Проект Одаренные дети 2015.
проект на тему

Харченко Ольга Викторовна

Цель проекта «Одаренные дети»: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями и интересами обучающихся, через систему внутришкольных мероприятий и организацию совместной деятельности общеобразовательного учреждения с учреждениями профессионального и дополнительного образования до января 2018 г.

Задачи

  • Изучение вопроса об одаренности детей через поиск необходимой информации в педагогической литературе, сети Интернет;
  • выявление одаренных, талантливых и способных детей посредством использования определенных методик, методов наблюдения;
  • создание единой базу данных обучающихся в рамках Проекта;
  • составление плана работы с одаренными детьми с задействованием всего педагогического коллектива общеобразовательного учреждения;
  • организация совместной работы общеобразовательного учреждения с другими учреждениями, способствующими проявлению и развитию одаренности у детей и подростков;
  • развитие сферы дополнительного образования, направленную на удовлетворение потребностей, интересов детей и подростков.
  • Организация работы по подготовке и повышению квалификации кадров по работе с одаренными детьми через систему индивидуальных, групповых консультаций, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, в том числе и дистанционных.
  • Проведение коррекции плана деятельности на основании аналитической деятельности не реже одного раза в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_odarennye_deti_2015.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы проекта: Пермякова М.Л., руководитель ШМО «Обществознание»

Харченко О.В.Руководитель ШМО «Математики и информатики и ИКТ»

Проект «Одаренные дети»

1. Выявление одаренных детей.

ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В МБОУ СОШ № 4 выявление одаренных детей начинается с психологической диагностики при поступлении ребенка в 1 класс и в дальнейшем на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний и творческой деятельности.

Условно мы выделяем пять категорий одаренных детей: 

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук.
  3. Дети с высокими творческими способностями.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Цель проекта «Одаренные дети»: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями и интересами обучающихся, через систему внутришкольных мероприятий и организацию совместной деятельности общеобразовательного учреждения с учреждениями профессионального и дополнительного образования до января 2018 г.

Задачи

  • Изучение вопроса об одаренности детей через поиск необходимой информации в педагогической литературе, сети Интернет;
  • выявление одаренных, талантливых и способных детей посредством использования определенных методик, методов наблюдения;
  • создание единой базу данных обучающихся в рамках Проекта;
  • составление плана работы с одаренными детьми с задействованием всего педагогического коллектива общеобразовательного учреждения;
  • организация совместной работы общеобразовательного учреждения с другими учреждениями, способствующими проявлению и развитию одаренности у детей и подростков;
  • развитие сферы дополнительного образования, направленную на удовлетворение потребностей, интересов детей и подростков.
  • Организация работы по подготовке и повышению квалификации кадров по работе с одаренными детьми через систему индивидуальных, групповых консультаций, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, в том числе и дистанционных.
  • Проведение коррекции плана деятельности на основании аналитической деятельности не реже одного раза в год.

Этапы работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – проведение аналитической деятельности успешности обучающихся общеобразовательного учреждения за последние 3 года.

II этап – организационный – первоочередной задачей является повышение квалификации педагогических кадров, способных осуществлять работу с одаренными детьми. Знакомство с новинками педагогической литературы по вопросам одаренности и методах работы с данной категорией. Определение партнеров во внутренней и внешней среде, способствующих проявлению и развитию одаренности у детей и подростков. Составление плана работы.

III этап – диагностический (1-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка посредством диагностических методик, наблюдения. Создание единой базу данных обучающихся в рамках Проекта.

IV этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам, занятия в кабинетах робототехники.

V этап – мониторинг способностей учащихся. Создается мониторинг успешности обучающихся за год. Отслеживаются результативность и динамика роста успешности обучающихся.

VI этап – аналитический. Проведение аналитической деятельности успешности обучающихся общеобразовательного учреждения за последний  год.

VII этап – коррекция. Проведение коррекции целей, задач, плана работы.


План работы с одаренными детьми

Сроки

Мероприятия

Ответственные

Контроль

I этап – аналитический (январь-февраль 2015 г.)

Январь-февраль

Анализ успешности обучающихся общеобразовательного учреждения за последние 3 года.

ЗД  УВР Кондратьева В.Я.

Информационная справка

II этап – организационный (март-апрель, 2015 г.)

Март, 2015 г.

Апрель, 2015 г.

Семинар «Одаренный ребенок: трудности выявления и организации работы»

Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности.

Разработка плана работы с одаренными детьми на учебный год.

Разработка индивидуальных маршрутов развития одарённых учащихся.

Подбор методик по определению одаренности у обучающихся

Психологи

Педагогический коллектив

Педагогический коллектив

Психологи

Информация на сайт школы, материалы работы

Материалы для плана работы

Информация на сайт школы

График индивидуальных консультаций

Мониторинг определения одаренности

III этап – диагностический (1-9-е классы)

Май

Работа психолога с одарёнными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности и т.д. (тестирование и помощь учащимся  по необходимости в течение года).

Составление базы одаренных детей.

ЗД ВВВР

школьный психолог, классные руководители одарённых детей, ЗД по УВР

психологи

Результаты диагностики

База данных одаренных детей

IV этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся

(сентябрь-апрель)

Сентябрь

Октябрь

В течение года

 

Апрель

Май

Май-июнь

Организация НОУ, выбор тематики, составление плана НОУ.

ЗД по УВР, руководитель НОУ, психолог

Документация НОУ

Планирование и подготовка проведения школьных туров предметных олимпиад.

руководитель НОУ, рук. МО, учителя-предметники

План ОУ

Проведение школьного тура предметных олимпиад.

ЗД УВР

Учителя-предметники

Протоколы школьных олимпиад

Участие в городских предметных олимпиадах

Учителя-предметники

Протоколы городских олимпиад

Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах

руководитель НОУ, рук. МО, учителя-предметники

Грамоты, благодарности, дипломы

Подготовка исследовательских работ и проектов на школьную научно-практическую конференцию «Ступенька в будущее» и городскую конференцию «Шаг в будущее»

руководитель НОУ, учителя-предметники

Проколы конференций

Работа объединений дополнительного образования

ЗД ВВВР

Педагоги доп.образования

Программы, списки обучающихся

Практические занятия в кабинете робототехники в урочное и внеурочное время

Учитель технологии Дубовик С.В., учитель физики Головина С.Н.

План работы кабинета

Участие в конкурсах, мастер-классах

V этап – мониторинг способностей учащихся (апрель)

Мониторинг успешности обучающихся за год. Результаты и динамика роста успешности обучающихся

ЗД ВВВР

методист

мониторинг

VI этап – аналитический (май)

Анализ успешности обучающихся общеобразовательного учреждения за год

ЗД УВР

ЗД ВВВР

анализ

VII этап – коррекция (май-июнь)

Проведение коррекции целей, задач Проекта.

Составление плана работы на следующий учебный год.

ЗД ВВВР

ЗД УВР

методист

План работы на следующий учебный год

Основные целевые показатели

Критерии

Показатели

Участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.

Кол-во участников, победителей, призеров в конкурсах, олимпиадах (динамика)

Успеваемость

Положительная динамика успеваемости обучающихся

Сформированность УУД

% качественной обученности, результаты зимней сессии

Личные инициативы

Кол-во инициатив, выдвинутых и реализованных обучающимися за год

Рейтинг школы

Повышение рейтинга школы среди образовательных учреждений города Сургута

Возможные риски

  • неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
  • рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

Предполагаемые результаты

  • складывание единой системы и подходов к работе с данной категорией обучающихся на основании единого банка данных одаренных детей;
  • увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
  • повышение качества образования и воспитания обучающихся в целом;
  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
  • повышение квалификации педагогов в работе с данной категорией обучающихся;
  • повышение социального престижа и рейтинга школы на местном, муниципальном уровне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Одаренные дети"

Проект "Одаренные дети" Цель- формирование системы работы с одаренными детьми: создание  условий по выявлению, развитию и поддержке  детей с признаками одаренности. Задачи:  С...

Проект "Одаренные дети"

Проект "Одаренные дети" Цель- формирование системы работы с одаренными детьми: создание  условий по выявлению, развитию и поддержке  детей с признаками одаренности. Задачи:  С...

Методичечкая разработка: педагогический проект.Тема работы: проект «Одаренные дети»

Данный проект работал в течении трех лет.Мероприятия проекта были направлены на поддержку творчески равивающихся,способных  обучающихся района Проект был частью единой районной программы "...

Отчет о проведении школьного форума "Одаренные дети 2015"

Краткий отчёт о том, как в  школе прошли отборочные туры для участия вреспубликанском конкурсе «Одаренные дети»-2015В отборочном туре приняли участие 8 учеников 4-10 классов. Они принимали участи...

ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» 2015-2020

ПРОГРАММА«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»2015-2020...

Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)

Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...