Необходимость и условия формирования образовательного кластера «Школа-техникум-предприятие»
проект на тему
Предварительный просмотр:
Необходимость и условия формирования образовательного кластера «Школа-техникум-предприятие».
Гришанова О.В.,
директор МБОУ СОШ № 1 им.М.М. Пришвина,
г. Елец
Система образования сегодня не синхронизирует экономические процессы и рынок труда. В настоящее время более востребованы рабочие профессии.
Предлагаю вашему вниманию несколько взглядов на возможности сотрудничества школ и учреждений среднего профессионального образования.
Итак, реалии сегодняшнего дня:
- мы территориально выгодно расположены с Елецким промышленно-экономическим техникумом;
- имеющаяся школьная база для практического освоения образовательной области «Технология» после реорганизации трех общеобразовательных учреждений в одно крайне скудна;
- половина детей на ступени основного общего образования устремлена в учреждения СПО.
Елец - площадка для освоения ОЭЗ промышленно-производственного типа «Елецпром» и туристко-рекреационного типа «Елец». Поэтому речь уже должна идти о приведении рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями рынка труда. Приоритетной становится проблема обеспечения предприятий и организаций-резидентов ОЭЗ необходимыми специалистами.
ЕПЭТ готовит специалистов по направлениям: технология машиностроения, технология и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования, коммерция, товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, что продиктовано потребностью ОЭЗ на территории Ельца. Наша педагогическая задача – помочь ученику направить его профессиональную траекторию в то русло, чтобы он стал востребованным по окончании техникума.
Понимаю, что интеграция общего и среднего профессионального образования нацелены на профессиональное самоопределение выпускников, поскольку выбор профиля – еще не выбор профессии.
Использование кадрового и технологического (производственного) потенциала ЕПЭТ, их материально-технической базы позволит:
- расширить возможности социализации учащихся,
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием,
- подготовить выпускников школы к освоению программ среднего и высшего профессионального образования.
Сегодня я ставлю еще одну задачу в создании партнерства школа-техникум.
В настоящее время у учащихся (особенно юношей) слабо развиты трудовые навыки, а в первую очередь, мало проявляется потребность к труду. Своей задачей, как руководитель, считаю возрождение престижа рабочей профессии. Поэтому в рамках образовательного кластера будут актуальны такие формы работы, как авторские мастер-классы преподавателей и рабочих предприятий города, участие школьников в Дне открытых дверей, прохождение летней производственной практики на предприятиях города по договору с ЦЗН, участие в предметных олимпиадах, проводимых на базе ЕПЭТ.
Таким образом, изменяется миссия школы. Она теперь носит инновационный характер, а именно, координация образовательной траектории школьника с учетом изменяющихся социально-экономических условий современного общества.
Так, обогащение и обновление форм учебной деятельности школьников позволит организовать деятельность в научно-педагогическом сообществе нового типа «ученик – учитель – специалист».
Сейчас мы стоим на старте. Но уже можно говорить о некотором опыте. Пропедевтический (подготовительный) этап нами преодолен. Изучение мнения родителей и обучающихся показывает, что около 78 % изъявивших желание продолжить обучение в ЕПЭТ, выбирают специальность товароведа и бухгалтера. В своем выборе они утвердились после презентационных мероприятий, проводимых в школе, и участия в Дне открытых дверей в техникуме. Они обосновывают свой выбор так: 83 % опрошенных считают, что по выбранной профессии они сумеют трудоустроиться в развивающейся ОЭЗ «Елецпром», 15 % уверены, что среднее профессиональное образование – хороший старт для получения высшего образования по выбранному направлению в ВУЗе (по заочной форме), при этом срок начала трудовой деятельности резко сокращается, среди опрошенных 2 % продолжают семейные профессиональные традиции.
Как видим, снижение производства в последние десятилетия наложило отпечаток на техническом направлении профессиональной деятельности выпускников школ. Девятиклассники нынешнего поколения росли в пору, когда предприятия были закрыты или возрождались, при этом широко развивались ООО и ИП в сфере обслуживания и питания.
В настоящее время школа № 1 и техникум прорабатывают варианты сотрудничества через систему воспитательной работы.
Профессия педагога во все времена отличалась подвижничеством. Сегодня как никогда велика ответственность учителя, ведущего выпускника к новому качеству образования. Поэтому 2011-2012 учебный год – это удобный повод для того, чтобы дать старт новой работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования универсальных учебных действий
Выступление на совместном заседании родственных ОД в ТвСВУ...
«Деятельностная образовательная среда – необходимое условие формирования креативного потенциала школьника»
Выступление по тема практического семинара...
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...
Методическая разработка на тему: «Проектирование образовательного процесса, как необходимое условие достижения образовательных результатов обучающихся на уроках технологии»
В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критичес...
Подготовка к ОГЭ по химии как одно их условий формирования образовательных результатов ЕГЭ
Одним из приоритетных направлений деятельности учителя, несомненно, является подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (далее – ГИА). По своей сути основной государственный экзам...