Проект Одаренные дети 2015.
проект на тему
Цель проекта «Одаренные дети»: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями и интересами обучающихся, через систему внутришкольных мероприятий и организацию совместной деятельности общеобразовательного учреждения с учреждениями профессионального и дополнительного образования до января 2018 г.
Задачи
- Изучение вопроса об одаренности детей через поиск необходимой информации в педагогической литературе, сети Интернет;
- выявление одаренных, талантливых и способных детей посредством использования определенных методик, методов наблюдения;
- создание единой базу данных обучающихся в рамках Проекта;
- составление плана работы с одаренными детьми с задействованием всего педагогического коллектива общеобразовательного учреждения;
- организация совместной работы общеобразовательного учреждения с другими учреждениями, способствующими проявлению и развитию одаренности у детей и подростков;
- развитие сферы дополнительного образования, направленную на удовлетворение потребностей, интересов детей и подростков.
- Организация работы по подготовке и повышению квалификации кадров по работе с одаренными детьми через систему индивидуальных, групповых консультаций, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, в том числе и дистанционных.
- Проведение коррекции плана деятельности на основании аналитической деятельности не реже одного раза в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_odarennye_deti_2015.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы проекта: Пермякова М.Л., руководитель ШМО «Обществознание»
Харченко О.В.Руководитель ШМО «Математики и информатики и ИКТ»
Проект «Одаренные дети»
1. Выявление одаренных детей.
ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В МБОУ СОШ № 4 выявление одаренных детей начинается с психологической диагностики при поступлении ребенка в 1 класс и в дальнейшем на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний и творческой деятельности.
Условно мы выделяем пять категорий одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук.
- Дети с высокими творческими способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Цель проекта «Одаренные дети»: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями и интересами обучающихся, через систему внутришкольных мероприятий и организацию совместной деятельности общеобразовательного учреждения с учреждениями профессионального и дополнительного образования до января 2018 г.
Задачи
- Изучение вопроса об одаренности детей через поиск необходимой информации в педагогической литературе, сети Интернет;
- выявление одаренных, талантливых и способных детей посредством использования определенных методик, методов наблюдения;
- создание единой базу данных обучающихся в рамках Проекта;
- составление плана работы с одаренными детьми с задействованием всего педагогического коллектива общеобразовательного учреждения;
- организация совместной работы общеобразовательного учреждения с другими учреждениями, способствующими проявлению и развитию одаренности у детей и подростков;
- развитие сферы дополнительного образования, направленную на удовлетворение потребностей, интересов детей и подростков.
- Организация работы по подготовке и повышению квалификации кадров по работе с одаренными детьми через систему индивидуальных, групповых консультаций, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, в том числе и дистанционных.
- Проведение коррекции плана деятельности на основании аналитической деятельности не реже одного раза в год.
Этапы работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – проведение аналитической деятельности успешности обучающихся общеобразовательного учреждения за последние 3 года.
II этап – организационный – первоочередной задачей является повышение квалификации педагогических кадров, способных осуществлять работу с одаренными детьми. Знакомство с новинками педагогической литературы по вопросам одаренности и методах работы с данной категорией. Определение партнеров во внутренней и внешней среде, способствующих проявлению и развитию одаренности у детей и подростков. Составление плана работы.
III этап – диагностический (1-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка посредством диагностических методик, наблюдения. Создание единой базу данных обучающихся в рамках Проекта.
IV этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам, занятия в кабинетах робототехники.
V этап – мониторинг способностей учащихся. Создается мониторинг успешности обучающихся за год. Отслеживаются результативность и динамика роста успешности обучающихся.
VI этап – аналитический. Проведение аналитической деятельности успешности обучающихся общеобразовательного учреждения за последний год.
VII этап – коррекция. Проведение коррекции целей, задач, плана работы.
План работы с одаренными детьми
Сроки | Мероприятия | Ответственные | Контроль |
I этап – аналитический (январь-февраль 2015 г.) | |||
Январь-февраль | Анализ успешности обучающихся общеобразовательного учреждения за последние 3 года. | ЗД УВР Кондратьева В.Я. | Информационная справка |
II этап – организационный (март-апрель, 2015 г.) | |||
Март, 2015 г. Апрель, 2015 г. | Семинар «Одаренный ребенок: трудности выявления и организации работы» Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности. Разработка плана работы с одаренными детьми на учебный год. Разработка индивидуальных маршрутов развития одарённых учащихся. Подбор методик по определению одаренности у обучающихся | Психологи Педагогический коллектив Педагогический коллектив Психологи | Информация на сайт школы, материалы работы Материалы для плана работы Информация на сайт школы График индивидуальных консультаций Мониторинг определения одаренности |
III этап – диагностический (1-9-е классы) | |||
Май | Работа психолога с одарёнными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности и т.д. (тестирование и помощь учащимся по необходимости в течение года). Составление базы одаренных детей. | ЗД ВВВР школьный психолог, классные руководители одарённых детей, ЗД по УВР психологи | Результаты диагностики База данных одаренных детей |
IV этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся (сентябрь-апрель) | |||
Сентябрь Октябрь В течение года
Апрель Май Май-июнь | Организация НОУ, выбор тематики, составление плана НОУ. | ЗД по УВР, руководитель НОУ, психолог | Документация НОУ |
Планирование и подготовка проведения школьных туров предметных олимпиад. | руководитель НОУ, рук. МО, учителя-предметники | План ОУ | |
Проведение школьного тура предметных олимпиад. | ЗД УВР Учителя-предметники | Протоколы школьных олимпиад | |
Участие в городских предметных олимпиадах | Учителя-предметники | Протоколы городских олимпиад | |
Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах | руководитель НОУ, рук. МО, учителя-предметники | Грамоты, благодарности, дипломы | |
Подготовка исследовательских работ и проектов на школьную научно-практическую конференцию «Ступенька в будущее» и городскую конференцию «Шаг в будущее» | руководитель НОУ, учителя-предметники | Проколы конференций | |
Работа объединений дополнительного образования | ЗД ВВВР Педагоги доп.образования | Программы, списки обучающихся | |
Практические занятия в кабинете робототехники в урочное и внеурочное время | Учитель технологии Дубовик С.В., учитель физики Головина С.Н. | План работы кабинета Участие в конкурсах, мастер-классах | |
V этап – мониторинг способностей учащихся (апрель) | |||
Мониторинг успешности обучающихся за год. Результаты и динамика роста успешности обучающихся | ЗД ВВВР методист | мониторинг | |
VI этап – аналитический (май) | |||
Анализ успешности обучающихся общеобразовательного учреждения за год | ЗД УВР ЗД ВВВР | анализ | |
VII этап – коррекция (май-июнь) | |||
Проведение коррекции целей, задач Проекта. Составление плана работы на следующий учебный год. | ЗД ВВВР ЗД УВР методист | План работы на следующий учебный год |
Основные целевые показатели
Критерии | Показатели |
Участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. | Кол-во участников, победителей, призеров в конкурсах, олимпиадах (динамика) |
Успеваемость | Положительная динамика успеваемости обучающихся |
Сформированность УУД | % качественной обученности, результаты зимней сессии |
Личные инициативы | Кол-во инициатив, выдвинутых и реализованных обучающимися за год |
Рейтинг школы | Повышение рейтинга школы среди образовательных учреждений города Сургута |
Возможные риски
- неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
- рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.
Предполагаемые результаты
- складывание единой системы и подходов к работе с данной категорией обучающихся на основании единого банка данных одаренных детей;
- увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
- повышение качества образования и воспитания обучающихся в целом;
- положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
- повышение квалификации педагогов в работе с данной категорией обучающихся;
- повышение социального престижа и рейтинга школы на местном, муниципальном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Одаренные дети"
Презентация...
Проект "Одаренные дети"
Проект "Одаренные дети" Цель- формирование системы работы с одаренными детьми: создание условий по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности. Задачи: С...
Проект "Одаренные дети"
Проект "Одаренные дети" Цель- формирование системы работы с одаренными детьми: создание условий по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности. Задачи: С...
Методичечкая разработка: педагогический проект.Тема работы: проект «Одаренные дети»
Данный проект работал в течении трех лет.Мероприятия проекта были направлены на поддержку творчески равивающихся,способных обучающихся района Проект был частью единой районной программы "...
Отчет о проведении школьного форума "Одаренные дети 2015"
Краткий отчёт о том, как в школе прошли отборочные туры для участия вреспубликанском конкурсе «Одаренные дети»-2015В отборочном туре приняли участие 8 учеников 4-10 классов. Они принимали участи...
ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» 2015-2020
ПРОГРАММА«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»2015-2020...
Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)
Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...