Развивающая роль социокультурной среды Санкт-Петербурга.
методическая разработка по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Развивающая роль социокультурной среды Санкт-Петербурга
Преподавание литературы в рамках нового ФГОС не только в младшей, но и в старшей школе имеет свою специфику:
- особая роль отводится таким мыслительным операциям, как синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование;
- глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
В связи с вышеизложенным я, как учитель предмета гуманитарного цикла, поставила перед собой цель: достигнуть сочетания социально значимых и индивидуально приемлемых компонентов содержания и методов и форм образовательной деятельности. Иными словами: традиционно представить назначение литературы в сохранении её культурологической составляющей в ряду учебных предметов, чтобы повысить общекультурную компетентность обучающихся, развить их творческий потенциал.
Одним из условий качества образования является более полное использование нравственного потенциала культуры и искусства как средства формирования и развития этических принципов, идеалов для духовного развития личности.
Санкт-Петербург - идеальное место для использования музеев и экскурсий для расширения образовательного пространства. И, конечно же, захотелось возродить традицию посещения музеев. А это в свою очередь подтолкнуло к созданию цикла экскурсий под общим названием «Литературный Петербург», что также способствовало интеграции с курсом истории и культуры Санкт-Петербурга.
Я думаю, что не будет открытием то, что учащиеся в основной массе мало посещают театр. Поэтому естественным стало и посещение программных спектаклей, просмотр программных кинофильмов, что дало насыщение общения с ребенком глубокими эмоциональными переживаниями - неотъемлемым условием и средством развития личности. Поэтому появились темы для размышления и обсуждения, а следовательно, все больше учащихся стало работать над индивидуальными творческими заданиями и защищать их на уроках литературы.
Положительным результатом, с моей точки зрения, было то, что у обучающихся не просто появился интерес к индивидуальной деятельности, а желание поделиться своими размышлениями не только с одноклассниками, но и с другими людьми. Поэтому они принимали участие в районных научно-практических конференциях «В ответственности за будущее», в региональных олимпиадах (исследовательские работы), выбирали сдачу экзамена по литературе в форме защиты реферата.
И второе, хотя, на мой взгляд, не менее важное: с неожиданной стороны раскрылись дети, которые в учебном процессе активности не проявляли, вероятно, потому, что не были поставлены в позицию успеха:
- удовольствие от чувства уверенности в себе,
- ответственность за конечный результат.
СИСТЕМА УРОКОВ ПО РАСШИРЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
Структура технологии:
1. Общая постановка цели деятельности: найти такой способ, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся; научить старшеклассников писать творческие работы, эссе.
2. Задачи деятельности:
2.1. Ознакомить с разными способами получения информации;
2.2. Научить интеграции эмоционального восприятия и сопереживания с информацией;
2.3. Получать реальный продукт деятельности (сочинение, творческая работа) на основе предметных и надпредметных УиН.
3. Предварительная оценка возможности учащихся достичь этих целей: для группы учащихся, имеющих недостаточные способности для достижения данной цели, установка вспомогательной цели, а именно: научить пользоваться дополнительной литературой на индивидуальных занятиях. А для тех, кто может работать, определение методов, средств и форм организации деятельности.
Этапы организации процесса любой познавательной деятельности:
1. Вводное занятие о творчестве писателя и поэта. Постановка проблемных позиций творчества для раскрытия в процессе экскурсии.
2. Экскурсии (по возможности ведутся фото- видеозаписи узловых фрагментов).
3. Урок с обсуждением.
4. Примерная тематика возможных творческих работ по результатам экскурсии.
5. Индивидуальные консультации.
6. Урок-разбор творческих работ по творчеству данного писателя (поэта).
7. Предварительная оценка этих работ:
7.1. Все работы оцениваются отметкой в журнале.
8. Переход к образовательной деятельности с новыми целями:
8.1. Закрепления умения и развитие навыка написания рецензии на работу товарища;
8.2. Склонных к творчеству детей научить писать эссе с представлением на конкурс.
При выборе педагогического инструментария необходимо учесть, что речь идет не об отдельно взятом уроке (или серии уроков), а о системе занятий в рамках расширенного образовательного пространства:
1. Урок знакомства с творчеством писателя;
2. Урок-экскурсия;
3. Самостоятельная работа;
4. Занятие в помощь написания творческой работы;
5. Урок обобщающий и результативный;
6. Самостоятельная работа по рецензированию;
7. Итоговый урок.
Ведущие компоненты процесса обучения
Ведущие компоненты процесса обучения | Типы, виды учебного занятия |
Содержание |
|
Методы |
|
Средства | Урок с использованием ИКТ |
Формы организации |
|
Типы и виды учебной деятельности реализуются в кабинете литературы в школе, при самостоятельной работе дома или в библиотеке, в музее, на экскурсии (автобусной или пешеходной), в театре, кинозале (ТУ, видео), что является безусловным расширением образовательного пространства.
Данная технология, в отличие от традиционного посещения литературных экскурсий в виде законченного цикла дает более высокую эффективность и развитие у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, а так же развитие эмоционально-образной сферы как ученика, так и учителя. Создаются предпосылки для объединения двух кажущихся противоречивыми явлений: управление учебным процессом со стороны учителя и саморегулирование учения, социального становления и развития со стороны школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)
Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...
Методическая разработка урока по истории Санкт-Петербурга.Тема:"Санкт-Петербург-город мировой культуры".Культурное наследие Древнего Египта в Петербурге.
Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок....
Статья: "Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)"
Статья на тему Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)...
Концепция развития музея Героя Советского Союза М.С.Харченко и Второй Ленинградской Партизанской бригады ГБОУ школы №104 Санкт-Петербурга "Музей - развивающая образовательная среда".
Работа для начинающих заведующих школьными музеями. Учитесь составлять Уставные музейные документы....
Роль педагога в построении здоровьесозидающей среды в школе в контексте стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020»
Статья содержит текст выступления на VII городской конференции "Роль педагога в построении здоровьесозидающей среды образовательной организации" в Санкт-Петербурге 03.04.2019г. Содержит опис...
РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Статья посвящена актуальной проблеме влияния социокультурной среды в процессе профилактики девиантного поведения подростков. Определяются понятия девиантного поведения и социальные проблемы, связанные...
Использование социокультурного пространства города в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательный туризм в Санкт-Петербурге»
Статья "Использование социокультурного пространства города в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательный туризм в Санкт-Петербург...