Авт. В.Ф.Солдатов, И.А.Фоменко "Методические рекомендации по составлению программ по предмету..."
рабочая программа по теме
"Методические рекомендации по составлению программ по предмету в составе основной образовательной программы и рабочих программ общеобразовательных организаций" авт.В.Ф.Солдатов, И.А.Фоменко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вариант №1 "методические рекомендации" | 182.5 КБ |
Вариант №2 "Методические рекомендации" | 90.26 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 377.12 Б Б К 74,56 С 60 Ф 76
Солдатов В.Ф., Фоменко И.А.
Методические рекомендации по составлению программ по предмету в составе основной образовательной программы и рабочих программ общеобразовательных организаций. - М.: I I ПО «У Никитских ворот», 2014, - 40 с.
Целью разработки представленных методических рекомендаций является оказание помощи педагогическим и руководящим работникам в разработке основной образовательной программы, содержательной ее части для организации образовательного процесса в школе в условиях введения и реализации ФГОС. Методические рекомендации направлены также на оказание помощи учителю в разработке рабочей пропэаммы по учебному предмету.
Представленные рекомендации предназначаются для руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных учреждений, учителей, специалистов методических служб, а также специалистов, осуществляющих контроль качества образования и процедуры государственной аккредитации ОУ.
Подписано в печать 31.01.2014 Формат 84x108/32 Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 1,25.
Тираж 1500 экз.
9185973667878
9 ......
ISBN 978-5-91366-787-8 © Солдатов В.Ф., 2014
© Фоменко И.А., 2014 © Оформление ИПО «У Никитских ворот», 2014
заказ № 358.
СОДЕРЖАНИЕ
Нормативно-правовая база разработки и реализации основных образовательных программ в общем образовании
Программы отдельных учебных предметов в составе образовательной программы школы
Рабочие программы учителя по учебным предметам ……………………………………..
В последнее десятилетие практика проведения экспертиз получила широкое распространение в сфере образования. Экспертизе подвергаются образовательные проекты и опытно-экспериментальная работа, программы развития образования и нормативно-правовые документы, педагогическая деятельность учителей в ходе аттестации и их инновационные разработки, авторские программы и учебно-методические комплексы. Активно вводятся в обиход новые понятия: психолого-педа- гогическая экспертиза, педагогический аудит, гуманитарная экспертиза. В связи с этим экспертиза наряду с другими процедурами оценки качества образования становится полноправным инструментом в рамках независимой оценки качества образования регионального и муниципального уровней, уровня образовательного учреждения.
При определении эффективности деятельности образовательной организации, установлении степени соответствия достигнутых результатов планируемым, анализе содержания и качества подготовки выпускников на предмет соответствия образовательным стандартам при государственной аккредитации и государственном контроле качества образования главным объектом экспертизы является основная образовательная программа школы, поскольку именно она в соответствии с ФЭ-273 «Об образовании в РФ» определяет содержание образования определенных уровня и направленности.
Экспертиза и оценка основных образовательных программ общеобразовательных учреждений должна осуществляться на основе установленных новыми ФГОС требований к структуре образовательной программы и с учетом разработанных примерных основных образовательных программ.
Впервые понятие «образовательная программа» было введено Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (во избежание путаницы в дальнейшем будем называть его «старый закон об образовании»). Старый закон об образовании устанавливал статус образовательной программы как документа, определяющего содержание образования определенного уровня и направленности.
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы должен был устанавливаться соответствующим государственным образовательным стандартом.
Понятие государственного образовательного стандарта раскрывалось в статье 7 старого закона об образовании: «В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Российская Федерация в лице федеральных (центральных) органов государственной власти и управления в рамках их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников».
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 старого закона об образовании содержание образования в конкретном образовательном учреждении должно было определяться образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. При этом государственные органы управления образованием должны были обеспечить разработку (на основе государственных образовательных стандартов) примерных образовательных программ.
В определении содержания образования старый закон об образовании разграничивал компетенцию Российской Федерации - установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов; компетенцию субъектов РФ - установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; и компетенцию образовательного учреждения - разработку и утверждение образовательных программ и учебных планов, разработку и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.
В переходный период, пока не были разработаны и приняты государственные образовательные стандарты, их роль фактически выполняли базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (БУП-1993), утвержденный приказом Министерства образования РФ от 7 июня 1993 г. № 237, и типовые учебные программы, также утверждаемые Министерством образования РФ. В пояснительной записке БУП-1993 прямо было указано, что «базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является основным государственным нормативным документом, выступающим как элемент государственных образовательных стандартов».
БУП-1993 определял минимальное количество часов на изучение образовательных областей, устанавливал нагрузку учащихся. На основе БУП-1993 региональными органами управления образованием могли разрабатываться региональные базисные учебные планы, которые имели рекомендательный характер для общеобразовательных учреждений региона, причем в качестве регионального мог использоваться БУП-1993. Учебный план школы составлялся с соблюдением нормативов БУП-1993 и с учетом регионального базисного учебного плана.
Положения старого закона об образовании и БУП- 1993 нашли свое отражение в Типовом положении об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008.
Пункт 35 Типового положения закреплял три компонента в содержании образовательной программы: «Вариативность программ общего образования обеспечивается наличием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов:
а) базового федерального;
б) национально-регионального;
в) самостоятельно определяемого общеобразовательным учреждением исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей)».
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на закрепленную законодательно норму о самостоятельности образовательного учреждения в части разработки образовательной программы, определяющей содержание образования в конкретной школе, львиная доля содержания образования определялась как обязательная на федеральном и региональном уровнях.
Следующим этапом в развитии нормативной базы, лежащей в основе разработки образовательных программ общеобразовательных учреждений, стали разработка и утверждение «Обязательного минимума содержания начального общего образования» (Приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1235), «Временных требований к обязательному минимуму основного общего образования» (Приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1236), «Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» (Приказ Минобразования РФ от 30.06.1999 г. № 56). На основе обязательного минимума содержания Министерству образования РФ поручалась разработка примерных образовательных программ.
Практически одновременно с разработкой и утверждением обязательного минимума содержания образования приказом Минобразования от 9 февраля 1998 г. № 322 был утвержден новый базисный ученый план (БУП-1998), который уже с 1 сентября 1998 г. должен был использоваться как основа при разработке пример- ных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Новая версия базисного учебного плана унаследовала все основные структурные принципы БУП-93, хотя и содержала некоторые особенности внутреннего строения. Инвариантная часть БУП-98 расписана не только па уровне образовательных областей, но и на уровне учебных предметов. Федеральный компонент полностью ре- ализовывался в инвариантной части БУП-98, вариативная часть БУП-98 должна была обеспечить реализацию регионального и школьного компонентов. В отличие от БУП-93 часы разделов «Обязательные занятия по выбору» и «Факультативные, индивидуальные и групповые занятия», составляющие вариативную часть БУП, были даны единой строкой.
Значительные изменения в нормативной базе, определяющей содержание образования, произошли с введением в действие в 2004 г. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (далее ГОС-2004, приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
В этом документе государственный стандарт общего образования определялся как совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
ГОС-2004 должен был стать основой разработки федерального базисного учебного плана, образователъных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам.
Как и было определено старым законом об образовании, ГОС-2004 включал три компонента:
- федеральный компонент - устанавливался Российской Федерацией;
- региональный (национально-региональный) компонент - устанавливался субъектом Российской Федерации;
- компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливался образовательным учреждением.
Федеральный компонент - основная часть ГОС- 2004, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Федеральный компонент устанавливал:
- обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.
Федеральный компонент был структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней - по учебным предметам.
Образовательные стандарты по учебному предмету включали:
- цели изучения учебного предмета;
- обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
- требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования был представлен на базовом и профильном уровнях.
Содержание образовательной программы образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, в обязательном, порядке должно было включать федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Государственный контроль за исполнением федерального компонента государственного стандарта общего образования объявлялся обязательным и должен был осуществляться в форме:
- государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования;
- аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Авторы ГОС-2004 ясно осознавали переходный характер этого документа. В пояснительной записке прямо указано: «Настоящий стандарт - стандарт первого поколения. Он выстроен, минуя крайности, с опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом сложного сочетания двух противоборствующих факторов («ножниц») - возможностей сегодняшнего образования (материально-технических, учебно-мето- дических, кадровых и пр.) и потребностей завтрашнего дня в развитии образования и страны. В этом плане данный стандарт является переходным. Очевидно, что вектор этого перехода направлен в завтра».
На основе федерального компонента государственного стандарта общего образования были разработаны и утверждены федеральный базисный учебный план (БУП-2004) и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312).
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации поручалось разработать и утвердить на основе федерального базисного учебного плана базисные учебные планы для образовательных учреждении субъекта Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
БУГ1-2004 в пояснительной записке позиционировался как нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.
В отличие от БУП-1998, в БУП-2004 дано годовое распределение часов, что давало возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. (Стоит заметить, что на практике эти возможности реалнзовывались далеко не полностью.)
В БУП-2004 устанавливалось соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения.
В федеральном компоненте БУП-2004 определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливалось субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводилось не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могли использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.
Особенностью БУП-2004 стало увеличение в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года количества учебных часов на освоение предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики и введение профильного обучения в старшей школе. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса должны были более полно учитываться интересы, склонности и способности обучающихся, создаваться условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом предполагалось существенное расширение возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории.
Принципы построения БУП-2004 для X XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы могли быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое образовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе был формировать собственный учебный план.
БУП-2004 предполагал функционально полный, но минимальный набор базовых общеобразовательных учебных предметов (федеральный компонент, направленный па завершение общеобразовательной подготовки обучающихся). Обязательными базовыми учебными предметами являлись: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, а также интегрированный учебный предмет обще- ствознание (включая экономику и право) и интегрированный учебный предмет естествознание. Остальные базовые учебные предметы могли изучаться по выбору.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяла состав федерального компонента базисного учебного плана.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняли три основных функции:
- были «надстройкой» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным (а образовательное учреждение (класс), в котором он изучается, превращается в традиционное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов);
- развивали содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяло поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;
- способствовали удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Анализ изменений нормативной базы, определяющей содержание образования, при сохранении нормы о самостоятельности образовательного учреждения в части разработки образовательной программы, определяющей содержание образования в конкретной школе, заставляет признать, что по-прежнему большая часть содержания образования формируется на федеральном и региональном уровнях, степень свободы школы остается минимальной. В этих условиях составление рабочих программ учителя по предметам федерального компонента в большинстве случаев превращалось в формальное переписывание авторских программ и дополнение их календарно-тематическим планированием.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 309- ФЗ в старый закон об образовании были внесены сущностные изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта. Если до этого все документы, определяющие содержание образования и лежащие в основе образовательной программы, были предметными, то есть определяли минимум содержания предметов федерального компонента, то с 2008 года статья 7 старого закона об образовании устанавливала, что федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ, в том числе к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.
Таким образом, произошла замена института государственных образовательных стандартов, состоящих из трех компонентов: федерального, регионального (национально-регионального) и компонента образовательного учреждения, на единый институт «федеральный государственный образовательный стандарт». Федеральные государственные образовательные стандарты перестали быть предметными, теперь они должны включать в себя требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» также конкретизировались такие понятия, как примерная основная образовательная программа, основная образовательная программа образовательного учреждения и дополнительная образовательная программа образовательного учреждения. При этом сохранялась норма, согласно которой образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательные программы, а также возможность государственных органов влиять на содержание образования - уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности. При этом статус примерных образовательных программ по сравнению с минимумом содержания федерального компонента ГОС-2004, обязательным к исполнению всеми общеобразовательными учреждениями, фактически понижался до рекомендательного.
Одновременно из ст. 29 старого закона об образовании исключены пункты о возможности субъекта Федерации самостоятельно устанавливать региональный (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов и разрабатывать базисные учебные планы и примерные программы курсов, дисциплин.
Против исключения регионального компонента из федерального образовательного стандарта школьного обучения выступили руководство и общественные организации национальных республик. Результатом дискуссий стало компромиссное решение, оформленное Федеральным законом от 10.02.2009 № 18-ФЗ, который дал право субъектам Российской Федерации на участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей). Затем Федеральным законом от 3 июня 2011 г. № 121-ФЗ внесено дополнение в ст. 9 старого закона об образовании, устанавливающее необходимость учета в образовательной программе начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования региональных, национальных и этнокультурных особенностей. Этим же законом в ст. 14 старого закона об образовании дополнительно введен пункт об обязательности учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в примерных основных образовательных программах. Впрочем, механизм реализации этих норм так и не был создан.
Изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта, внесенные в декабре 2007 года в старый закон об образовании хотя и выглядели революционно, но до утверждения новых стандартов и принятия ФЭ-273 «Об образовании в РФ» носили декларативный характер, поскольку в общем образовании повсеместно применялись ГОС-2004, БУП-2004, разработанные на их основе примерные программы по предметам инвариантной части БУП. Следует заметить, что к ГОС-2004 примерных образовательных программ разработано не было, поэтому образовательным учреждениям приходилось разрабатывать свои образовательные программы, руководствуясь только общими определениями старого закона об образовании и здравым смыслом. Тем не менее изменение в понимании сущности образовательного стандарта дало старт процессу разработки федеральных образовательных стандартов общего образования и нового закона «Об образовании в РФ», который завершился их утверждением.
Переход на новые стандарты требует значительного времени (до 2020 г.), в переходный период для подавляющего количества школьников будет действовать ГОС-2004. Несмотря на принципиальную разницу в ГОС-2004 и ФГОС, требования к структуре основных образовательных программ общего образования, содержащиеся в новых стандартах, могут служить ориентиром для разработки образовательных программ образовательных организаци й.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в РФ» (далее - новый закон «Об образовании в РФ») стал базовым нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования всей системы образования.
Новый закон «Об образовании в РФ» внес изменения в терминологию образовательного права, введя определения часто употребляемых терминов и понятий. В частности, во второй статье образовательная программа определена как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
В этом определении как необходимый элемент в составе образовательной программы названы рабочие программы учебных предметов курсов, дисциплин (модулей). К сожалению, новый закон «Об образовании в РФ» не поясняет, имеются в виду рабочие программы учителя, разработанные на учебный год для определенного класса, или рабочие программы школы по предмету, рассчитанные на весь период изучения данного предмета. Здравый смысл и анализ требований ФГОС к структуре образовательной программы делают более предпочтительным второе толкование этого термина.
Там же дано определение примерной образовательной программы: учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Это очень важное определение в плане осуществления свободы образовательных организаций в определении содержания образования, закрепленной в статье 28 ФЗ «Об образовании в РФ». Если БУП-2004 жестко задавал минимум часов на освоение предметов инвариантной части, что являлось предметом согласований учебного плана с органами управления и различного рода проверок в рамках государственной регламентации образования, то в примерной программе приводится примерный учебный план, который служит лишь ориентиром для составления рабочего учебного плана школы как инструмента реализации образовательной программы.
Такое понимание подкреплено статьей 13 нового закона «Об образовании в РФ»: «Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Новый закон «Об образовании в РФ» сохранил преемственность со старым законом об образовании в редакции декабря 2007 г. в определении понятия федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ как элементов системы образования.
В соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Направленность (профиль) образования трактуется новым законом «Об образовании в РФ» как ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам ; освоения образовательной программы.
Образовательные программы определяют содержание образования. Они самостоятельно разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ и утверждаются школой. При реализации образовательных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания « образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Следует отметить, что в условиях завершения перехода на ФГОС начального общего образования, начала внедрения ФГОС основного общего образования, наличия примерных образовательных программ начального и основного общего образования эти положения нового закона «Об образовании в РФ» перестают быть декларативными. Свобода школы в формировании содержания образования в соответствии со своими миссией, целями, задачами становится фактом современного состояния системы общего образования. Как известно, обратной стороной свободы является ответственность. В данном случае многократно возрастает ответственность школы за достижение (или недостижение) запланированных результатов в соответствии с требованиями ФГОС с I помощью самостоятельно определенного содержания ; образования, зафиксированного в образовательной программе школы. Если раньше львиная доля содержания образования формировалась фактически государством, а степень свободы школы в формировании содержания образования определялась рамками вариативной части учебного плана, то теперь все содержание образования относятся к компетенции, праву, обязанности и ответственности образовательной организации.
Образовательная программа школы становится единственным нормативным документом, определяющим содержание образования в конкретной школе.
Означает ли это самоустранение государства от участия в формировании содержания общего образования? Конечно, нет. Во-первых, государство определяет порядок разработки, проведения экспертизы примерных основных образовательных программ и ведения их реестра. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.
Редкая школа обладает необходимыми ресурсами для самостоятельной разработки всего содержания общего образования соответствующего уровня или даже значительной трансформации содержания примерной образовательной программы. Это означает, что, большинство школ будут формировать содержание образования с учетом (в большей или меньшей степени) примерной образовательной программы.
В этих условиях задачей творческих коллективов является разработка в соответствии с порядком, утвержденным государством, нескольких примерных образовательных программ каждого уровня общего образования, которые после соответствующей экспертизы будут включены в реестр примерных программ. У конкретной школы появится возможность выбора той или иной примерной программы, с учетом которой она будет формировать свое содержание образования.
Во-вторых, содержание образования по предметам, как правило, содержится в учебниках. В соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» школы
При реализации образовательных программ выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Порядок формирования федерального перечня учебников, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня утверждаются Министерством образования и науки РФ. Понятно, что при разработке образовательной программы школы должны будут ориентироваться на перечень рекомендованных учебников, содержание которых в свою очередь должно удовлетворять требованиям ФГОС и примерных программ.
Таким образом, по крайней мере в переходный период, свобода школы в определении содержания образования (статья 28, п. 2. нового закона «Об образовании в РФ») будет выражаться в свободе выбора примерной программы из реестра (пока этого нет) и в свободе выбора учебников из рекомендованного государством перечня.
Программы отдельных учебных предметов в составе образовательной программы школы
Нормативными документами для разработки программ учебных предметов являются:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от б октября 2009 г. № 373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.
Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является установление требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования (начального, основного, среднего); к структуре основной образовательной программы, в том числе к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
В отличие от предыдущих документов, направленных на стандартизацию содержания образования, таких как минимальные требования к уровню подготовки обучающихся (1998 г.), и разработанных на их основе государственных программ по учебным предметам, государственного образовательного стандарта (2004 г.) и разработанных на его основе примерных программ по учебным предметам, ФГОС не определяет содержание образования, которое реализуется в общеобразовательных учреждениях. Единственным нормативным документом, определяющим в том числе содержание образования, становится образовательная программа, разрабатываемая и утверждаемая общеобразовательной организацией самостоятельно.
В новом законе «Об образовании в РФ» дано определение: «Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Анализ этого определения, а также требований ФГОС к структуре образовательной программы и здравый смысл приводят к выводу о том, что в конкретной школе следует различать два вида программ по предметам: 1) программы отдельных учебных предметов, курсов в составе образовательной программы, рассчитанные на весь период изучения данного предмета определенного уровня; 2) разрабатываемые на их основе рабочие программы учителя для конкретного класса на учебный год.
Таким образом, содержание образования, реализуемое в школе, представлено в программах по учебным предметам, курсам, в том числе интегрированным. ФГОС определяет структуру программ по учебным предметам и дает представление о том, какое содержание образования должно быть реализовано в ОУ: «Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы» (п. 18.2.2 ФГОС основного общего образования).
Программы отдельных учебных предметов являются, во-первых, структурным элементом содержательного раздела основной образовательной программы начального общего или основного общего образования, во-вторых, средством фиксации содержания образования по учебным предметам обязательной части учебного плана школы, а также содержания элективных, факультативных курсов и дополнительных предметов (курсов) части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Программа по учебному предмету в составе образовательной программы является для школы документом, который детально раскрывает обязательные для данной школы компоненты содержания обучения и параметры достижения планируемых результатов по конкретному предмету учебного плана. Программы по учебным предметам, включенные в содержательный раздел основной образовательной программы, выполняют три основные функции.
- Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.
- Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить
представление о содержании, планируемых результатах, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
- Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики, миссии и особенностей ОУ, логики учебного процесса, Реализация организационно-планирующей функции] предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик] содержания обучения на каждом этапе.
Как отмечалось выше, программы отдельных учебных предметов, курсов, являясь структурным элементом основной образовательной программы школы, разрабатываются на весь период изучения данного предмета определенного уровня (например, программа по истории, 5-9 классы).
В соответствии с ФГОС структура программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных, включает в себя следующие разделы:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
- описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса;
- планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В пояснительной записке программы по учебному предмету указываются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, указывается, в рамках какой системы учебников или какой завершенной линии учебников предполагается реализация данной программы. Поскольку большинство школ, как правило, используют авторские программы по предметам, то материалом для этой части может служить текст используемой в школе авторской программы (возможно, без изменений).
Далее в пояснительной записке указывается авторская программа с выходными данными, на основе которой разработана программа школы. Также в пояснительной записке могут быть обозначены особенности школы, которые обусловили выбор именно этой авторской программы и соответственно линии учебников, изменений и дополнений авторской программы, внесенных школой.
В общей характеристике учебного предмета, курса должны быть описаны цели и задачи, структура курса и особенности построения его содержания, устанавливаются межпредметные связи, указывается, для каких предметов данный предмет является базой. В этой части могут быть описаны также особенности организации учебного процесса по предмету, особенности оценивания планируемых результатов, связь с внеурочной деятельностью. Материалом для этой части также может служить текст используемой авторской программы.
Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ должно отражать сведения о том, к какой части учебного плана (обязательной и (или) формируемой участниками образовательного процесса) относится учебный предмет, как он должен быть реализован по количеству часов в неделю по классам, годам обучения и общему количеству часов, определяется резерв учебного времени. Если введен дополнительный предмет, которого нет в обязательной части учебного плана; или на предмет, входящий в обязательную часть учебного плана, выделены дополнительные часы, следует дать краткое обоснование, почему сделано так, а не иначе. Описание места учебного предмета в программе должно соответствовать учебному плану конкретной школы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса могут быть взяты из авторской программы (если, она разработана в полном соответствии с ФГОС) и могут быть представлены по годам обучения. При этом должна учитываться программа формирования УУД. конкретной школы, соотнесенная с содержанием конкретного учебного предмета.
Содержание учебного предмета является основной частью программы и включает в себя перечень изучаемого материала - разделы программы и их содержание. В этой части целесообразно указать темы практических: и лабораторных работ внутри каждого раздела, а также возможные направления проектной деятельности в целом по программе.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся содержит название содержательных разделов (тем), последовательность их изучения, необходимое количество часов на изучение раздела, характеристику основных видов деятельности обучающихся. В тематическом планировании нецелесообразно определять темы уроков и последовательность изучения материала внутри содержательного раздела, так как это будет отражено в календарно-тематическом планировании каждым учителем в рабочей программе с учетом его авторского замысла, особенностей конкретного класса.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя следующую информацию: вы бранную линию учебников из федерального перечня, используемые компоненты соответствующего учебно-методического комплекта, электронные образовательные ресурсы, программное обеспечение и аппаратные средства информационных и коммуникационных технологий, имеющиеся в распоряжении учителя.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса формулируются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования школы. Планируемые результаты по каждому содержательному разделу программы должны быть представлены в двух блоках: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Программы по учебным предметам как элемент образовательной программы школы могут быть составлены на основе авторских программ к линиям учебников, имеющихся в федеральном перечне и реализуемых в школе (или планируемых для реализации); требований к результатам освоения основной образовательной программы школы; программы формирования универсальных учебных действий (УУД), также входящей в структуру основной образовательной программы школы.
Следует обратить внимание на то, что авторские ; программы определяют, как правило, часть содержания (70%), предлагаемого как обязательное для каждой школы, оставляя 30% на воплощение авторских подходов к изучению предмета в соответствии с миссией, особенностями школы, направленностью образовательной программы, творческих замыслов педагогов. Это может быть расширение или углубление содержания по сравнению с авторским вариантом, реализация межпредметных связей и т.д., что находит отражение в программах по учебным предметам, составленным в школе. Кроме того, авторы учебных программ и учебников предлагают собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, что может быть изменено в ходе проектирования программы по учебному предмету в конкретной школе.
К сожалению, многие авторы еще не успели полностью адаптировать свои программы по предметам к требованиям ФГОС. В качестве программы по учебному предмету в составе образовательной программы школы можно использовать программу автора учебника (коллектива авторов) только в том случае, если:
- предложенный вариант авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС к структуре программы;
- в школе применяется линия учебников по предмету автора (авторского коллектива), чья программа используется в качестве основы.
В этом случае, как структурный элемент содержательного раздела образовательной программы школы, программа по учебному предмету должна иметь пояснительную записку, в которой указывается, какая авторская программа используется в качестве программы по предмету в школе, обоснование ее использования в соответствии с особенностями школы (миссией, направленностью образовательной деятельности, преемственностью с начальной школой и т.д.), информация о внесенных изменениях и дополнениях к авторской программе - части, формируемой в образовательном учреждении. Также необходимо уточнение раздела «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане», так как в авторских программах содержится, как правило, два варианта изучения предмета: так называемые «базовый» и «повышенный», предусматривающие разное количество часов на их изучение.
В качестве примера можно рассмотреть программы по математике, составленные авторами учебников, включенных в систему «Алгоритм успеха», предложенную издательским центром «Вентана-граф», - А.Г. Мерзляком, В.Б. Полонским, М.С. Якиром, Е.В. Буцко.
В программе по математике для 5-6 классов указанных авторов содержатся все структурные элементы в соответствии с ФГОС: пояснительная записка; общая характеристика курса математики в 5-6 классах; описание места учебного предмета «математика» в учебном плане (требует уточнения в конкретной школе - см. выше); личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики; содержание курса математики в 5-6 классах; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (рекомендации по оснащению учебного процесса); планируемые результаты обучения математике в 5-6 классах (по 1 разделам «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» по двум блокам: «Учащийся научится» и «Учащийся получит возможность научиться».
Программы по учебным предметам в составе образовательной программы школы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку могут не задавать последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения (фактически они играют ту же роль, что и примерные программы по ГОС-2004). Программы по учебным предметам являются основой при подготовке рабочих программ учителя по предметам, входящим в учебный план образовательного учреждения. Также программы по учебным предметам могут быть документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов.
Рабочие программы учителя по учебным предметам
Рабочая программа учителя - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам, внеурочной деятельности. Именно рабочие программы определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с образовательной программой, направленной на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога.
Как и программы по учебным предметам в составе образовательной программы школы, рабочие программы выполняют три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.
Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, планируемых результатах, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения планируемых результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
'!' * Функции программы определяют следующие требования к ней:
- наличие признаков нормативного документа;
- учет основных положений образовательной программы общеобразовательного учреждения;
- системность и целостность содержания образования;
- последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;
- учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана школы;
- конкретность и однозначность представления элементов содержания образования;
- определение планируемых результатов реализации программы.
Рабочие программы составляются по:
- обязательным предметам учебного плана;
- предметам, дополнительно введенным в учебный план за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в соответствии с особенностями школы и ее образовательной политики ' (миссия, цели, задачи и др.);
- элективным, факультативным курсам; предметным кружкам, кружкам, объединениям,
секциям дополнительного образования;
- занятиям внеурочной деятельности.
Нормативной и содержательной основой для составления рабочих программ является основная образовательная программа общего образования (начального, основного, среднего). Рабочие программы по обязательным учебным предметам, входящим в учебный план школы, составляются на основе программ по учебным предметам, являющихся структурным элементом образовательной программы школы.
К рабочим программам по учебным предметам, входящим в учебный план школы (его обязательную часть), относятся:
Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК).
Авторская программа - это документ, созданный на основе федеральных государственных образовательных стандартов, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) для достижения планируемых результатов с использованием предложенного данным автором (группой авторов) учебника.
Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Как было показано выше, авторские программы могут составлять основу программы по учебному предмету, следовательно, разрабатывая рабочую программу, учитель также может использовать авторский вариант программы при условии, что применяется учебник данного автора.
К таким программам учитель составляет только краткую пояснительную записку и календарно-темати- ческое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, классе. Естественно, у учителя и администрации должен иметься опубликованный вариант авторской программы.
Программы, составленные учителем или коллективом учителей.
В этом случае для разработки рабочей программы учителя берут за основу:
- основную образовательную программу основного (начального, среднего) общего образования данного ОУ;
- программу по данному учебному предмету;
- реализуемый учебник из федерального перечня и входящий в список учебников, утвержденных для использования в данной школе.
В данном случае программы по учебным предметам, входящие в структуру образовательной программы школы, являются обязательным документом ориентиром, задающим границы корректировки рабочих программ.
Составитель рабочей программы может самостояно расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки с учетом целевого раздела образовательной программы школы, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в программе по учебному предмету; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов общеобразовательного учреждения; конкретизировать планируемые результаты освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля достижения планируемых результатов. Эти возможности закреплены в статье 47, «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» нового закона «Об образовании в РФ».
Рабочие программы по учебным предметам, составляемые ежегодно для конкретного класса, должны иметь структуру, соответствующую требованиям ФГОС. Структура рабочей программы является формой представления учебного курса предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
- титульный лист; :
- пояснительная записка;
- основное содержание;
- планируемые результаты изучения программы;
- календарно-тематическое планирование;
- учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Титульный лист рабочей программы должен содержать:
Титульный лист рабочей программы должен содержать:
- наименование общеобразовательной организации;
- название курса, для изучения которого написана |программа;
- указание параллели, класса, в котором изучается курс;
- фамилию, имя, отчество учителя - составителя рабочей программы;
- гриф утверждения программы;
- год составления программы.
Назначение пояснительной записки в структуре рабочей программы состоит в том, чтобы конкретизировать цели, задачи, планируемые результаты изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми) на учебный год, дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения планируемых результатов, описать средства их достижения.
Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины ее выбора, ее соответствие основной образовательной программе школы и особенности реализации в конкретном классе. В этом случае пояснительная записка является очень краткой.
Основное содержание программы. Этот раздел включают в рабочую программу, если:
- в программе по учебному предмету, входящей в образовательную программу школы, не выделяется содержание по годам обучения (представлены только содержательные разделы, подлежащие изучению на всей ступени, например, 5-9 классы);
- программа по учебному предмету в составе образовательной программы школы составлена с учетом возможности использования разных учебников, отличающихся по содержанию, следовательно, в рабочей программе необходимо выделить содержание на данный учебный год с учетом используемого учебника;
- в программу обоснованно внесены значительные изменения, дополнения в соответствии с особенностями класса, с учетом потребностей и запросов обучающихся, их родителей.
В этой части рабочей программы приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса и перечня дидактических элементов в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.
Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с программой по учебному предмету и/или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных в пояснительной записке целей и задач.
Если произведенные изменения не затрагивают существенным образом структуру программы по учебному предмету или авторской программы, порядок подачи учебного материала и т.д., то в этом разделе можно только указать разделы, темы, дидактические элементы, дополнительно введенные в программу.
Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с выделенным по годам обучения содержанием)..
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса формулируются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего (начального, основного, среднего) образования школы. Планируемые результаты по каждому содержательному разделу программы должны быть представлены в двух блоках: «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться».
Программы по ряду предметов дают характеристику планируемых результатов на момент окончания определенного уровня образования (начальное, основное, среднее общее образование) без детализации по годам обучения. Некоторые из требований, естественные для выпускника 9-го класса, едва ли можно предъявлять к ученику, закончившему 5-й класс. Об этом обстоятельстве необходимо помнить при составлении раздела «Планируемые результаты изучения учебного предмета».
Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой выделены планируемые результаты по годам обучения, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с этим разделом).
Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, так как позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым учебным графиком работы школы.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно, так как не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.
Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года. В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отитом учителя о прохождении программного материала, случае их расхождения учитель обосновывает и вносит вменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов. Следует также обратить внимание, что календар- но-тематическое планирование, как правило, отличается от предложенного в авторской программе примерного планирования, так как учитель имеет свою авторскую позицию о распределении учебного материала в рамках содержательного раздела, о порядке изучения раздела, о распределении учебных часов внутри раздела и т.д.
Приведем примерную форму календарно-тематического планирования.
|1:.№ "уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (па уровне учебных действии) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки(и/или коррекция) |
'Название изучаемой темы № 1 (всего часов на ее изучение, количество часов в неделю по учебному плану) | ||||
1 | Тема урока | 02.09- 15.09 | ||
.' 2 |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, являющийся компонентом рабочей программы, содержит в себе справочную информацию о выходных данных авторских программ, учебника, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной
21
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ....
Рекомендации по составлению рабочих программ Солдатов
Методические рекомендации Солдатова...
Рекомендации по составлению рабочей программы по предмету "Технология" в рамках ФГОС
Данная рабочая программа составлена с учетом основных требований ФГОС. Все структурные элементы программы расположенны в правильном порядке и соответствуют нормам оформления рабочих программ по ...
Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования
Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...
Рекомендации по составлению программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Данные рекомендации сожержат описание классификации программ, ее структуры, критериев определения качества....
Методические рекомендации по составлению программ дополнительного образования
Данные рекомендации помогут преподавателям составить прогораммы дополнительного образования, оприраясь на современные подходы и требования ФГОС....
Методические рекомендации по составлению программы индивидуальной работы с воспитанниками интерната общеобразовательной школы
Одно из направлений педагогической деятельности воспитателя в интернате при общеобразовательной школе-повышение уровня учебных достижений воспитанников. Особый индивидуальный подход необходим к воспит...