законом РФ "Об образовании" определяются уставом общеобразовательного учреждения. В большинстве органов управления образованием субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности.
Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.
Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
2.1.Основные задачи и содержание (направления) работы классного руководителя в классе.
- Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:
1) Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте.
2) Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.
3) Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.
4) В соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.
5) Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
6) Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
7) Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. - Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина.
- Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.
- Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.
- Содействует получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.
- Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.
- Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на сельскохозяйственных работах в учебное время.
- Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе.
- Организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.
Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.
2.2.Режим работы классного руководителя.
* Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемых в ст. 130.
* Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, 4 часа (20% от ставки учителя).
* Час классного руководителя (часы общения) - один раз в неделю по расписанию.
* Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.
* Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.
* Отчеты о проделанной работе:
-по Антинарко и Закону 1539 (2 раза в год)
-с учащимися, состоящими на всех видах учета (ежемесячно)
-протоколы классных собраний с рассмотрением вопросов по Антинарко ,
Закону 1539,экстремизму (4 раза в год, т.е. по окончании четвертей),
- анализ воспитательной работы класса (2 раза в год)
предоставляются администрации по утвержденному порядку.
* В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
2.3.Права классного руководителя.
Классный руководитель имеет право:
* Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы.
* Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
* Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом "не навреди".
* Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты.
2.4.Документация и отчетность.
Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию:
* Классный журнал.
*План воспитательной работы с классным коллективом.
*Личные дела учащихся.
* Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся.
* Протоколы родительских собраний.
* Дневник учащихся.
* Папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-психологических исследований
* Фотоматериалы
2.5.Классный руководитель не имеет права
* Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.п.
* Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.
* Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
* Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
* Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего пед. коллектива.
2.6.Классный руководитель должен знать:
* Закон Российской Федерации "Об образовании".
* Конвенцию ООН о правах ребенка.
* Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию.
* Школьную гигиену.
* Педагогическую этику.
* Теорию и методику воспитательной работы.
* Основы трудового законодательства.
2.7.Классный руководитель должен уметь:
* Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.
* Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
* Составить план воспитательной работы в собственном классе.
* Организовать воспитательное мероприятие.
* Организовать и провести родительское собрание.
* Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками и корректно использовать их в воспитательной работе.
2.8.Классный час
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Необходимо определить прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час.
Известные ученые считают:
«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». В.П.Созонов
«Классный час можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру ».
Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич
Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.
Классный час может проводиться в форме:
классного собрания
воспитательного часа (час классного руководителя)
экскурсии
тематической лекции
беседа (этическая, нравственная)
диспуты
встречи с интересными людьми
викторины по различным областям знаний
дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)
КВНы;
интерактивные игры;
игры — путешествия;
театральные премьеры;
психологические игры и тренинги;
читательские конференции.
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции:
-просветительскую
-ориентирующую
-направляющую
-формирующую.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.
Определение темы и задач классного часа
Определение времени и места проведения классного часа
Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом)
Анализ его результативности.
Советы по организации классного часа.
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
Исходя из названных определений классного часа, можно сделать некоторые выводы. Прежде всего:
· это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
· это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
· Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
· Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.
· Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
· Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
· Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.
Советы по организации классного часа
Содержание классных часов следует так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.
Классный час или лучше его назвать «час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен.
Классные и информационные часы целесообразно сопровождать компьютерными презентациями, составленными либо учителем, либо учащимися.
Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет.
3.Результаты анкетирования
Мною было проведено анкетирование среди учащихся 5-6 классов. Результаты далеко не радостные. Дети, как таковых, тематических классных часов не помнят, им скучно, но они в анкетах желают добра и творческих успехов своим классным руководителям. Все они ждут от вас интересных мероприятий, экскурсий, поездок.
4.Выступление Василькиной Н.В.
5.Положение о классном часе.
6.Заключение.
Закончить свое выступление мне бы хотелось такими строками:
Вы главное будите в душах ребячьих,
Отважно дорогу открытий торя
От первого звука и первой удачи,
Начавшихся с азбучных слов букваря.
Вы добрая фея, ведущая в знанья,
Дарящая радость, несущая свет.
Надежд вам счастливых,
Большого признанья
И новых находок,
И новых побед!
1.Утвердить Положение о классном часе.
2.При организации классных часов опираться на Положение о проведении классного часа.
3.Классным руководителям:
- использовать в своей работе разные формы проведения классных часов согласно положению в целях сплочения классного коллектива, воспитания всесторонне развитой творческой личности, способной реализовать себя в современном мире
- привлекать к проведению классных часов самих учащихся, их родителей, интересных людей, общественность
- поддерживать тесную связь с учителями – предметниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе", 2010
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе" - О профессионализме учителя + презентация....
Педсовет на тему "Повышение профессиональной компетентности педагога - необходимое условие развития современной школы"
Обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагогов в образовательном пространстве школы. Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных ком...
Кто он, эффективный руководитель современной школы?
Современные требования к образованию меняют позицию директора школы как управленца....
Педсовет "Современная школа как основа духовно-нравственного воспитания"
В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема нравственного воспитания наиболее актуальна сейчас для школы....
Доклад к педсовету «Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе».
«Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе»....
Педсовет "Педагог в современной школе: профессиональный и психологический аспекты"
Педсовет "Педагог в современной школе: профессиональный и психологический аспекты" (выступление на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2011")...
Доклад к педсовету "Самоуправление в современной школе."
Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организацииЦели ученического самоуправления - воспитание гражданина с в...