Как осуществляется инклюзивное образование в условиях общеобразовательного учреждения
опыты и эксперименты по теме
как осуществляется инклюзивное образование в условиях общеобразовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_nauchno.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд № 2
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Слайд № 3
Цель моего выступления: показать, как осуществляется инклюзивное образование в условиях общеобразовательного учреждения.
Социализация очень важна для каждого маленького человека, а для ребенка с ограниченными возможностями особенно. Школа играет важнейшую роль в процессе адаптации к жизни.
Инклюзивный подход в МОСШ №25 школе не явился следствием механических процессов реструктуризации различных частей организации или введения новых инструктивных процедур, направленных на более полное участие детей и персонала в образовательном процессе. Напротив, в нашей школе главным стал акцент на совместных, вовлекающих всех процессах. Совместное сотрудничество стало и практической основой работы, и манифестом инклюзивного подхода, проводимого в жизнь сотрудниками школы, которые желали создать среду и культуру, в которой абсолютно все, и сотрудники и ученики, будут равноценны и причастны. В школе практика совместной работы и участия основывается и поддерживается совместно разделяемыми ценностями учеников и персонала школы, в соответствии с которыми ценились особенности каждого ребенка. Эти ценности отражаются не только на том, как персонал школы относится к детям, но и на взаимодействии взрослых, искренней радости талантам и особенностям каждого человека.
Слайд № 4
Наше общеобразовательное учреждение руководствуется при организации работы специальных (коррекционных) классов IV вида Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.[1]
В общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей) открыты специальные (коррекционные) классы IV вида для детей с нарушением зрения. Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по заключению медико-психолого-педагогической комиссии.
Коррекционные классы в муниципальной общеобразовательной средней школе № 25 – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности школы.
Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики и внедрение соответствующих технологий в школе осуществляется на основе комплексного подхода, позволяющего предусмотреть все основные аспекты работы школы в области охраны здоровья, что отвечает представлениям о здоровьесберегающем пространстве школы.
Слайд № 5
Специальные (коррекционные) классы IV вида для детей с нарушением зрения в школе открыты с 1999 года, в них обучалось 8 учащихся. В настоящее время в этих классах обучаются уже 214 детей. Из них 19 детей-инвалидов по зрению. Открытие специальных (коррекционных) классов IV вида (в 2009-2010 учебном году их 15) для детей с нарушением зрения, позволяет детям с нарушением зрения усвоить образовательный стандарт в полной мере.
Как уже было сказано, здоровье ребёнка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. На решение задач по сохранению здоровья обучающихся и воспитанников в муниципальной общеобразовательной средней школе №25 направлена программа «Здоровье».
Слайд № 6
Основные блоки программы следующие:
1. Блок управления и кадрового обеспечения:
- обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы;
- повышение квалификации педагогических кадров по изучению современных
технологий оздоровления детей и подростков;
- Блок организации здоровьесберегающего образовательного процесса:
- обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;
- обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы;
- Блок инструктивно-методической работы с обучающимися, их родителями и учителями:
- организация семинаров для учителей: «Здоровьесберегающая педагогика», «Валеология в школе и дома», «Особенности полового воспитания в школе», «Предупреждение переутомления школьников», «Рациональное питание школьника».
- организация родительского всеобуча: «Домашний режим школьника», «Закаливание», «Безопасность при работе с компьютером»
- конференции, лектории, викторины для учащихся на валеологические темы.
4. Спортивно-оздоровительный блок:
- организация системы внеклассной и внешкольной спортивно-массовой работы;
- организация оздоровительных минуток на уроках; регулярное проведение физической зарядки перед уроками;
- организация подвижных перемен и динамических пауз между уроками;
5. Блок психолого-педагогического сопровождения
- проведение психодиагностики обучающихся и педагогов;
- консультации педагога-психолога, дефектолога, учителя-логопеда;
- проведение коррекционных индивидуально-групповых занятий;
- Блок лечебно - профилактической работы
- ежегодные профилактические медицинские осмотры;
- офтальмологическое обследование учащихся;
- орто-плеоптическое и физиотерапевтическое лечение;
- лечение в кабинетах БОС-Здоровье, БОС-коррекция зрения.
Основной миссией нашей школы является: обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.
Слайд № 7
Основную задачу нашей работы мы видим в создании необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.
Основываясь на анализе сложившейся ситуации в окружающем школу социуме, педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости в дальнейшей своей работе реализовывать принципы доступности, непрерывности и вариативности образования от дошкольного до профессионального, а в качестве приоритетных выделяет следующие направления деятельности школы:
Слайд № 8
- Построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности учащегося через интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования;
- Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья;
- Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.);
- Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
- Сохранение и укрепление здоровья школьников;
- Привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность не только обеспечить усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и активно участвовать в работе школы в режиме развития;
- Изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.
Слайд № 9
В целях преодоления отклонений в развитии обучающихся в общеобразовательном учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
В школе созданы оптимальные условия, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников. По медицинским показателям детям, имеющим нарушения зрения необходим щадящий режим физических нагрузок. В школьный учебный план, включены предметы: ритмика, корригирующая гимнастика.
Занятия ритмикой, корригирующей гимнастикой способствуют повышению физической и умственной работоспособности организма, укреплению здоровья. Коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, формированию умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий, во времени и пространстве. Управлять темпом движений и подчинять свои движения музыке, придают движения целесообразность, стройность и уверенность. Эти занятия воспитывают интерес и потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, формированию правильной осанки и исправлять плоскостопие.
С целью создания в школе здоровьесберегающего пространства, режим образовательного процесса организован с учетом тифлопедагогических и валеологических требований.
Лечебно-профилактическая работа просматривается через медицинское сопровождение образовательного процесса в школе.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения осуществляется социально-психологической службой, в состав которой входят педагог-психолог, учителя-логопеды, тифлопедагоги, помогающие корректировать вторичные дефекты в развитии детей (нарушение речи, ориентировка в пространстве).
Обучающиеся в специальных (коррекционных) классах IV вида имеют следующие диагнозы:
- Гиперметропия- 16%;
- Миопия- 22%;
- Косоглазие (сходящееся и расходящееся) - 43%;
- Амблиопия - 68%.
Для работы с обучающимися в специальных (коррекционных) классах IV вида учителя прошли курсовую подготовку: «Особенности предметного преподавания для учащихся с нарушением зрения», г. Нижневартовск, 2002 год; «Особенности методики преподавания предметов в классах IV вида (с нарушением зрения)», г. Нижневартовск,2002 год.
Большую часть времени учащиеся находятся в школе, поэтому учителя постоянно обращают внимание на их осанку, проводят физкультпаузы, упражнения для глаз, рук, спины. В рамках реализации программы «Здоровье» в школе проведена следующая работа:
Слайд № 10
- Систематически проводится комплекс диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении.
- Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (май, декабрь). Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.
- Ведется комплексная лечебно-профилактическая работа, направленная на предупреждение и преодоление недостатков физического развития детей.
- Обеспечено психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
- Создан благоприятный психологический климат в классах, школе.
- Ведется пропаганда здорового образа жизни среди школьников, их родителей и педагогов.
- Организована работа спортивных секций, кружков. Вовлечены родители в активный досуг и массовый спорт.
- Производится обмен опытом работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.
- Обсуждаются проблемы здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях.
Слайд № 11
Для организации лечения в школе создана хорошая материально-техническая база: медицинский, процедурный, ортоплеоптический и физиотерапевтические кабинеты, оснащенные всем необходимым оборудованием для обследования лечения детей. В них работают врач-офтальмолог на 1,0 ставку, сестра-ортоптистка на 1,5 ставки, физиомедсестра на 1,5 ставки. Ежегодно, в сентябре, все дети с нарушением зрения проходят обязательное обследование. Осмотренные дети получают аппаратное лечение, по необходимости, направление на физиолечение, лечение по технологии БОС-коррекция зрения. На средства Гранта Губернатора ХМАО-Югры в рамках реализации национального проекта «Образование» приобретено оборудование в кабинет БОС-Дыхание, компьютеры для проведения мониторинга здоровья обучающихся, аппарат электростимулятор, лазерные очки. Также функционирует кабинет БОС-коррекции зрения.
Слайд № 12
Лечебно-профилактическая работа в школе предусматривает:
1. Организация ежегодного медицинского осмотра учащихся.
2. Вакцинация
3. Витаминизация (напиток «Золотой шар», шиповник)
4. Офтальмологический осмотр учащихся.
5. Орто-плеоптическое и физиотерапевтическое лечение учащихся.
6. Лечение по системе БОС - корреция зрения и БОС-дыхание .
7. Ведется систематический мониторинг состояния здоровья детей с нарушением зрения.
Ежегодно 100% учащихся с нарушением зрения осмотриваются врачом-офтальмологом и получают аппаратное лечение.
Физиомедсестра осуществляет выполнение назначений врача-окулиста и других специалистов на имеющихся в кабинете аппаратах согласно графика физиолечения.
По результатам мониторинга у детей-инвалидов по зрению за период отмечены стабильные функции зрения; т.е. с положительной динамикой. Миопия высокой степени у детей-инвалидов остаётся стабильной.
В 2008-2009 учебном году выросло количество детей улучшивших остроту зрения на 4% по сравнению с 2007-2008 годом.
По характеру зрения увеличилось количество детей с бинокулярным зрением с 7,8% 2007-2008 года до 14,8% в 2008-2009 учебном году.
Процедуры в ортоплеоптическом кабинете проводятся на следующих аппаратах:
- Синоптофор;
- Иллюзион;
- Амблиотренер;
- Бивизотренер;
- Монобиноскоп (спекл-структура);
- Монобиноскоп;
- ОЛТИП
Анкетирование родителей, показало, что физиологическое состояние детей улучшилось, снизился процент заболеваемости детей с нарушением зрения, сохраняется уровень зрения, стабильное психологическое состояние.
При наличии положительных результатов коррекционной работы обучающиеся переводятся в общеобразовательные классы по решению школьной ПМПк.
Таким образом, При инклюзивном подходе выигрывают все ученики, поскольку он делает образование более индивидуализированным. Когда педагог планирует урок, используя эту стратегию, ему не надо снижать планку, ему надо учитывать все особенности своих учеников. Задания на уроке, например, истории для каждого ученика могут быть разными: кто-то может написать работу в несколько абзацев, кто-то целое сочинение или исследование, кто-то может выполнить коллективную работу, а кто-то - сделать устный доклад. Важно понимать, что на уроке все выучат не одно и то же, а то, что отвечает их особенностям. Ученик должен соответствовать основным требованиям и стандартам программы, но этого соответствия можно разными способами и в разной степени.
Являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы специального образования, интеграция не должна подменять собой систему в целом. Это лишь один из подходов, которому предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими - традиционными и инновационными. Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри системы. Интеграция – «детище» специальной педагогики, так как интегрированный в общеобразовательную среду ребенок остается под ее патронажем: он либо учится в специальном классе (группе) при массовом учреждении, либо обязательно получает коррекционную помощь, учась в обычном классе (группе). Можно считать, что интеграция сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.
Каждый ребенок имеет право на образование. Каждый ребенок хотел бы посещать детский сад, а затем школу, однако сегодня не все дети имеют такую возможность. Мы верим, что инклюзивное образование – именно тот путь, который позволит каждому ребенку получать необходимое образование. Сегодня, совместными усилиями правительства, родителей, коммерческих и некоммерческих организаций, мы делаем первый шаг в сторону инклюзивному образованию.
[1] Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196
"Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича"
В связи с изменением государственного статуса 279 школы с 01 сентября 2012 года (в школе теперь обучаются учащиеся 5-х классов), необходимостью внесения изменений в ООП НОО начальной школы, педагогиче...
Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"
Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...
Опыт внедрения инклюзивного образования в условиях массовой общеобразовательной школы
В статье представлен опыт внедрения инклюзивного образования в условиях массовой общеобразовательной школы (г. Междуреченск, МБОУ СОШ № 22"...
Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе
Инклюзивное образование...
Доклад "Опыт внедрения инклюзивного образования в рамках образовательного учреждения"
В настоящее время в Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5 до 4,5 % детского населения. По мнению экспертов, с каждым годом эта цифра будет увеличиваться. Основным эл...
ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРУННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТАЛЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПОЛОЖЕНИЕО ВНУТРУННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИКАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТАЛЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»...
Единое воспитательное пространство в плане развития инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.
постараемся выделить особенности построения единого воспитательного пространства в плане развития инклюзивного (интегрированного) образования в условиях общеобразовательной школы ....