Справка "итоги преемственности между 1 и 2 ступенями общего среднего образования"
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Данный файл содержит шаблон правки адаптации учащихся 5 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_adaptatsiya_5_klassov.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
СПРАВКА
об итогах изучения процесса адаптации учащихся V классов
В соответствии с планом самоконтроля за обеспечением качества образования на 2015/2016 учебный год и на основании приказа от ___ № ____с _______ «Об организации проведения изучения уровня адаптации учащихся V классов» изучалась адаптация учащихся V классов.
Цель контроля: выявление степени адаптации пятиклассников, выявление и решение проблем преемственности между I и II ступенями обучения.
Задачи:
изучить учёт учителями особенностей адаптационного периода пятиклассников при организации учебной деятельности;
изучить преемственность форм и методов обучения между I и II ступенями обучения;
определить уровень адаптации пятиклассников к обучению на II ступени;
осуществить контроль правильности и культуры оформления документации учителями и учащимися;
выявить проблемы в ходе адаптации пятиклассников и определить пути их решения и профилактики;
выявить уровень здоровья учащихся.
Форма контроля: классно-обобщающий.
Методы контроля: посещение и анализ учебных занятий; анализ контрольных работ по математике, белорусскому и русскому языкам; собеседование с классными руководителями и учителями-предметниками; диагностика учащихся, собеседование с учащимися; проверка документации (классные журналы, дневники, тетради).
Контроль осуществляли Заместитель директора по учебной работе_____, педагог-психолог ______., медицинский работник гимназии _____
В ходе изучения вопроса посещено и проанализировано ___учебных занятий: по русскому языку и литературе (___)английскому языку (_____), истории (___), математике (___) Проверены все классные журналы, личные дела, дневники учащихся, рабочие тетради. Педагогом-психологом проведена диагностика учащихся (материалы прилагаются).
В 2015/2016 учебном году в гимназии открыто три V класса. Зачисление учащихся проводилось по конкурсу на основании вступительных испытаний в соответствии с нормативными правовыми документами. Всего в V классах обучается ____ учащихся, их них __ (__%) – выпускники I ступени обучения гимназии.
Средний балл успеваемости по итогам I четверти: V «А» –___балла, V «Б» – __, V «В» – ___.
Вместе с тем, уменьшилось по сравнению с начальной школой количество учащихся высокого уровня. Успевает на «9-10» учащаяся ___ класса ____ (____%).
___ учащихся имеют единичную отметку «__»: ___ (математика); 1 учащий имеет единичную отметку «___» ___.
Классным руководителям, учителям-предметникам необходимо обратить внимание на учащихся, имеющих отметки «5»:
по ____
Один учащийся ____ класса, кроме отметок «5» баллов, имеет отметку «4»: ___.
Посещенные уроки свидетельствуют о том, что в целом учителя учитывают возрастные особенности учащихся для успешной адаптации детей, используют разнообразные формы, методы и средства.
Учителя русского языка _____, учитель математики ___ при выборе форм и методов обучения и воспитания учитывают, что ведущей деятельностью у детей 5 класса по-прежнему остается «игровая» деятельность. Для безболезненного процесса адаптации они используют различные игровые приемы.
Учителя математики ____, английского языка ____ через организацию групповых форм работы помогают учащимся перейти к следующему виду деятельности – деятельности «общения».
Отмечается особый подход к мотивированию учащихся учителем истории , а именно использование межпредметных связей, жизненного опыта учащихся, развитие элементарных исследовательских умений и навыков.
Включают в структуру урока занимательный материал, краеведческий материал, используют наглядность учитель истории __, учителя английского языка __.
В основном все учителя используют различные формы и методы работы для развития творческих способностей учащихся. Необходимо отметить работу в этом направлении на уроках _____.
Практикует обучение учащихся выполнению тестовых заданий ___. Однако необходимо не забывать о формировании и развитии общеучебных умений и навыков учащихся, для чего уделять достаточное внимание таким формам работы с учащимися, как комментированное чтение, пересказ, связный ответ на вопрос.
Учитель русского языка ____ организуют работу над языковым материалом на основе текста, что соответствует коммуникативно-деятельностному подходу в обучении языкам.
Учитель математики ____, четко объясняет учебный материал, рационально распределяет время на всех этапах урока, учитывая возрастные особенности обучающихся, а также с целью усиления заинтересованности предметом, проводит в начале урока математическую разминку, устный счет. Обучающиеся на уроке организованны, дисциплинированы.
Все учителя соблюдают требования СаН ПиН в части проведения физкультминуток. Однако, учителям необходимо постоянно контролировать осанку учащихся, соблюдать световой режим.
Посещенные уроки английского языка показали, что учителя, работающие в V классах, достаточно ответственно относятся к подготовке и проведению занятий, используют эффективные приемы и методы для введения учащихся в атмосферу иноязычного общения, игровые моменты на различных этапах урока. Освоение грамматики (Past Simple, Present Perfect) происходит через ситуативное общение. Для поддержания интереса у учащихся, повышения мотивации к изучению английского языка используются речевые ситуации, связанные с личным опытом, реальными ситуациями в жизни. Все учителя дают задания, упражнения, требующие активной мыслительной деятельности учащихся, используют дидактические материалы собственного изготовления (таблицы, карточки), технические средства обучения: компьютер и возможности сети Интернет. Выразительное чтение вслух используется как один из приёмов формирования культуры устной речи, как средство эмоционального и логического осмысления текста. Проводятся физкультминутки в виде выполнения действий с проговариванием.
Домашнее задание на всех посещённых уроках дозируется в соответствии с требованиями нормативных документов, комментируется учителями.
Вместе с тем, были выявлены следующие недостатки:
- Учителя _____ уделяют недостаточное
внимание дифференцированному подходу к обучающимся;
- Учитель ______ недостаточно стимулирует учащихся к
самостоятельным выводам, а учителя ________ к совместной работе по постановке темы и целей урока;
- Не все учителя используют игровые приёмы как средство активизации
учебно-познавательной деятельности учащихся V классов;
- Учитель истории _______ не проводит физкультминутку;
- Учитель математики _____ не всегда соблюдают временные рамки
урока;
- На уроках ряда учителей иностранного языка нет четкой мотивации
перед выполнением заданий, не всегда создаются оптимальные возможности для речевого поведения, большой временной объем на уроке занимает речь учителя, недостаточно организована работа в парах, группах.
В ходе изучения адаптации проведен анализ контрольных работ по математике, русскому языкам (диктант) (приложение 1).
В целом по всем предметам уменьшилось количество отметок высокого уровня и увеличилось количество отметок среднего уровня. В основном сохранились показатели достаточного уровня. Однако появились отметки удовлетворительного (по математике 5 «Б», 5 «В» классы, русскому языку 5 «А», 5 «В», 5 «Г» классы ) и неудовлетворительного уровня (5 «А» класс - по русскому языку).
При анализе контрольных работ выявлены следующие типичные ошибки:
по математике: 1) работа со смежными углами, округлением чисел, 2) в решении уравнения; 3) вычислительные ошибки;
по русскому языку: 1) правописание безударных гласных в корне; 2) непроверяемых гласных в корне слова; 3) правописание падежных окончаний имен существительных; 4)знаки препинания в сложном предложении.
Изучение классных журналов на соответствие их оформления и ведения указаниям свидетельствует, что в целом журналы оформляются и ведутся своевременно и правильно. Личные дела оформляются в целом правильно и аккуратно.
Классное руководство осуществляют опытные классные руководители: ______.
Классные руководители еженедельно проверяют дневники учащихся, следят за правильностью и культурой их оформления, учителя-предметники в целом своевременно выставляют в дневники отметки.
Однако при проверке дневников выявлены следующие нарушения:
1)не всегда отмечено количество пропущенных уроков;
2)есть отметки без подписи учителя;
3)использование учащимися карандаша при заполнении дневника.
В ходе изучения процесса адаптации учащихся V классов педагогом-психологом _______ проведена диагностика по методике Филлипса на определение школьной тревожности. Результаты диагностики приведены в приложении 2, по которым можно сделать следующие выводы:
1)преемственность между I и II ступенями образования соблюдается;
2) результаты диагностики показали, что в параллели V классов из 72 опрошенных учащихся полностью адаптировалось 64 учащихся – 88,9%; средний уровень адаптации имеют 7 учащихся – 9,7%; дезадаптация выявлена у 1 учащегося (1,3%) – _____, 5 «В» класс.
3)самый высокий уровень полностью адаптированных учащихся в 5 «А» классе –96% (классный руководитель ____., несколько ниже уровень адаптации, чем в других V классах, в 5 «В» – 91,7% (классный руководитель _____.)
На основании вышеизложенного педагогу – психологу _____ необходимо включать учащихся с неполной адаптацией и дезадаптацией в развивающие групповые занятия.
В ходе изучения вопроса медицинским работником ________. было изучено состояние здоровья учащихся V классов. Наибольшие показатели заболеваемости - нарушения зрения – ___% учащихся, заболевания опорно – двигательной системы -___% учащихся, заболевания ЦНС – ___% учащихся.
Поэтому учителям-предметникам необходимо контролировать осанку учащихся, не забывать о проведении динамических пауз.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- Вопросы, подлежащие рассмотрению, изучены в полном объеме.
- Уровень сформированности учебно-организационных, а также
большинства учебно-информационных и коммуникативных умений и навыков соответствует требуемым нормам.
- Формы и методы обучения и воспитания учащихся в целом
соответствуют физиологическим и психологическим особенностям детей данного возраста и учитывают процесс адаптации к новым условиям обучения.
Рекомендации:
- Заместителям директора ________:
организовать предварительное знакомство учителей-предметников, которые будут работать в V классе, с учащимися IV класса (посещение ими уроков в IV классе, изучение личных характеристик учащихся),
- Учителям-предметникам, работающим в V классах постоянно
необходимо:
- использовать на учебных занятиях разные формы, виды работы с учётом возрастных особенностей учащихся;
- включать в структуру учебных занятий задания, вызвавшие наибольшие затруднения при выполнении контрольных работ;
- целенаправленно использовать поддерживающие занятия по учебному предмету для коррекции знаний и умений учащихся;
- соблюдать временные рамки урока, подводить итог урока и проводить оценивание учащихся до звонка;
- больше внимания уделять развитию навыков чтения на всех учебных занятиях;
- Учителям английского языка увеличивать на уроке время речевой активности каждого учащегося за счёт организации работы в парах, группах, индивидуальной работы.
- Учителям___, соблюдать указания по оформлению и ведению классного журнала (не допускать стираний, исправлений, использования корректора).
- Руководителям МО учителей-предметников:
- оказывать методическую помощь учителям с учётом затруднений,
испытываемых ими при организации учебных занятий.
- Педагогу-психологу _________
6.1. проводить необходимую работу с учащимися с неполной адаптацией и дезадаптацией.
6.2. подготовить памятки для педагогов-предметников, работающих в V классе: «Возрастные особенности учащихся V класса, которые следует учитывать в процессе обучения», «Организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся»
7. Классным руководителям:
включить в тематику родительских собраний вопросов, связанных с ролью родителей в обеспечении успешной адаптации учащихся к обучению в V классе.
___.____.2015
Заместитель директора по учебной работе _________
Приложение 1
Сравнительный анализ успеваемости учащихся 5 «___» класса по математике (учитель ____.)
Уровень | Высокий | Достаточный | Средний | Удовлетворительный | Низкий | |||||
Вид деятельности | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
Годовая | ||||||||||
Контрольная работа |
Приложение 2
Результаты диагностики адаптации
учащихся V классов
Класс | Кол-во уч-ся | Нормальный уровень тревожности (полная адаптация) | Повышенный уровень тревожности (средний уровень адаптации) | Высокий уровень тревожности (дезадаптация) | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||
5 «А» | 25 | ||||||
5 «Б» | 23 | ||||||
5 «В» | 24 | ||||||
Всего | 72 |
Приложение3
Состояние здоровья учащихся V классов
№ п.п | Наличие заболеваний у учащихся | Количество учащихся | % |
1. | Нарушение зрения | ||
2. | Заболевания ЖКТ | ||
3. | Заболевания ССС | ||
4. | Заболевания ЦНС | ||
5. | Заболевания дыхательной системы | ||
6. | НЖО | ||
7. | Заболевания мочевыделительной системы | ||
8. | Заболевания опорно – двигательной системы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности образования между тремя ступенями:начальной, средней и старшей школой.
Выступление на заседании методического объединения учителей английского языка Зеленоградского округа г.Москвы....
Типовые правила приема в организации образования, реализующие образовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования
данный материал предоставлен для работы зам.директорам по учебной работе...
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого воз...
Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень)
Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень) будет создаваться как модуль программы внеурочной де...
Из опыта работы по теме "Обучение иностранному языку на I ступени общего среднего образования".
Эта статья о приёмах и методах обучения иностранному языку учащихся начальных классов . Эффективность обучения иностранному языку в начальной школе определяют не только знания и владение ш...
Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием
Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка....
Пакет документов по преемственности между начальным и основным уровнем образования
Пакет документов по преемственности был создан с целью систематизации работы в данном направлении. он включает в себя Дорожную карту по преемственности, советы психолога, планируемые результаты освоен...