Конструирование социокультурной среды обучения в гимназии.
проект на тему

Бак Маргарита Львовна

«Современное образование немыслимо без инновационных процессов, которые, по мнению ряда исследователей (Н.Р. Юсуфбекова, 1991; С.Д. Поляков, 1993; М.В. Кларин, 1997 и др.) являются одной из его важнейших характеристик. В программных документах, раскрывающих суть новой образовательной политики России, указывается на необходимость обеспечения непрерывности процессов обновления школьного образования, а в качестве важнейшей задачи рассматривается создание системы управления модернизацией как «перманентным долгосрочным процессом инновационного развития отрасли». Предусматривается изменение структуры и содержания общего образования, а также развитие новых педагогических компетенций школьных учителей. «По сути, стержнем модернизации образования прямо объявляются инновационные преобразования практически во всех его составляющих»[1].



[1] В.И. Слободчиков, 2005, с. 522

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование социокультурной среды обучения в гимназии.

(на примере инновационной деятельности гимназии)

Без стремления к научной работе 
учитель неизбежно попадает во власть 
трех педагогических демонов: механичности,
рутинности, банальности.

А. Дистервег

… без учителя, способного творить

и понимать творимое,

путей к новой школе быть не может

С. Т. Шацкий

«Современное образование немыслимо без инновационных процессов, которые, по мнению ряда исследователей (Н.Р. Юсуфбекова, 1991; С.Д. Поляков, 1993; М.В. Кларин, 1997 и др.) являются одной из его важнейших характеристик. В программных документах, раскрывающих суть новой образовательной политики России, указывается на необходимость обеспечения непрерывности процессов обновления школьного образования, а в качестве важнейшей задачи рассматривается создание системы управления модернизацией как «перманентным долгосрочным процессом инновационного развития отрасли». Предусматривается изменение структуры и содержания общего образования, а также развитие новых педагогических компетенций школьных учителей. «По сути, стержнем модернизации образования прямо объявляются инновационные преобразования практически во всех его составляющих»[1].

Направлениями инновационной деятельности гимназии являются:

  •  реализация проектов Программы развития школы «Коммуникативная модель  
  •  развития современной гимназии»;
  •  реализация проектов программы «Здоровье»;
  •  реализация проектов программы «Здоровье»;
  •  реализация проектов программы «Семья»;
  •  реализация проекта «Электронная школа»;
  •  подготовка инновационного проекта в области воспитательной работы «Коммуникативная модель воспитательной системы гимназии на основе педагогических технологий»;
  •  работа гимназии в режиме работы региональной, городских и районной инновационных площадок;  
  • реализация основной образовательной программы начального общего образования в рамках перехода на ФГОС нового поколения;
  • реализация образовательных проектов, направленных на повышение качества образования;
  • подготовка статей и иных материалов, представляющих опыт работы школы;
  • проведение обучающих семинаров для учителей школы в рамках проекта Электронная школа»;
  • участие в выполнении Сетевого графика по реализации приоритетного национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования.

Организация экспериментальной и исследовательской деятельности в гимназии рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания и образования, средством выявления и развития интеллектуального потенциала учащихся.

Направления экспериментальной и исследовательской деятельности в гимназии:

  1. Экспериментальная площадка по теме  «Разработка  и апробация  комплексного контроля коммуникативных умений учащихся на родном и иностранном языках»
  2.  Экспериментальная площадка по теме «Медиацентр как средство формирования информационной культуры участников образовательного процесса»                                                        
  3. Экспериментальная площадка по теме «Создание педагогической системы использования здоровьеформирующих педагогических технологий в ОУ»                        
  4. Экспериментальная площадка по теме   «Отработка организационно-педагогических условий реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения средствами УМК «Перспектива» - начальная школа».  

Вот несколько слов о каждом из этих направлений.

1. Экспериментальная площадка по теме  «Разработка и апробация комплексного контроля коммуникативных умений учащихся на родном и иностранном языках»:

Издательство Оксфордского университета пользуется безусловным авторитетом на международном образовательном рынке. Не случайно оксфордское произношение считается классическим. Уже в течение десятков лет крупнейшие учебные заведения, преподаватели и учащиеся используют пособия издательства «Oxford University Press». Указанные преимущества оксфордских учебников дают основание для апробации их в ряде школ нашей области, в том числе - с 2010г. - в нашей гимназии. Руководство проектом осуществляет кафедра иностранных языков НИРО, совместно с методическим центром OUP – Релод (г.Москва), который является официальным представителем издательства «Oxford University Press».

Цель работы площадки: опробирование учебников FAMILY AND FRIENDS 3 NAOMI SIMMONS OXFORD для 4 класса

Задачи работы площадки:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;

Решению данной задачи в УМК серии «Family and friends» способствуют:

  • соответствие содержания курса возрастным интересам, потребностям и возможностям учащихся;
  • широкое использование наглядности, аудио сопровождения и интерактивных ресурсов
  • разнообразие видов деятельности на уроке с учетом различных учебных стилей, включая движение и игровую деятельность, моделирование реального общения, самовыражение через выполнение творческих заданий и изготовление поделок.
  • целенаправленное использование воображения и творческих способностей учащихся

УМК Family and Friends – полный шестиуровневый курс английского языка для младших школьников. Данный курс использует основанный на грамматике подход с параллельной работой над всеми языковыми навыками. Таким образом, учащиеся получают возможность развить уверенность и необходимые навыки для эффективной коммуникации на английском языке. Так же учащиеся получают возможность понимать и обрабатывать информацию из разных источников. Данный курс сочетает наиболее эффективные техники обучения грамоте, используемые с носителями языка с апробированными техниками обучения детей английскому языку как иностранному.

Данный УМК предусматривает разнообразные формы мониторинга и тестирования учащихся, что дает возможность постоянного контроля их успехов

Данная рабочая программа разработана для обучения  английскому языку старшеклассников в школах гуманитарного профиля и школ других профилей с углубленным изучением АЯ.        

Концептуально данная Программа опирается на  Инновационную экспериментальную уровневую образовательную программу по английскому языку для общеобразовательной школы», автор  к.п.н. Уласевич С.Н., в которой учтены и адаптированы к российской образовательной ситуации международные стандарты Совета Европы по содержанию изучения, преподавания и оценке качества владения иностранными языками.

Содержательно Программа составлена на основе Примерной программы по иностранным языкам МОиН РФ (Английский язык. Профильный уровень), а также требований Единого Государственного Экзамена к выпускным экзаменам по иностранным языкам в средней школе Российской Федерации.

Требования к уровню подготовки выпускников, предлагаемые Программой, соответствуют как требованиям Единого государственного экзамена,  так и международным требованиям, изложенных в документах Совета Европы. Обучение по данной программе может быть организовано  на трех уровнях: базовый или минимальный (А2); повышенный (В1) и высокий (В2). Достижение данных уровней дает возможность выпускнику эффективно использовать язык для осуществления дальнейших образовательных целей и совершенствовать его самостоятельно, а также обеспечивает выполнение государственных требований к общему среднему образованию в области «Английский язык», успешную сдачу ЕГЭ и международных экзаменов.

Достижение каждого из трех уровней  компетентности предполагает 136-170 часов  аудиторных занятий, причем до 15% этого времени отводится на самостоятельную работу учащегося, которая организуется с помощью дополнительных средств УМК.

Программа предполагает  активное участие учащегося в мероприятиях дополнительного языкового образования различного масштаба для приобретения опыта практического использования языка. Реализация данной программы в рамках работы региональной инновационной площадки дает высокие результаты:

-разработка общей критериально-оценочной базы для измерения уровня сформированности коммуникативных умений учащихся на родном и иностранном языках

-подготовка рекомендаций по учёту общих принципов комплексного контроля коммуникативных умений для их использования при разработке примерных учебных программ .

-составление заданий для проверки уровня сформированности коммуникативных умений учащихся на иностранном языке.

                 Тиражируемость  результатов: Методические рекомендации и дидактические  материалы будут распространены в ОУ Н.Новгорода и области.

                        Проделанная работа:

-разработана сравнительная таблица федеральных  УМК  и Solutions;

-создан банк тестовых материалов для тренировочных  упражнений по проверке разных видов чтения и аудирования;

-создан банк недостающих тем.

2. Экспериментальная площадка по теме «Создание педагогической системы использования здоровьеформирующих педагогических технологий в ОУ»:

          Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Здоровьесберегающие технологии в новых стандартах  рассматриваются  как совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения. Они способствуют формированию и укреплению здоровья обучающихся, воспитания у них культуры здоровья и безопасного образа жизни.

Переход на новые стандарты деятельности предполагает, в первую очередь, изменение сознания участников педагогического процесса с ориентацией на ценность здоровья. Одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования  становится «формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям».

Понимая здоровье как состояние физического, психологического и социального благополучия человека, все участники образовательного процесса определили свои действия, как обеспечение условий и реализация средств здоровьесберегающего сопровождения учебно- воспитательного процесса. Учебный процесс реализуется на основе тщательного прогнозирования, разумного включения инновационных технологических процессов, создания новых интегрированных прикладных курсов, призванных не только творчески развивать детей, но и помогать им в овладении базисным образованием.

Профессиональные интересы педагогов и медицинских работников сближает поиск путей создания благоприятных условий для формирования, развития и сохранения здоровья школьников. Основополагающим элементом создания здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья детей: диагностика соматического, физического, психологического состояния и функциональных возможностей организма школьника. Мониторинг состояния здоровья обучающихся позволяет оценить правильность выбранного пути, используемых программ, привлечь

внимание самих школьников к проблеме своего здоровья.

Педагогический коллектив гимназии формирует  у учащихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

Анализ здоровьесберегающей деятельности гимназии показывает, что в большинстве случаев это следующие формы и виды деятельности (с учетом приоритетов, определяемых программами):

  • cистема коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса;
  • различные формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся;
  • контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП,
  • нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся;
  • система медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников;
  • разработку и реализацию обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек;
  • служба психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, содействия гуманного подхода к каждому ученику, формирования доброжелательности и справедливых отношений в коллективе;
  • обеспечение безопасной работы на комьютере и в Internet;
  • организация и контроль обеспечения сбалансированного питания всех учащихся в школе;
  • мероприятия, направленные на укрепление здоровья субъектов образовательного процесса, создание условий для их гармоничного развития.

3. Экспериментальная площадка по теме   «Отработка организационно-педагогических условий реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения средствами УМК «Перспектива» - начальная школа».  

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе, обеспечивающее «ведение постоянной методической поддержки педагога, получение оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использование инновационного опыта других образовательных учреждений…»[2].

   Концептуальная основа УМК  отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. УМК «Перспектива» создавался в стенах Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, который возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик А.Г. Асмолов. Под его руководством разрабатывались теоретические и методические материалы, являющиеся системообразующими компонентами ФГОС и ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий.  Авторами УМК «Перспектива» и, одновременно, разработчики ФГОС, выступают такие  известные ученые–педагоги и  методисты, как   Л.Ф. Климанова, В.Г.Дорофеев,  М.Ю. Новицкая, А.А. Плешаков, С.Г.Макеева, Н.И.Роговцева  и др.  

Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:

- обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников

- обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

Говоря о деятельностной парадигме необходимо отметить, что ее реализация зависит в большей степени от учителя. В  учебниках УМК «Перспектива»,  методических рекомендациях и «Технологических картах» (новом инновационном методическом пособии) предлагаются материалы,  способы  и  приемы, которые помогут учителю организовать образовательный процесс в соответствии с требований ФГОС.

Критерии результативности.

Для педагогов – повышение уровня профессиональной компетентности, анализ технологической составляющей своей педагогической деятельности,  новые ценностные ориентации; выработанные требования к реализации содержания и методам развития, соответствующие современному заказу на начальное образование;

Для учащихся – динамика общего развития, в том числе освоение универсальных учебных действий, качество сформированности видов речевой деятельности, коммуникативной и регулятивной компетентности.

Ожидаемые результаты:

  1. Оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию учебной и  внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с задачами ФГОС НОО.
  2. Научно-методическое обеспечение реализации и внедрения содержания начального образования УМК «Перспектива».

4. Методические рекомендации для педагогического просвещения родителей по проблеме  содержания начального образования.

Содержание деятельности и результативность работы по данной теме за 2012-2013 уч.г. представляет собой следующее:

Содержание деятельности

Результаты и их краткая характеристика

Публикации результатов

1

Входная диагностика готовности второклассников

Изучение проблем второклассников в сентябре,  декабре, мае анкетирование родителей

Сайт гимназии

2

Анализ и систематизация типов уроков и форм организации внеурочной деятельности для динамичного личностного роста и максимального развития интеллектуального потенциала и творческих способностей ученика начальной школы

Приоритет отдан развивающему обучению, проблемному обучению, развитию критического мышления

Сайт учителя Тараторкиной М.В., районный сборник разработок уроков

3

Широкое внедрение ИКТ в образовательный и воспитательный процесс

Создание медиатеки предметных уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний

Журнал «Методист» статья Тараторкиной М.В. «Формирование эффективного образовательного пространства района в рамках внедрения ФГОС НОО»

4

Активное использование метода проекта (Решение учебных задач)

Создание проектов на разные темы и их защита в классе, работа по рабочей тетради НИРО

Проект «Страницы Красной книги», «Здоровый образ жизни» учитель Тараторкина М.В. на сайте на личном сайте учителя

5

Активное использование метода проекта (реализация социальных проектов)

Создание и реализация социально-ориентированных проектов

Социальные проекты «Грамотный пешеход»,

«Зёрнышки добра»,

«Природа в опасности»

«Мы за здоровый образ жизни» на личном сайте учителя Тараторкиной М.В.

4. Более подробно хотелось бы остановиться на работе экспериментальной площадки «Медиацентр как средство формирования информационной культуры участников образовательного процесса».                                                      

В современном понимании давать качественное образование означает давать такое образование, которое является базой для жизни и творчества в информационном обществе. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Среди приоритетных направлений развития в Концепции отмечено и медиаобразование. Медиаинформационная компетентность в целом представляется ключевой компетентностью в профессиональной подготовке школьника как к поступлению в вуз, так и к будущему обучению в течение всей жизни. Более того, это те навыки, которые необходимы сегодня практически во всех традиционных и современных специальностях и профессиях.

Медиацентр гимназии № 67 является центром формирования и развития ИКТ-компетенций всех участников образовательного процесса, связующим звеном отдельных направлений в процессе информатизации гимназии.

Цель создания медиацентра: формирование и развитие условий для удовлетворения информационных потребностей и эффективного информационного взаимодействия участников образовательного процесса.

Медиацентр решает задачи:

  • создание условий для самостоятельной и оперативной работы с информацией, представленной в различном виде, всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей);
  • подготовка педагогических работников к использованию ИКТ;
  • внедрение ИКТ в образовательную деятельность;
  • формирование фонда медиаресурсов;
  • обеспечение свободного доступа к внешним и внутренним медиаресурсам;
  • создание условий для интеграции работы детских объединений гимназии в единую информационную систему;
  • обеспечение возможности получения дистанционного образования учащимися и педагогами;
  • формирование ИКТ-компетентности, развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса.
  • интеграция гимназии в российское и мировое образовательное сообщество.

Ожидаемые результаты:

- переход на новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех структурных подразделениях гимназии;

- увеличение числа источников учебной информации;

- активизация самостоятельной деятельности учащихся;

- создание условий для обеспечения усвоения учебного материала;

- формирование информационно-коммуникационной компетентности гимназистов;

- выработка навыков сотрудничества;

- развитие критического мышления.

Критерии эффективности:

  • умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
  • эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
  • перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
  • вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
  • адекватно отбирать и оценивать информацию;
  • способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Успешное формирование медиапространства школы невозможно без соблюдения определенных условий. Эти условия предполагают:

  1. наличие квалифицированных педагогических кадров;
  2. наличие инновационных медиапроектов с опорой на деятельностно-компетентостный подход;
  3. наличие современной материально-технической базы.

Гимназия оснащена 132 компьютерами, в том числе 93 ноутбука, 15 проекторами, 12 интерактивными досками, 11 печатающими устройствами. Почти все предметные кабинеты оснащены персональными компьютерами. Медиацентр гимназии

  • оснащен 14 современными стационарными компьютерами, соединенными локальной сетью, с высокоскоростным доступом к Интернет, и 13 переносными ноутбуками для использования в классных комнатах на уроках и во внеурочное время;
  • имеет набор устройств тиражирования: 2 принтера, сканер, копировальный аппарат Canon iR2016 формата A3, ризограф Duplo;
  • имеет конференц-зал с мультимедийным центром, web-камерой и микрофонами для проведения мероприятий различного уровня, в том числе видеоконференций.

Много лет в нашей гимназии активно работает свой сайт. Сайт гимназии – это не только виртуальная «визитка», это эффективный инструмент  для усовершенствования образовательного процесса, например:

  • во время  карантина (в связи с высокой заболеваемостью гриппом), на официальный сайт гимназии были выложены задания по всем предметам и гимназисты продолжали обучаться дистанционно.
  • на сайте гимназии весь год активно работает новостная лента.
  • в гимназии не первый год успешно реализуется проект «Электронный дневник»; раздел «Учителям» на сайте «Дневник.ру» также пополняется материалами в помощь для проведения внеклассных мероприятий, а на сайте  гимназии для учителей и родителей выложены методические материалы (памятки, видео) по использованию электронного дневника..
  • сайт пополнился страницами на английском языке, т.о., сайт позволяет сделать образовательное пространство гимназии более прозрачным для родителей и понятным для других образовательных учреждений нашего города, страны, ближнего и дальнего зарубежья….

Стандарты второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Прошлый учебный год для учителей закончился курсами Нижегородского Государственного Педагогического Университета по программе «Современные подходы к обучению и воспитанию школьников в условиях введения ФГОС», а новый учебный год начался серией вебинаров, которые прошли в медиацентре гимназии с 10 по 21 сентября, с обсуждением:

  • учебно-методических комплектов (учебных линий), подготовленных в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения; 
  • эффективных методик подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА;
  • изменений и дополнений в законодательстве, регламентирующем образовательную деятельность.  

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Информационная культура учителя в современных условиях становится фактором его профессионального развития. В течение двух месяцев (с 1 сентября по 10 ноября) учителя имели возможность участвовать во всероссийской он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут» на сайте edugalaxy.intel.ru, которая позволила в интерактивном режиме обсудить возможности использования новых информационных технологий в учебном процессе, а также познакомиться с последними моделями организации образовательного процесса.

Для гимназистов учебный год начался с олимпийских уроков:

  • трансляции олимпийского урока на сайте Оргкомитета "Сочи 2014", ведущими которого были Юрий Вяземский, А.Д. Жуков, Д.Н. Чернышенко и гости – спортсмены, принимавшие участие в Олимпийских играх в Лондоне;
  • знакомства с новостями, талисманами, видео и фото-альбомами на сайте http://www.sochi2014.com/ 

Ежегодно 30 сентября на территории Российской Федерации отмечается "День Интернета России". В этот день в гимназии был проведен единый урок "Место государства и гражданина России в современном интернет-пространстве: Госуслуги и Электронное Правительство». 

В октябре компания Google запустила проект "Дудл для google", направленный на развитие детского творчества в Интернете, – творческий конкурс на создание  лучшей заставки-логотипа на главной странице сайта Google.ru. Подобный конкурс компанией Google проводится в России впервые, и наши гимназисты приняли  в нем участие: приносили в медиацентр свои рисунки, сканировали их и отправляли на нужный адрес. 

29 октября   в гимназии состоялся праздник «20 лет программам обмена», на котором были представлены созданные ребятами презентации о Клубе интернациональной дружбы «Глобус» гимназии, о школах-партнерах гимназии из России, Италии, США,  о программе обмена с китайской школой иностранных языков г.Цзинань. На педагогическом совете гимназии заведующая медиацентром Л.Г.Красильникова представила презентацию об итогах её участия в российско-американской программе профессиональных обменов, было проведено обсуждение с педагогическим коллективом вектора применения новых медийных технологий в гимназии. Во время карантина в феврале для учителей гимназии был проведен обучающий семинар по созданию сайта учителя.

 В декабря в медиацентре гимназии состоялась предновогодняя встреча в форме телемоста с учителями и ребятами школы иностранных языков г.Цзинань и учителем русского языка и литературы гимназии Климахиной Т.В., которая преподает в этом году русский язык китайским школьникам (программа обмена). Встреча была организована в рамках международного проекта гимназии «Волга-Хуанхэ». Ребята интересовались тем, как готовятся к встрече Нового года в России и в Китае, пели песни на русском, китайском, английском языках, рассказали о многих других праздниках своей страны. Таким образом, программы обмена между гимназией и ее партнерами актуальны и играют немаловажную роль в жизни учащихся. Информационные визиты учителей и учащихся, партнерство между школами, создание общих проектов, мероприятий в период обучения учит ребят языкам, общению с иностранцами, дает бесценный опыт, который окажет влияние на будущее в их жизни, предоставляют возможность увидеть мир, узнать и научиться уважать традиции других стран, выучить иностранный язык, познакомиться с множеством людей из различных точек нашей планеты и получить колоссальный опыт!.

Ежегодно учащиеся гимназии под руководством своих наставниов (учителей) принимают активное участие и становятся победителями и призерами конкурсов и олимпиад различного уровня, связанных со знанием информационно-компьютерных технологий:

  • команда гимназистов принимала участие в региональном фото-флешмобе «Один день из жизни цифровой школы», организованном кафедрой информационных технологий ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования".  Цель фото-флешмоба - способствовать привлечению внимания к жизни школы в условиях формирования информационного общества, популяризации использования новых информационных технологий и сетевых сервисов WEB 2.0
  • в марте школьники гимназии приняли активное участие в Общеевропейской акции «Выходи в Интернет!», организованной ассоциацией ИКТ-центров Европы Telecentre-Europe при поддержке Европейской комиссии, Microsoft, Liberty Global и Accenture. В рамках акции и проекта "Твой курс: ИТ для молодежи" состоялись:
  • Просмотр и обсуждение видеофайлов по теме "Информационные технологии будущего"
  • Подготовка эссе по теме "Информационные технологии будущего"
  • Диспуты старшеклассников "Моя цифровая идентичность" (поведение в Сети и онлайн-репутация )
  • Родительские собрания по теме "Безопасный Интернет и конфиденциальность данных - для детей, их родителей и педагогов" 
  • Акция "Информационные технологии и Интернет для старшего поколения"
  • гимназисты стали активными участниками областного месячника антинаркотических мероприятий "Мы выбираем жизнь":
  • проведено районное мероприятие "Мы выбираем жизнь"  
  • проводились лекции, беседы, родительские собрания по вопросам вреда наркотиков и ответственности за совершение правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков
  • на уроках информатики ребята создавали презентации, коллажи по пропаганде здорового образа жизни.
  • 4 октября 2012г.  учителя и администрация гимназии приняли участие в Региональной конференции «Инновационные технологии на службе образования» в Нижегородском Инновационном бизнес-инкубаторе: выступления по теме "Использование электронного дневника в гимназии 67" и "Сервис Школьная карта".
  • 22 октября приняли участие   в работе Шестой областной научно-практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий «Когнитивные педагогические технологии: логическое и образное», целью которой являлось обмен научным и практическим опытом работы современной гимназии, распространение новых научных знаний, инновационного педагогического опыта в области образования и воспитания школьников, а также повышение квалификации педагогов, совместный поиск решений проблем, стоящих сегодня перед учителями, школами, гимназиями и педагогическими сообществами.
  • 6-7 декабря 2012 года учителя гимназии принимали участие  в работе Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие информационно-образовательной среды современной школы в контексте задач модернизации образования», которая проходила на базе ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования». Конференция состоялась  с целью  обмена опытом и обсуждения актуальных проблем развития информационно-образовательной среды современной школы в контексте задач модернизации образования. 
  • 26 марта 2013 г. учителя гимназии активно участвовали в работе Всероссийской научно-методической конференции "Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика" в ННГУ им. Н. Лобачевского в  секции "Информатизация образовательных процессов"  .
  • 21 апреля 2013 г. учителя гимназии принимали участие в работе 14-й Международной конференции Нижегородской ассоциации преподавателей английского языка «Teaching English for Global Society» в НГЛУ им.Добролюбова. В рамках конференции зав.медиацентром Л.Г.Красильникова провела мастер-класс о сетевых и облачных сервисах для учителя английского языка на тему "Использование медийных технологий для расширения образовательного пространства"

Медиацентр – это пространство, куда учителя и ученики могут придти в любое время, чтобы подготовиться к уроку, провести дополнительное занятие, выполнить компьютерное тестирование или подготовку к ЕГЭ… Здесь ребята вместе со своими учителями готовились к 26-й конференции научного общества учащихся «Эврика», к Всероссийской олимпиаде школьников, к различным межпредметным конкурсам. Распространение полученных результатов осуществляется через взаимодействие с другими образовательными учреждениями – с использованием возможностей школьного сайта и участия в семинарах и конференциях.

В марте-апреле Мининский университет организовал Региональную обучающую сетевую олимпиаду по социальным сервисам Веб 2.0, в которой приняла участие команда наших гимназистов. В рамках олимпиады «Социальные сервисы Web 2,0» в медиацентре гимназии ребята изучали язык сетевого взаимодействия на сервисах Википедии, создавали карты мышления, презентации в облаке Google Docs…

Активно работали ребята киностудии "Кадр": создавали фильмы о профессии учитель, «Безопасная дорога»,  «Мы - против наркотиков»,  о ветеранах, живущих рядом….

Каждый месяц школьное издательство под руководством зав. кафедры словесности Радостиной Н.Б. выпускают очередной выпуск газеты «Шторм новостей», а по итогам года ежегодное издание – книгу года гимназии «МЫ».

Одно из важных направлений работы медиацентра – обмен опытом и обучение информационным технологиям, определение тренда применения информационных технологий в школе.

Анализируя мониторинг реализации инновационной деятельности, видим, что улучшились количественные показатели: всего компьютеров – 132, в том числе ноутбуков – 93, 5 обучающихся на один компьютер, мультимедиа проекторов –  15, интерактивных досок –  11, интерактивных программно-аппаратных комплексов –  1, лингафонных систем –  2, принтеров и МФУ – 11. Начальные классы укомплектованы комплектами мультимедийного оборудования для проведения обучения с использованием электронных образовательных ресурсов. В этом году медиатека гимназии пополнилась новыми мультимедийными дисками «Современный открытый урок» (70 штук). Почти в два раза увеличилось количество веб-сайтов учителей (с 8 до 14). Заметно увеличилось использование ресурсов сети Интернет в учебной деятельности на уроке.

Автоматизировано: 95% кабинетов, 100% - административно управленческого состава, 100% учебно - вспомогательного персонала

Современные изменения в информационной культуре обусловили изменения в профессиональной деятельности учителя. Сегодня эффективно действующим оказывается учитель, реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к восприятию и созданию инноваций и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики, обладающий высоким уровнем информационной культуры.  Мы наблюдаем качественные изменения:

  • 99% понимают закономерности информационных процессов общества и умеют пользоваться компьютерными технологиями
  • информационно-образовательная среда, мультимедийные и цифровые средства обучения позволяют активно и систематически использовать информационно-коммуникационные технологии в организации проектной, исследовательской деятельности обучающихся и индивидуальных форм учебной деятельности.
  • Однако в плане настройки необходимо оказание помощи учителям при подготовке уроков и внеклассных мероприятий с использованием технических средств
  • медиа-центр предоставляет пользователям широкий доступ к электронным источникам информации, Интернет-ресурсам, сетевой и онлайн-доступ к каталогам имеющихся библиотечных ресурсов,
  • изменился уровень информационных потребностей и запросов: учитель сам умеет находить информацию в Интернет и сохранять ее на свой носитель, возникают проблемы регистрации на портале для участия в мероприятиях;
  • Активно используется электронная почта;
  • Развивается электронная учительская на сайте Дневник.ру

Т.о., Медиацентр является центром формирования и развития ИКТ-компетенций всех участников образовательного процесса:

-       методическим кабинетом учителей по использованию  образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества,

-       центром быстрого доступа к электронным образовательным ресурсам, инновационным учебно-методическим разработкам,

-       информационным центром работы с одаренными детьми,

-       возможностью всемирного общения, погружения обучающихся в языковую среду,

-       on-line тестирование по учебным предметам, в том числе подготовка к ЕГЭ,

-       дистанционное образование учащихся и педагогов и т.д.

Социокультурная среда обучения становится важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.


[1] В.И. Слободчиков, 2005, с. 522

[2] Из  требований ФГОС начального общего образования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования  (Раздел IV п. 23).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦДТ - открытая система в социокультурной среде Большереченского района

Статья о взаимодействии Центра детского творчества с организациями и учреждениями района...

Взаимодействие с социокультурной средой в процессе обучения и воспитания учащихся (из опыта работы)

Учитель – профессия птица,Вряд ли труднее сыскать.С какою другою сравнитсяРебячьи сердца зажигать.          Учитель… Что стоит за этим привычным слов...

Социокультурная среда техникума

Необходимым условием  реализации основной профессиональной образовательной программы по специальностям и профессиям является удовлетворение требований ФГОС по формированию социокультурной среды, ...

Социокультурная среда и социально-педагогическая деятельность

Социально-экономическая ситуация  в стране такова, что постоянно рождает конфликты в обществе, в  семье, в детском коллективе. Резко увеличилось число детей «выброшенных» из общества, внешне...

Пошаговая стратегия развития социокультурной среды ОУ, формирующей гражданскую идентичность обучающихся

ПРОЕКТ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ РЕГИОНОВ, ГДЕ ПРОБЛЕМА СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АКТУАЛЬНА...

Конструирование информационно-коммуникационной предметной среды обучения биологии

Актуальность исследования объясняется тем, что в настоящее время в образовании происходят значимые изменения, в том число повышаются требования к качеству образования. Для достижения качественных обра...