ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по математике
Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. Психологи, дидакты и методисты рекомендуют использовать следующие показатели воспитанности:
- отношение школьников к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям;
- активную жизненную позицию;
- направленность личности;
- сознательную саморегуляцию поведения и самоорганизацию деятельности в отношении к учебному труду, физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям;
- согласованность между нравственными знаниями, убеждениями и поведением.
Эти факторы, показатели и признаки выполнимы в том случае, если воспитанность анализируется во взаимосвязи с основными условиями и факторами становления личности школьника, а данные помогают обосновать выбор содержания и методов воспитания. При этом необходимо иметь возможность соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным и предвидеть более отдаленные результаты своей работы.
Для диагностики уровня воспитанности необходимо выделить доминирующие факторы. На основании анализа теоретических данных и опыта работы Центра проблем воспитания школы, были определены четыре доминирующих параметра уровня воспитанности: 1) ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности, общения и т. д.; 2) коммуникативная культура; 3) направленность личности; 4) операциональные умения (организаторские качества личности). В зависимости от состава и полноты формируемых качеств личности, ее направленности и нравственной позиции, выделяют три уровня воспитанности - достаточный, средний и низкий. Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще не устойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется не внутренней потребностью личности, а внешними требованиями, в основном, требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны, нечетко выражена психологическая готовность к общению и взаимодействию. Для среднего уровня воспитанности свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще не проявляется, некоторое нарушение целостности личностной характеристики, некоторая потребность в практической деятельности, осознание необходимости в общении и взаимодействии, наличие отдельных коммуникативных навыков. Признаками высокого уровня воспитанности является наличие устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, саморегуляция, проявление активной жизненной позиции. Этот уровень характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве, целостностью личностной характеристики, постоянным стремлением к участию в практической деятельности, устойчивая психологическая установка на общение и взаимодействие, наличие определенных навыков.
Цель мониторинга: определить уровень воспитанности учащихся путём
самооценки некоторых личностных свойств и качеств самими учащимися, а также выявление представлений учителя о воспитанности детей.
Участники исследования: учащиеся 8в (2021-2022) класса и 9в (2022-2023)
Среди учащихся проводится диагностика уровня воспитанности с минимальной периодичностью один раз в полугодие. В диагностическую программу изучения воспитанности входит минимум социально значимых, общественных и человеческих качеств.
Для каждого из них раскрыты основные проявления: отношение ученика к обществу, к труду, к людям, к себе по следующим критериям:
1) внешний вид;
2) манера общения, речь;
3) отношения с учителями и воспитателями;
4) отношения с воспитанниками;
5) дисциплинированность (в плане выполнения поручений);
6) отношение к школьному имуществу, труду других;
7) особенности поведения;
8) отношение к своим поступкам;
9) отношение к педагогическим воздействиям.
По диагностической программе каждый ученик оценивается по 3-балльной шкале по каждому критерию в соответствии с признаками проявления воспитанности (ярко проявляется — 3 балла; средний уровень проявления — 2 балла; не проявляется — 0 баллов).
Оценка уровня воспитанности учащихся
№ п\п | Критерии | Уровень воспитанности | ||
высокий 3б | средний 2б | низкий 1б | ||
Проявления | ||||
1. | Внешний вид | Опрятный, не вызывающий, не раздражающий |
| Неопрятный, вызывающий, раздражающий |
2. | Манера общения, речь | Общительный, открытый, вежливый |
| Стремится навязать своё мнение, употребляет ругательства |
3. | Отношения с учителями | Уважительные, доброжелательные, почтительные |
| Неуважительные, с элементами грубости |
4. | Отношения с одноклассниками | Дружеские, сопереживающие, с симпатией |
| Конфликтные, издевательские, с антипатией |
5. | Дисциплинированность (в плане выполнения поручений) | С особой тщательностью выполняет все требования учителя |
| Игнорирует требования учителя, поступает исходя из личных интересов |
6. | Отношение к школьному имуществу, труду других | Бережное, ценит труд окружающих |
| Пренебрежительное (ломает, пачкает, не ценит труд других) |
7. | Особенности поведения | Систематически совершает положительные поступки |
| Имеют место отрицательные поступки (грубость, драки, опоздания, нарушения дисциплины) |
8. | Отношение к своим поступкам | Адекватно оценивает свои поступки |
| Равнодушен, оправдывается |
9. | Отношение к педагогическим воздействиям | Переживает, старается пересмотреть ситуацию и исправиться |
| С ожесточением |
Пример мониторинга уровня воспитанности.
Протокол оценки уровня воспитанности класса
1 полугодие (2021-2022)
№ | ФИ ученика | Критерии уровня воспитанности (оценка в баллах) | всего | Процент | Критерий | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||
1 | Дугар Б. | 3 б | 2 б | 3 б | 2 б | 1 б | 3 б | 1 б | 2 б | 2 б | 19 б |
70% | низк |
2 | Доржи Б. | 3б | 3б | 3б | 2б | 2б | 1б | 3б | 2б | 3б | 22б | 81% | сред |
3 | Алисия Б. | 3б | 2б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 26б | 96% | высок |
4 | Владислав Б. | 3б | 2б | 3б | 3б | 2б | 2б | 2б | 3б | 3б | 23б | 85% | сред |
5 | Булат Б. | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 23б | 85% | сред |
6 | Константин Б. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 23б | 85% | сред |
7 | Николай Г. | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 20б | 74% | низкий |
8 | Ольга Д. | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 22б | 81% | сред |
9 | Соела Г. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 23б | 85% | сред |
10 | Руслан Ж. | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 23б | 85% | сред |
11 | Тамир И. | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 22б | 81% | сред |
12 | Максим К. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 23б | 85% | сред |
13 | Яна К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 25б | 92% | высок |
14 | Лилия М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 25б | 92% | высок |
15 | Дмитрий М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 25б | 92% | высок |
16 | Номин М. | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 22б | 81% | сред |
17 | Айлана Н. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 23б | 85% | сред |
18 | Екатерина О. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 25б | 92% | высок |
19 | Владислав С. | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 20б | 74% | низкий |
20 | Аюр Т. | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 20б | 74% | низкий |
21 | Светлана Х. | 3б | 2б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 26б | 96% | высоки |
22 | Владимир Ю. | 3б | 3б | 2б | 2б | 3б | 3б | 2б | 1б | 3б | 22б | 81% | средн |
| Итого: высокий-32%, средний- 56%, низкий- 12% | ||||||||||||
Итого среднее значение: | 84% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников...
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год...
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год...
ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выс...
Диагностика уровня воспитанности школьника
Диагностика уровня воспитанности школьника...
ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступае...
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности моих воспитанников (5-7 класс)
В материале представлена диагностика и мониторинг уровня воспитанности моих воспитанников с 5 по 7 класс....