Опыт внедрения инклюзивного образования в условиях массовой общеобразовательной школы
статья на тему
В статье представлен опыт внедрения инклюзивного образования в условиях массовой общеобразовательной школы (г. Междуреченск, МБОУ СОШ № 22"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт внедрения инклюзивного образования
в условиях массовой общеобразовательной школы
В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики в России.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 года, в которой одной из основных характеристик новой школы провозглашена идея «Новая школа – для всех», обязывает всю систему образования создавать условия для практической реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детей – инвалидов.
Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в массовой общеобразовательной школе – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы, важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.
Основные принципы инклюзивного образования:
- по отношению к ребенку с ОВЗ – обучающемуся общеобразовательного учреждения:
баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;
- по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – обучающимся инклюзивного класса:
триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);
- по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса:
принятие и учет различий, индивидуального своеобразия обучающихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в воспитательно-образовательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;
- по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;
- по отношению к системе образования города в целом:
оптимизация ресурсов городской системы образования (материально-технических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи места жительства; поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности [3].
Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 22» (далее – МБОУ СОШ № 22) определяет актуальность и обоснованность разработки и реализации программы по созданию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.
В ходе работы по созданию Программы развития школы особое внимание было уделено разработке подпрограммы «Доступная среда». Целью подпрограммы является создание условий для практической реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №22. Достижение цели осуществляется в ходе поэтапного решения следующих задач:
- разработать нормативно-правовую и программно-методическую базу инклюзивного образования;
- сформировать систему мониторинга эффективности реализации программы «Доступная среда»;
- обеспечить своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Почему именно в нашей школе внедрено инклюзивное образование? С 1993 года, реализуя проект школы русской национальной культуры, в образовательном учреждении создана атмосфера добра, милосердия, терпимости, имеется положительный опыт работы с детьми, имеющими ограничения по состоянию здоровья. Отработанная в школе программа воспитательной работы позволила свести к минимуму наиболее сущностные ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. В ходе подготовительного этапа было получено одобрение участия школы в федеральной программе «Доступная среда» всех субъектов образовательного процесса. Нам удалось развеять представления, сложившиеся на протяжении нескольких десятилетий, о том, что развитие детей с ОВЗ может происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества.
В рамках организационного этапа особое внимание уделялось формированию нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Нормативно-правовая база инклюзивного образования в школе разработана в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании в РФ», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также регламентируется Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права граждан на получение образования государства-участники обязаны содействовать развитию системы инклюзивного образования. В настоящее время разработаны и обсуждаются проекты Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Большие полномочия по созданию нормативно-правовой базы инклюзивного образования с учетом региональной специфики, особенностей и традиций принадлежат субъектам РФ.
В настоящее время в МБОУ СОШ № 22 созданы необходимые материально-технические условия для обучения детей с ОВЗ и проводятся мероприятия направленные на организацию инклюзивного образования по следующим направлениям деятельности:
- Повышение квалификации педагогов (педагоги прошли обучение в Московском городском психолого-педагогическом университете по теме: «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях»).
- Материально – техническое и организационное обеспечение (заменены оконные блоки, дверные проёмы для прохода колясок увеличены до 90 см., оборудованы пандусы, запасный выход).
- Развитие форм интегрированного обучения (создана рабочая группа педагогов по разработке методических рекомендаций).
- Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов (оборудован кабинет сенсорно-моторной коррекции, в котором занятия проводятся на специализированном оборудовании, полученном по федеральной целевой программе «Доступная среда»).
- Создание толерантной среды:
- Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с ОВ и нормально развивающихся сверстников.
- Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования
- Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров». Конкурс рисунков «Сделай мир добрее» и пр.
- Организация работы родительского лектория, целью которого является формирование установок, определяющих специфику отношений в коллективе в условиях инклюзивного образования.
- Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ (родителями детей-инвалидов; педагогами и обучающимися).
- Включение всех детей с ОВЗ в проведение интеллектуальных, воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий.
Подпрограмма «Доступная среда», разработанная в МБОУ СОШ № 22 сроком на 5 лет, обеспечивает системный подход к внедрению инклюзивного образования. В ходе реализации программы значительное внимание уделяется мониторингу и корректировке результатов (см. Таблицу 1)
Таблица 1
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты | Измерители, показатели |
Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ | Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов |
Включенность в реализацию плана воспитательной работы МБОУ СОШ № 22 | Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах, НПК |
Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса | Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с ОВЗ |
Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с ОВЗ | Внутришкольные и городские семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио |
Становление имиджа школы как площадки по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ | Мониторинг комфортности образовательной среды школы; информация на школьном сайте; наличие в библиотеке специальной литературы; наличие в медиатеке школы электронных изданий; издание рекламных буклетов; совместные мероприятия школы и социальных партнеров |
Предварительные результаты позволяют обозначить проблемы, которые определяются как первоочередные:
- На уровне муниципальных служб необходимо организовать подвоз детей к школе, установку лифта или подъемников;
- На уровне образовательного учреждения – изыскать возможности организации постоянного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, обеспечить оборудование специализированных санитарных комнат, индивидуальных мест в столовой.
Необходимо отметить и первые положительные результаты:
- В школе целенаправленно поддерживается социализация обучающихся с ОВЗ, что способствует улучшению социальной компетенции и навыков коммуникации детей с ОВЗ, более высокому уровню социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде;
- В инклюзивной среде дети с ОВЗ получают возможность полноценного освоения учебных программ, что способствует улучшению навыков и академических достижений;
- Социальное принятие обучающихся с ОВЗ улучшается за счет характерного для инклюзивного класса обучения в малых группах, где, постепенно, стирается грань между детьми.
- В инклюзивном классе дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с ОВЗ, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.
Литература
1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафона Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.
2. Библиографическое описание: Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения [Текст] / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы Международной заочной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012.
3. Гусева, С.В. Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации [Электронный ресурс] / С.В. Гусева. – Режим доступа: www.valeocentre.ru.
4. Инклюзивное образование. Выпуск 1.С.В. Алёхина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина - М.: Центр «Школьная книга», 2010.
5. Медведев Д.А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010. Электронная версия: http://www.educom.ru/ru/nasha_novay_shkola/school.php.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как осуществляется инклюзивное образование в условиях общеобразовательного учреждения
как осуществляется инклюзивное образование в условиях общеобразовательного учреждения...
Коррекционное обучение и воспитание детей с церебральным параличом в условиях массовой общеобразовательной школы
Данная статья поможет в воспитании детей с церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы.В последние годы дети с двигательными нарушениями стали поступать в массовые общеобразовательные...
Доклад "Опыт внедрения инклюзивного образования в рамках образовательного учреждения"
В настоящее время в Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5 до 4,5 % детского населения. По мнению экспертов, с каждым годом эта цифра будет увеличиваться. Основным эл...
Преимущества и недостатки инклюзивного образования в системе обычной общеобразовательной школы.
Тезисы....
Единое воспитательное пространство в плане развития инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.
постараемся выделить особенности построения единого воспитательного пространства в плане развития инклюзивного (интегрированного) образования в условиях общеобразовательной школы ....
Выступление на родительском собрании: "Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях внедрения инклюзивного образования"
Выступление на родительском собрании: "Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях внедрения инклюзивного образования"...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.
Данная программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законом «Об...