Программа повышения профессионального уровня педагогических и руководящих работников школы
методическая разработка на тему

Пучнина Юлия Николаевна

Программа повышения профессионального уровня педагогических и руководящих работников МБОУ "СШ № 40" г. Нижневартовска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_povysheniya_prof_urovnya_pedagogov.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка……………………………..

3

2.

Организационное и функциональное обеспечение «Программы» …………………………….…………..

5

3.

Содержание и средства реализации «Программы»

6

4.

Создание модели личности современного педагога  

7

5.

Виды повышения квалификации ..…………………

9

6.

План мероприятий по реализации «Программы»

10

7.

Направления и содержание деятельности в рамках «Программы» ..……………………………………..

13

8.

Ожидаемые результаты реализации «Программы»………………………………………….

17

  1. Пояснительная записка

«Программа повышения профессионального уровня педагогических работников МБОУ СОШ № 40»  составлена на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы», «Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы», распоряжения правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 №  91-рп «Стратегия развития образования ХМАО - Югры до 2020 года», «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» от 28.05.2014 №3241п-П8.

Мероприятия настоящей программы направлены на повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательной организации, в том числе на овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания.

Повышение эффективности общего образования, а также его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определил долгосрочные цели развития образовательных организаций и дошкольных образовательных организаций: переход на системно-деятельностный (компетентностный) подход, введение к 2022 году федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней общего образования, введение целого спектра новых нормативно-правовых и финансово-экономических регуляторов.

Обновленные цели системы российского общего образования повышают традиционные и создают новые требования к качеству педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом. При сохранении лучших традиций подготовки российских учителей и воспитателей необходимо развивать их новые профессиональные качества в соответствии со стандартом профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и развития.

Утвержденный профессиональный стандарт педагога – сложный регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагога, определения его должностных обязанностей, аттестации, оценки труда, оплаты труда.

Профессиональный стандарт педагога должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования. Профессиональный стандарт определит объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволит объективно связать уровень профессионализма педагога, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт).

Обновление образования  сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

Цель программы: формирование нового качественного состояния профессиональной компетентности педагога, его интеллектуальной культуры и культуры саморазвития в условиях модернизации образования; совершенствование системы повышения квалификации, повышение престижа образовательного учреждения через рост профессиональной квалификации педагогических работников.

    Задачи: 

  •  оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников;
  • удовлетворение информационной, учебно-методической, образовательной потребностей педагогов;
  • создание условий для организации  и осуществления повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения;
  • оказание научно-методической поддержки всем участникам образовательного процесса;
  • обеспечение подготовки педагогических работников к работе в условиях модернизации образования, обновления его структуры и содержания;
  • повышение мотивации педагогов в росте профессионального мастерства;
  • совершенствование профессиональных компетенций педагогов, необходимых для реализации ФГОС нового поколения; прогрессивных педагогических технологий.

Этапы реализации программы

1. Организационный  этап (2012 – 2013 г.). Создание и введение в деятельность школы  «Программы повышения профессионального уровня педагогических работников МБОУ СОШ № 40».

2. Технологический (основной) этап (2013 -  2015 гг.). Отработка методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации «Программы повышения профессионального уровня педагогических работников МБОУ СОШ № 40».

3. Рефлексивный (обобщающий) этап (2015-2016 гг.). Анализ реализации целей, задач и результатов «Программы повышения профессионального уровня педагогических работников МБОУ СОШ № 40». Определение перспектив дальнейшего развития школы, соответствующих критериям оценки качества образования, методологии обновления содержания, целей и структуры образования.

  1. Организационное и функциональное обеспечение программы

Функции директора школы в аспекте реализации программы: общее руководство разработкой и реализацией программы, обеспечение реализации программы, организация, координация, контроль.

Функции заместителя директора по УМР и методиста:

  • определение приоритетных направлений работы,
  • корректировка составляющих элементов программы,
  • анализ и обобщение результатов реализации программы,
  • регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы,
  • организация и проведение семинаров,
  • внедрение новых эффективных способов работы с педагогическим коллективом,
  • осуществление взаимосвязи со структурами, участвующими в реализации программы.

Функции научно-методического совета:

  • подготовка методических рекомендаций для работы по программе,
  • определение критериев эффективности реализации программы,
  • разработка и обработка новых педагогических форм, способов и методов работы по реализации программы.

Функции методических объединений, творческих групп:

  • обобщение передового педагогического опыта учителей,
  • диагностирование затруднений учителей и планирование работы по их преодолению,
  • организация системы работы с молодыми специалистами.

Функциональные обязанности педагогических работников:

  • обобщение и систематизация материалов и результатов собственной педагогической деятельности через анализ и самоанализ,
  • повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с представлением опыта работы.

  1. Содержание и средства реализации программы

Подготовка педагогических кадров, развитие профессиональной культуры и компетенции педагогических работников школы:

  • составление перспективного плана прогноза потребности в педагогических кадрах и формирование на его основе заказа на подготовку педагогических кадров,
  • организация постоянного мониторинга состояния кадрового обеспечения,
  • расширение образовательного пространства и создание за счет этого необходимых условий для включения педагогов школы в образовательное пространство города, округа и т. д.,
  • интенсификация подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, специалистов с высшей, первой и второй категориями.

Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:

  • организация научно-методического сопровождения развития кадрового потенциала,
  • теоретическая подготовка педагогических работников к инновационным преобразованиям в области образования,
  • развитие системы информационно-методической поддержки повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров,
  • совершенствование форм методического сопровождения, адаптации и становления молодых специалистов: курсы повышения квалификации, консультации методистов и педагогов-наставников,
  • развитие конкурсного движения педагогов.

Обновление структуры и содержания методической службы с учетом основных направлений модернизации системы образования:

  • интеграция достижений педагогической науки и образовательной практики в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения профессиональной компетентности педагогов,
  • практико-ориентированная подготовка педагогических работников к инновационным преобразованиям,
  • содействие росту педагогического потенциала и творчества, поддержка конкурсного движения педагогов,
  • совершенствование форм методической работы с педагогическим коллективом,
  • распространение передового педагогического опыта и инновационной практики,
  • освоение современных педагогических и воспитательных технологий (информационно-коммуникационных, исследовательских, проектных и т. д.),
  • овладение основами научного анализа собственного педагогического труда учителями, классными руководителями, администрацией.

  1. Создание модели личности современного педагога

Необходимым условием профессионального роста учителей должно стать овладение ими информационными технологиями на функциональном уровне. Одна из задач повышения квалификации  учителей  школы – освоение вопросов философии образования, механизмов реализации национального проекта и второго этапа модернизации образования, стандартов и критериев нового качества образования, сущности системно-деятельностного  подхода в образовании.

Становление учителя в личностном и профессиональном плане  связано с формированием профессиональной позиции, ключевых педагогических компетенций.

Основные пути профессионально-личностных достижений учителя в научно-методической работе:

1) формирование индивидуального банка освоенных и применяемых методических приемов, и педагогических технологий;

2) освоение роли учителя-предметника, классного руководителя, воспитателя;

3) продуцирование индивидуальных форм образовательной поддержки во взаимодействии с учениками;

4) системная самообразовательная работа через личностную целостность, рефлексивное прогнозирование, креативность, творчество.

В профессиограмме педагогов школы следующие составляющие:

Функции (профессиональные действия)

педагога

Результаты

труда

педагога

Профессионально важные качества

педагога

Индивидуально-личностные

характеристики педагога

Образовательная

достижение высоких результатов в обучении обучающихся, соответствующих новым стандартам и критериям качества образования

компетентный профессионал,

непосредственный организатор учебно-воспитательного процесса

компетентность, ответственность, коммуникабельность

целеустремленность

Воспитательная

успешная социализация личности учащихся

умелый, внимательный наставник и помощник в развитии позитивной активности личности

толерантность, психологическая близость к учащимся, способность к нестандартным действиям

Развивающая

формирование конкурентоспособной личности

субъект формирования культуры и жизненных стратегий личности учащихся

способность к рефлексивной деятельности, устойчивая направленность на самореализацию

 

В соответствии с концептуальной основой программы модель преподавателя школы – творческая, профессионально компетентная личность, осознающая смысл и цели образовательной деятельности, умеющая составлять целостную образовательную программу, наделённая способностью видеть индивидуальные качества и способности учеников, способная к личностному творческому росту.

В совершенстве каждый учитель должен обладать профессиональными потребностями в образовании, направленными на развитие творческой личности:

        профессиональные знания, овладение способами научного творчества, педагогического исследования, диагностической деятельности и эксперимента;

       собственная концепция профессионального и личностного саморазвития;

       способность к непрерывному образованию;

       профессиональная ориентация на реализацию актуальных и перспективных, ожидаемых    и прогнозируемых образовательных потребностей;

        педагогическое мышление и рефлексия;

        педагогическое целеполагание;

        психолого-педагогическая культура.

        Деятельность учителя заключается в непрерывном процессе обновления содержания образования, направленном на повышение качества образования.

         Личностные качества современного учителя:

  • социальный оптимизм;
  • позитивная «Я – концепция»;
  • мотивация к педагогической деятельности;
  • ценностные ориентации, ценностное самоопределение педагога;
  • адекватная самооценка;
  • социальная толерантность;
  • эмоциональная устойчивость.  

 

  1. Виды повышения квалификации в МБОУ «СОШ № 40»

Профессиональное развитие педагогического персонала предполагает целенаправленное и систематической воздействие на работника в течение всей его трудовой деятельности в данной организации, ориентированное на максимальное использование его потенциальных возможностей.

Система внешнего профессионального обучения включает очное, очно-заочное, дистанционное обучение по каталогу образовательных модулей (программ) планового повышения квалификации работников образования ХМАО-Югры на базе МАУ «ЦРО» г. Нижневартовска:

  • АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования»,
  • ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО – Югры»,
  • ГОУ ВПО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»,
  • БУ СПО ХМАО – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»,
  • ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет».

Система внешнего профессионального обучения включает в себя также дистанционное обучение в других образовательных учреждениях:

  • Педагогический университет «Первое сентября»,
  • КОГОАУ ДПО (ПК) «ИРО Кировской области»,
  • НОУ СИСПП г. Новосибирск,
  • ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет».

Система  профессионального обучения внутри образовательного учреждения включает участие педагогов школы в проведении педагогических советов, заседаний НМС и предметных МО, работу в творческих  группах, осуществление тьюторского обучения на тематических семинарах и круглых столах, проведение мастер-классов, работу «Школы молодого специалиста», осуществление подготовки и участия в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.

Индивидуальная программа самообразования педагога включает очное очно-заочное и дистанционное обучение на вебинарах, среди которых:

  • вебинары издательства «Просвещение»,
  • вебинары издательства «Дрофа»,
  • вебинары издательства «Вентана-Граф».

         Индивидуальная программа самообразования педагога включает в себя также очное, очно-заочное и  дистанционное участие педагогов школы в обучающих конференциях и семинарах современной образовательной тематики, связанной, прежде всего в введением ФГОС НОО и ООО.

  1. План  мероприятий по реализации

«Программы повышения профессионального уровня педагогических работников МБОУ СОШ № 40 на период 2012-2016 годы»

Этапы

Сроки

Ответственные

1.

I. Организационный этап

Создание и введение в деятельность школы «Программы повышения квалификации профессионального уровня педагогических работников МБОУ СОШ № 40».

 

2012-2013 гг.

 

Заместитель директора по УМР

2.

Выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки учителей через диагностику и проектирование индивидуальной методической работы (диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей, создание индивидуального образовательного маршрута педагога).

Ежегодно

Заместитель директора по УМР

Методист

Руководители методических объединений

3.

Повышение квалификации и переподготовка кадров – обучение по каталогу образовательных модулей планового повышения квалификации работников образования ХМАО-Югры 

Ежегодно

Заместитель директора по УМР

4.

Развитие и совершенствование сложившейся модели методической службы школы, направленной на повышение педагогической компетентности учителя, его социальной мобильности.

2012-2014  гг.

Заместитель директора по УМР

Методист

Руководители методических объединений

5.

Создание банка  данных эффективности взаимодействия «учитель-ученик» как оценки социально - профессионального результата деятельности учителя.

Ежегодно

Заместитель директора по УМР

Методист

Руководители методических объединений

 

 

1.

II. Технологический этап.

Основные направления реализации программы

Отработка методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации «Программы повышения профессионального уровня педагогических работников»

 

 

 

2013-2015 гг.

Заместитель директора по НМР

Методист

Заместители директора по УВР

Руководители методических объединений

3.

Апробация новых форм и методов изучения и обобщения педагогического опыта учителя, его педагогического мастерства

Ежегодно

Заместитель директора по УМР

Руководители методических объединений

4.

Участие педагогических работников в  профессиональных конкурсах, дистанционных конкурсах, конференциях, вебинарах, фестивалях, семинарах, мастер-классах.

Ежегодно

Заместитель директора по УМР

Методист

руководители методических объединений

5.

Проведение методических семинаров «Педагогическое проектирование: методология, теория, практика», «Проектирование урока», «Рабочая программа как нормативный документ, отражающий уровень профессиональной деятельности учителя. Технология составления рабочей программы», «Система внутрикомандного повышения квалификации в школе» и др.

2012-2015гг.

Заместитель директора по УМР

Заместители директора по УВР

 

6.

Анализ эффективности взаимодействия «учитель-ученик» в учебно-исследовательской деятельности учащихся как нового подхода к оценке качества образования и в выборе предпрофильной подготовки учащихся.

2013-2015гг.

Заместитель директора по УМР

 Руководители методических объединений

1.

III. Рефлексивно – обобщающий этап.

Структура, методика и механизм управления непрерывным самообразованием и самореализацией учителя в рамках программы.

2015-2016 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заместитель директора по УМР

Заместители директора по УВР

 Руководители методических объединений

2.

Анализ реализации целей, задач и результатов программы повышения квалификации членов педагогического коллектива, проектирование деятельности педагогического коллектива школы на новом этапе развития современного образования.

3.

Обобщение и презентация опыта работы по обновлению целей, структуры содержания образования, использования новых технологий в достижении нового качества образования.

  1. Направления и содержание деятельности в рамках «Программы повышения профессионального уровня педагогических работников

МБОУ СОШ № 40 на период 2012-2016 годы»

Содержание деятельности

Формы ПК

Сроки ПК

Планируемые результаты

Создание «Программы повышения профессионального уровня педагогических работников школы»

Персональная и/или групповая работа по освоению и внедрению новых образовательных технологий.

Разработка стратегических приоритетов научно-методической работы.

Обсуждение и утверждение планов, создание индивидуальных образовательных маршрутов педагога.

Исследовательская деятельность учителя.

Отчеты по темам самообразования.

2012-2013 гг.

Осуществление организационного этапа реализации программы

Создание управленческих условий повышения качества образовательного результата

Разработка регламента стимулирующей части оплаты труда.

Проведение педсоветов, совещаний, НМС.

Сопровождение деятельности творческих групп.

Формирование мотивационной сферы учителя.

Руководство деятельностью учителя по самообразованию.

2013-2014 гг.

Повышение качества образовательного результата

Консультативная помощь педагогам

Индивидуальные, групповые консультации.

В течение учебного года.

Планирование деятельности педагога.

Создание образовательных программ.

Внедрение в практику инновационных методов обучения.

Проведение открытых учебных занятий.

Подготовка отчётности.

Картотека повышения квалификации

Папка «Перспективный план повышения квалификации педагогических и руководящих работников МБОУ «СОШ № 40»

2 раза в год

Создание и пополнение данных картотеки об уровне и содержании курсовой подготовки педагогических работников учреждения.

Банк информации о центрах переподготовки и повышении квалификации педагогических работников

Информационный стенд.

Папка «Информация по повышению квалификации педагогов».

В течение учебного года.

Формирование и пополнение банка данных об учреждениях по повышению педагогических работников учреждения.

Информирование педагогического коллектива об образовательных возможностях различных учреждений повышения квалификации (содержании учебных программ и планов, сроках, стоимости обучения и т.п.).

Изучение потребности в повышении квалификации   педагогического коллектива

Анкетирование по изучению потребностей и запросов в повышении квалификации.

Коррекция индивидуальных планов профессионального развития педагогов.

1 раз в год.

Планирование повышения квалификации педагогических кадров и приобретение дополнительной специальности.

Организация системы повышения квалификации

педагогических кадров

1.Педагогические конференции.

2.Тематические семинары.

3.Методические объединения.

4. Творческие группы.

5.Методические выставки.

6.Обобщение и распространение передового педагогического опыта.

В течение учебного года.

Методическая и дидактическая подготовка педагогических кадров по направлениям деятельности педагогов.

Развитие мотивации к работе по самообразованию.

Осуществление наставничества (тьюторства) над молодыми специалистами

1.Диагностический инструментарий.

2.Семинары.

3.Мастер-классы.

4.Круглые столы.

6.Памятки.

7.Открытые уроки.

8.Творческие отчёты.

4 раза в год.

Качественное развитие профессионально-личностной культуры педагога, обогащение профессиональных знаний, умений, навыков.

Самообразование педагогов

Посещение и обсуждение открытых учебных занятий во время проведения предметных декад.

Участие в очных, заочных и дистанционных вебинарах, семинарах, конференциях.

Обобщение и распространение педагогического опыта в публикациях различного уровня.

 В течение учебного года.

Расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.  Высокий уровень достижений в педагогической деятельности.

Инновационная деятельность педагогов

Семинары, заседания методических объединений, творческих групп.

Осуществление работы пилотной площадки согласно приказу от 19.09.2014г.№448 «Об организации деятельности стажировочных и пилотных площадок опережающего введения ФГОС ООО в общеобразовательных организациях г. Нижневартовска в 2014-2015 учебном году»

В течение учебного года.

Оформление папки  «Мониторинг качества образовательной деятельности педагога на 2011-2013 гг., на 2013-2015гг.».

Осуществление педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО, отвечающей запросам современного образования.

Аттестация педагогических работников

Консультативная помощь.

Подготовка документации к аттестации.

Аналитическая обработка материалов по итогам аттестации.

В течение аттестационного периода.

Успешная аттестация педагогических кадров.

Умение анализировать и прогнозировать свою деятельность.

Участие в профессиональных конкурсах различного уровня

Конкурсные работы.

В течение учебного года.

Повышение профессионального мастерства педагогов.

Оказание методической помощи в подготовке выступлений на семинарах, конференциях, педагогических советах, методических объединениях педагогических чтениях и др.

Подбор учебно-методической литературы.

Редактирование материалов выступлений, подготовка тезисов и презентаций опыта.

Помощь в публикации статей и других материалов.

В течение учебного года.

Формирование научно-исследовательской компетентности педагогов.

Обобщение педагогического опыта.

  1. Ожидаемые результаты реализации «Программы повышения профессионального уровня педагогических работников

МБОУ СОШ № 40»

Результаты реализации «Программы повышения профессионального уровня педагогических работников МБОУ СОШ № 40»:

  • создание  гибкой системы повышения квалификации педагогов школы, отвечающей запросам современного образования и общества;
  • повышение квалификационной категории педагогических кадров согласно «Перспективному плану повышения квалификации педагогических и руководящих работников МБОУ СОШ № 40»;
  • повышение качества содержания образовательного процесса, качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы в целом;
  • создание методических и дидактических материалов для системного повышения квалификации педагогов, а также условий для изменения статуса учителя на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя;
  • своевременное выявление профессиональных затруднений педагогов, предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;
  • обеспечение условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников и мотивации педагогов к самообразованию;
  • внедрение современных технологий обучения в учебный процесс в рамках деятельности пилотной площадки по опережающему внедрению ФГОС ООО;
  • формирование профессионального стиля и роста, успешная деятельность молодых педагогов школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к аттестации педагогических и руководящих работников

 Материалы к аттестации педагогических и руководящих работниковобразовательных учреждений автономного округа  октябрь,  2012 год...

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников как фактора способствующего развитию образовательного учреждения

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. ...

Практический семинар на тему "Применение ИКТ в современном образовательном процессе для повышения профессионального уровня педагогических работников"

"Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно..." К.Д. Ушинский...

Доклад "Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров на уровне современных требований"

"Национальная доктрина образования в Российской Федерации" является концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2025 г. Именно в сфере об...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ЕЖКОВОЙ ТАТЬЯНЫ ВИКТОРОВНЫ

Индивидуальная программа повышения профессионального уровня  учителя истории и обществознания Ежковой Татьяны Викторовны...

"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС

Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...

Программа повышения профессионального уровня

С целью повышения профессиональной компетентности и  психологической культуры необходимо систематически проходить курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию. Кроме тог...