Мониторинг качества результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-11 классов
материал на тему

 Шишкина Любовь Васильевна

Цель Программы – обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-11 классов гимназии.

Задачи Программы:

ü оценка качества результатов освоения учащимися 1-11 классов основной образовательной программы по следующим дисциплинам: русский язык, литература, литературное чтение, окружающий мир, математика, информатика и ИКТ, физика, химия, биология, история, обществознание, право, география, английский язык; установление соответствия показателей качества требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ГОС;

ü  осуществление отбора, адаптации и проектирования оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве результатов освоения основной образовательной программы;

ü  создание и развитие технологии осуществления мониторинговых процедур, предполагающей непрерывный контроль уровня подготовки обучающихся;

ü  формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;

ü  методическое сопровождение педагогов в процессе осуществления мониторинга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_monitoringa.doc404.5 КБ

Предварительный просмотр:


  1.  Обоснование актуальности.

Чтобы иметь будущее,

нужно быть готовым

сделать что-то новое

П.Друккер

Стратегической целью государственной политики в области образования является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В этой связи возникает необходимость формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг в каждом общеобразовательном учреждении.

Федеральная и региональная  целевые программы развития образования определяют развитие системы оценки качества образования как одну из основных задач образовательной политики.  Приоритетным является обеспечение гарантии доступного качественного образования через развитие его содержания, технологий, форм, системы оценивания качества.

Однако требования нормативных документов вступают в противоречие с реально существующей ситуацией:

  • между потребностью общества и государства в объективной и достоверной оценке качества образования, с одной стороны, и применяемыми в ОУ самостоятельными измерениями результатов обученности учащихся, с другой;
  • между необходимостью оценки результатов достижения учащимися государственных образовательных стандартов, с одной стороны, и недостаточной разработанностью КИМов на школьном уровне, их несоответствием современному компетентностному подходу к обучению, с другой;
  • между необходимостью проведения системных мониторинговых исследований качества результатов учащихся на уровне ОУ как основы для принятия управленческих решений, с одной стороны, и существующей практикой внутригимназического контроля, построенной в большей степени на констатации фактов, с другой. Таким образом, актуализируется проблема отсутствия целостной внутригимназической системы мониторинга качества результатов освоения основной образовательной программы.

Все это и обусловило необходимость разработки программы «Мониторинг качества  результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-11 классов МАОУ «Гимназия №1»         (далее - Программа).

В рамках Программы проводится мониторинг качества предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начальной школы в 1-4 и 5-7-х  классах, реализующих ФГОС.

Математика и русский язык выбраны для мониторинга как предметы, подлежащие обязательной государственной (итоговой) аттестации для учащихся 9-х, 11-х классов, в целях контроля за подготовкой к региональным экзаменам в 4-х, 7-х, 8-х классах,  что делает актуальной информацию об уровне обученности учащихся.

Математика, кроме того, является профильным предметом в естественно-математических классах. Также профильными являются в нашем ОУ обществознание, право, литература  (в социально-гуманитарных классах), физика, химия, биология  (в естественно-математических классах).

Вместе с тем для проведения мониторинга в рамках данной Программы определены общеобразовательные предметы, экзамены по которым выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору.

Результаты сдачи ЕГЭ за три последних года размещены в диаграмме.

Средний балл по результатам сдачи экзаменов государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ за 2011-2013 гг.  

                 

Очевидна необходимость продолжения мониторинга по данному направлению.

2. Теоретическое обоснование Программы.

Нормативными основаниями для разработки данной Программы являются следующие документы:

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02.2010 Пр-271);
  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012г.;
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (07.02.11 № 163-р);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (06.10.2009 № 373);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (17.12.2010 № 1897);
  • Государственный стандарт среднего общего образования

(5 марта 2004 г. N 1089);

  • Программа развития МАОУ «Гимназия №1».

Теоретическими предпосылками разработки Программы стали работы, связанные с заявленной проблематикой:

  • качество образования и управление им (М.М. Поташник);
  • совершенствование управления образовательными системами (Т.Н. Шамова);
  • особенности функционирования и развития систем управления качеством образования (Ю.А. Конаржевский, В.П. Панасюк).

Анализ теоретических положений позволил сформулировать ряд положений, имеющих значимость для данной Программы.

Мониторинг в Программе рассматривается как система мер по непрерывному отслеживанию качества результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-11 классов гимназии, их соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), ФГОС ООО,  государственных образовательных стандартов (ГОС).

В ходе реализации Программы мониторинг как средство повышения качества образования  выполняет следующие функции:

  • контрольно-диагностическую - получение достоверной и объективной информации о степени освоения учащимися основной образовательной программы;  
  • корректирующую - выявление и классификация проблем в учебной деятельности, выяснение причин ее неуспешности, анализ и дальнейшая корректировка педагогической деятельности;
  • коммуникативно-информационную - обеспечение обратной связи между участниками мониторинга;
  • управленческую - принятие управленческих решений по коррекции образовательного процесса на основе анализа;
  • прогностическую - накопление информации об успешности образовательной деятельности гимназии, позволяющей выстраивать прогнозы образовательных эффектов от реализации современных целей образования.

В основу проведения мониторинга по данной Программе положены следующие принципы:

  • реалистичности требований, норм и показателей качества обученности, их социальной и личностной значимости;
  • открытости, прозрачности процедур оценки качества обученности;
  • инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
  • доступности для различных групп потребителей информации о состоянии качества образования, соответствии результатов освоения основной образовательной программы учащихся требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ГОС;
  • соблюдения  морально-этических норм при проведении процедур оценки качества   результатов освоения ООП.

К основным понятиям программы относятся следующие:

педагогический мониторинг - системы сбора, обработки, анализа, хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающей непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития. Педагогический мониторинг позволяет получить, упорядочить и систематизировать информацию об исследуемом процессе, поступающую из различных источников;

измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам;

качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и  государственным требованиям и (или) потребностям заказчика образовательных услуг;

система оценки качества образования — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами внутришкольного управления, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования,  а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования, принятие эффективных управленческих решений.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы - включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

       Оптимальной документальной формой фиксации планируемых предметных результатов по годам обучения являются рабочие программы соответствующих учебных предметов, являющиеся составной частью основной образовательной программы в целом (С.Н. Кучер). 

Что касается метапредметных результатов, то на ступени начального общего образования они зафиксированы в рамках межпредметной программы формирования универсальных учебных действий.

       Метапредметные результаты –  это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

     Личностные результаты -   это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Они зафиксированы в рамках программ:

  •    внеурочной деятельности;
  •   духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;
  •   формирования культуры здорового безопасного образа жизни.

Основанием для измерения результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-4-х классов являются федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, учащимися 5а,5б - ФГОС ООО, 4-11 классов - государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Инструментарий мониторинга составляют следующие материалы:

- контрольно-измерительные материалы;

-  контрольные работы;

- проверочные работы;

- тесты;

- итоговые комплексные работы в 1-4 классах.

Методы сбора информации – тестирование, анкетирование, наблюдение,  анализ.

Потребители мониторинга:

- администрация гимназии;

- педагоги;

- родители;

- учащиеся.

3. Модель  мониторинга оценки качества  результатов освоения
основной образовательной программы

4. Цели и задачи Программы. Объект и предмет мониторинга. Ожидаемые результаты.

Цель Программы – обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-11 классов гимназии.

Задачи Программы:

  • оценка качества результатов освоения учащимися 1-11 классов основной образовательной программы по следующим дисциплинам: русский язык, литература, литературное чтение, окружающий мир, математика, информатика и ИКТ, физика, химия, биология, история, обществознание, право, география, английский язык; установление соответствия показателей качества требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ГОС;
  • осуществление отбора, адаптации и проектирования оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве результатов освоения основной образовательной программы;
  • создание и развитие технологии осуществления мониторинговых процедур, предполагающей непрерывный контроль уровня подготовки обучающихся;
  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;
  • методическое сопровождение педагогов в процессе осуществления мониторинга.

Объект мониторинга –  результаты освоения учащимися ООП.

Предмет мониторинга – степень соответствия результатов освоения учащимися 1-11 классов ООП по выбранным дисциплинам требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО,  ГОС.

Ожидаемые результаты:

  • наличие внутригимназической системы мониторинга качества  результатов освоения ООП учащимися 1-11 классов гимназии;
  •  обеспечение необходимой информацией запросов пользователей;
  • достижение качества образования учащихся гимназии, удовлетворяющего социальным запросам и требованиям федеральных государственных образовательных стандартов на оптимальном уровне;
  • обеспечение успешного обучения на следующей ступени образования;
  • обеспечение методической и информационной поддержки развития внутригимназической, системы оценки качества образования;
  • наличие аналитической базы для принятия обоснованных, своевременных и эффективных управленческих решений.
  1. Организация и проведение мониторинга качества результатов освоения образовательной программы.

Начальная школа

    Существуют внешняя и внутренняя оценка качества результатов освоения основной образовательной программы начальной школы.

   Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации ОУ и т.п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей.

В системе оценивания в начальной школе лицея используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом.

Особенности системы оценки образовательных результатов начальной школы в условиях введения ФГОС:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования);
  • включение обучающихся в активную контрольно-оценочную деятельность;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений младших школьников;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

Таким образом, система оценивания, направленная на получение информации, позволяет учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.

Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к гимназии,
  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

       Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности гимназии.

Однако текущая (выборочная) оценка  личностных результатов осуществляется в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов):

  •  оценка личностного прогресса в форме портфолио;
  • оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры);
  • психологическая диагностика (проводится по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей).

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в основной образовательной программе.

В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном во ФГОС, предметные результаты содержат в себе:

  • систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (далее — систему предметных знаний);
  • систему формируемых действий (далее — систему предметных действий), которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

Однако при оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы  знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.

Действия с предметным содержанием (или предметные действия) — вторая важная составляющая предметных результатов.

Однако на разных предметах эти действия выполняются с разными объектами, например: с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы, с музыкальными и художественными произведениями и т. п.

Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий, сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску. Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий — при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью срезовых работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Мониторинг качества результатов организуется на основе диагностических методов по этапам:

1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс, начало учебного года во 2 классе)

2 этап – текущая диагностика (в ходе изучения программного материала)

3 этап – промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения)

4 этап  - итоговая диагностика (в конце  4 класса).

              Задача мониторинга -  выявить:

- соответствие знаний учащихся планируемым результатам на базовом и повышенном уровне;

- эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения;

- уровень сформированности  универсальных учебных действий.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Модели оценочной деятельности: внутренняя оценка

Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах

мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в лицее и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдение, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения.  При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например, сформированности вычислительных навыков, выразительности чтения и т.д.), а также самоанализ и самооценка обучающихся.

При промежуточной аттестации учащихся первых классов используется система качественных оценок, основанная на двузначной номинальной оценочной шкале («освоил программу учебного года»; «не освоил»). (замаскированно-отметочное-Кучер)

 При осуществлении текущего контроля успеваемости первоклассников оптимальным организационно-педагогическим решением является использование слабо формализованной системы развернутых вербальных замечаний (в том числе поощрительного, стимулирующего характера), методических указаний, индивидуальных рекомендаций (советов) учителя, даваемых обучающимся по результатам проверки выполняемых ими в течение года учебных, тренировочных и контрольных работ, предусмотренных программой.

Таким образом, наиболее приемлемым при промежуточной аттестации первоклассников является срезовый подход, то есть установление факта освоения ими программы учебного года по результатам проведения годовых контрольных работ по обязательным предметам учебного плана.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и проводится в форме накопительной оценки, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности.

Источником накопительной оценки служат данные Листов наблюдения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ учащихся, составляющие портфолио.

Итоговая демонстрация общей подготовки будет  проводиться в форме выставки результатов проектной работы, которая велась ребенком на протяжении четвертого года обучения под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей, или в форме комплексной письменной работы, охватывающей наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты.

Циклограмма мониторинга качества результатов обучающихся

Результаты

Вид контроля

стартовый

текущий

промежуточный

итоговый

личностный

1 кл

сентябрь

-

конец года

4кл

апрель

2 кл

сентябрь

предметный

-

-

4 кл апрель

2 кл.

сентябрь

ноябрь,

декабрь

конец года

4 кл апрель

метапредметный

1 кл

сентябрь-октябрь

-

-

4 кл

апрель

2 кл.

сентябрь

ноябрь,

декабрь

конец года

4 кл

апрель

Формы контроля и учета образовательных результатов обучающихся

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- диктант

- контрольное списывание

- тестовые задания

- изложение

- доклад

-творческая работа

- итоговая комплексная  контрольная работа

- диктант

- изложение

- контроль техники чтения

анализ динамики текущей успеваемости

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к  выставлению отметок);
  • тексты итоговых комплексных контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио;  
  • результаты психолого-педагогических исследований.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы –  Портфолио.

В портфолио учеников начальной школы, который используется для оценки освоения основной образовательной программы результатов начального общего образования,  включаются следующие материалы:

1.Выборки детских работ.

2.Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной  и досуговой деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, – отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.

Основная и средняя школа

Данная Программа предполагает реализацию следующих видов  контроля

Таблица № 2

№ п/п

Наименование этапа

Период

Основные задачи

Использование результатов

1

Входной контроль

В начале изучения предмета

Выявление в подготовке учащихся несоответствия требованиям к результатам освоения содержания пройденного (изученного)  курса

Определение индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от уровня обученности учащихся

2

Текущий контроль

В ходе изучения предмета

Стимулирование учащихся к обучению и своевременная корректировка возникающих затруднений

Разработка мер, направленных на устранение затруднений учащихся

3

Промежуточный  контроль

По окончании 1 полугодия учебного года

Контроль качества освоения основной образовательной программы на данном рубеже

Коррекция системы обучения на 2 полугодие

4

Итоговый контроль

По окончании изучения предмета

Выявление уровня обученности учащихся

Коррекция

деятельности учителя в учебном процессе

1. Входной  контроль,  позволяющий  определить уровень обученности на начало изучения дисциплины, осуществляется на гимназическом  уровне заместителями директора гимназии  совместно с руководителями предметных ШМО и педагогами-предметниками. Результатом является обобщенное системное представление о состоянии преподавания предметов и деятельности образовательного учреждения по выполнению программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, выработка прогнозирующей информации (таблица № 3)

 Контрольно-измерительные материалы – тестовые и контрольные  задания.

Таблица № 3

Предмет

Параллель классов

Сроки

математика

5-11

Сентябрь-октябрь

русский язык

5-11

Сентябрь-октябрь

физика

8-11

Сентябрь-октябрь

информатика и ИКТ

8-11

Сентябрь-октябрь

обществознание

10-11

Октябрь

история

5-11

Сентябрь-октябрь

литература

5-11

Сентябрь-октябрь

английский язык

5-11

Сентябрь-октябрь

химия

8-11

Сентябрь-октябрь

биология

6-11

Сентябрь-октябрь

география

6-11

Сентябрь-октябрь

  1. Текущий  контроль осуществляется:
  1. На гимназическом  уровне заместителями директора гимназии совместно с руководителями ШМО и педагогами-предметниками для анализа уровня освоения основной образовательной программы и дальнейшей корректировки педагогической деятельности.

  Результатом является обобщенное системное представление о состоянии преподавания предметов и деятельности лицея по выполнению программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, выработка прогнозирующей информации (таблица № 4).

Таблица № 4

Уровень

Предмет

Параллель классов

Тема контроля

Сроки

Гимназический

математика, русский язык, иностранный язык

5

Фронтально-обзорный контроль «Адаптация учащихся 5-х классов»

сентябрь

математика, русский язык, иностранный язык, биология, география, физика, химия, история, обществознание, право,  информатика

10

Классно-обобщающий контроль в 10-х классах

сентябрь

математика, русский язык, иностранный язык, биология, география, физика, химия, история, обществознание, ОБЖ, информатика

8

Комплексно-обобщающий контроль  в 8-х классах

январь

математика, русский язык, иностранный язык, биология, география, физика, химия, история, обществознание, информатика

9

Тематический контроль «Состояние учебно-воспитательной работы в 9-х классах»

февраль

математика

6

Предметно-обобщающий контроль «Формирование ОУУН по математике в 6-х классах»

март

математика, русский язык, иностранный язык, биология, география, физика, химия, история, обществознание, информатика

11

 Тематически-обобщающий контроль «Контроль за ходом подготовки к аттестации учащихся 11 классов»

март

математика, русский язык, иностранный язык, биология, география, физика, химия, история, обществознание

7

Комплексно-обобщающий контроль в 7-х классах

апрель

В зависимости от поставленных целей и выполняемых задач мониторинг проводится в виде:

  • системы зачётов на определённом промежутке времени по одной или нескольким темам;
  • системы самостоятельных работ, отслеживающих уровень усвоения знаний в течение учебной четверти;
  • системы контрольных работ в течение учебного года;
  • тестирования

    - диагностические работы в виде тестов для учащихся 9, 11 классов.

3. Промежуточный контроль осуществляется на гимназическом  уровне  руководителями и педагогическими работниками гимназии, руководителями предметных методических объединений в конце 1 полугодия. Результатом является обобщенное системное представление о состоянии преподавания предметов и деятельности образовательного учреждения по выполнению программ за 1 полугодие учебного года в соответствии с государственными образовательными стандартами, поставленными целями функционирования и развития, выработка прогнозирующей информации (таблица № 5).

    Контрольно-измерительные материалы – тестовые и контрольные  задания.

Таблица № 5

Предмет

Параллель классов

Сроки

математика

5-11

декабрь

русский язык

5-11

декабрь

физика

8-11

декабрь

информатика и ИКТ

8-11

декабрь

обществознание

10-11

декабрь

история

5-11

декабрь

литература

5-11

декабрь

английский язык

5-11

декабрь

химия

8-11

декабрь

биология

6-11

декабрь

география

6-11

декабрь

4. Итоговый  контроль осуществляется:

  • На гимназическом и  муниципальном уровне с целью оценки качества подготовки выпускников основной и средней  школы по окончании учебного года

 Контрольно-измерительные материалы – тестовые задания, контрольные работы.

  • На федеральном (региональном) уровне в форме обязательной государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике выпускников 9 классов. Материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта (таблица № 6).
  • Контрольно-измерительные материалы – задания ГИА-9, тексты сборников заданий для проведения письменного экзамена за курс основной школы.
  • На федеральном уровне в форме обязательной государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике выпускников 11 классов, экзаменов по выбору выпускников средней школы. Аттестация проводится по материалам, предоставляемым Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). Материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта (таблица № 6).

Контрольно-измерительные материалы – задания ЕГЭ.

Таблица № 6

Уровень

Предмет

Параллель классов

региональный

математика, русский язык;

предметы, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации

9

федеральный

математика, русский язык

предметы, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации

11

гимназический

математика

5-11

русский язык

5-11

физика

8-11

информатика и ИКТ

8-11

обществознание

10-11

история

5-11

литература

5-11

английский язык

5-11

химия

8-11

биология

6-11

география

6-11

5. Этапы реализации Программы.

I этап – организационный (2013-2014 учебный год).  Апробация рабочего инструментария для проведения мониторинговых измерений, обработки, анализа, хранения, представления информации. Анализ деятельности по I этапу, корректировка планов дальнейших действий.

II этап – основной (2014-2017 учебный год). Реализация Программы. В конце каждого учебного года – анализ результатов, корректировка планов дальнейших действий.

III этап – обобщающий (2018-2019 учебный год). Завершение реализации Программы. Обобщение результатов работы, сопоставление с поставленными целями и задачами, оценка эффективности Программы. Создание информационного банка данных мониторинга качества предметных результатов освоения основной образовательной программы.


Приложение № 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Мониторинговый показатель

Способ получения информации

Способ использования информации

Параметр

Критерий

Субъекты монито-ринга

Объекты мониторинга

Контроль-ные точки

Методика сбора информа-ции

Инстру-ментарий

Форма сбора ин-формации

Субъекты монито-ринга

Цель использо-вания

Уровень доступа

Уровень усвоения государственных образовательных стандартов

Соответствие предметных результатов освоения обучающимися  основной образовательной программы

Заместители директора лицея , руководители  ШМО и учителя ОУ

1

рус.язык

математика

лит. чтение

окр.мир

апрель

Тестирование

КИМ в виде тестовых работ

Результаты выполнения работы

Директор гимназии

Выявление динамики и тенденций в освоении ООП, организация повышения квалификации педагогов

Полный

2

сентябрь

ноябрь

декабрь

апрель

май

3

рус.язык

математика

лит.чтение

окр.мир

сентябрь

ноябрь

декабрь

апрель

май

Заместители директора по УВР

Анализ и интерпретация монито-ринговой информации

Полный

4

рус.язык

математика

лит.чтение

окр.мир

сентябрь

ноябрь

декабрь

апрель

май

Руководители ШМО

Принятие обоснован-ных управ-ленческих решений

Полный

5

математика

рус.язык

история

литература

иностранный язык

сентябрь

декабрь

май

6

Математика

рус.язык

история

литература

иностранный язык

биология

география

сентябрь

декабрь

март

май

7

Математика

рус.язык

история

литература

иностранный язык

биология

география

 сентябрь

декабрь

апрель

май

Учителя

Коррекция методов, форм и средств педагогической деятельности

Полный

8

Математика

рус.язык

история

литература

иностранный язык

биология

география

физика

информатика

сентябрь

декабрь

январь

май

 

 

 

9

Математика

рус.язык

история

литература

иностранный язык

биология

география

физика

информатика

сентябрь

декабрь

февраль

май

июнь

 

 

 

Обучающиеся

Коррекция учебной деятельности на осно-ве информации об индивидуальных результататх

Частичный

рус.язык

математика

ГИА

Родители (законные представители), представители общественности

Обеспечение достоверной и оперативной информацией об индивидуальных результатах обучающегося

Частичный

экзамены по выбору

ГИА, традиц. форма 

10

математика

рус.язык

физика

информат.

обществозн.

англ.язык

химия

биология

география

иностранный язык

история

литература

сентябрь

декабрь

май

Представители органов управления образованием

Отчет в вышестоящие организации, определение стратегических направлений развития системы образования

Полный

11

математика

рус.язык

физика

информат.

обществозн.

англ.язык

химия

биология

география

иностранный язык

история

литература

сентябрь

декабрь

март

май

июнь

рус.язык

математика

ЕГЭ

экзамены по выбору

ЕГЭ

Приложение 2

Циклограмма внутригимназического мониторинга предметных результатов

Предметы\классы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Русский язык

2-11

3

2

2-11

8

9

6

7

2-11

9, 11

Математика

2-11

3

2

2-11

8

9

6

7

2-11

9, 11

Литературное чтение

2

Окружающий мир

2

4

Иностранный язык

5-11

5-11

8

9

6

7

5-11

9, 11

Физика

8-11

10-11

8-11

8

9

6

8-11

9, 11

Обществознание

10-11

8

9

6

7

9, 11

История

5-11

5-11

8

9

6

7

5-11

9, 11

Химия

8-11

8-11

8

9

6

8-11

9, 11

Биология

6-11

6-11

8

9

6

7

6-11

9, 11

География

6-11

6-11

8

9

6

7

6-11

9, 11

Информатика

8-11

10-11

8-11

8

9

6

8-11

9, 11


Шишкина Любовь Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка метапредметных результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.

Составление метапредметных заданий для  уроков  биологии и их оценивание....

Доклад учителя изобразительного искусства Харло Ольги Николаевны МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и система оценки достижения планируемых результатов

Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности  УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных поло...

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

«Оценка качества достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы по общественным дисциплинам»

К технологии оцениванию знаний необходимо подходить, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровен...

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися...

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащихся

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися...