Диагностика и мониторинг процесса воспитания как управленческая проблема.
статья на тему

Шаева Марина Владимировна

Диагностика и мониторинг процесса воспитания - важнейшие инстументы управления процессом воспитания в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _novaya_statya_diagn.monitoringa.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика и мониторинг процесса воспитания                                                               как управленческая проблема.

Заместитель директора                                                                                                   МБОУСОШ № 38 Шаева М.В.

В практике управления диагностика и мониторинг процесса воспитания рассматриваются как управленческая проблема. Почему?                                                

Несмотря на имеющиеся теоретические работы и опыт в области педагогической диагностики, практика современной школы показывает, что на деле диагностика не воспринимается пока как обязательный компонент педагогической деятельности и самостоятельное направление в управлении. Многие педагоги, руководители образовательных учреждений строят процесс воспитания, опираясь на свои интуицию и опыт.

      Единства, как показывает практика, по этому вопросу не наблюдалось и ранее, но в настоящее время эта проблема выходит на первый план в связи с происходящими изменениями в школьном образовании, к которым относятся провозглашаемый личностно-ориентированный, программно-целевой подходы, психологизация,  гуманизация, демократизация и другие процессы в образовании. И если уровень обученности не вызывает столь жарких споров, то уровень воспитанности, как один из показателей качества процесса воспитания, провоцирует жаркую полемику. И как оценить качество работы  классного руководителя – «ключевой фигуры» в процессе воспитания? Вот еще один вопрос, который не дает покоя руководителям, работающим в сфере воспитания.

      И если процедура диагностики у многих не вызывает сложностей, то мониторинг, в части предмета изучения, технологий исследований, а, самое главное  обратной связи, заставляет задумываться многих руководителей.

     Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждается в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур.

    Потребность общества в объективной информации и в сфере образования способствовало использованию педагогического мониторинга, который рассматривают как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе и как средство получения информации в процессе проведения исследования или организации управленческого контроля.

    Мониторинг – самостоятельное направление в управленческой деятельности и может использоваться при выполнении всех функций управления: анализа, планирования, контроля, коррекции, организации  и разработки.

    Диагностика - от греческого слова «способный распознавать» - оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня чего-либо, кого-либо. Педагогическая диагностика в своем арсенале имеет разнообразные методы и методики: опросы, наблюдения, беседы, анкетирование и другое.

    Диагностики и другие процедуры позволяют наиболее точно исследовать проблему, выявить реальную причину состояния, определить эффективность процесса. Управление процессом воспитания  предполагает обсуждение, учет, анализ результатов диагностики и более длительных и долговременных системных диагностических процедур – мониторинга.

 Я, как руководитель, внедряю в практику управления эти процедуры и хочу поделиться опытом работы нашей школы: как мы используем, где применяем диагностику и мониторинг  и какова обратная связь. Напомню, что основное назначение заместителя директора школы по воспитанию, – строить воспитательную систему школы и управлять ее развитием. А это управление всегда предполагает исследование реального состояния системы и изучение результативности.

    Обозначаем  подготовительный этап становления и развития ВСШ, в котором происходит осмысление, рефлексия, поиск новых форм и  методов развития позитивного. К этому периоду относим проведение дней диагностики, регулирования и коррекции – дней ДРК.

    Предметом исследования становятся условия и факторы, обеспечивающие развитие личности в системе воспитания. Рабочая гипотеза: диагностирование по параметрам личности дает возможность проводить коррекцию деятельности по воспитанию. Метод исследования – анкетирование. Цель исследования: сравнить уровень воспитанности учащихся разных классов, пронаблюдать динамику изменений с возрастом учеников, определить не сформированные в достаточной степени параметры личности. В ходе исследований получены результаты:

-уровень воспитанности с возрастом ученика значительных изменений не претерпевает;                                                                                                                                     - хороший показатель нравственности в старших классах говорит о том, что формы духовно-нравственного воспитанию выбраны верно и используются в достаточной степени;                                                                                                                                             - полярные показатели демонстрируют класс ККО (минимум) и класс с высоким уровнем интеллекта (максимум);                                                                                              -самый высокий балл по школе - 2,8 (из 3) имеет такой параметр личности как «я и природа» - экологический аспект воспитания, самый низкий балл – 2,4 имеет параметр «отношение к себе», включающий осознание своего здоровья как величайшей ценности. Обратная связь:                                                                                                                

- сохранение как основного направления  - духовно-нравственное;                                          - определение интеллектуального направления как одного из основных направлений ВСШ;                                                                                                                                           - убеждение в необходимости введение программно-целевого подхода – наличие программ «Эко», «Я», «Общение», других;                                                                                  - необходимость внедрения программы «Валео», поиск партнеров для проведения компетентной диагностики по проблеме здоровье сбережения.

     Выстраивая концепцию развития школы «Адаптационная школа с личностно-ориентированной образовательной и оздоровительной деятельностью», мы выделили валеологическое направление.   Это позволило ввести третий час физкультуры во всех классах за счет занятий индивидуального выбора, внедрить систематическое проведение Декады здоровья, осуществлять сотрудничество с центрами развития и здоровья ребенка.

      Следующий шаг в проведении ДРК по  изучению уровня нравственного воспитания позволил исследовать интересующие параметры личности: отношение к окружающим людям, имуществу, внешний вид, общение, речь, культуру поведения, дисциплину, правопорядок. Средний балл по школе составил 4,1 балла (из максимальных 5 баллов). Данные ДРК выявили проблемные параметры: культуру общежития и правосознание. По итогам принято управленческое решение: в общем потоке классных тематических часов специально выделять уроки Права, а в общешкольном  плане  в декабре месяце ежегодно проводить Декаду права.

     Анализируя ситуацию в обществе с конца 90-х годов, мы наблюдали социально-экономическое расслоение общества, которое сказалось на семье.  Констатировали различный уровень достатка и материального положения, разные возможности и идейные убеждения в организации досуга и удовлетворения интересов своих детей, различные взгляды на жизнь и формирование иных жизненных принципов. В стране резко ухудшалась демографическая ситуация, здоровье обеспечение граждан, наблюдался резкий взлет негативных явлений в обществе, которые активно проникли в подростковую среду.

      Данные предыдущих исследований, результаты диагностики семей учащихся школы (низкий уровень образованности, высокая занятость родителей, достаточный процент семей неблагополучных категорий, другое) показали, что семья не в состоянии в полной мере формировать позитивные качества личности ребенка.

     Совместно с Тульским областным центром медицинской профилактики мы проводили психологическое исследование школьников, в ходе которого выяснили, что только 20 % могут считаться условно здоровыми, а 35 % учеников составляют группу риска с тенденцией к наркотизации. Дальнейшие исследования показали, что информированность у учащихся  по проблеме наркотиков крайне  недостаточная и искаженная, что может способствовать формированию мотивации на их употребление. Родители и педагоги мало информированы о проблеме подростковой наркомании. Принято управленческое решение: антинаркотическую профилактику начать с педагогов и родителей по специальной программе, развивающей навыки общения и учитывающей особенности личности подростка. Для определения  и поиска результативных форм и методов профилактической работы с обучающимися с 2000 года проводилось два исследования (на входе получения информации и выходе) по теме «Уровень информированности учащихся «Узнай правду о наркотиках». К тому же, это позволяло определить результативность деятельности классного руководителя.

     Для полноты исследования и конкретизации аналитической деятельности школы мониторинг подразделяем на две группы. В первую группу относим объективные статистические показатели:                                                                                                            

-количество правонарушений, совершенных учащимися;                                                       - количество учащихся, состоящих на ВШУ;                                                                               - участие школьников в конкурсной научно-исследовательской, спортивной, художественно-эстетической деятельности;                                                                                - занятость учащихся в системе дополнительного образования;                                                      - результаты вовлеченности учащихся класса в организованную творческую деятельность;                                                                                                                                    - использование классами городского образовательного пространства, другое.

Во вторую группу входят показатели анализа эффективности процесса воспитания:               - диагностика уровня развития классного коллектива;                                                                - изучение социально-производственных отношений в коллективе;                                         - уровни проявления положительных особенностей, характеризующих положительную психологическую атмосферу класса;                                                                                      -уровень воспитанности ученика класса;                                                                                   -изучение социализированности личности учащегося;                                                               - диагностика рабочих программ воспитания классных руководителей.

     Такое усиленное внимание к классному коллективу не случайно, потому что, говоря о формировании нравственных принципов, моральных устоев, классный коллектив, среди других средств воздействия на личность, остается наиболее влиятельным, а главное – управляемым. Если личность в коллективе испытывает эмоциональное благополучие, то его ценности и нормы воспринимаются ею как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей.

     Ежегодно в рамках тематической проверки «Адаптация пятиклассника» проводится диагностика «Изучение степени сформированности классного коллектива. Развитие уровня нравственных отношений в нем».

Основные аксиомы  этого исследования:                                                                        

- одним из важнейших факторов формирование коллектива является эмоциональное благополучие каждого члена коллектива и положительная оценка его со стороны окружающих;                                                                                                                                  -от уровня самооценки зависит активность личности, ее участие в деятельности, стремление к самовоспитанию;                                                                                                   - отношение к самому себе во многом определяется отношением окружающих;                       -чем выше члены коллектива оценивают друг друга, тем лучше психологический климат.

     Данное исследование входит в содержательную часть критериальных оценок эффективности ВСШ, проводится в виде тестирования и анкетирования, может быть проведено  как в одном классе, так и в параллели, и в школе в целом. Рабочая гипотеза состоит в следующем:                                                                                                      

- диагностирование по поведенческим аспектам личности дает возможность корректировать содержание деятельности;                                                                                   -диагностика по степени сформированности классного коллектива, уровню нравственных взаимоотношений в нем дает возможность проводить коррекцию по организации жизнедеятельности коллектива. Длительные мониторинговые исследования позволяют судить об уровне  профессионализма учителя  - классного руководителя (особенно учителя начальных классов).

Выступая  на областной научно-практической конференции в секции «Управление воспитательным процессом в образовательном учреждении», я высказала мысль: «Можно сделать любой новый красивый  педагогический салат из множества форм, методов, средств, разнообразия педагогических технологий, важно только понять зачем, почему и  для чего». А на эти вопросы мне помогают ответить широко используемые и применяемые мною в управленческой деятельности диагностика и мониторинг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг процесса воспитания коллектива учащихся и пакет диагностик

Мониторинг процесса воспитания коллектива учащихся и пакет диагностик...

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников...

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год...

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год...

ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выс...

ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступае...

ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Воспитанность ...