Выступление на семинаре директоров и зам. директоров по УВР (август 2015 год)
статья на тему

ФГОС ООО: первые итоги, проблемы, перспективы

Выступление И.П.Авдонькиной

 на секции директоров и заместителей по УВР

(Август 2015 г.)

 

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов – это первые шаги к обновлению в сфере образования, начало перезагрузки не только в области нормативных документов, но и в умах, и сознании учительского сообщества, цель которого – вырастить развитую личность, готовую к самообразованию и жизни в быстроменяющемся социуме.

С введением ФГОС на первый план выходят принципы преемственности и развития. Начальная и средняя школы больше не выступают как отдельные институты системы образования, а как части единого целого. Если в начальной школе учитель должен заложить основы умения учиться, то по окончании школы выпускник уже является сформировавшейся личностью, способный применять свои знания на практике, умеющий мыслить креативно и быть творческим человеком. Кроме того, немало важными являются такие вечные ценности как любовь к Родине, семье.

С сентября 2014 года 5 классы нашей школы обучаются по новым ФГОС ООО. Нужно отметить, что школа являлась пилотом и в апробации новых стандартов начального общего образования с 2010 года. Участвовать в опережающем введении новых стандартов нам позволил глубокий анализ техусловий, которые имеются в нашем образовательном учреждении для занятия экспериментальной и инновационной деятельностью.

Во-первых, это модернизированная материально-техническая база школы, которая позволяет нам организовать учебно-воспитательный процесс с учетом современных требований.

Во-вторых, кадровый потенциал, имеющийся в школе: грамотные учителя, более 87% имеющие высшую и первую категории, готовые к введению инноваций.

Задача моего выступления – через анализ и оценку условий, созданных в школе для введения ФГОС ООО показать основные этапы подготовительной работы, заострить внимание на первых положительных результатах и имеющихся проблемах, наметить перспективы дальнейшей работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОС ООО: первые итоги, проблемы, перспективы

Выступление И.П.Авдонькиной

 на секции директоров и заместителей по УВР

(Август 2015 г.)

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов – это первые шаги к обновлению в сфере образования, начало перезагрузки не только в области нормативных документов, но и в умах, и сознании учительского сообщества, цель которого – вырастить развитую личность, готовую к самообразованию и жизни в быстроменяющемся социуме.

С введением ФГОС на первый план выходят принципы преемственности и развития. Начальная и средняя школы больше не выступают как отдельные институты системы образования, а как части единого целого. Если в начальной школе учитель должен заложить основы умения учиться, то по окончании школы выпускник уже является сформировавшейся личностью, способный применять свои знания на практике, умеющий мыслить креативно и быть творческим человеком. Кроме того, немало важными являются такие вечные ценности как любовь к Родине, семье.

С сентября 2014 года 5 классы нашей школы обучаются по новым ФГОС ООО. Нужно отметить, что школа являлась пилотом и в апробации новых стандартов начального общего образования с 2010 года. Участвовать в опережающем введении новых стандартов нам позволил глубокий анализ техусловий, которые имеются в нашем образовательном учреждении для занятия экспериментальной и инновационной деятельностью.

Во-первых, это модернизированная материально-техническая база школы, которая позволяет нам организовать учебно-воспитательный процесс с учетом современных требований.

Во-вторых, кадровый потенциал, имеющийся в школе: грамотные учителя, более 87% имеющие высшую и первую категории, готовые к введению инноваций.

Задача моего выступления – через анализ и оценку условий, созданных в школе для введения ФГОС ООО показать основные этапы подготовительной работы, заострить внимание на первых положительных результатах и имеющихся проблемах, наметить перспективы дальнейшей работы.

Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе осуществлялся по следующему плану:

1. изучение методических материалов ФГОС второго поколения;

2. разработка основной образовательной программы основного общего образования;

3. разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;

4. разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

5. изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;

6. разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;

7. создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность учителей;

В результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения были достигнуты следующие результаты: дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение о рабочей учебной программе по предметам основного общего образования на основе требований ФГОС второго поколения; Положение о внеурочной деятельности на этапе основного общего образования; внесены изменения в должностные инструкции классного руководителя, учителей- предметников, заместителя директора по УВР в части организации деятельности по внедрению ФГОС второго поколения). На родительских собраниях будущих пятиклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения; проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время. Нами был скорректирован план методической работы, основная деятельность ее направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения, и разработку программ; в план методического совета школы были включены мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие учебные программы.

При реализации данных направлений достаточно непростая ситуация сложилась при создании нормативно-правовой базы школы. Были изданы документы федерального уровня с обозначенными идеями и направлениями, такие как: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, но не были разработаны образовательные программы ОУ, рабочие программ по учебным предметам и внеурочной деятельности, соответствующих условиям конкретной школы. Однако рабочая группа педагогов школы, куда вошли представители администрации школы, руководители методических объединений, учителя-предметники, успешно справилась с данной проблемой. В процессе изучения научно-методической литературы серии «Стандарты второго поколения» были разработаны и подготовлены к работе нормативно-правовые документы в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

Определенную трудность вызвало составление рабочих программ по учебным дисциплинам и программ внеурочной деятельности, которая организована с учётом пожеланий родителей и самих учеников силами школы: занятия ведут учителя-предметники. Следует обратить внимание, что в структуре рабочей программы появляется новый раздел: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. В связи с этим был отработан и новый подход в составлении календарно-тематического планирования учебного материала.  Для подготовки к урокам за основу взята технологическая карта.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс.

Выполнение требований ФГОС ООО осуществлялось не только через учебную деятельность школьников, но и через внеурочную, которая является требованием стандарта. С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога - дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных кружков и т.д.

Сегодня реализуя ФГОС ООО главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, стало формирование личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. А одним из основных средств решения данной задачи стало осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

В течение года мы реализовывали следующие программы внеурочной деятельности для основной школы: «Зеленая лаборатория», «Введение в информатику», «Хоровое пение», «Введение в электроведение», «Танцы» и другие.

Вся система внеурочной деятельности была нацелена на предоставление детям возможности свободного выбора программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

Активно привлекались к организации внеурочной деятельности родители обучающихся (проведение походов, экскурсий, коллективно-творческих дел, тематических часов классного руководства). В течение года с участием пятиклассников были проведены такие мероприятия как: «Моя семья», «Конкурс  проектов», Новогодний праздник, научно-практическая конференция, Экологические экскурсии, в ходе которого были представлены исследовательские работы, презентации, организованы различные выставки творческих работ детей. Учащиеся 5 классов были активными участниками акций «Чистая школа», «Поздравь ветерана», «Мы за здоровый образ жизни», «Безопасная дорога».

На каждого ученика 5-го класса заведено портфолио, в которое вносятся лучшие достижения учебной и внеурочной деятельности ребенка.

Введение ФГОС второго поколения изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Новым для нас, учителей, стало понятие «универсальные учебные действия». Несмотря на значительную подготовительную работу к введению ФГОС: курсовую переподготовку, организованное тьюторское сопровождение со стороны МРИО, именно вопросы формирования и оценки УУД являются наиболее сложными. Учителя признаются, что имеются определенные затруднения в выделении и анализе заданий, направленных на формирование УУД, в определении уровня сформированности УУД школьников. Скорее всего, это связано с тем, что единая диагностика предметных, личностных и метапредметных результатов долгое время была практически не разработана. Поэтому первоначально нам нужно было разобраться с тем, как устроена система оценки образовательных достижений, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Конечно, учителя применяют стандартизированные работы, но для индивидуализации образования этого недостаточно. Учитель должен сам научиться разрабатывать подобные задания. Только вникнув в суть алгоритма составления работы можно понять, как ее содержание формирует и проверяет УУД. В целях активизации работы по данному направлению методическим объединениям было рекомендовано создать творческие группы для работы над проблемами формирования универсальных учебных действий в рамках предметов .А именно проведение диагностических мероприятий. Изучение результатов обязательного программного материала, с использованием диагностики проводилось поэтапно:

I этап (сентябрь) - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе;

II этап (декабрь) - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;

III этап (май) - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня обученности учащихся по итогам года.

Педагогическая диагностика учащихся 5 классов позволила учителям определить успешность каждого ученика, увидеть, насколько верно выбраны им методы и формы обучения, и какое влияние они оказывали на формирование учебной деятельности и интеллектуальное развитие каждого ребёнка. Результаты контроля процесса адаптации учащихся 5-х классов к обучению в основной школе показали позитивную динамику сокращения адаптационного периода пятиклассников, быстрое включение их в интенсивный процесс обучения, чему немало способствует включение в практику работы новых технологий обучения. При итоговом мониторинге предметных достижений учащихся 5 классов отдельными педагогами использовались комплексные работы. Результаты этих работ позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему школы заданий на выявление уровня развития различных метапредметных умений выявило возможность:

•        повышения интереса учащихся к обучению и развитию творческого потенциала;

•        создания благоприятных условий для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;

•        оценки роли знаний и их применения на практике,

•        интеграции разных областей знаний.

Выводы:

В течение года проводилась работа по формированию УУД у учащихся 5 класса, организована деятельность по мониторингу предметных и метапредметных умений, через комплексные диагностические работы, тестовые задания, организацию проектной деятельности.

Задачи на следующий год:

На основе аналитической деятельности скорректировать календарно-тематическое планирование, учесть работу по формированию как предметных так и метапредметных умений. Создать банк данных по диагностическому материалу.

На этапе введения нового ФГОС в образовательный процесс, мы считаем самым необходимым организовать методическое сопровождение, оказание всесторонней помощи учителям. Поэтому в плане методической работы предусмотрены самые разнообразные формы работы с педагогическими кадрами: от курсовой профессиональной переподготовки до дистанционного самообразования по проблемам ФГОС. Мы предоставляем возможность нашим учителям посещать семинары и консультации, обмениваться опытом на внутришкольных совещаниях, педагогических советах, участвовать в проектных и творческих группах. В прошлом учебном году в рамках заседаний методических объединений в 5-х классах, работающим по новым стандартам, были проведены открытые уроки по русскому языку, истории, математике, биологии, английскому языку, анализ которых позволил выявить проблемы в проведении уроков в соответствии с новыми требованиями и наметить пути их решения.

Педагоги нашей школы не однократные участники дискуссионных площадок. 26 февраля 2014 года мы учувствовали во II Республиканской научно-практической конференции «ФГОС ООО: реалии и перспективы».14 мая 2015 года в XIII Республиканской научно- практической конференции «Инновации в системе образования Республики Мордовия».Учителя, работающие в 5 –х классах поделились опытом своей работы. О создании образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в рамках ФГОС ООО, познакомила директор школы Щеголева Т.В.. Об организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО поделилась классный руководитель 5 а класса Оськина Л.С.. О технологии индивидуального стиля учебной деятельности на уроках русского языка рассказала учитель русского языка и литературы Наумова Н.А..

Отрадно, что в новых условиях меняется педагог: возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных и материальных вознаграждений.

Подводя итоги первого года работы по введению ФГОС ООО, можно отметить постепенное изменение характера деятельности учащихся. Наблюдения за учащимися пилотных классов при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке. Детям под силу выполнение исследовательских, творческих заданий, направленных на получение продуктивного результата.

Говоря об определенных результатах, нельзя не сказать о сохраняющихся проблемах при апробации ФГОС ООО: в здании школы не хватает в учебных кабинетов мультимедийных техники для организации внеурочной деятельности; сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения традиционного урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий; отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя. Поэтому гарантией успешной реализации цели образования, а именно, повышению качества образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на секции учителей русского языка и литературы. Август 2015

Описание применения кейс-технологий на уроках русского языка и литературы...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности" август 2015 г.

Разрабатываемая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»является обновлённым вариантом, ранее принятых государственных программ патриотическ...

Выступление на семинаре директоров "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ"

Выступление на семинаре директоров "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ"...

Выступление на семинаре заместителей директоров по учебной работе "Современный урок и внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС. ИКТ в образовательном процессе"

Доклад содержит описание опыта работы школы по введению ФГОС. Обращено внимание на структуру урока в соответствии с ФГОС, использование ИКТ в образовательном процессе, особенности ведения внеурочной д...

выступление на семинаре директоров школ

Выступление на районном семинаре директоров школ по теме краеведение...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.

laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...