Общественный совет как форма конструктивного диалога
статья на тему
Статья содержит представление практического опыта деятельности Общественного совета по развитию Муниципальной системы образования города Ярославля. Государственное общественное управление школой, закрепленное в новом законе об образовании, вызывает огроменый интерес у родителей и социальных партнеров. Материал содержит уникальный опыт взаимодействия школы и родительской общественности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvennyy_sovet.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Астафьева Алина Сергеевна,
председатель Общественного совета по развитию
муниципальной системы образования Ярославля.
Общественный совет как форма конструктивного диалога
Модернизация образования, национальные проекты и все, что происходит реально на уровне каждого учреждения – это результат осознанной обществом необходимости изменения не только содержания и направленности образовательной деятельности, но и системы управления в образовании.
Закон «Об образовании» одним из главных принципов государственной политики в области образования определяет демократический, государственно-общественный характер управления. Создание новой образовательной среды невозможно без участия родителей, общественности, деловых кругов – всех потребителей образовательных услуг. Новые подходы призваны обеспечить информационную открытость и эффективность системы образования, расширить влияние общества на качество образования и его доступность для всех слоев населения.
За последние годы сложились новые разнообразные модели взаимодействия школы и общества, педагогов и родителей. Основными формами социального и образовательного партнерства становятся Управляющие советы, советы образовательных учреждений, педагогические советы, родительские комитеты, попечительские советы.
На уровне города с 2010 года начал свою работу Общественный совет по развитию муниципальной системы образования Ярославля. В его состав вошли представители органов местного самоуправления, депутаты Ярославской областной Думы, муниципалитета города Ярославля; представители управляющих советов муниципальных образовательных учреждений города Ярославля; представители общественных объединений, граждане, чья профессиональная и общественная деятельность, знания, опыт и возможности позитивным образом содействуют функционированию и развитию муниципальной системы образования. Фактически Общественный совет был изначально задуман как площадка для широкого конструктивного диалога, как инструмент цивилизованного, культурного взаимодействия школы, семьи и общества.
Выступая в роли посредника между профессиональным педагогическим сообществом и обычным населением, заинтересованным в развитии образования, Общественный совет исходит из социально-экономических и культурных реалий Ярославля. Будучи древним историческим центром, Ярославль имеет свой самобытный опыт взаимодействия образования с наукой, искусством, политикой и бизнесом. Осознавая эти традиции и ресурсы, члены Общественного совета пытаются их адаптировать к новым условиям, к актуальным формам и форматам сотрудничества. Остановимся на некоторых направлениях деятельности Общественного совета.
Безусловно, главными партнерами в работе Общественного совета являются наши родители. В XXI век вступают молодые, образованные, энергичные родители, которые ожидают новых демократических моделей взаимодействия со школой. Охватить большую городскую аудиторию практически сложно, поэтому Общественный совет начинал свою работу в 2010-2011 годах с «выездных» встреч по районам города, каждый из которых имеет свою специфику и свои проблемы. Преимуществом такой формы диалога является возможность на месте адресовать свой вопрос и получить квалифицированный ответ специалистов Департамента образования, ответственных должностных лиц. Положительные отклики вызывают специальные интерактивные встречи с родителями, например, собрания «Защитим права детей вместе», организованные совместно с комиссией по делам несовершеннолетних.
Пожалуй, самым успешным и динамичным следует признать опыт проведения в 2012 году родительского собрания на тему «Модернизация образования как условие устойчивого развития». Впервые в истории современного образования города родители получили реальную возможность внести свои предложения в реализацию Программы развития муниципальной системы образования. Итоги работы родителей выставлены на сайте Департамента образования, каждый может увидеть исполнение своих идей и замечаний. Данные предложения стали основой для работы администраций и управляющих советов школ, департамента образования, городского центра развития образования.
Из подобных официальных мероприятий и встреч выросла новая идея – создание родительского клуба. С сентября 2013 года в одном из городских кафе в центре Ярославля, в непринужденной и доверительной атмосфере раз в две недели встречаются члены клуба «Эволюция образования». Предметом острых дискуссий становятся злободневные проблемы реорганизации образовательных учреждений города, выбора лучшей школы и дополнительного образования, тестирования школьников на употребление наркотиков и многие другие вопросы. На эти встречи с родителями приглашаются специалисты, ученые, артисты, педагоги и руководители образовательных учреждений.
Вариативность – важнейшее достижение современной системы образования, но следует понимать, что свобода повышает и ответственность за выбор программ, учебников и пособий. Очевидно, что образовательные программы, выбор профильных классов, предметов школьного компонента должны обсуждаться с родителями и согласовываться с Управляющим советом. Об этих и других аспектах государственно-общественного управления речь шла на городском круглом столе «Достижения и проблемы в работе школьных управляющих советов», который в марте 2011 года организовал Общественный совет. Эта встреча показала острую необходимость в трансляции лучшего опыта деятельности Управляющих советов.
Конкретные дела, собственные технологии предвыборных кампаний, деятельность функциональных комиссий, нормативно-правовая база на уровне образовательного учреждения – все эти вопросы включены в сборник «Школьные управляющие советы: опыт и достижения», который издан департаментом образования и Общественным советом в 2013 году.
Состав управляющих советов постоянно обновляется. Для обучения новых председателей и членов управляющих советов разработана система практических семинаров и тренингов. Повышение уровня нормативно-правовых знаний, освоение советами своих миссий и функций как полноправного органа управления, позволяет преодолеть формальный («карманный») характер существования некоторых советов.
Специалисты отмечают, что сегодня будущее имеют те школы, в которых есть две главные составляющие – эффективный управляющий совет и профессиональный современный руководитель. Поэтому Общественный совет так заинтересован найти единомышленников в лице директоров и администрации образовательных учреждений. На совместном расширенном заседании коллегии Департамента образования города в апреле 2012 года прозвучала неудовлетворенность динамикой создания Управляющих советов как наиболее конструктивной модели общественного участия в управлении образованием. Проблема получила дальнейшее обсуждение на городском совещании руководителей образовательных учреждений накануне нового учебного года. Рабочая группа из руководителей ОУ и членов Общественного совета подготовила пакет предложений: «Родители и школа: основы конструктивного диалога», который адресован всем субъектам муниципальной системы образования.
Еще одна целевая аудитория, с которой выстраивает свою работу Общественный совет – это старшеклассники, члены управляющих советов. На базе городского центра внешкольной работы действует ассоциация «ШУС», которая занимается подготовкой и обучением школьников. Традиционными стали встречи общественности с молодежью. В апреле 2012 года с участием детей, родителей, администрации учреждений была организована дискуссия «Эффективность участия обучающихся в работе управляющих советов». В 2013 году результатом работы старшеклассников стали три социальных проекта - по борьбе с курением и нецензурной лексикой на территории школы, а также по бережному отношению к школьному имуществу. Такие встречи всех участников образовательного процесса позволяют увидеть «болевые» точки и общие знаменатели, сравнить свой опыт с другими моделями, сформулировать перспективы.
При Общественном совете создана специальная электронная приемная, хотя живое общение, «человеческий фактор» по-прежнему играет решающую роль. С какими бы вопросами не обращались родители – от записи в детский сад до уборки снега на крыше школы – Общественный совет в лице всех своих членов готов предоставить необходимую информацию и содействие.
Информационный характер современного общества требует адекватных форм самопрезентации. Поэтому с осени 2011 года Общественный совет помимо официальных рубрик на сайте Департамента образования города создал свою открытую группу в социальной сети «ВКонтакте», где представлены фотоматериалы с мероприятий, обсуждаются актуальные проблемы. Член Общественного совета Волкова Елена инициировала серию программ по вопросам образования в эфире ЯрТВ в рамках проекта «Дыхание города. Перезагрузка». Например, в одной из передач принял участие директор департамента образования города Терех Сергей Владимирович. «Почему в России платят, чтобы не учиться, в то время как за границей наоборот..?» - подобные темы привлекают внимание широкой зрительской аудитории.
Выставки прикладного творчества, благотворительные акции, конкурсы профессионального мастерства, разнообразные социальные проекты – все эти формы использует Общественный совет для того, чтобы повысить эффективность и открытость образовательного пространства. Среди последних успешных проектов Общественного совета можно выделить запуск детских роликов социальной рекламы совместно с Избирательной комиссией г. Ярославля, организацию семейного конкурса по правовому просвещению совместно с общественной организацией «Гражданский голос» и другое.
Как и любая общественная деятельность, вся работа членов общественного совета носит добровольный инициативный характер, осуществляется по мере личных возможностей. Такая активная гражданская позиция не может не вызывать признательности и одобрения.
Сегодня общественный совет строит планы на будущее. Впереди организация конкурсов публичных отчетов и председателей родительских комитетов ДОУ, разработка инструментов мониторинга состояния государственно-общественного управления образованием, создание сетевого сообщества управляющих советов, распространение опыта создания управляющих советов в дошкольных учреждениях.
Будущее страны зависит не только от изменения в политической и экономической структуре, а связано в первую очередь с изменениями в системе образования. Школа – место, где созревает общество, закладывается модель и практика общественных отношений. С особой актуальностью звучат сегодня слова великого педагога А.Макаренко: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит, и историю мира»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как вести конструктивный диалог с англоговорящими собеседниками"
При общении россиян с англоговорящими собеседниками возникают определенные трудности. Важно понять, что отличия их речевого поведения связаны с расхождениями в трактовке вежливости, а вежл...
Заседание Общественных советов России, Эстонии и Финляндии
Заседание Общественных советов России, Эстонии и Финляндии 19 сентября мы посетили торжественное мероприятие, посвящённое Году Финского залива, которое проходило в Таврическом дворце. На заседани...
План выступления на общественном совете
Документ содержит основные пункты выступления по результатам проведения рейтинга школ исправительной системы...
Тезисы выступления на Общественном Совете при губернаторе Алтайского края
Тезисы выступления на Общественном Совете при губернаторе Алтайского края...
ПОЛОЖЕНИЕ о школьном общественном Совете отцов
Школьный общественный Совет Отцов общеобразовательного учреждения МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее по тексту - Совет о...
Рекомендации руководителю «Использование 3-х фраз для конструктивного диалога с родителями»
Рекомендации для руководителя образовательных организаций. Благодаря использованию всего трех фраз, можно постороить диалог с агрессивными родителями конструктивно и продуктивно!...
Правила конструктивного диалога учителя со сложными детьми.
Правила диалога со "сложными" детьми в зависимости от типа проблемы и возрастных особенностей....