Развивающая роль социокультурной среды Санкт-Петербурга.
методическая разработка по литературе на тему

Зверева Любовь Николаевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_rol_sotsiokulturnoy_sredy_sankt.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая роль социокультурной среды Санкт-Петербурга

Преподавание литературы  в рамках нового ФГОС   не только  в младшей, но и в старшей школе имеет свою специфику:

-  особая роль отводится таким мыслительным операциям, как синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование;

- глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

В связи с вышеизложенным я, как учитель предмета гуманитарного цикла, поставила перед собой цель: достигнуть сочетания      социально значимых и индивидуально приемлемых компонентов содержания и методов и форм образовательной деятельности. Иными словами: традиционно представить назначение литературы в  сохранении  её культурологической составляющей в ряду учебных предметов, чтобы повысить общекультурную компетентность обучающихся, развить их творческий потенциал.

Одним из условий качества образования является более полное использование нравственного потенциала культуры и искусства как средства формирования и развития этических принципов, идеалов для духовного развития личности.

Санкт-Петербург - идеальное место для использования музеев и экскурсий для расширения образовательного пространства. И, конечно же, захотелось возродить традицию посещения музеев. А это в свою очередь подтолкнуло к созданию цикла экскурсий под общим названием «Литературный Петербург», что также способствовало интеграции с курсом истории и культуры Санкт-Петербурга.

Я думаю, что не будет открытием то, что учащиеся в основной массе мало посещают театр. Поэтому естественным стало и посещение программных спектаклей, просмотр программных кинофильмов, что дало насыщение общения с ребенком глубокими эмоциональными переживаниями - неотъемлемым условием и средством развития личности. Поэтому появились темы для размышления и обсуждения, а следовательно, все больше учащихся стало работать над индивидуальными творческими заданиями и защищать их на уроках литературы.

        Положительным результатом, с моей точки зрения, было то,  что у обучающихся не просто появился интерес к индивидуальной деятельности, а желание поделиться своими размышлениями не только с одноклассниками, но и с другими людьми. Поэтому они принимали участие  в районных  научно-практических конференциях «В ответственности за будущее», в региональных олимпиадах (исследовательские работы), выбирали сдачу экзамена по литературе в  форме защиты реферата.

        И второе, хотя, на мой взгляд, не менее важное: с неожиданной стороны раскрылись дети, которые в учебном процессе активности не проявляли, вероятно, потому, что не были поставлены в позицию успеха:

- удовольствие от чувства уверенности в себе,

- ответственность за конечный результат.

СИСТЕМА УРОКОВ ПО РАСШИРЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

Структура технологии:

1. Общая постановка цели деятельности: найти такой способ, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся; научить старшеклассников писать творческие работы, эссе.

2. Задачи деятельности:

2.1.    Ознакомить с разными способами получения информации;

2.2.    Научить интеграции эмоционального восприятия и сопереживания с информацией;

2.3.    Получать реальный продукт деятельности (сочинение, творческая работа) на основе предметных и надпредметных УиН.

3. Предварительная оценка возможности учащихся достичь этих целей: для группы учащихся, имеющих недостаточные способности для достижения данной цели, установка вспомогательной цели, а именно: научить пользоваться дополнительной литературой на индивидуальных занятиях. А для тех, кто может работать, определение методов, средств и форм организации деятельности.

Этапы организации процесса любой познавательной деятельности:

1. Вводное занятие о творчестве писателя и поэта. Постановка проблемных позиций творчества для раскрытия в процессе экскурсии.

2. Экскурсии (по возможности ведутся фото- видеозаписи узловых фрагментов).

3. Урок с обсуждением.

4. Примерная тематика возможных творческих работ по результатам экскурсии.

5. Индивидуальные консультации.

6. Урок-разбор творческих работ по творчеству данного писателя (поэта).

7. Предварительная оценка этих работ:

7.1.    Все работы оцениваются отметкой в журнале.

8. Переход к образовательной деятельности с новыми целями:

8.1.    Закрепления умения и развитие навыка написания рецензии на работу товарища;

8.2.    Склонных к творчеству детей научить писать эссе с представлением на конкурс.

При выборе педагогического инструментария необходимо учесть, что речь идет не об отдельно взятом уроке (или серии уроков), а о системе занятий в рамках расширенного образовательного пространства:

1. Урок знакомства с творчеством писателя;

2. Урок-экскурсия;

3. Самостоятельная работа;

4. Занятие в помощь написания творческой работы;

5. Урок обобщающий и результативный;

6. Самостоятельная работа по рецензированию;

7. Итоговый урок.

Ведущие компоненты процесса обучения

Ведущие компоненты процесса обучения

Типы, виды учебного занятия

Содержание

  • Урок усвоения новых  знаний
  • Урок освоения новых умений и навыков
  • Урок общего разбора темы и методики ее
  • изучения
  • Урок применения знаний на практике

Методы

  • Урок обобщения и систематизации
  • изученного
  • Урок беседа, диалог
  • Урок экскурсия
  • Урок самостоятельная работа
  • Урок комплексного применения знаний
  • Урок консультация

Средства

Урок с использованием ИКТ

Формы организации

  • Урок семинарское занятие
  • Вводный урок
  • Урок экскурсия

Типы и виды учебной деятельности реализуются в кабинете литературы в школе, при самостоятельной работе дома или в библиотеке, в музее, на экскурсии (автобусной или пешеходной), в театре, кинозале (ТУ, видео), что является безусловным расширением образовательного пространства.

Данная технология, в отличие от традиционного посещения литературных экскурсий в виде законченного цикла дает более высокую эффективность и развитие у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, а так же развитие эмоционально-образной сферы как ученика, так и учителя. Создаются предпосылки для объединения двух кажущихся противоречивыми явлений: управление учебным процессом со стороны учителя и саморегулирование учения, социального становления и развития со стороны школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

Статья: "Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)"

Статья на тему Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)...

Роль педагога в построении здоровьесозидающей среды в школе в контексте стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020»

Статья содержит текст выступления на VII городской конференции "Роль педагога в построении здоровьесозидающей среды образовательной организации" в Санкт-Петербурге 03.04.2019г. Содержит опис...

РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена актуальной проблеме влияния социокультурной среды в процессе профилактики девиантного поведения подростков. Определяются понятия девиантного поведения и социальные проблемы, связанные...

Использование социокультурного пространства города в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательный туризм в Санкт-Петербурге»

Статья "Использование социокультурного пространства города в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательный туризм в Санкт-Петербург...