Контроль сформированности метапредметных умений обучающихся
статья на тему
О формах и методах контроля сформированности метапредметных умений обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_sformirovannosti_metapredmetnyh_umeniy_obuchayushchihsya.docx | 43.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Контроль сформированности метапредметных умений учащихся начальной школы»
Содержание
1. Введение ………………………………………………………………………….……..…3
1.1. Ценностные ориентиры начального образования………………………………...4
2. Контроль сформированности метапредметных результатов у учащихся начальной школы……..………………………………………………………………………….…….….6
2.1. Алгоритм проектирования УУД в календарно-тематическом планировании .....8
2.2. Особенности оценки метапредметных результатов. ………………………..…....9
2.3. Формирование итоговой оценки выпускника начальной школы……………....14
3. Заключение. ……………………………………………………………………….……...16
4. Список использованной литературы……………………………….………...………….19
Приложение..………………………………………………….………………………..……20
Введение
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
- автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ.
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили выбор данной темы: «Контроль сформированности метапредметных умений учащихся начальной школы».
Целью работы является изучение особенностей системы оценки метапредметных результатов на ступени начального школьного образования.
Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:
-рассмотреть цели, задачи и направления развития начального образования
- изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы метапредметных результатов;
- изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, метапредметных результатов;
-подобрать типовые задания для оценки уровня сформированности коммуникативных учебных действий.
- Ценностные ориентиры начального образования
Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников будет не только высокий уровень знаний, но и высокий уровень сформированности метапредметных результатов? Как практически совместить формирование предметных результатов и формирование метапредметных результатов за то же время, с той же программой?
Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.
Учителя сталкиваются с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач. Таким образом, для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД), необходимо показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования:
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет УМК («Планета знаний», «Начальная школа XXI века», «Школа России»), т.е. всех предметов учебного плана.
Контроль сформированности метапредметных результатов у учащихся начальной школы
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К регулятивным универсальным учебным действиям относится:
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (1уровень);
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок (2 уровень);
- навыки саморегуляции (3 уровень).
К коммуникативным УУД:
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
К познавательным УУД:
- способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи (1 уровень);
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (2 уровень);
- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач (3 уровень).
В основе формирования метапредметных результатов лежит ключевая компетенция «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции), то есть совокупность способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).
Метапредметные результаты – это универсальные способы действий, которые позволят применить приобретённые умения в жизненной ситуации. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части учебного плана.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. Уровень сформированности универсальных учебных действий может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах.
Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.
Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.
В-третьих, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения учащимся универсального учебного действия. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
2.1. Алгоритм проектирования УУД в календарно-тематическом планировании
Действия учителя при планировании:
1. Выбрать УУД в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями учащихся.
2. Выделить время для формирования УУД в границах учебного занятия или урока.
3. Определить приёмы, методы, способы и формы организации деятельности учащихся для развития УУД.
4. Спроектировать содержание деятельности учащихся для формирования УУД через использование системы разнообразных задач и средств их решения.
5. Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определения уровня освоения учебного материала и УУД.
6. Для формирования универсальных учебных действий (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) использовать систему учебных задач и ситуаций.
2.2. Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
- решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений.
Методы оценочной деятельности:
- наблюдение,
- тестирование,
- практические работы,
- рисунки.
Может оцениваться сформированность умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
Формы оценки:
- индивидуальные, групповые, фронтальные;
- устный и письменный опрос.
Методы контроля:
- наблюдение,
- проектирование,
- тестирование.
Инструментарий контроля:
- лист самооценки,
- задания, отражающие формирование УУД,
- карта наблюдений, тест,
- мониторинг.
Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
В связи с этим к итоговым работам по математике, русскому языку, окружающему миру добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий», т. е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.
Междисциплинарная комплексная работа проводится для осуществления объективной индивидуальной оценки достижения метапредметных результатов обучающимися 4 классов за учебный год.
С помощью этой работы на уровне образовательной организации осуществляется оценка качества освоения обучающимися междисциплинарной программы – «Программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования».
Основной целью комплексной работы является определение уровня сформированности универсальных учебных действий:
- регулятивных (умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату),
- познавательных (умение находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде, строить речевые высказывания в письменной форме, проводить сравнения по заданным критериям, проводить классификацию по заданным критериям, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков),
- коммуникативных (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания),
- работать с текстом и информацией (умение находить в тексте конкретную и необходимую информацию, ориентироваться в структуре текста, заносить результаты в таблицу, устанавливать связи (отношения), не высказанные в тексте напрямую и формулировать их с опорой на содержание текста).
Комплексная работа состоит из познавательного текста и системы заданий, связанных с информацией, которая в нём представлена. Работа заключается в чтении и понимании предложенного текста и выполнении заданий с привлечением знаний, полученных в процессе изучения предметов «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Для обеспечения полноты проверки уровня учебных достижений обучающихся работа содержит задания разного уровня сложности – базового и повышенного.
В работу включены задания разного типа, определяемого требуемой формой ответа:
- с выбором одного верного ответа из предложенных вариантов,
- с выбором нескольких верных ответов из предложенных вариантов,
- с записью краткого ответа,
- с записью развернутого ответа или его объяснения.
В связи с необходимостью контроля и диагностики всех планируемых результатов блока «Выпускник научится» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся начального уровня образования, работа представлена в двух вариантах. Каждый вариант составлен таким образом, чтобы обеспечить проверку овладения универсальными учебными действиями и умениями работать с текстом и информацией и обеспечить контроль достижения планируемых метапредметных результатов блока «Выпускник научится», характерных для данного периода обучения (II полугодие 4-го класса начальной школы), на базовом или повышенном уровнях.
Оценка метапредметных результатов может осуществляться методом диагностического тестирования.
Формы контроля:
- Письменная, устная.
- Фронтальная.
- Мониторинг.
Инструментарий контроля: Диагностические задания. Описание данных методик находится в Программе формирования УУД.
Метапредметные результаты | |||||
Регулятивные УУД | |||||
Учебные действия | 1кл | 2кл | 3кл | 4кл | |
Управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля. Коррекции своих поступков и оценки успешности усвоения материала | Выкладывание узора из кубиков «Проба на внимание (П.Я.Гальперин) | * | * | * | * |
Познавательные УУД | |||||
Общеучебные универсальные действия: выделение целей, информационный поиск, знаково-символические действия, рефлексия способов действий, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения | «Деформированный текст» (Нечаева) Методика «Кодирование» (А.Ю.Панасюк) | * * | |||
Универсальные логические действия: анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, доказательств | Методика «Мыслительные действия» (Зверева) | * | * | * | * |
Постановка и решение проблем: Формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Диагностика универсального действия общего приема решения задач (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова) | * | |||
Коммуникативные УУД | |||||
Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника. Понимание, уважение к иной точке зрения. Умение обосновывать и доказывать собственное мнение | Методика «Кто прав» (Г.А. Цукерман) | * | * | * | |
Коммуникация как кооперация: возможность эффективно сотрудничать с учителем, сверстниками; умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, умение договариваться | Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) | * | |||
Коммуникация как условие интериоризации: умение задавать вопросы. Строить понятные для партнера высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу | Задание «Дорога к дому» | * | * |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования…»
Далее остановлюсь на опыте школы по оценке сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся.
Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов НОО.
Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся каждый учитель, начиная с 1 класса, заполняет «Таблицы образовательных результатов».
Это таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов и МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов (регулятивные познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия). Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов заполняет педагог-психолог совместно с классным руководителем.
Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик, которые определены программами «Начальная школа XXI века», «Планета знаний», «Школа России».
Таблицы результатов не являются официальными документами, они существуют в электронном и бумажном виде.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты оцениваются по 5-ти балльной шкале успешности: 5 – супер, 4 – да, вполне успешен, 3 – скорее да, чем нет, 2 – успешен от случая к случаю, 1 – успех крайне редок, 0 – успеха нет.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД (Регулятивных УУД, Познавательных УУД и Коммуникативных УУД).
Главное средство контроля метапредметных результатов – специальные диагностические работы:
- задания по отдельным универсальным учебным действиям;
- комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.
В конце учебного года в нашей образовательной организации в 1 – 4 классах проводятся Итоговые комплексные работы (автор Логинова О.Б.), выпущенные издательством «Просвещение» на бумажных носителях.
Краткая характеристика работы и организация педагогической диагностики
1.Диагностическая работа состоит из заданий двух уровней, представлена в 4-х вариантах. Задания повышенного уровня отмечены звёздочкой. Задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий.
2.В основной части работы 6 заданий базового уровня. Они направлены на оценку сформированности таких способов учебных действий и понятий, которые послужат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение этих заданий обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности обучения.
3.В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность, их 4. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются только на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенных уровней требований и используется исключительно для дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.
Результаты работ заносятся в оценочный лист.
В приложении представлена Таблица по диагностике метапредметных результатов.
Сначала учитель заполняет таблицы проверочных работ, затем интегрированных, а после этого переносит результаты в Сводную таблицу.
Результаты диагностики анализируются как по вертикали, так и по горизонтали и делаются определенные выводы.
Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
2.3. Формирование итоговой оценки выпускника начальной школы
Итоговая оценка выпускника начальной школы формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:
- «Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями».
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
- «Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета».
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
- «Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования».
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Решение об успешном освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом на основании сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Заключение
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может будет оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень «включённости» детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других), проводится в форме неперсонифицированных процедур.
Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные выводы о роли метапредметных результатов в системе современного общего среднего образования:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.
Вывод: Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.
Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.
Внедрение ФГОС второго поколения – новый этап в развитии общего начального образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.
Список использованной литературы
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
- Ковалёва Г.С., О.Б. Логинова О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (часть 1, 2). М.: Издательство «Просвещение», 2010.
- Ковалёва Г.С., О.Б. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
- Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждение. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Кондаков А.М., Кузнецов А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования. М.: Просвещение, 2008.
- Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М.: Просвещение, 2004.
- Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008.
Приложение
Мониторинг результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися 4 класса
(личностные, метапредметные)
ФИО уч-ся | личностные | метапредметные | Средний результат | |||||||||||
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |||||||||||
Умение оценивать простые ситуации и однозначные поступки как хорошие и плохие | Определять цель учебной деятельности | Умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Умение планировать учебную деятельность на уроке | Умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ проверки учебной деятельности | Понимать, для чего нужна информация | Умение находить информацию в различных источниках | Составлять простой план небольшого текста | Наблюдать и делать самостоятельные выводы | Оформлять свою речь в устной и письменной форме | Слушать и понимать других | Договариваться о правилах общения | Учиться выполнять различные роли в группе | ||
Средний балл |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая работа по русскому языку по проверке сформированности метапредметных умений для 6 класса
C ответами (для проверки)...
Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Вводная контрольная работа.5 класс)
Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС»...
Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Итоговая контрольная работа.5 класс
Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных уменийшкольников в формате ФГОС»( Итоговая контрольная работа.5 класс...
Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Итоговая контрольная работа.5 класс
Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных уменийшкольников в формате ФГОС»( Итоговая контрольная работа.5 класс...
Проектная методика, как один из наиболее эффективных способов определения уровня сформированности метапредметных умений обучающихся.
Проект представляет собой интерактивную, самостоятельную работу учащихся над темой или проблемой под руководством учителя, имеющую конечный продукт, который нужно представить и защитить. Конечны...
Диагностика сформированности метапредметных умений и навыков в 8-м классе
Данная разработка предназначена для обучающихся 8-х классов.Цель разработки – определить уровень сформированности основных метапредметых результатов обучения – умение обучаемых работать с ...
Практический инструментарий для мониторинга уровня сформированности метапредметных умений на уроках английского языка
Авторский медиапродукт является составной частью конкурсных материалов педагогического проекта "Развитие обучающихся через формирование метапредметных умений на уроках английского языка"...