"Здоровье сбережение, как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"
статья

Киян Светлана Алексеевна

Здоровый ребёнок – главная задача ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovesberezhenie.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Киян Светлана Алексеевна

 педагог дополнительного образования,

ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением

иностранных языков

Кировского района, г. Санкт-Петербурга

"Здоровье сбережение, как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"


Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.Ж. Руссо

Здоровый ребёнок – главная задача ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Проблема оздоровления детей заключается в поиске эффективных технологий для реализации на занятиях в дополнительном образовании, с целью формирования здорового образа жизни детей. Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития.

Что же может сделать школа и педагогические работники для сохранения и развития здоровья каждого ученика? Каковы же приоритеты заботы о здоровье обучающихся?

  • Прежде всего, соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся (объем, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся).
  • Очень важно помнить о том, что в любом поступке, действии обучающегося сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. Неудачи в деятельности, разочарования угнетают психологическое ребенка и, как следствие, ухудшают общее состояние здоровья.
  • Не менее важный приоритет в вопросе здоровьесбережения детей - активность. Только активное включение обучающихся в процесс снижает риск переутомления.

В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:

  1. санитарно-гигиенические – это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете.;
  2. психолого-педагогические критерии это прежде всего психологический климат на занятии;
  3. физкультурно-оздоровительные – организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности. Предупреждающие преждевременное переутомление.

Внешними проявлениями утомления являются:

  • учащение отвлечений;
  • потеря интереса и внимания;
  • ослабление памяти;
  • нарушение почерка;
  • снижение работоспособности.

Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

На дополнительных занятиях с детьми, в качестве здоровьесберегающей технологии, можно проводить физкультминутки и динамические паузы в форме игры.

Все действия выполняются под стихотворный текст. Важно, чтобы стихотворение для физкультминутки было подобрано соответственно возрасту ребенка.

Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является 15-я - 20-я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физминутки на каждом уроке. Во 2-м - 4-м классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке, начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких упражнений минимальна, если при этом не учитывается 3 условия:

  1. Состав упражнений должен зависеть от особенностей урока, какой это предмет, в какой вид деятельности включены учащиеся до этого, какого их состояние.
  2.  Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной: от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.
  3.  Учителю необходимо выработать 2-3 условных вербально – поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом

Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...

Опыт формирования ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизни в условиях развивающейся образовательной среды

В тстатье представлена модель  рефлексивно-культурологического подхода, включающая в себя нормативно–целевой, технологический, контрольно-оценочный компоненты....

Статья на тему "Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"

quot;Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...