Анализ программы информатизации по школе
статья на тему

Мизерина Ирина Валерьевна

Информационно-образовательное пространство – это пространство, в котором информация используется для образовательных целей. Предназначение информационного пространства шире, чем информационно-

образовательного. Оно включает и досуговую направленность (информация о возможностях организовать свой отдых, релаксационные программы различного типа, в том числе, музыкальные) и область принятия решений в политике, культуре, экономике (когда человек сознательно ищет недостающую ему информацию), и ориентацию человека в окружающих его социокультурных условиях (с помощью новостных порталов в сети Интернет, например).

 Информатизация школы – это процесс перехода к широкомасштабному, комплексному применению информационных технологий в различных сферах школьного информационного пространства и, в частности, учебной, административно-управленческой, сфере информационно-методического сопровождения образовательного процесса, сфере дополнительного образования в рамках внеурочной работы с учащимися на основе компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл анализ программы информатизации46.46 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ состояния информатизации  ГБОУ школы № 527

по итогам 2012-2013 учебного года

Цель анализа: оценивание  реального уровня использования новых информационных технологий в образовательном процессе для дальнейшего углубления процесса информатизации.

В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив школы продолжил работу по внедрению ИКТ в образовательный процесс.

Информационно-образовательное пространство – это пространство, в котором информация используется для образовательных целей. Предназначение информационного пространства шире, чем информационно-

образовательного. Оно включает и досуговую направленность (информация о возможностях организовать свой отдых, релаксационные программы различного типа, в том числе, музыкальные) и область принятия решений в политике, культуре, экономике (когда человек сознательно ищет недостающую ему информацию), и ориентацию человека в окружающих его социокультурных условиях (с помощью новостных порталов в сети Интернет, например).

 Информатизация школы – это процесс перехода к широкомасштабному, комплексному применению информационных технологий в различных сферах школьного информационного пространства и, в частности, учебной, административно-управленческой, сфере информационно-методического сопровождения образовательного процесса, сфере дополнительного образования в рамках внеурочной работы с учащимися на основе компьютерных технологий.

Информатизация школы так же вызвана необходимостью использования больших объёмов информации во всех сферах деятельности школы, с одной стороны, и невозможностью формирования и обработки информации с помощью традиционных технологий и средств связи, с другой стороны. Интенсификация информационного обмена в современном обществе и, как следствие, - переход в области обмена информацией на новые технологии, приводит к необходимости создания информационных систем. Информатизация школы – процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к образованию в условиях расширенного доступа к информации.

В школе есть программа информатизации на 2010-2013 год.

Основная цель программы информатизации школы -
создание информационной системы образования, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования.

Задачи программы:
1. Создание единой информационной системы, в которой будут задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители: администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения.
2. Объединение в сеть всех компьютеров ОУ, что позволит во много раз увеличить оперативность обмена информацией, степень доступности информационных источников, находящихся как внутри, так и за пределами школы.
3. Вывести педагогов на уровень современных специалистов, действующих в условиях использования информационных технологий, которые обладают:
· компьютерной грамотностью,
· компьютерной образованностью,
· информационной компетентностью,
· информационной культурой.
4. Обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся - Готовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.
5. Создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы

Информатизация образовательного процесса осуществляется по нескольким основным направлениям.В настоящее время для нашей школе наиболее важной представляется работа по следующим направлениям информатизации образования:

  • Совершенствование материально-технической  и ресурсной базы учебно-воспитательного процесса
  • Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий; создание учащимися совместно с учителями-предметниками презентаций по своей исследовательской деятельности и для компьютерной поддержки уроков; переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе).
  • Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (курсы по основам информационно-коммуникационных технологий для начинающих, курсы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
  • Освоение инновационных технологий
  • Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ).
  • Развитие информационно-управленческой системы (ведение школьной базы данных; делопроизводство на ПК, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания).
  • Организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, работа студий детского компьютерного творчества, участие в сетевых образовательных проектах).
  • Организация доступа к средствам информационно-коммуникационных технологий и оказание помощи в их применении обучающимся и сотрудникам школы, проведение и консультирование проектной деятельности учащихся, связанной с применением информационно-коммуникационных технологий.
  • Создание банка данных образовательных ресурсов.

«Материально-техническая и ресурсная база учебно-воспитательного процесса»

По итогам  анализа  информатизации  школы  на начало 2013 календарного  года имеются следующие ресурсы:

Всего в школе: 67 персональных компьютера, из них 30 ноутбуков; из них 89% имеют подключение к сети интернет .

Серверы локальной сети

3

Для работы учащихся в компьютерных классах

25

Администрация

7

Библиотека

1

Психолог

1

Учебные кабинеты

23

Педагогические работники

7

Интерактивная доска

22

Проекторы

28

Цифровая лаборатория «Архимед»

14

Цифровой микроскоп

1

МФУ

15

Графический планшет

3

Сканер

3

Принтер

6

Фотокамера

3

Видеокамера

2

Материально-техническая и ресурсная база достаточно широка и разнообразна, но в современном   быстро развивающемся мире она требует обновления и увеличения .

В настоящее время для реализации программы созданы следующие условия:

  1. Персональными компьютерами оборудованы 24 учебных кабинета , спортивный зал, актовый зал, кабинеты директора и заместителей директора, библиотека, конференц-зал,  кабинет социального педагога, учительская.
  2. Мультимедиа-комплексами с проектором, интерактивной доской оборудованы 22 учебных кабинетов из перечисленных выше, конференц-зал.
  3. Все компьютеры школы объединены в локальную сеть с доступом в интернет.
  4. В школе два компьютерных класса (также объединенных в локальную сеть), в которых не только проводятся уроки информатики и ИКТ, но и открыта возможность для учащихся и учителей, не имеющих компьютеров в своих кабинетах, поработать за компьютером, а также распечатать необходимую информацию.

 Программная среда:

  • Школьнаямедиатека – более 70 наименований электронных изданий;
  • В 2012 году были приобретены  программа антивируса Касперский на 50 компьютеров  и получена из КО на 36 компьютеров.
  • На все компьютеры установлена программа защиты от запрещенных интернет сайтов «Цензор».

. «Повышение квалификации и методическая поддержка учителей в использовании ИКТ»

Главный признак высокой информационной грамотности – самостоятельность работы с применением компьютера, умение считать, писать, рисовать, искать информацию с помощью компьютерной техники.

Цель: вывести педагогов на уровень современных специалистов, действующих в условиях использования информационных технологий, которые обладают:
· компьютерной грамотностью,
· компьютерной образованностью,
· информационной компетентностью,
· информационной культурой.

Школы рассматривают ИКТ как необходимую часть образовательной среды — важнейшую в будущем, а сегодня уже столь же естественную в классах, как доски, парты и стулья.
Применительно к профессиональному развитию учителей - предметников выделены два уровня подготовки педагогов:
базовая ИКТ-компетенция;
педагогическая ИКТ-компетенция.
Базовый уровень включает обучение навыкам работы на компьютере с точки зрения общепедагогических функций учителя: как создать дидактические материалы, образовательную презентацию, сформировать свое личное образовательное пространство, знакомство с образовательными ресурсами Интернета.
Педагогическая ИКТ-компетенция затрагивает педагогические аспекты использования информационных образовательных ресурсов: конструирование уроков с использованием ИКТ и электронных образовательных ресурсов, реализацию различных образовательных проектов.


Учителя проходят обучение по различным программам в области ИКТ на базе городских и районных центров. Основные центры обучения:

- Информационно-методический центр Невского района

- Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий

           - Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

- Академия АйТи

 В 2012-2013 учебном году прошли обучение следующие учителя:

Ф.И.О.

Название курсов

Кол-во часов

Место обучения

Кириченко Татьяна Леонидовна

Компьютерная грамотность и основы телекоммуникационного обмена

80ч

Информационно-методический центр Невского района

Тютюнник Ольга Николаевна

Компьютерная грамотность и основы телекоммуникационного обмена

80ч

Информационно-методический центр Невского района

Пошибайлова Нина Викторовна

Использование дистанционных образовательных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями

72ч

Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий

Леденева Евгения Александровна

Повышение квалификации в области ИКТ

72ч

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Количество педагогического коллектива прошедшего обучение в области ИКТ по итогам 2012-2013 учебного года составило 60%.

«Развитие информационно-управленческой системы»

Развитие информационно-управленческой системы – предусматривает комплексная автоматизация административно-управленческой деятельности школы на основе использования сетевых программных средств.

Создание единого информационного  пространства  школы.

Задачи:
1. Создание единой информационной базы данных образования, включающей в себя сведения обо всех участниках образовательного процесса;
2. Обеспечение оперативности сбора, упорядочивания и публикации управленческой и законодательной информации;
3. Автоматизация учета кадров;
4. Сбор и обработка данных о состоянии педагогического процесса в образовательном учреждении.
5. Обеспечение контроля качества

Единое информационное пространство школы выполняет информационную,  образовательную и коммуникативную функции.

Главная цель создания единого информационного пространства школы — радикальное повышение эффективности собственно образовательного процесса, включая и процесс управления образовательным учреждением.

С целью получения администрацией и преподавателями необходимых им данных об учениках и работе коллектива  реализуется работа  базе данных Параграф  -  это программа  единая для всей школы , содержащей   информацию   о   различных   аспектах   учебно-воспитательного процесса (сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал,  расписание, разнообразные отчеты и т. п.) Помогает создавать, редактировать и поддерживать в актуальном состоянии расписание учебных занятий;вести электронные классные журналы данные учебных коллективов;анализировать текущую успеваемость обучающихся;вести учет материально-технических ресурсов учреждения и т.д.

Так же есть ряд других баз данных: «Питание», «Транспортная база», «ЕГЭ», «Пенсионный фонд», «Формуляр», «Профилактика правонарушений»  и вводится база «Аттестаты».


«Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс»

За последние годы увеличилось количество уроков с использованием ИКТ. Это уроки с использованием подготовленных презентаций, видеороликов, а так же с использованием возможностей интерактивной доски.

Компьютер в работе учителя это:

  1. Визуальный источник информации и «помощник» на уроке
  2. Средство закрепления и контроля знаний учащихся
  3. Средство реализации домашних заданий, творческих проектов

- Внедрен  программный комплекс "Знак", который  предназначен для контроля знаний обучающихся.

ПК «ЗНАК» позволяет:

  • создавать и редактировать логические структуры курсов, необходимые для проведения детализированного, многофакторного анализа результатов контрольного тестирования учащихся;
  • создавать тестовые задания в привязке к структуре учебного курса;
  • формировать различные виды тестов из созданных заданий;
  • организовать тестирование;
  • автоматизировать обработку результатов тестирования и получение таких показателей, как рейтинг учебных достижений, степень обученности, качество знаний обучающихся;

Учащиеся 4, 9 и 11 классов в первом полугодии этого учебного года приняли участие в тестировании в системе Знак по  предметам (русский и  математика).

Учителя нашей школы применяют эту программу  на уроках ( Анаева М.Н., Кутенкова Т.В., Комарова С.А., Мизерина И.В. )

- Приложение «Электронный журнал» используется для создания поурочно-тематических планов и ведения классных журналов учебных коллективов. Позволяет  также  построить отчеты, полезные как для завуча, так и для классного руководителя, учителя –предметника. Разработано положение о работе с Электронным журналом.

Ведение Электронного дневника и электронного журнала является государственной услугой Санкт-Петербурга, обеспечивающей оперативное, надежное и безопасное информирование родителей и обучающихся о ходе обучения.

В 2012-2013 учебном году этой услугой пользовалось уже 30% родителей, что выше по сравнению с прошлыми годами.. Наибольшее количество родителей в 2а, 3а, 6а, 8а и 9а классах.

На 31.05.2013 года «Электронный журнал» был заполнен на 99%, что значительно выше , по сравнению с 2011-2012 учебным годом.

- Приложение «Анализ успеваемости» позволяет определять:

  • степень обученности учащихся, средний балл, «качество знаний»;
  • количество и процент учащихся, получивших те или иные отметки;
  • количество, процент и списочный состав «отличников»;
  • количество, процент и списочный состав «неуспевающих» учащихся;
  • списочный состав «неаттестованных» учащихся;
  • динамику изменений вышеперечисленных показателей

Так по опросу педагогов, посещению уроков , можно сделать следующие выводы:

-  90%  педагогов используют средства ИКТ на уроках;

- 80% педагогов используют информационно-компьютерные технологии при подготовке к занятиям и для самообразования;

- 80% педагогов используют информационно-компьютерные технологии при подготовке к занятиям;

- при подготовке к урокам и на уроках педагоги школы используют текстовый  редактор, электронные презентации, мультимедийные диски, Интернет;

- 75% респондентов отмечают, что использование ИКТ не облегчают, а усложняют подготовку к урокам, но позволяют существенно расширить и разнообразить палитру уроков;

  в школе идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения.

« Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями»

Создан сайт школы, в настоящее время размещенный по адресу: http://school527.ucoz.ru/,. Сайт школы прост и удобен в использовании.

Разработано положение о школьном сайте. Все разделы сайта систематически пополняются информацией. Продумывается развитие сайта в будущем.

Так же информация о школе находится на сайте http://2berega.spb.ru/

 Существует проблема наполняемости. Информация должна быть актуальной, интересной и значимой. Классные руководители и учителя не своевременно приносят информацию не своеременно.

Задачи:

1.Распространение информации о школе в глобальной информационной сети.
2.Повышение имиджа школы и установление междугородных и международных связей.
3.Обеспечение возможности обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса.

На 2013-2014 учебный год уже создан сайт для дистанционного обучения. Он предусматривает размещение информации для дополнительного или самостоятельного обучения по определенным темам и предметам, когда требуется повторение материала с урока или изучение при пропуске уроков. Так же можно разместить задание для домашнего выполнения.

 «Создание банка данных образовательных ресурсов»

Для эффективной работы педагогов школы выделены основные интернет ресурсы. Они представлены на сайте школы. Так же район предлагает использовать 2 берега, Веб-пеликан, Пионер.

Основные  области использования педагогами школьных интернет-ресурсов:

  1. Получение нормативных документов с сервера Министерства образования и науки РФ, сайта отдела образования Невского района  (поиск и скачивание документов).
  2. Получение информации о новых педагогических технологиях через сайты и электронную почту (новости и интернет-рассылки).
  3. Получение информации о конференциях, конкурсах грантах, отправка заявок, докладов через сайты и электронную почту (новости и интернет-рассылки).
  4. Получение программного обеспечения (скачивание свободного ПО).
  5. Переписка с коллегами и друзьями. Поиск единомышленников и коллег других городах и странах (электронная почта, форумы).

«Организация доступа к средствам ИКТ и оказание помощи в их применении»

Все вышеперечисленные мероприятия помогают выполнять:

  1. Мизерина И.В. – заместитель директора по УВР (информатика)
  2. Фалин А.Б.
  3. Мелас Ю.Б.

Кроме выше перечисленного, можно назвать и другие области применения компьютерных технологий:

  • Уроки информатика и информационные технологии
  • Элективные курсы
  • Исследовательская и проектная деятельность учащихся
  • Конкурсы и олимпиады
  • Внеклассные мероприятия
  • Вебинары

         Исходя из этих проблем,  ставятся следующие  задачи по дальнейшей информатизации школы:

  • Единое информационное пространство школы -  Создание единой информационной базы данных образования, включающей в себя сведения обо всех участниках образовательного процесса; создание системы, в которой будут задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители: администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения.
    Обеспечение оперативности сбора, упорядочивания и публикации управленческой и законодательной информации;
    Автоматизация учета кадров;
    Сбор и обработка данных о состоянии педагогического процесса в образовательном учреждении.. Обеспечение контроля качества
  • Создание единой локальной сети.-  объединение в сеть всех компьютеров ОУ, что позволит во много раз увеличить оперативность обмена информацией, степень доступности информационных источников, находящихся как внутри, так и за пределами школы. Дальнейшее поэтапное проведение работ по монтажу локальной вычислительной сети (ЛВС) и подключение к ЛВС новых компьютеров
  • Повышение имиджа школы - Распространение информации о школе в глобальной информационной сети., установление междугородных и международных связей,обеспечение возможности обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Дальнейшее развитие и обновление  школьного сайта.
  • Эффективное применение средств ИКТ  в учебно-воспитательном процессе.
  • Организация виртуального общения - Организация виртуального общения членов коллектива образовательного учреждения (на форумах с родителями учеников, педагогов друг с другом, с учащимися, учеников друг с другом). Возможности информационно-образовательной среды направляются на привлечение родителей к образовательному процессу школы, повышению их культуры в области воспитания, обсуждения и решения важных проблем в жизни школы
  • Повышение квалификации педагогов Повышение квалификации педагогов в области компьютерной грамотности и  методики использования ИКТ  в образовательном процессе;
  •  Фотохроника школы.
  • Дистанционное обучение. детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать учебное заведение
  •  «Методическая копилка» по учебной и внеклассной работе.
  • Приобретение техники

Зам.директора по УВР (информатика)

Мизерина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа информатизации школы

Программа информатизации школы на 2010-2015 гг....

Программа информатизации школы

Информатизация  образования является приоритетным направлением развития современной школы, обозначенным в документах Правительства России, РТ. Она необходима для качественного и эффективного обра...

Программа информатизации школы (презентация)

Программа информатизации школы...

Программа информатизации школы

Содержание Общие положенияХарактеристика школы и её образовательной политики.Обоснование соответствия целей Программы информатизации МБОУ «Комсомольской СОШ»  приоритетным задачам развития о...

Программа информатизации школы

Программа, согласно которой школа осуществляет приобретение аппаратуры для инновационной деятельности учеников и учителей, повышения мотивации к обучению....

Программа информатизации МКОУ Каменской школы

Информатизация является одной из важнейших составляющих процесса модернизации системы образования. Для решения информатизации в нашей школе создана и реализуется программа "ИКТ как средство повышения ...