Методические рекомендации к проведению игры Право и Война
методическая разработка по теме

Маркин Вячеслав Ефимович

Подобную игру можно провести во время урока, а также как внеклассное мероприятие.

ЦЕЛИ:

1.      Содействовать более глубокому пониманию основных норм и принципов международного гуманитарного права.

2.      Развивать интерес к предмету и способствовать формированию мировоззренческой позиции, основ нравственной и правовой культуры.

3.      Воспитывать уважение к человеческому достоинству, в том числе, в условиях военного конфликта.

4.      Формировать умения слушать собеседника, анализировать его доводы, доказывать и убеждать в правильности собственной точки зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к проведению игры «Право и война»

Подобную игру можно провести во время урока, а также как внеклассное мероприятие.

ЦЕЛИ:

  1. Содействовать более глубокому пониманию основных норм и принципов международного гуманитарного права.
  2. Развивать интерес к предмету и способствовать формированию мировоззренческой позиции, основ нравственной и правовой культуры.
  3. Воспитывать уважение к человеческому достоинству, в том числе,                в условиях военного конфликта.
  4. Формировать умения слушать собеседника, анализировать его доводы, доказывать и убеждать в правильности собственной точки зрения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • политическая карта мира;
  • раздаточный материал (выдержки из Женевских Конвенций и Дополнительных Протоколов);
  • видеофильм «Право на поле брани»;
  • эмблемы команд,  визитные  карточки  экспертов,  эмблема   МККК.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИГРЫ

I. Подготовительный - разбивка на группы, постановка заданий перед обучающимися.

Опережающее задание взводу: проанализировать предложенные ситуации по международному гуманитарному праву, используя статьи Женевских Конвенций и Дополнительных Протоколов к ним.

Заполнить на отдельном листе таблицу

№ ситуации

Предварительный ответ

Корректировка                   ответа на уроке

II. Основной - анализ ситуаций и их разрешение.

III. Завершающий - подведение итогов.

I. Подготовительный этап

Взвод делится на две группы юристов, каждая имеет свое название и эмблему. Группа экспертов включает суворовцев, которые хорошо знакомы       с основными нормами международного гуманитарного права, Они должны иметь визитные карточки с указанием имени и фамилии или эмблемы МККК.

Функции ведущего берет на себя преподаватель, чтобы быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях и поддерживать темп игры.

В классе столы расставляются буквой «П»: две группы юристов напротив друг друга, а в середине между ними - экспертная группа.

Примерные ситуации

(они могут использоваться по усмотрению преподавателя выборочно)

Ситуация 1

В ходе вооруженного конфликта между государствами-участниками Женевских Конвенций на неприятельской территории совершает вынужденную посадку военный самолет. Вооруженные силы не успевают взять летчика в плен, его убивают местные жители.

Вскоре в этой местности с самолетов, принадлежавших государству, гражданином которого был погибший пилот, сбрасывают листовки следующего содержания: «Вы нарушили международное право. Вы убили одного из наших летчиков после того, как захватили его в плен. Международное право требует, чтобы с пленными обращались гуманно. Вы понесете наказание за совершенное преступление».

Вопросы

  1. Имели ли право гражданские лица убивать летчика, даже если он не сложил оружия?
  2. Что вы думаете о содержании листовки?

Комментарии

  1. Гражданские лица не имею право принимать участие в боевых действиях. Совершение убийства летчика уголовно наказуемо. (Неизвестно, была ли у летчика, совершившего вынужденную посадку, какая-либо возможность сдаться, хотя это кажется маловероятным. По закону пилот не должен сдаваться гражданским лицам.)
  2. В листовках содержится угроза в адрес гражданского населения и его имущества. Подобные угрозы, являющиеся мерами террора, запрещены.

Ситуация 2

В столице одного государства «А» в результате взрыва бомбы погибают гражданские лица. Ответственность за этот акт берет на себя организация, члены которой нашли убежище на территории соседнего государства «В». На лагерь, в котором, возможно, находятся лица, подложившие бомбу, ВВС государства «А» совершают налет, в результате которого погибают люди.

Вопросы

  1. Должны ли эти факты рассматриваться в свете Женевского права?
  1. Каково должно быть отношение к факту налета, совершенного ВВС государства «А»?

Комментарии

Лица, подложившие бомбу, не участвуют в вооруженном конфликте немеждународного характера, т.к. в стране не существует конфликта.

Речь идет об отдельных актах насилия и, совершившие их лица, не вправе требовать для себя статуса комбатанта.

Власти вправе и должны поддерживать общественный порядок всеми законными способами.

Необходимо рассмотреть два различных вопроса:

- взрыв бомбы и его последствия для исполнителей этого террористического акта;

- налет, совершенный ВВС государства «А».

Ситуация 3

В ситуации вооруженного конфликта между государствами участниками Женевских Конвенций в непосредственной близости друг от друга располагаются перевязочный пункт и армейский склад снабжения. На крышу перевязочного пункта нанесена защитная эмблема. На случай нападения с воздуха были приняты меры с целью маскировки обоих объектов.

По соседству располагаются другие здания, на крышах которых нет защитной эмблемы или маскировочной сетки.

Вопросы

  1. Что вы думаете о расположении этих двух объектов?
  2. Если медицинский пункт пострадает в результате нападения, можно ли это назвать военным преступлением?
  3. А если нападению подвергнется армейский склад снабжения - это преступление?

Комментарии

Перевязочный пункт является формированием медицинской службы, и ни при каких обстоятельствах не может быть подвергнут нападению.                       А армейские склады снабжения вносят эффективный вклад в военные действия, и их разрушение дает явное военное преимущество. Поэтому эти склады являются военным объектом и могут подвергнуться нападению. В ходе нападения не должны подвергаться опасности находящиеся под защитой объекты, которые должны располагаться по возможности дальше от таких военных объектов.

Ситуация 4

После начала военных действий между двумя государствами офицер вооруженных сил одного из них проникает на неприятельскую территорию и создает там шпионскую сеть, в которой сам принимает участие. Затем он возвращается в свою страну и продолжает службу в ее вооруженных силах.

Несколько позже он попадает в плен, и его обвиняют в руководстве шпионской деятельностью.

Вам предстоит защищать этого офицера в суде.

Вопрос

На чем вы будете строить защиту своего клиента?

Комментарии

Шпионы, пойманные на месте, не могут быть наказаны без предварительного суда.

Если они не пойманы на месте и впоследствии попали в руки противника, то получают статус покровительствуемых лиц (в данном случае - военнопленного).

В Третьей Женевской Конвенции о шпионах ничего не говорится.                      В положениях Дополнительного Протокола -1 ст.46 п.4 основное значение придается факту захвата во время совершения шпионских действий.

Ситуация 5

Происходит вооруженный конфликт между колониальным правительством и национально-освободительным фронтом, представляющим интересы части местного населения.

В ходе конфликта гражданских лиц убивают, с ними жестоко обращаются, их семьи разлучают, жителей увозят из своих деревень, дома поджигают, а детей депортируют.

Вопросы

  1. Какие конвенции и нормы права предусматривают защиту гражданского населения?
  2. Как это обязательство должно соблюдаться и осуществляться                         на практике?

Комментарии

До 1977 года национально-освободительные войны не рассматривались в качестве международных конфликтов (ЖК — 1-1У ст.З). С принятием Дополнительного Протокола 1 им придан статус международных вооруженных конфликтов, поэтому все 4 Женевские конвенции полностью применимы к таким войнам.

Все действия, описанные в этой ситуации, являются грубыми нарушениями международного гуманитарного права. (ЖК-1У, ст.147; ДП-1 ст. 85)

Ситуация 6

Между Рокландией и Брусландией возникает вооруженный конфликт. Рокландия нарушили права человека, когда заключила под стражу всех проживающих на ее территории выходцев их Брусландии Брусландскаж армия переходит границу и занимает один из городов. Всех жителей этого города немедленно депортируют в Брусландию и интернируют в одном из лагерей.

Вопрос

К какой категории жертв войны относятся эти люди?

Комментарии

Жертвами конфликта стали гражданские лица (некомбатанты). На них распространяется Конвенция 1У ст.47-48, 27-34, посвященные оккупированным территориям. В данном случае речь идет о депортировании, которое воспрещается независимо от его мотивов. Этих людей необходимо как можно быстрее вернуть на родину.

Ситуация 7

Несколько тысяч людей бежали из своей страны и нашли убежище                  в соседнем государстве, где их разместили в лагерях для беженцев.                          В результате стычек, происходящих на границе, район, в котором расположены лагеря, оказывается в оккупированной зоне, но говорить                       о настоящем вооруженном конфликте не приходится.

Некоторые отряды местного ополчения поддерживают оккупирующую державу и начинают преследовать беженцев в их лагерях, доводя дело                    до кровопролития, однако оккупирующая Держава никак на это не реагирует.

Вопросы

  1. Имеет ли место международный конфликт?
  2. Каковы обязанности оккупирующей державы?

Комментарии

В данном случае серьезные вооруженные столкновения между вооруженными силами обоих государств не происходили (отсутствовало вооруженное сопротивление: ЖК 1-1У ст.2 абз.2). Тем не менее, в этой ситуации применяются положения Женевской конвенции 1У, касающейся защиты гражданского населения во время войны.

Обязанность принимать беженцев обусловлена принципом гуманности. Государство несет ответственность за акты насилия, совершаемые с его территории и направленные против территории другого государства.

Ситуация 8

Освободительное движение, базы которого находятся в соседней стране, намеревается свергнуть правительство своей собственной страны и изменить политическую систему.

Для осуществления своих планов оно прибегает к услугам наемников из разных стран. Операцию по свержению правительства наемники разрабатывают на территории иностранного государства, властям которого известны их планы. Наемникам удается проникнуть на борт гражданского самолета, вылетающего в страну, где должен совершиться переворот. Когда самолет приземляется в аэропорту, полиция обнаруживает у них оружие. Наемники силой захватывают другой самолет и вынуждают летчика доставить их в указанный ими пункт назначения.

Вопросы

  1. Идет ли речь о международном вооруженном конфликте?
  2. Могут ли наемники, захваченные в плен, требовать, чтобы с ними обращались как с военнопленными?

Комментарии

В данном случае речь идет не о международном вооруженном конфликте. Государство, правительство которого планируется свергнуть, и государство, на территории которого готовится этот переворот, не находятся в состоянии войны. Наемники не входят в состав вооруженных сил второго государства. Это лица, вступающие за плату в вооруженную борьбу в защиту противоправных режимов. Наемники не находятся под покровительством международного права, они не могут рассматриваться как законные комбатанты и требовать, чтобы с ними обращались как с военнопленными. Они наказываются как уголовные преступники.

II. Основной этап

В каждой группе «юристов» по одному суворовцу получают карточки  с одинаковыми ситуациями для анализа.

Далее суворовцы садятся по парам для осуществления взаимоконтроля (в паре работают суворовцы из разных групп, получившие одинаковые карточки).

После этого каждая пара выносит свою ситуацию на обсуждение всей группы. Группа должна определить, верный ли ответ получен. Если оба суворовца выполнили задание верно, они получают 10 очков.

Если при выполнении задания они получили разные ответы, но при взаимоконтроле они сами нашли, какой из ответов верный, то верно решившему суворовцу дается 15 очков, а неверно решившему - 5 очков. Если при взаимоконтроле суворовцы не смогли определить, кокой из ответов верен, они излагают оба ответа взводу.

Эксперты обсуждают полученный результат, чтобы определить, какой из ответов верен. Суворовец, давший верный ответ, получает 10 очков.

Если оба суворовца получили неверные ответы, то группа, нашедшая верное решение, получает 15 очков.

Эксперты фиксируют очки каждой группы в оценочной таблице.

Первая группа

Вторая группа

ФИ суворовца

Кол-во очков

ФИ суворовца

Кол-во очков

III. Завершающий этап

Экспертная группа подводит итоги, подсчитывая количество очков. Преподаватель анализирует задания, вызвавшие наибольшие сложности.

Целесообразно игру завершить дискуссией обобщающего характера:

Право и война. Сопоставимы ли эти два понятия?

«Война, - как отмечал Ф.Ф. Мартенс, - представляется таким страшным бедствием и до такой степени возбуждает животные страсти человека, что только сознание права и закона может служить в этом случае надлежащим тормозом, сдерживающим порывы к совершению непростительных варварств и по возможности ослабляющим ужасные последствия войны».

Даже у войны есть пределы. Такие пределы уже записаны в четырех Женевских конвенциях и двух Дополнительных Протоколах. Но слишком часто их положения не соответствуют реалиям поля боя.

  • Почему же их систематически нарушают?
  • Достаточны ли они?
  • Не нужно ли что-нибудь изменить?
  • Какой вклад в решение этой проблемы могут внести суворовцы - будущие воины Российской армии.

При обсуждении вопросов можно использовать дополнительный материал.

Мир меняется. Меняются государства, меняется сама природа войны, вооруженного насилия. Ставится под вопрос универсальность гуманитарных норм. Есть группы, которые считают, что к ним закон не относится. Они говорят: «Наше дело правое, и на нас ограничения не распространяются». Такой подход свидетельствует о возрождении чрезвычайно опасной концепции «справедливой войны». Гуманитарные организации используются для получения преимуществ. На них совершаются все больше нападений, их сотрудников берут в заложники и используют для ведения торга. Даже попирается эмблема Красного Креста и Красного Полумесяца.

Почему же необходимо соблюдать нормы международного гуманитарного права?

  • Законность: соблюдение норм международного гуманитарного права, которые одинаково применимы ко всем сторонам, вовлеченным в конфликт, позволяет «играть по правилам».
  • Взаимность: если войска одной стороны в конфликте соблюдают нормы международного гуманитарного права, возрастает вероятность того, что и противная сторона будет поступать таким же образом. Иначе будет другая картина. Например, вначале «битвы за Британию» авиация фашистской Германии стремилась наносить авиаудары по аэродромам и объектам авиационной промышленности Великобритании. Однако, немецкие бомбы (возможно случайно) упали на жилые кварталы Лондона. Следующей ночью свыше 80 бомбардировщиков ВВС Великобритании осуществили налет на Берлин. А Гитлер приказал

Люфтваффе приступить к целенаправленной бомбардировке Лондона и других городов.

  • Дисциплина: соблюдение норм международного гуманитарного права - это, прежде всего, поддержание в войсках уставного порядка и дисциплины. Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев подчеркивал: «Военная дисциплина чтоб в самовышнем градусе содержана была, и люди команды вашей, а хотя б то и в земле неприятельской, где точно приказано, не будет, отнюдь ни какого не только насилия, ниже малейшего озлобления живущим обывателям по трактату не причинили, и с объявлением таковым, что всякий явившейся сего в непослушание, примерным и жестоким образом наказан будет».
  • Экономия сил и средств: расходование боеприпасов по целям, не имеющим военного значения, не имеет смысла, так как не способствует разгрому противника.
  • Ожесточенность сопротивления противника: противник, терпящий поражение, будет сопротивляться до последнего, если знает, что ему не предложат достойных условий капитуляции. Не случайно в директиве                     № 11072 Ставки Верховного Главнокомандования РККА, изданной в апреле 1945 года, отмечалось, что «более гуманное отношение к немцам облегчит нам ведение боевых действий на их территории и, несомненно, снизит их упорство в обороне».
  • Нейтралитет населения противной стороны: репрессии израильской армии по отношению не только к палестинским боевикам, но и  к их родственникам на оккупированных территориях обычно приводили                  к обратному результату - росту рядов Сопротивления.
  • Поддержка со стороны общественного мнения: поражению армии США во вьетнамской войне во многом способствовали антивоенные настроения американского общества, особенно после предания гласности информации о резне, учиненной американскими солдатами в деревне Сонгми.
  • Скорейшее восстановление мира: войны и вооруженные конфликты рано или поздно заканчиваются. Сторонам, чьи вооруженные силы соблюдали в своих действиях нормы международного гуманитарного права, будет легче со временем восстановить нормальные отношения, если              в памяти их народов не останется горьких обид И взаимных обвинений                    в совершенных военных преступлениях.

Очевидно, чтобы международное гуманитарное право эффективно соблюдалось, требуется приложить много усилий всех стран. Только тогда удастся сдвинуть инерцию милитаристского мышления, бесчеловечных войн, применения средств, уничтожающих человеческую личность и добиться того, чтобы в XXI веке господствовала сила права, а не право силы. В

Российской военной доктрине один из главных приоритетов состоит                в том, чтобы при разрешении международных конфликтов,                                       при предотвращении войны, использовать политические и другие невоенные средства.


Список литературы

  1. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. - М.: МККК, 2001
  2. Конституция Российской Федерации. - М.: 1993
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: 2006
  4. Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: МО РФ, 2001
  5. Большой энциклопедический словарь. - СПб: «Норинг», 1997
  6. Гассер Х.П. Международное гуманитарное право. Введение. -                  М.: МККК, 1999
  7. Кодекс поведения участников боевых действий. - М.: МККК, 2011
  8. Локашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических факультетов и вузов. - М.:  БЕК, 1997
  9. Международный Комитет Красного Креста. Известно ли Вам? -              М.: МККК, 1996
  10. МККК. Отвечаем на ваши вопросы. МККК, Москва, 2010
  11. Муллинен де Ф. Право войны. Руководство для вооруженных сил.- М.: МККК, 2011
  12. Пикте Жан Развитие и принципы между народного гуманитарного права. - М.: МККК, 2003
  13. Суворов А.В. Наука побеждать. – М.: Воениздат, 1987
  14. Человеколюбие как элемент военного искусства. – М.: МККК, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации при проведении уроков физической культуры в лицее с использованием спортивной игры в баскетбол.

Методические рекомендации при проведении уроков физической культуры в лицее с использованием спортивной игры в баскетбол.Ловля мяча. Классификация передачи мяча....

Методические рекомендации к проведению учебно - профилактической игры "Волшебники в стране Здоровья!"

Методические рекомендации к игре «Волшебники в стране здоровья» (профилактика употребления психоактивных веществ учащимися начальной школы)....

Методические рекомендации «Методика проведения классных часов по изучению Конвенции ООН о правах ребенка»

Методические рекомендации «Методика проведения классных часов по изучению Конвенции ООН о правах ребенка» призваны помочь классным руководителям подготовиться  к проведению классных часов по данн...

Методические рекомендации по проведению открытого урока, посвящённого дате начала Первой мировой войны

Первая мировая война 1914-1918 гг. − одно из крупнейших, переломных событий мировой истории. Этот беспрецедентный по масштабам катаклизм привел к потере миллионов человеческих жизней, падению нескольк...

Методические рекомендации по проведению открытого урока по ОБЖ для 11 класса на тему: «Права и ответственность военнослужащих»

Методические рекомендации по проведению открытого урока по ОБЖ для 11 класса на тему: «Права и ответственность военнослужащих» позволяют провести открытый урок с цулью более углубленного и...

СЦЕНАРИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Воспитание патриотизма, российской гражданской идентичности,духовно-нравственных качеств личности — важнейшая цель российскогообразования. Неисчерпаемым ресурсом воспитания патриотических качест...

Методические рекомендации по проведению игры « Снайпер»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПОЧИНКОВСКИЙ  ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»...