Справка "итоги преемственности между 1 и 2 ступенями общего среднего образования"
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Данный файл содержит шаблон правки адаптации учащихся 5 классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_adaptatsiya_5_klassov.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

СПРАВКА

об итогах изучения процесса адаптации учащихся V классов

В соответствии с планом самоконтроля за обеспечением качества образования на 2015/2016 учебный год и на основании приказа от ___ № ____с _______ «Об организации проведения изучения уровня адаптации учащихся V классов» изучалась адаптация учащихся V классов.

Цель контроля: выявление степени адаптации пятиклассников, выявление и решение проблем преемственности между I и II ступенями обучения.

Задачи:

изучить учёт учителями особенностей адаптационного периода пятиклассников при организации учебной деятельности;

изучить преемственность форм и методов обучения между I и II ступенями обучения;

определить уровень адаптации пятиклассников к обучению на II ступени;

осуществить контроль правильности и культуры оформления документации учителями и учащимися;

выявить проблемы в ходе адаптации пятиклассников и определить пути их решения и профилактики;

выявить уровень здоровья учащихся.

Форма контроля: классно-обобщающий.

Методы контроля: посещение и анализ учебных занятий; анализ контрольных работ по математике, белорусскому и русскому языкам; собеседование с классными руководителями и учителями-предметниками; диагностика учащихся, собеседование с учащимися; проверка документации (классные журналы, дневники, тетради).

Контроль осуществляли Заместитель директора по учебной работе_____, педагог-психолог ______., медицинский работник гимназии _____

В ходе изучения вопроса посещено и проанализировано ___учебных занятий: по русскому языку и литературе (___)английскому языку (_____), истории (___), математике (___) Проверены все классные журналы, личные дела, дневники учащихся, рабочие тетради. Педагогом-психологом проведена диагностика учащихся (материалы прилагаются).

В 2015/2016 учебном году в гимназии открыто три V класса. Зачисление учащихся проводилось по конкурсу на основании вступительных испытаний в соответствии с нормативными правовыми документами. Всего в V классах обучается ____ учащихся, их них __ (__%) – выпускники I ступени обучения гимназии.

Средний балл успеваемости по итогам I четверти: V «А» –___балла, V «Б» – __, V «В» – ___.

Вместе с тем, уменьшилось по сравнению с начальной школой количество учащихся высокого уровня. Успевает на «9-10»  учащаяся ___ класса ____ (____%).

___ учащихся имеют  единичную отметку «__»: ___ (математика); 1 учащий имеет единичную отметку «___» ___.

Классным руководителям, учителям-предметникам необходимо обратить внимание на учащихся, имеющих отметки «5»:

по ____

Один учащийся ____ класса, кроме отметок «5» баллов, имеет отметку «4»: ___.

Посещенные уроки свидетельствуют о том, что в целом учителя учитывают возрастные особенности учащихся для успешной адаптации детей, используют разнообразные формы, методы и средства.

Учителя русского языка _____, учитель математики ___ при выборе форм и методов обучения и воспитания учитывают, что ведущей деятельностью у детей 5 класса по-прежнему остается «игровая» деятельность. Для безболезненного процесса адаптации они используют различные игровые приемы.

Учителя математики ____, английского языка ____ через организацию групповых форм работы помогают учащимся перейти к следующему виду деятельности – деятельности «общения».

Отмечается особый подход к мотивированию учащихся учителем истории , а именно использование межпредметных связей, жизненного опыта учащихся, развитие элементарных исследовательских умений и навыков.

Включают в структуру урока занимательный материал, краеведческий материал, используют наглядность учитель истории __, учителя английского языка __.

В основном все учителя используют различные формы и методы работы для развития творческих способностей учащихся. Необходимо отметить работу в этом направлении на уроках _____.

Практикует обучение учащихся выполнению тестовых заданий ___. Однако необходимо не забывать о формировании и развитии общеучебных умений и навыков учащихся, для чего уделять достаточное внимание таким формам работы с учащимися, как  комментированное чтение, пересказ, связный ответ на вопрос.

Учитель русского языка ____ организуют работу над языковым материалом на основе текста, что соответствует коммуникативно-деятельностному подходу в обучении языкам.

Учитель математики ____, четко объясняет учебный материал, рационально распределяет время на всех этапах урока, учитывая возрастные  особенности обучающихся, а также с целью усиления заинтересованности предметом, проводит в начале урока математическую разминку, устный счет. Обучающиеся на уроке организованны, дисциплинированы.

Все учителя соблюдают требования СаН ПиН в части проведения физкультминуток.  Однако, учителям необходимо постоянно контролировать осанку учащихся, соблюдать световой режим.

Посещенные уроки английского языка показали, что учителя, работающие в V классах, достаточно ответственно относятся к подготовке и проведению занятий, используют эффективные приемы и методы для введения учащихся в атмосферу иноязычного общения, игровые моменты на различных этапах урока. Освоение грамматики (Past Simple, Present Perfect) происходит через ситуативное общение. Для поддержания интереса у учащихся, повышения мотивации к изучению английского языка используются речевые ситуации, связанные с личным опытом, реальными ситуациями в жизни. Все учителя дают задания, упражнения, требующие активной мыслительной деятельности учащихся, используют дидактические материалы собственного изготовления (таблицы, карточки), технические средства обучения: компьютер и возможности сети Интернет. Выразительное чтение вслух используется как один из приёмов формирования культуры устной речи, как средство эмоционального и логического осмысления текста. Проводятся физкультминутки в виде выполнения действий с проговариванием.

Домашнее задание на всех посещённых уроках дозируется в соответствии с требованиями нормативных документов, комментируется учителями.

 Вместе с тем, были выявлены следующие недостатки:

  1. Учителя _____ уделяют недостаточное

внимание дифференцированному подходу к обучающимся;

  1. Учитель ______ недостаточно стимулирует учащихся к

самостоятельным выводам, а учителя ________ к совместной работе по постановке темы и целей урока;

  1. Не все учителя используют игровые приёмы как средство активизации

учебно-познавательной деятельности учащихся V классов;

  1.  Учитель истории _______ не проводит физкультминутку;
  2. Учитель математики _____ не всегда соблюдают временные рамки

урока;

  1. На уроках ряда учителей иностранного языка нет четкой мотивации

перед выполнением заданий, не всегда создаются оптимальные возможности для речевого поведения, большой временной объем на уроке занимает речь учителя, недостаточно организована работа в парах, группах.

В ходе изучения адаптации проведен анализ контрольных работ по математике, русскому языкам (диктант) (приложение 1).

В целом по всем предметам уменьшилось количество отметок высокого уровня и увеличилось количество отметок среднего уровня. В основном сохранились показатели достаточного уровня. Однако появились отметки удовлетворительного (по математике 5 «Б», 5 «В» классы, русскому языку 5 «А», 5 «В», 5 «Г» классы ) и неудовлетворительного уровня (5 «А» класс - по русскому языку).

При анализе контрольных работ выявлены следующие типичные ошибки:

по математике: 1) работа со смежными углами, округлением чисел, 2) в решении уравнения; 3) вычислительные ошибки;

по русскому языку: 1) правописание безударных гласных в корне; 2) непроверяемых гласных в корне слова; 3) правописание падежных окончаний имен существительных; 4)знаки препинания в сложном предложении.

Изучение классных журналов на соответствие их оформления и ведения указаниям свидетельствует, что в целом журналы оформляются и ведутся своевременно и правильно. Личные дела оформляются в целом правильно и аккуратно.

Классное руководство осуществляют опытные классные руководители: ______.

Классные руководители еженедельно проверяют дневники учащихся, следят за правильностью и культурой их оформления, учителя-предметники в целом своевременно выставляют в дневники отметки.

Однако при проверке дневников выявлены следующие нарушения:

1)не всегда отмечено количество пропущенных уроков;

2)есть отметки без подписи учителя;

3)использование учащимися карандаша при заполнении дневника.

В ходе изучения процесса адаптации учащихся V классов педагогом-психологом _______ проведена диагностика по методике Филлипса на определение  школьной тревожности. Результаты диагностики приведены в приложении 2, по которым можно сделать следующие выводы:

1)преемственность между I и II ступенями образования соблюдается;

2) результаты диагностики показали, что в параллели V классов из 72 опрошенных учащихся полностью адаптировалось  64 учащихся – 88,9%; средний уровень адаптации имеют  7 учащихся – 9,7%; дезадаптация выявлена у 1 учащегося (1,3%) – _____, 5 «В» класс.

3)самый высокий уровень полностью адаптированных учащихся в 5 «А» классе –96% (классный руководитель ____., несколько ниже уровень адаптации, чем в других V классах, в 5 «В» – 91,7% (классный руководитель _____.)

На основании вышеизложенного педагогу – психологу _____ необходимо включать учащихся с неполной адаптацией и дезадаптацией в развивающие групповые занятия.

В ходе изучения вопроса медицинским работником ________. было изучено состояние здоровья учащихся V классов. Наибольшие показатели заболеваемости - нарушения зрения – ___% учащихся, заболевания опорно – двигательной системы -___% учащихся, заболевания ЦНС – ___% учащихся.

Поэтому учителям-предметникам необходимо контролировать осанку учащихся, не забывать о проведении динамических пауз.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Вопросы, подлежащие рассмотрению, изучены в полном объеме.
  2. Уровень сформированности учебно-организационных, а также

большинства учебно-информационных и коммуникативных умений и навыков соответствует требуемым нормам.

  1. Формы и методы обучения и воспитания учащихся в целом

соответствуют физиологическим и психологическим особенностям детей данного возраста и учитывают процесс адаптации к новым условиям обучения.

Рекомендации:

  1. Заместителям директора ________:

организовать предварительное знакомство учителей-предметников, которые будут работать в V классе, с учащимися IV класса (посещение ими уроков в IV классе, изучение личных характеристик учащихся),

  1. Учителям-предметникам, работающим в V классах постоянно

необходимо:

  1. использовать на учебных занятиях разные формы, виды работы с учётом возрастных особенностей учащихся;
  2. включать в структуру учебных занятий задания, вызвавшие наибольшие затруднения при выполнении контрольных работ;
  3. целенаправленно использовать поддерживающие занятия по учебному предмету для коррекции знаний и умений учащихся;
  4. соблюдать временные рамки урока, подводить итог урока и проводить оценивание учащихся до звонка;
  5. больше внимания уделять развитию навыков чтения на всех учебных занятиях;
  1. Учителям английского языка увеличивать на уроке время речевой активности каждого учащегося за счёт организации работы в парах, группах, индивидуальной работы.
  2. Учителям___, соблюдать указания по оформлению и ведению классного журнала (не допускать стираний, исправлений, использования корректора). 
  3. Руководителям МО учителей-предметников:
  1. оказывать методическую помощь учителям с учётом затруднений,

испытываемых ими при организации учебных занятий.

  1. Педагогу-психологу _________

6.1. проводить необходимую работу с учащимися с неполной адаптацией и дезадаптацией.

6.2. подготовить памятки для педагогов-предметников, работающих в V классе: «Возрастные особенности учащихся V класса, которые следует учитывать в процессе обучения», «Организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся»

7. Классным руководителям:

 включить в тематику родительских собраний вопросов, связанных с ролью родителей в обеспечении успешной адаптации учащихся к обучению в V классе.

 

___.____.2015

Заместитель директора по учебной работе        _________

 

Приложение 1

Сравнительный анализ успеваемости учащихся 5 «___» класса по  математике (учитель ____.)

Уровень

Высокий

Достаточный

Средний

Удовлетворительный

Низкий

Вид деятельности

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Годовая

Контрольная работа

Приложение 2

Результаты диагностики адаптации

учащихся V классов

Класс

Кол-во уч-ся

Нормальный уровень тревожности

(полная адаптация)

Повышенный уровень тревожности  (средний

уровень адаптации)

Высокий уровень тревожности

(дезадаптация)

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

5 «А»

25

5 «Б»

23

5 «В»

24

Всего

72

Приложение3

Состояние здоровья учащихся V классов

№ п.п

Наличие заболеваний у учащихся

Количество учащихся

%

1.

Нарушение зрения

2.

Заболевания ЖКТ

3.

Заболевания ССС

4.

Заболевания ЦНС

5.

Заболевания дыхательной системы

6.

НЖО

7.

Заболевания мочевыделительной системы

8.

Заболевания опорно – двигательной системы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности образования между тремя ступенями:начальной, средней и старшей школой.

Выступление на заседании методического объединения учителей английского языка Зеленоградского округа г.Москвы....

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого воз...

Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень)

Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень) будет создаваться как модуль программы внеурочной де...

Из опыта работы по теме "Обучение иностранному языку на I ступени общего среднего образования".

Эта статья  о приёмах и методах обучения иностранному языку учащихся начальных классов . Эффективность обучения иностранному языку в начальной школе определяют не только знания и владение ш...

Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием

Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка....

Пакет документов по преемственности между начальным и основным уровнем образования

Пакет документов по преемственности был создан с целью систематизации работы в данном направлении. он включает в себя Дорожную карту по преемственности, советы психолога, планируемые результаты освоен...