Ткачева Г.А. Положение о структуре и содержании модели сетевого ученического самоуправления
материал на тему
Положение о структуре и содержании модели сетевого ученического самоуправления
В положении о структуре и содержании модели сетевого ученического самоуправления представлены общие положения, регламентирующие работу ученического самоуправления, созданного в рамках экспериментальной работы Учреждения по теме «Социализация учащихся на основе ученического самоуправления».
Цели организации ученического самоуправления в Учреждении:
1. Представление интересов обучающихся в процессе управления Учреждением;
2. Поддержка и развитие инициатив обучающихся в школьной жизни;
3. Организация и проведение школьных социальных проектов и акций.
Конкретные задачи деятельности органов ученического самоуправления определяют сами обучающиеся на сетевых конференциях, собраниях и заседаниях выборных органов, исходя из конкретных обстоятельств и своих возможностей.
В Положении подробно рассмотрена структура органов сетевого ученического самоуправления в ГБОУ школе №519 Московского района Санкт-Петербурга, функции членов ученического сетевого самоуправления, права и обязанности всех сторон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_setevom_samoupravlenii.doc | 503 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение
о структуре и содержании
модели сетевого
ученического самоуправления
Жизнь без нашего управления
подобна кораблю без штурвала
или блужданию в огромном лесу
без компаса и карты.
Ф. Карделл
Введение
Актуальность ученического самоуправления в структуре общего образования отражена в пунктах 1.17 и 5 ст.34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Данная статья дает право на управление образовательными учреждениями (т. е, право на самоуправление) педагогам, учащимся и родителям (законным представителям). Таким образом, самоуправление является формой управления образовательным учреждением, а представленный продукт способствует решению задач, сформулированных в стратегических документах по развитию системы образования.
Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники учебной жизни получают возможность влиять на политику образовательного учреждения через участие в принятии решений и через собственную активность в управлении собственными процессами.
Ученическое самоуправление – это система, позволяющая ученикам принимать участие в управлении учебным заведением.
Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.
Органы самоуправления могут обладать представительскими и исполнительными функциями.
Представительские органы являются выборными и дают право участвовать в принятии решений по вопросам учебной жизни от имени своих «избирателей». Исполнительные органы формируются из числа добровольцев для организации конкретной работы.
Границы власти органов ученического самоуправления определяются уставом образовательного учреждения и соответствующими ему локальными актами.
Субъектами ученического самоуправления являются специально создаваемые ученические общественные организации, а объектами – учащиеся и их коллективы.
Органы ученического самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами: равноправия, выборности, обновляемости и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической целенаправленности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их решения.
Раздел 1. Требования к разработке модели сетевого ученического самоуправления
- Общие положения
1.1. Деятельность органов сетевого ученического самоуправления в ГБОУ школе №519 Московского района Санкт-Петербурга (далее – Учреждение) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы и настоящим Положением.
1.2. Органом сетевого ученического самоуправления в Учреждении является школьное сетевое сообщество «Пресс-клуб «АйКИДО»» (далее – Пресс-клуб) обучающихся 1-11 классов, созданное на выборной основе путем открытого голосования во время проведения сетевой конференции.
1.3. Общее руководство развитием сетевого ученического самоуправления осуществляется Председателем Пресс-клуба.
- Цели создания и функционирования модели
Развитие пространства гражданского становления личности в условиях социальной коммуникации определяет цели организации ученического самоуправления в Учреждении:
- Вовлечение обучающихся в управление образовательным учреждением; самостоятельное принятие решений и их реализация в интересах ученического коллектива.
- Создание условий для социализации учащихся
- Формирование социальных компетентностей по презентации личности учащегося в социально значимых видах деятельности.
- Формирование нравственной системы ценностей, социальной и творческой активности.
- Активизация ученического творчества, инициатив учащихся в социально значимых проектах.
- Задачи
- Представление интересов обучающихся в процессе управления Учреждением.
- Поддержка и развитие инициатив обучающихся в школьной жизни.
- Формирование поведенческой модели и системы знаний «эффективного общения».
- Создание школьных сетевых сообществ как средств свободной коммуникации и условий для профессионального самоопределения.
- Обучение практической работе над созданием социальных проектов.
- Педагогическое обоснование
Пресс-клуб дает возможность обучающимся найти своё место в системе социальных отношений и выйти за пределы задачи простой передачи сообщения, помогает самостоятельно воплощать идеи, замыслы и говорить о собственном видении проблем. Таким образом оказывается существенное мировоззренческое воздействие на личность учащегося и предопределяется его гуманистическое и нравственное развитие.
Практическая и теоретическая деятельность в рамках Пресс-клуба предоставляет возможность развития пространства гражданского становления личности в условиях социальной коммуникации с целью дальнейшей успешной социализации.
В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап развития. Участвуя в деятельности органов сетевого ученического самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной жизни.
Главная задача современного образовательного учреждения – определение оптимальной модели школьного самоуправления, которое на протяжении десятилетий основывалось на опыте и идеях С. Шацкого, А. Макаренко, И. Иванова. Развитие и потребности современного общества требуют модернизации предложенных ранее моделей. Инновационный компонент данной модели заключается в том, что приоритет отдается практической деятельности учащихся, осуществляемой посредством сетевого взаимодействия. Учащиеся получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятия и реализации локальных нормативно-правовых актов Учреждения, отстаивать свои права и интересы в самоутверждении и самореализации.
Раздел II. Структура школьного сетевого ученического самоуправления
1. Организация школьного сетевого сообщества «Пресс-клуб» имеет следующую структуру:
2. Сетевая конференция
2.1. Высшим органом ученического самоуправления является сетевая конференция, которая проводится в режиме онлайн после предварительной регистрация участников.
2.2. Сетевая конференция проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
2.3. Сетевая конференция:
2.3.1. Избирает Председателя Пресс-клуба, главного редактора школьной радиостанции «School-FM», главного редактора школьной печатной газеты «АйКИДО», а также и модераторов сетевых сообществ из числа членов Пресс-клуба.
2.3.2. Определяет основные задачи деятельности Пресс-клуба, а также редакций школьной радиостанции «School-FM», школьной печатной газеты «АйКИДО» и школьных сетевых сообществ.
2.3.3. Утверждает Правила, Памятки и другие документы органов сетевого ученического самоуправления.
2.3.4. Заслушивает отчеты Председателя Пресс-клуба, главных редакторов школьной радиостанции «School-FM» и школьной печатной газеты «АйКИДО», а также модераторов школьных сетевых сообществ, дает оценку их деятельности.
2.3.5. Вырабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в адрес администрации школы.
2.3.6. Решения сетевой конференции, принятые в рамках ее полномочий, являются обязательными для всех органов сетевого самоуправления и всех обучающихся Учреждения.
2.4. Решения сетевой конференции, принятые в рамках ее полномочий, являются обязательными для всех органов сетевого самоуправления и всех обучающихся Учреждения.
3. Школьные сетевые сообщества
3.1. Сетевое сообщество обеспечивает поддержку массового внедрения новых(цифровых) образовательных ресурсов и инструментов в практику организации процесса социализации учащихся на основе ученического самоуправления.
3.2. Взаимодействие внутри школьных сетевых сообществ осуществляется на основе принципов открытости действий; добровольности и независимости участников; толерантности и взаимоподдержки; соблюдения интеллектуальной собственности; соблюдения этических норм.
3.3. Состав школьных сетевых сообществ варьируется в зависимости от личных приоритетов учащихся и плана работы Пресс-клуба.
3.4. Дают возможность учащимся примерить различные социальные роли, проявить творческие, интеллектуальные, организаторские и иные способности.
3.5. Деятельность школьных сетевых сообществ
3.5.1. Правовое – способствует повышению уровня компетентности обучающихся в
вопросах системных представлений об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; формированию осознания конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины.
3.5.2. Любителей прекрасного – участвует в организации художественно-эстетической
деятельности и проведении конкурсов, фестивалей, праздников, выставок, встреч.
3.5.3.Экологическое – способствует повышению уровня компетентности обучающихся в
вопросах личной, социальной, экологической и здоровьесберагающей культуры, а также формированию осознанной потребности в здоровом образе жизни.
3.5.4.Социальное – способствует приобретению обучающимися социального опыта и
формированию системы духовных и нравственных ценностей.
- Функции членов ученического сетевого самоуправления
4.1. Председатель Пресс-клуба.
4.1.1. Осуществляет общее руководство.
4.1.2. Представляет интересы Пресс-клуба в руководящих органах.
4.1.3. Организует подготовку сетевых конференций и ведет их.
4.1.4. Контролирует планирование работы.
4.1.5. Добивается выполнения принятых решений.
4.1.6. Обеспечивает открытость и гласность.
4.1.7. Работает в тесном контакте с директором Учреждения, его заместителем по воспитательной работе.
4.1.8. Подотчетен сетевой ученической конференции и членам Пресс-клуба.
4.2. Член сетевого ученического самоуправления
4.2.1. Имеет право:
1) обращаться к любому работнику Учреждения с вопросами и предложениями по проблемам, волнующим обучающихся;
2) требовать обсуждения любого вопроса, если это требование поддерживает 1/3 часть членов совета;
3) принимать активное участие в работе любого органа ученического самоуправления в Учреждении.
4.2.2. Обязан:
1) присутствовать на каждом заседании совета;
2) активно участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов;
3) добросовестно выполнять поручения совета;
4) проявлять самостоятельность, инициативу и организованность.
4.3. Пресс-клуб
4.3.1.Имеет социально-педагогическую направленность и способствует формированию деловой этики, культуры эффектного общения, начальной допрофессиональной подготовки;
4.3.2. Является переговорной площадкой, позволяет обучающимся проявлять себя в социальной сфере, высказывать мнение на диспутах и дискуссиях, расширять представление о собственном творческом потенциале, делать первые шаги в работе куратора фестивалей, форумов, конкурсов, работать в различных городских проектах;
4.3.3. Предоставляет обучающимся возможность выработать и свободно выразить собственное мнение, провести своеобразную аналитическую работу по диагностике внутреннего мира, сопоставить его с ценностями окружающих, попытаться определить своё место в обществе и создать поведенческую модель для самореализации в жизни.
4.3.4. Использует «воспитательную среду» как средство позитивной социализации через социальное партнерство с ДОО «Союз Юных Петербуржцев», профильными вузами, редакциями СМИ и т.д.
4.3.5. Дает возможность обучающимся найти своё место в системе социальных отношений и выйти за пределы задачи простой передачи сообщения, помогает самостоятельно воплощать идеи, замыслы и говорить о собственном видении проблем.
4.4. Школьная печатная газета «АйКИДО»
4.4.1. Является исполнительным печатным органом Пресс-клуба.
4.4.2. Способствует формированию начальной допрофессиональной подготовки.
4.4.3.Дает возможность расширить представления о собственном творческом потенциале.
4.4.4. Предоставляет возможность проиграть различные социальные роли: корреспондента, верстальщика, редактора, корректора, фотожурналиста и другие.
4.5. Школьная радиостанция «School-FM»
4.5.1. Способствует формированию начальной допрофессиональной подготовки.
4.5.2. Является исполнительным органом – средством массовой информации Пресс-клуба.
4.5.3.Дает возможность расширить представления о собственном творческом потенциале.
4.5.4. Предоставляет возможность проиграть различные социальные роли: корреспондента, диджея, редактора, диктора и другие.
4.6. Модератор школьного сетевого сообщества
4.6.1. Помогает Председателю в решении всех вопросов деятельности.
4.6.2. Контролирует исполнение принятых решений.
4.6.3. Осуществляет координацию действий членов школьного сетевого сообщества.
4.6.4. Курирует размещение различной информации на аккаунте сетевого сообщества
4.7. Секретарь
4.7.1. Оповещает членов школьного ученического самоуправления об очередной конференции.
4.7.2. Ведет краткий протокол конференций.
4.7.3. Готовит для опубликования информацию о конференциях.
4.8. Сетевые сообщества классных коллективов
4.8.1. Высшим органом самоуправления класса является сетевая конференция классного коллектива.
4.8.2. Сетевая конференция классного коллектива проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
4.8.3. Сетевая конференция классного коллектива:
1) Избирает классный ученический совет, его председателя и заместителя.
2) Решает все важнейшие вопросы жизни классных коллективов.
3) Утверждает общественные поручения, слушает отчеты об их выполнении.
4) Решает вопросы о поощрениях и порицаниях обучающихся класса.
5) Вырабатывает предложения в адрес школьного ученического самоуправления.
4.9. Ученический совет класса
4.9.1. Органом ученического самоуправления в классе в период между сетевыми конференциями классного коллектива является классный ученический совет.
4.9.2. Количественный состав классного ученического совета и распределение обязанностей в нем определяет сетевая конференция классного коллектива с учетом рекомендаций школьного ученического самоуправления.
4.9.3. Организует выполнение решений сетевой конференции классного коллектива и органов ученического самоуправления школы.
4.9.4. Организует самообслуживание обучающихся.
4.9.5. Обеспечивает дисциплину и порядок в классе.
4.9.6. Организует помощь обучающимся, имеющим проблемы.
4.9.7. Готовит и проводит классные собрания и другие классные мероприятия.
4.9.8. При необходимости может создавать свои комиссии по отдельным направлениям деятельности.
4.9.9. Классный ученический совет собирается для решения неотложных вопросов по мере необходимости. Его решения становятся обязательным для обучающихся после утверждения их сетевой конференцией классного коллектива.
5. Ученическое самоуправление и педагоги
5.1. Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные руководители и учителя) оказывают органам ученического самоуправления, их лидерам необходимую помощь.
5.2. Педагоги могут наравне с учащимися являться членами школьных сетевых сообществ.
5.3. Педагоги выполняют функции тьюторов социальных проектов для оказания поддержки органам ученического самоуправления.
5.4. Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложениями к органам ученического самоуправления, высказывать свои замечания по их работе.
5.5. Если директор Учреждения не согласен с решением органов ученического самоуправления, то может приостановить его исполнение до рассмотрения сетевой конференцией Пресс-клуба.
5.6. Если обучающиеся школы проводят закрытое классное собрание, то обязаны в тот же день информировать классного руководителя о принятых собранием решениях.
5.7. Учителя начальных классов с помощью шефов – старшеклассников осуществляют систематическую подготовку младших школьников к участию в ученическом самоуправлении.
6. Возможные формы работы участников сетевого ученического самоуправления в процессе их деятельности.
6.1. Сообщество использует следующие продуктивные формы деятельности:
• Виртуальная конференция
• Конкурс
• Проект
• Акция
• "Мастерская" или мастер-класс
• Опрос
• Обсуждение в чате
• Фестиваль проектов
• Сетевая конференция
Формы могут быть интегрированными.
6.2. В Сообществе возможна поддержка активности с использованием следующих средств:
• Инструмент для создания дочернего сообщества, внутри основного;
• Форум;
• Форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка);
• Фотогалерея;
• Инструмент создания объявлений и сообщений;
• и.т.д.
6.3. Работа по развитию Сообщества выстраивается в направлении поиска общих интересов с социальными партнерами и выделения самостоятельных объединений в рамках общего Сообщества (с сохранением идеологии и целей сетевого объединения).
Раздел III. Характеристика функциональных взаимосвязей
Школьное сетевое сообщество «Пресс-клуб» (далее Сообщество) – это ресурс, созданный для общения единомышленников, являющийся современным средством самообразования учащегося и повышения его социальной адаптации в рамках сетевого ученического самоуправления.
Сообщество представляет собой группу учащихся, активно общающихся между собой и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств и при поддержке педагогов - тьюторов.
Функционирование Сообществ Учреждения осуществляется в рамках деятельности органов ученического самоуправления и Программы воспитания и социализации обучающихся с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования.
Общее руководство развитием школьных сетевых сообществ Учреждения осуществляется Председателем Пресс-клуба, а также его членами.
Взаимодействие внутри школьных сетевых сообществ осуществляется на основе принципов открытости действий; добровольности и независимости участников; толерантности и взаимоподдержки; соблюдения интеллектуальной собственности; соблюдения этических норм.
Модераторы аккаунтов сетевых Сообществ избираются путем открытого голосования во время сетевой конференции Пресс-клуба из числа его членов, обладающих организаторскими способностями и владеющих навыками работы в Интернет.
Состав школьных сетевых сообществ варьируется в зависимости от личных приоритетов учащихся и плана работы Пресс-клуба.
Структурные подразделения Сообщества моделируют, организуют и осуществляют деятельность по своей направленности (области) с помощью педагогов-тьюторов.
Допустимые размеры структурных подразделений Сообщества, являющиеся необходимым условием всеобщей связанности ее членов, не должны превышать 150 человек.
Раздел IV. Условия эффективного функционирования модели.
Для эффективного функционирования модели необходимо создание социально-психологических и организационно-педагогических условий.
- Наличие нормативно-правовой базы Учреждения
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
- Устав, локальные акты образовательного учреждения.
- Материально-техническое обеспечение
- наличие компьютерного класса;
- наличие оргтехники (ксерокс, принтер, сканер);
- наличие локальной сети в Учреждении;
- наличие выхода в интернет;
- наличие школьного радиоузла.
- Создание электронной среды
- создание сетевых сообществ
- Информационное обеспечение
Создана современная информационно насыщенная образовательная среда «Информационный центр» с широким применением новых, в том числе информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих качественные изменения в организации и содержании педагогического процесса, а также в характере результатов обучения на всех его ступенях;
- наличие сайта образовательного учреждения;
- работа сетевых сообществ;
- деятельность пресс-клуба «АйКИДО»;
- выпуск школьной печатной газеты «АйКИДО»;
- выпуск радиопередач на школьном радио «School – FM»;
- проведение школьной сетевой конференции.
- Готовность педагогических кадров
Повышение квалификации педагогов (как внутришкольной профессиональной учебы, так и повышения квалификации, организуемого и проводимого совместно с институтами постдипломного образования, научно-методическими и культурными центрами).
- разработка Программы внутрикорпоративного обучения педагогов ГБОУ СОШ №519 Московского района в рамках выполнения инновационной деятельности "Проектирование программы воспитательной работы и социализации учащихся в соответствии с требованием ФГОС";
- разработка Программы постоянно действующего семинара для классных руководителей
ГБОУ СОШ №519 Московского района "Мониторинг уровня социокультурной идентификации ребенка".
- Мониторинг готовности обучающихся к организации ученического самоуправления
- сформированность ценностей самого обучающегося в форме самооценки своего желания участия в акции (сочинение, методика Милтона Рокича и др);
- работа обучающегося в коллективе в форме внешней оценки деятельности (методика М. И. Рожкова);
- мониторинг результативности социализации обучающихся.
- Мониторинг готовности родителей (законных представителей) обучающихся к организации ученического самоуправления.
- анкетирование
- внешняя оценка деятельности образовательного учреждения (проведение сетевой родительской конференции)
- Организационно-содержательные условия:
- комплекс необходимых мероприятий для расширения информационного пространства обучающегося и учителя;
- развитие воспитательной системы Учреждения;
- расширение и развитие системы дополнительного образования;
- реализация деятельности по укреплению и сохранению здоровья обучающихся;
- создание условий для личностного роста каждого обучающегося.
Раздел V. Оценка эффективности функционирования модели.
Для определения результатов воспитания и социализации учащихся в образовательном учреждении систематически проводятся мониторинги, целями которых являются:
- изучение состояния воспитания;
- оценка состояния воспитания;
- прогноз развития воспитания;
- выработка мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
В качестве основных объектов исследования выступают:
- личность самого воспитанника;
- нравственный уклад школьной жизни (создание условий);
- родительская общественность.
При проведении мониторинга используются два метода:
1. Тестирование — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
2. Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются различные виды опросов.
Для оценки результативности работы была использована методика изучения социализированности (социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности) личности учащихся (по М.И.Рожкову).
Целью этой методики является выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Результаты анкетирования позволяют оценить в динамике следующие четыре характеристики социализированности учащихся: социальная адаптированность, автономность, социальная активность и нравственность.
Была так же использована методика Милтона Рокича «Исследование ценностных ориентаций».
Целью данной методики являлось исследование направленности личности и определение ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, к восприятию мира, к ключевым мотивам поступков, к основе «философии жизни».
Раздел VI. Перспективы развития модели.
Сильные стороны: | Слабые стороны: |
1. Полное соответствие требованиям нравственных норм и правовых актов, регулирующих деятельность ученического сообщества в школьной жизни 2. Наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации гражданских иннициатив | 1. Сниженная управляемость процесса социализации со стороны взрослых 2. Недостаточная готовность педагогов к сетевым формам коммуникации 3. Недостаточный учет разновозрастных особенностей школьников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение об ученическом самоуправлении
Документ для работы с ученическим самоуправлением...
ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы
В форме деловой игры проходят выборы ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов в этот же день. Написан по...
Структура Ученического самоуправления
Модель Ученического самоуправления...
ПОЛОЖЕНИЕ об органе ученического самоуправления Панаевской школы-интерната
С целью формирования у школьников основ управленческой культуры, развития организаторских способностей, умений анализировать обстановку, вычленять проблемы, ставить задачи, планировать и организ...
Ткачева Г.А. Программа создания комплекса условий для проектирования модели ученического самоуправления на основе открытого сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социал...
Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»
Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...
Структура ученического самоуправления для организации мероприятий в школе.
В материале отражена одна из структур ученического самоуправления....